Рабочая программа учебного курса математики в 6 классе авторов Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М. : Мнемозина, 2012.
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_matematika_6_vilenkin_2015.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы Зам.директора
С.Ю. Гридин ____________ Перепечко Е.М
« _25 »__августа_2015 г. «25_» __августа__2015г
«Согласовано»
Руководитель МО
_______________Дашунина Т.В.
«_25_»_августа__2015г
Рабочая программа учебного курса
математики
в 6 классе
Учитель Ященко С.В.
Брянск
2015-2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка………………………………………………..
- Содержание курса…………………………………………………….
- Учебно-тематический план………………………………………….
- Календарно-тематический план……………………………………..
- Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
- Перечень учебно-методического обеспечения……………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике для 6 класса авторов Виленкин, Н. Я. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М. : Мнемозина, 2012. (Приказ МО от 5 марта 2004г., №1089), а также рекомендаций Министерства образования РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы», примерной программы по математике основного общего образования, обязательного минимума содержания основной образовательной программы математике для основного общего образования.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования (6 класс) отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.
Изучение математики в 6 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по математике: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с рациональными числами, продолжают получать представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Фактически из-за праздничных дней будет проведено 168 часов, сокращение произойдет за счет повторения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Делимость чисел (20 ч)
Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения – прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятием простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правила.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36=6∙6=4∙9=2∙18 и т.п. добиваться от всех учащихся.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведение к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
- Умножение и деление обыкновенных дробей (31 ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
- Отношения и пропорции (18 ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель – сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
- Положительные и отрицательные числа (13 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное значение которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
- Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель – выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными и положительными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
- Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение знаков арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь – в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как и т.д.
- Решение уравнений (15 ч)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатывается в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
- Координаты на плоскости (13 ч)
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель – познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
- Повторение. Решение задач (20 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Делимость чисел. | 20 | 1 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | 2 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 31 | 3 |
4 | Отношения и пропорции. | 18 | 2 |
5 | Положительные и отрицательные числа. | 13 | 1 |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 | 1 | |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | 1 | |
6 | Решение уравнений. | 15 | 2 |
7 | Координаты на плоскости. | 13 | 1 |
8 | Повторение. Решение задач | 20 | 2 |
Итого в 6 классе | 175 | 16 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Примерные сроки проведения | |
6а | |||
Дроби. Арифметические действия с дробями | |||
Решение задач с дробями | |||
Проценты | |||
Решение задач на проценты | |||
Площадь. Объем | |||
Упрощение выражений. Решение уравнений | |||
Входная контрольная работа №1 | |||
ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (20) | |||
Делители и кратные | |||
Делители и кратные | |||
Делители и кратные | |||
Признаки делимости на 10, на 5, на 2. | |||
Признаки делимости на 10, на 5, на 2. | |||
Признаки делимости на 3, на 9. | |||
Признаки делимости на 3, на 9. | |||
Простые и составные числа | |||
Простые и составные числа | |||
Разложение на простые множители | |||
Разложение на простые множители | |||
Наибольший общий делитель | |||
Наибольший общий делитель | |||
Взаимно простые числа | |||
Наименьшее общее кратное | |||
Наименьшее общее кратное | |||
Наименьшее общее кратное | |||
Подготовка к контрольной работе | |||
Контрольная работа №2 | |||
Работа над ошибками | |||
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ (22) | |||
Основное свойство дроби | |||
Основное свойство дроби | |||
Сокращение дробей | |||
Сокращение дробей | |||
Приведение дробей к общему знаменателю | |||
Приведение дробей к общему знаменателю | |||
Приведение дробей к общему знаменателю | |||
Сравнение дробей с разными знаменателями | |||
Сравнение дробей с разными знаменателями | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |||
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |||
Подготовка к контрольной работе | |||
Контрольная работа №3 | |||
Работа над ошибками | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел | |||
Подготовка к контрольной работе | |||
Контрольная работа №4 | |||
Работа над ошибками | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ (31) | |||
Умножение дробей | |||
Умножение дробей | |||
Умножение дробей | |||
Нахождение дроби от числа | |||
Нахождение дроби от числа | |||
Нахождение дроби от числа | |||
Нахождение дроби от числа | |||
Применение распределительного свойства умножения | |||
Применение распределительного свойства умножения | |||
Применение распределительного свойства умножения | |||
Подготовка к контрольной работе | |||
Контрольная работа №5 | |||
Работа над ошибками | |||
Взаимно обратные числа | |||
Взаимно обратные числа | |||
Деление | |||
Деление | |||
Деление | |||
Решение задач | |||
Решение задач | |||
Подготовка к контрольной работе | |||
Контрольная работа №6 | |||
Работа над ошибками | |||
Нахождение числа по его дроби | |||
Нахождение числа по его дроби | |||
Нахождение числа по его дроби | |||
Нахождение числа по его дроби | |||
Дробные выражения | |||
Дробные выражения | |||
Контрольная работа №7 | |||
Работа над ошибками | |||
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (18) | |||
Отношения | |||
Отношения | |||
Отношения | |||
Пропорции | |||
Пропорции | |||
Пропорции | |||
Решение задач на составление пропорций | |||
Решение задач на составление пропорций | |||
Прямая и обратная пропорциональная зависимости | |||
Прямая и обратная пропорциональная зависимости | |||
Прямая и обратная пропорциональная зависимости | |||
Контрольная работа №8 | |||
Работа над ошибками | |||
Масштаб | |||
Длина окружности и площадь круга | |||
Шар | |||
Контрольная работа №9 | |||
Работа над ошибками | |||
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (13) | |||
Координаты на прямой | |||
Координаты на прямой | |||
Координаты на прямой | |||
Противоположные числа | |||
Модуль числа | |||
Модуль числа | |||
Сравнение чисел | |||
Сравнение чисел | |||
Сравнение чисел | |||
Изменение величин | |||
Изменение величин | |||
Контрольная работа №10 | |||
Работа над ошибками | |||
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (11) | |||
Сложение чисел с помощью координатной прямой | |||
Сложение отрицательных чисел | |||
Сложение отрицательных чисел | |||
Сложение чисел с разными знаками | |||
Сложение чисел с разными знаками | |||
Вычитание | |||
Вычитание | |||
Вычитание | |||
Вычитание | |||
Контрольная работа №11 | |||
Работа над ошибками | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (12) | |||
Умножение | |||
Умножение | |||
Деление | |||
Деление | |||
Рациональные числа | |||
Рациональные числа | |||
Свойства действий с рациональными числами | |||
Свойства действий с рациональными числами | |||
Свойства действий с рациональными числами | |||
Свойства действий с рациональными числами | |||
Контрольная работа №12 | |||
Работа над ошибками | |||
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (15) | |||
Раскрытие скобок | |||
Раскрытие скобок | |||
Раскрытие скобок | |||
Коэффициент | |||
Коэффициент | |||
Подобные слагаемые | |||
Подобные слагаемые | |||
Контрольная работа №13 | |||
Работа над ошибками | |||
| Решение уравнений | ||
Решение уравнений | |||
Решение уравнений | |||
Решение уравнений | |||
Контрольная работа №14 | |||
Работа над ошибками | |||
КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ (13) | |||
Перпендикулярные прямые | |||
Перпендикулярные прямые | |||
Параллельные прямые | |||
Параллельные прямые | |||
Координатная плоскость | |||
Координатная плоскость | |||
Координатная плоскость | |||
Столбчатые диаграммы | |||
Графики | |||
Графики | |||
Графики | |||
Контрольная работа №15 | |||
Работа над ошибками | |||
ПОВТОРЕНИЕ | |||
Делимость чисел | |||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | |||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | |||
Все действия с рациональными числами | |||
Итоговая контрольная работа №16 | |||
Работа над ошибками | |||
Решение уравнений | |||
Решение уравнений | |||
Решение задач с помощью уравнений | |||
Решение задач с помощью уравнений | |||
Координатная плоскость | |||
Координатная плоскость | |||
Обобщающее повторение |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной или обыкновенной дроби);
- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
— выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
- составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
- округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
— правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения»,
понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
- находить значение степени с натуральным показателем.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
- правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
- решать линейные уравнения с одной переменной.
Функции
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- познакомиться с примерами зависимостей между реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
- познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
- находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
- интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.
ЛИТЕРАТУРА
- Виленкин, Н. Я. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М. : Мнемозина, 2012.
- Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. -М. : Классик Стиль, 2009.
- Жохов, В. И. Контрольные работы по математике. 6 кл. : пособие для учителей и учащихся к учебнику «Математика. 6 кл.» (авт. Виленкин Н. Я. и др.) / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2010.
- И. Я. Депмана, Н. Я. Виленкина «За страницами учебника математики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике 6 класс, авторы Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по математике 6 класс, автор Н.Я.Виленкин,В.И.Жохов на 2012-2013 уч.год Рабочая программа по математике 6 класс, автор Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон на 2012-2013 уч.год...
Методическая разработка урока в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Учебник «Математика -5» автор Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Урок- сказка помогает заинтересовать учащихся, проявить свои интеллектуальные способности, расширяет кругозор....
Рабочая программа по математике 5 класс УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г. Москва - 2014;
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 5-6 классы (составитель: В.И.Жохов. Москва, издательство «Мнемозина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ( ФГОС) (учебник Математика для 5 класса /Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2015.)
Общая характеристика программы.Нормативно-методической базой разработки рабочей программы являются:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» приказ № 273 -ФЗ от 29.12.2012Федерал...
Рабочая программа по математике для 5-6 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. 28-е изд. – М.: «Мнемозина»,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике. Уровень образования (класс): основное общ...
Рабочая программа по математике в 5 классе (6 часов в неделю). Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2008-2015 г.
Программа по математике в 5 «А» классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Сборник нормативных документов. Математика / со...