Нестандартные методы решения задач на движение.
план-конспект урока по алгебре (8, 9, 10 класс) на тему
Как правило, задачи на движение ученики решают с помощью уравнений: линейных, квадратных, рациональных. Если при решении некоторых задач применить знания из области геометрии, то такие задачи решаются существенно проще. Достаточно построить график движения и использовать свойства подобных треугольников. В данной работе приведен открытый урок, посвященный такому методу решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нестандартные методы решения задач на движение. | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные методы решения задач на движение.
1. Цели:
- обобщить и систематизировать знания по следующим темам: квадратные уравнения, дробно-рациональные уравнения, текстовые задачи, подобные треугольники;
– научить решать задачи на движение методом подобия;
– развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность;
– развивать межпредметные связи (геометрия, физика).
2. Оборудование и материалы.
1) – Плакат с заданием к дидактической игре;
– ответы к заданиям;
– таблица соответствия ответов буквам.
2) Плакат с подобными треугольниками к устному заданию.
3) Плакат с чертежом к задаче №1 (зависимость расстояния от времени движения).
4) Листы с планом урока, заданиями, которые выполняются на уроке и домашним заданием – на каждого ученика (Приложение 1, Приложение 2).
5) Плакаты с высказываниями Д. Пойа о математике.
Необходимые материалы можно оформить в виде презентации.
3. Литература.
1. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. С.А.Теляковского. – М.:Просвещение, 2002.
2. Текстовые задачи: 7-11 классы: Учебное пособие по математике/ А.В. Шевкин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
3. Журнал «Наука и жизнь», 12, 2000г.
4. Структура урока.
1. Мотивационная беседа, постановка цели.
2. Актуализация опорных знаний:
– дидактическая игра (решение квадратных уравнений), взаимопроверка в парах.
– устная работа: повторение подобных треугольников.
3. Краткий рассказ о математике В.И.Арнольде и его задаче («Задача о старушках»).
4. Решение задачи №1 стандартным методом.
5. Объяснение метода подобия на примере решения задачи №1.
6. Закрепление материала: решение задачи №2 («задача о старушках») методом подобия.
(Пояснение: стандартным методом эта задача решена на предыдущем уроке, в домашнем задании ребятам предлагается решить её методом пропорциональных отрезков).
7. Объяснение домашнего задания (на листе). (Приложение 2)
8. Подведение итогов урока.
- Ход урока.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас способом решения задач на движение: методом подобия, научитесь применять этот способ при решении задач. Для этого вам понадобятся умение решать квадратные уравнения, дробно-рациональные уравнения, а из геометрии – умение различать подобные треугольники и их свойства. Повторим эти понятия.
- 1) Дидактическая игра.
Решить по вариантам квадратные уравнения (на листе), напротив каждого уравнения записать ответ, вычисления выполнять в тетрадях.
1 вариант | 2 вариант | ||||
К | ; | С | Нет решения | ||
А | 1 | Р | 2 | ||
Ь | 5; – 6 | Д | 6; –5 | ||
Н | 0; 2 | Л | 0; | ||
О | 0 | О | 0 | ||
И | 2; | Е | 2; |
1 | 2 | 0; 2 | 0 | 0; | -6; 5 | -5; 6 |
А | Р | Н | О | Л | Ь | Д |
2) Назовите все пары подобных треугольников.
3. Владимир Игоревич Арнольд – известный учёный-математик, академик, преподаватель МГУ. В течении 40 лет он вёл семинары по математике для всех интересующихся математикой в Москве и Париже. На этих занятиях он формулировал десятки задач из серии нерешённых проблем, которые хотелось бы решить. Иногда проходят годы, прежде чем какая-то задача будет решена. А у самого Владимира Игоревича интерес к математике появился рано, в пятом классе. Учитель задал на дом интересную задачу, которую смог решить один Володя. Какая же это задача?
«…Прекрасная задача, замечательная! На меня она произвела сильнейшее впечатление. Позже я делал разные математические открытия, но удовольствие получал точно такое же, как тогда в пятом классе, когда я нашёл решение задачки со старушками…» («Наука и жизнь», №12, 2000г.)
Да, ребята, речь идёт о той самой задаче о старушках, которую вы решили на прошлом уроке стандартным методом. А сегодня вам предстоит решить её новым методом.
4. Задача №1.
Первый пешеход может пройти расстояние между двумя пунктами на 5 часов быстрее, чем второй. Если пешеходы выйдут из этих пунктов навстречу друг другу одновременно, то встретятся через 6 часов. За сколько часов каждый из них может пройти это расстояние?
Первоначально решим эту задачу стандартным способом с помощью таблицы (таблица уже заготовлена на листе и на доске с заданиями для экономии времени).
V, км/ч | T, ч | S, км | |
1 пешеход |
| x | 1 |
2 пешеход | х + 5 | 1 | |
Вместе | 6 | 1 |
Составим уравнение:
+ = , ОЗ: 6х(х + 5), ОДЗ: х > 0 по смыслу задачи.
= 0,
х1 = 10, х2 = -3 не подходит по смыслу задачи.
Ответ: 10 часов и 15 часов.
5. Метод подобия.
Пусть первый пешеход может пройти всё расстояние за х часов, тогда второй – за (х + 5) часов. Построим графики движения этих пешеходов. (Так как движение равномерное, то графики являются отрезками).
P
Отрезки СD и АВ показывают промежутки времени движения от одного пункта до другого первого и второго пешеходов соответственно. Отрезок MN изображает промежуток времени движения пешеходов до встречи. Поэтому:
CD = x; AB = x + 5; MN = 6; KD = x – 6; PB = x -1.
Так как Δ CKN Δ BPN и ΔDKN Δ APN по двум углам, то и, то есть , .
Получим уравнение:
(х – 1)(х – 6) = 36
= 0
Корни этого уравнения мы уже получили.
6. Решим теперь этим методом задачу о старушках.
Из города А в город В и из города В в город А на рассвете одновременно вышли две старушки. В полдень они встретились. Потом продолжили свой путь. Одна пришла в конечный пункт в 4 часа дня, другая – в 9 вечера.
Вопрос: в каком часу расcвело в этот день?
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
1) Разобрать метод пропорциональных отрезков на примере решения задачи №2..
Пусть скорость первой старушки в х раз больше скорости второй старушки. Тогда на одном и том же участке пути первая тратит в х раз меньше времени, чем вторая, а вторая – в х раз больше, чем первая. До встречи они шли одинаковое время, поэтому
, , х > 0, значит х = 1,5.
До встречи они шли 4 · 1,5 = 6 (ч), то есть вышли из городов в 6 часов утра.
2) Ответить на вопрос: в каком месяце старушки отправились в путь? (Посоветоваться с учителем географии).
3). Решить задачи методом подобия.
1. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 45 км. Встретившись через 1,5 часа, они продолжили путь с той же скоростью, и первый прибыл в В на 2 ч 15 мин раньше, чем второй в А. Найдите скорости велосипедистов.
(Подсказка: найдите сначала, сколько в пути был первый велосипедист после встречи).
2. Грузовая машина выехала из пункта А в пункт В. Спустя 2 часа из В в А выехала легковая машина, которая прибыла в А на час позже, чем грузовая машина в В. Сколько часов была в пути грузовая машина, если к моменту встречи она уже проехала всего ⅔ пути? (3), №261.
Приложение 1.
Тема урока: «Нестандартные методы решения задач на движение». Вариант 1.
1. Решите уравнения.
1 вариант | ||
К | ||
А | ||
Ь | ||
Н | ||
О | ||
И |
3. Задача 1. Из города А в город В и из города В в город А на рассвете одновременно вышли две старушки. В полдень они встретились. Потом продолжили свой путь. Одна пришла в конечный пункт в 4 часа дня, другая – в 9 вечера.
Вопрос: в каком часу расцвело в этот день?
1) Первый способ.
V, км/ч | T, ч | S | |
1 старушка | |||
2 старушка | |||
Вместе |
2) Второй способ.
3) Третий способ .
Тема урока: «Нестандартные методы решения задач на движение».
Вариант 2.
1. Решите уравнения.
2 вариант | ||
С | ||
Р | ||
Д | ||
Л | ||
О | ||
Е |
2. Задача 1 Из города А в город В и из города В в город А на рассвете одновременно вышли две старушки. В полдень они встретились. Потом продолжили свой путь. Одна пришла в конечный пункт в 4 часа дня, другая – в 9 вечера.
Вопрос: в каком часу расcвело в этот день?
1) Первый способ.
. | V, км/ч | T, ч | S |
1 старушка | |||
2 старушка | |||
Вместе |
2) Второй способ.
3) Третий способ.
Дополнительные задания.
Задание 4
Задача 2. Первый пешеход может пройти расстояние между двумя пунктами на 5 часов быстрее, чем второй. Если пешеходы выйдут из этих пунктов навстречу друг другу одновременно, то встретятся через 6 часов. За сколько часов каждый из них может пройти это расстояние?
Задание 5.
1. Задача из экзамена за 9 класс.
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 45 км. Встретившись через 1,5 часа, они продолжили путь с той же скоростью, и первый прибыл в В на 2 ч 15 мин раньше, чем второй в А. Найдите скорости велосипедистов.
(Подсказка: найдите сначала, сколько времени в пути был первый велосипедист после встречи).
2.Задача из вступительного экзамена в МИФИ (1994)г.
Грузовая машина выехала из пункта А в пункт В. Спустя 2 часа из В в А выехала легковая машина, которая прибыла в А на час позже, чем грузовая машина в В. Сколько часов была в пути грузовая машина, если к моменту встречи она уже проехала всего ⅔ пути?
Задание 6. Ответьте на вопрос: в каком месяце старушки отправились в путь?
Приложение 2.
Домашнее задание.
1) Разобрать метод пропорциональных отрезков на примере решения задачи №2..
Пусть скорость первой старушки в х раз больше скорости второй старушки. Тогда на одном и том же участке пути первая тратит в х раз меньше времени, чем вторая, а вторая – в х раз больше, чем первая. До встречи они шли одинаковое время, поэтому
, , х > 0, значит х = 1,5.
До встречи они шли 4 · 1,5 = 6 (ч), то есть вышли из городов в 6 часов утра.
Решить этим способом задачу №1.
2) Ответить на вопрос: в каком месяце старушки отправились в путь? (Посоветоваться с учителем географии).
3). Решить задачи методом подобия.
1. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 45 км. Встретившись через 1,5 часа, они продолжили путь с той же скоростью, и первый прибыл в В на 2 ч 15 мин раньше, чем второй в А. Найдите скорости велосипедистов.
(Подсказка: найдите сначала, сколько в пути был первый велосипедист после встречи).
2. Грузовая машина выехала из пункта А в пункт В. Спустя 2 часа из В в А выехала легковая машина, которая прибыла в А на час позже, чем грузовая машина в В. Сколько часов была в пути грузовая машина, если к моменту встречи она уже проехала всего ⅔ пути? (3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные методы решения развивающих и воспитательных задач за счет повышения мотивации на уроках технологии
Метод стимулирующих фотосессий...
«Нестандартные методы решения уравнений и других задач в углубленном курсе математики.» Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность педагога - одна из форм работы учителя. Современный учитель переживает период переосмысления, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов, выбора и пост...
Нестандартные приемы и методы решения задач, уравнений, неравенств и систем
Научить детей видеть красоту математики, развивать и формировать интерес к ней — одна из важнейших задач математики. Именно стойкий и познавательный интерес является одним из инструментов, который сти...
Тематическое планирование кружка " Нестандартные методы решения задач по математике"
Данный кружок предполагает формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике, выявление и развитие математических способностей и логического мышления, а также проведение ориентации на профе...
11 класс. Элективный курс "Нестандартные методы решения задач по математике"
Программа элективного курса для обучающихся 11 класса "Нестандартные методы решения задач по математике"...
Нестандартные методы решения задач по математике
Рабочая программа учебного курса по математике для учащихся 10-11 классов " Нестандартные методы решения задач по математике" в рамках внеурочной деятельности (профильный уровень изучен...
Нестандартные методы решения задач (лайфхаки) при подготовке к профильной математике
Нестандартные методы решения задач (лайфхаки) при подготовке к профильной математике...