Рабочая программа спецкурса по математике в 10 классе «Уравнения и неравенства с модулем» 2часа в неделю
рабочая программа по математике (10 класс) на тему
Рабочая программа спецкурса по математике для 10 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_spetskursa_matematika10.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 р.п. Мулловка
муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель МО __________Е.В.Мустафина Протокол № 1 от « 29 » августа 2018 г. | Заместитель директора по УР ____________ « 29 » августа 2018 г. | Директор школы ____________ И.В.Мустафина Приказ № от « 30 » августа 2018 г. |
А.А.Макиенко Рабочая программа Наименование спецкурса: Математика «Уравнения и неравенства в курсе алгебры» Класс: 10 Б Учитель: Серкова Винира Хатипяновна Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа Год составления программы: 2018 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа спецкурса по математике для 10 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положения МБОУ СШ №1 р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области «О порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, элективным курсам, внеурочной деятельности (ФГОС)», на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2018г.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 70 часов в год. Данный спецкурс является предметно – ориентированным для выпускников 10 класса общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на
расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изученный материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
На занятиях спецкурса «Уравнения и неравенства в курсе алгебры» рассматриваются уравнения и неравенства, используемые при поступлении в ВУЗы и способствующие повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, составлять несложные алгоритмы.
Спецкурс «Уравнения и неравенства в курсе алгебры» предназначен для учащихся 10 класса, желающих научится решать уравнения, неравенства и задачи и собирающиеся после окончания школы поступать в учебные заведения, в которых предъявляются высокие требования к математической подготовке абитуриентов. Выбор темы связан ещё и с тем, что учащимся недостаточно программных заданий и время, отведенное, на её изучение не позволяет учащимся получить достаточные навыки решения задач. Поэтому учащиеся встречаются с трудностями на конкурсных экзаменах при поступлении в ВУЗ.
Многие учащиеся средней школы не способны к длительной умственной деятельности и не владеют различными её формами. Из процесса решения задачи у них часто выпадает этап поиска решения. Каждая задача имеет идейную и техническую сложность. Идейная часть решения дает ответ на вопрос, как решать задачу, техническая часть представляет собой реализацию найденной идеи. Есть задачи, в которых главное - найти идею решения. А есть задачи, в которых идея решения, путь решения достаточно очевидны, однако их реализация требует очень большой по объёму вычислительной работы, так что довести решение оказывается под силу далеко не каждому ученику.
Занятия на спецкурсе должны в равной степени способствовать развитию умения решать обе задачи. Хотя сделать это достаточно сложно. Это объясняется тем, что в алгебре существует целая серия алгоритмов решения типовых задач. Помимо знаний многочисленных методов решения, необходимо иметь опыт и интуицию, применять универсальные подстановки. Тем не менее, есть общие положения, позволяющие найти путь решения задач. Они рассматриваются на спецкурсе . Считается, что основная рекомендация состоит в том, что « для того, чтобы научится решать задачи, нужно решать их!».
Цели изучения математики:
- создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности и для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Продолжить овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания математики в 10 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять математических факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык математики для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования к математической подготовке учащихся
Уровень обязательной подготовки обучающихся:
- применятьосновные приёмы при работе с модулем, параметром;
- уметь анализировать и выбирать оптимальные способы решения уравнений и неравенств;
- уметь решать линейные и квадратные уравнения и неравенства с модулем, параметром;
- уметь воспроизводить понятие модуля, его свойства, алгоритмы построения графиков функций, схемы решения уравнений и неравенств с модулем, параметром;
- уметь строить графики функций, содержащих знак модуля;
- уметь применять теоретические знания при решении нестандартных задач, содержащих модуль;
- уметь применять математическую символику;
- уметь логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения, аргументировать полученные результаты;
- уметь участвовать в дискуссии, отстаивать своё мнение в поиске решения задач с использованием алгоритмов;
- работать с различными источниками информации.
- получить возможность подготовится к сдаче ЕГЭ.
Формирование УУД:
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные достижения учащихся
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата математики
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Содержание учебного курса
№ главы | Раздел | Количество часов |
I | Модуль числа. Тождественные преобразования алгебраических, выражений, графики функций, решение уравнений, неравенств | 20 |
1.1 | Модуль числа. Тождественные преобразования алгебраических выражений, графики функций, множества на координатной плоскости | 6 |
1.2 | Уравнения, способы решения уравнений, содержащих модуль | 7 |
1.3 | Неравенства. Методы решения неравенств, содержащих модуль | 7 |
II. | Уравнения и неравенства в курсе алгебры | 25 |
2.1 | Уравнение, равносильность уравнений | 8 |
2.2 | Общие методы решения уравнений | 8 |
2.3 | Неравенства. Виды и способы их решения | 9 |
III. | Решение различных видов уравнений и неравенств из сборников для подготовки к ЕГЭ | 17 |
IV. | Уравнения с параметром | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Количество часов |
| ||
Модуль числа. Тождественные преобразования алгебраических выражений, графики функций, множества на координатной плоскости. | ||
1 | Определение модуля. Свойства модуля. | 1 |
2 | Тождественное преобразование алгебраических выражений | 3 |
3 | График функции и множества на координатной плоскости | 2 |
4 | Решение уравнений по определению модуля | 2 |
5 | Решение уравнений методом перебора | 1 |
6 | Решение уравнений методом возведения в квадрат | 1 |
7 | Решение уравнений методом интервалов | 1 |
8 | Контрольная работа № 1по теме «Модуль числа. Уравнения, содержащие модуль» | 1 |
Неравенства. Способы решения неравенств, содержащих модуль | ||
9 | Неравенство. Решение неравенств по определению. Анализ контрольной работы | 1 |
10 | Неравенство. Решение неравенств по определению | 1 |
11 | Неравенство. Решение неравенств методом интервалов | 2 |
12 | Решение неравенств | 1 |
13 | Контрольная работа № 2 по теме «Неравенства, содержащие модуль» | 1 |
II. Уравнения и неравенства в курсе алгебры | ||
Уравнение, равносильность уравнений. Решение уравнений | ||
14 | Уравнение, равносильность уравнений | 1 |
15 | Иррациональные уравнения | 1 |
16 | Показательные уравнения | 1 |
17 | Логарифмические уравнения | 1 |
18 | Тригонометрические уравнения | 2 |
19 | Решение уравнений. Обобщающее повторение | 1 |
20 | Контрольная работа № 3 по теме «Решение уравнений» | 1 |
Общие методы решения уравнений | ||
21 | Уравнение, равносильность уравнений | 1 |
22 | Общие методы решения уравнений | 1 |
23 | Решение уравнений методом разложения на множители | 1 |
24 | Решение уравнений методом введения новой переменной | 1 |
25 | Решение уравнений методом введения новой переменной. Решение уравнений | 1 |
26 | Функционально графический метод | 2 |
27 | Контрольная работа № 4 по теме «Общие методы решения уравнений» | 1 |
Неравенства. Виды и способы их решения | ||
28 | Неравенства, равносильность неравенств | 1 |
29 | Рациональные неравенства. Метод интервалов | 2 |
30 | Иррациональные неравенства | 1 |
31 | Показательные неравенства | 1 |
32 | Логарифмические неравенства | 1 |
33 | Комбинированные неравенства | 2 |
34 | Контрольная работа № 5 по теме «Неравенства» | 1 |
III. Решение различных видов уравнений и неравенств из сборников для подготовки к ЕГЭ | ||
35 | Уравнения, системы уравнений в заданиях ЕГЭ (задание № 13) | 5 |
36 | Неравенства, системы неравенств в заданиях ЕГЭ (задание № 15) | 8 |
37 | Контрольная работа № 6 по теме «Экзаменационные уравнения, неравенства» | 1 |
38 | Решение различных видов уравнений и неравенств из сборников для подготовки к ЕГЭ | 1 |
IV. Уравнения с параметром | ||
39 | Линейные уравнения с параметром | 1 |
40 | Квадратичные уравнения с параметром | 1 |
41 | Показательные уравнения с параметром | 1 |
42 | Логарифмические уравнения с параметром | 1 |
43 | Тригонометрические уравнения с параметром | 1 |
44 | Решение уравнений с параметром | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 11 класс на 7 часов в неделю
Рабочая программа составлена по учебникам Мордковича (алгебра) и Атанасяна (геометрия) на 238 часов (7 часов в неделю) базовый уровень. Количество часов увеличено за счет компонента ОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА 6 часов в неделю
Преподавание ведется по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. «Математика. 6 класс». - изд. Мнемозина, 2011г. Программа рассчитана на 210 (175+35) часов (5 часов в неделю + 1 час в не...
Рабочая программа по математике 5 класс (Виленкин, 6 часов в неделю)
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Виленкина при нагрузке 6 часов в неделю...
Рабочая программа по математике в 6 классе, 6 часов в неделю
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.И. Жохова к учебнику математики 6 класс Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Шварцбурд- М. Мнемозина, 2007г....
Рабочая программа по математике в 6 классе, 6 часов в неделю
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.И. Жохова к учебнику математики 6 класс...
Рабочая программа по математике ФГОС 5 класс (6 часов в неделю)
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
рабочая программа по математике 6 класс ФГОС 6 часов в неделю на 204 часа в год
Рабочая программа опирается на УМК: - Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика...