Конспект урока "Сложение и вычитание рациональных чисел" 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по данной теме
Цели:
- общеобразовательные: обобщить и систематизировать знаний учащихся по данной теме;
- развивающие: развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний;
- воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; развивать самостоятельность, интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slozhenie_i_vychitanie_ratsionalnyh_chisel.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Тема: «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Цели:
- общеобразовательные: обобщить и систематизировать знаний учащихся по данной теме;
- развивающие: развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний;
- воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; развивать самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по данной теме
Оборудование: Карточки «Отгадай слово», зачетные книжки, тесты, проектор, компьютер, презентация .
План урока
- Организационный момент (3 мин)
- Блиц-опрос (5 мин)
- Работа в парах (5 мин)
- Проверка домашнего задания ( 3 мин)
- Решение задач (10 мин)
- Тест (10 мин)
- Кросс-опрос (3 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
- Итоги урока (2 мин)
- Рефлексия (2 мин)
Ход урока
I. Организационный момент
Ученики под руководством учителя проверяют наличие дневника, рабочей тетради, инструментов, зачетных книжек, тестов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность класса к уроку, учитель психологически настраивает детей на работу на уроке.
II. Блиц-опрос (Слайд 3)
«Что бы это значило?» (Задания с помощью проектора выводятся на экран.)
Учащиеся находят неизвестные числа и формулируют правила, которые применялись при решении примеров.
- – 6 + ? = – 15;
- – 16 + 23 = ?
- – 16 – 18 = ?
- – 37 + ? = – 11;
- ? – 5 = – 8;
- – 15 + (– 16) = ?
Ответ: 1) – 9; 2) 7; 3) – 34; 4) 26; 5) – 3; 6) – 31.
III. Работа в парах (Слайд №4)
Пары на уроке составлены по принципу один ученик более «сильный», а второй «слабее». Задания спроектированы на экран. Сначала ученики I варианта отвечают на вопросы, а ученики II варианта – «учителя» выставляют им баллы в зачетную книжку, а затем их роли меняются.
I вариант
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Как найти длину отрезка на числовой прямой?
- Вычислите:
- а) – 3 + 10;
- б) 10 – (– 3).
- Закончите предложение.
Числа, расположенные правее 0 …
II вариант
- Сформулируйте правило вычитания чисел с разными знаками.
- Что называется модулем числа?
- Вычислите:
- а) ?– 17 ? – ?– 15 ?;
- б) ?18 ? + ?– 20 ?.
- Закончите предложение.
Сумма противоположных чисел равна …
IV. Проверка домашнего задания (взаимопроверка) .
№1114 (Слайд №5)
Заполните пустые места таблицы:
Команды | «Звезда» | «Орел» | «Трактор» | «Сокол» | «Чайка» |
Число забитых мячей | 49 | 37 | 17 | 21 | 6 |
Число пропущенных мячей | 16 | 28 | 23 | 35 | 28 |
Разность забитых и пропущенных мячей | 33 | 9 | 6 | - 14 | – 22 |
№1116 (Слайд №6)
Задача. В альбоме 1105 марок, число иностранных марок составило 30% от числа российских марок. Сколько иностранных и сколько российских марок было в альбоме?
Решение
Пусть х российских марок было в альбоме,
тогда 0,3х (мар.) было иностранных.
Всего в альбоме было (х + 0,3х) марок.
Зная, что всего было 1105 марок, составим и решим уравнение.
х + 0,3х = 1105,
1,3х = 1105,
х = 1105 : 1,3,
х = 11050 : 13,
х = 850.
Итак, 850 марок было российских, тогда 850 ? 0,3 = 255 (мар.) было иностранных.
Проверка
850 + 255 = 1105,
1105 = 1105 – верно.
Ответ: 255 марок; 850 марок.
№1105
Задача. Высота конуса 24 см, а площадь основания 15 см 2. Какой высоты должен быть цилиндр с той же площадью основания, чтобы его объем был равен объему конуса. Нет ли в задаче лишних данных?
Решение
24 : 3 = 8 (см) высота цилиндра.
Ответ: 8 см; лишнее данное – площадь цилиндра 15 см 2.
Учащиеся выставляю оценки в зачетные книжки.
Оценка «5» ставится, если все три задания выполнены верно.
Оценка «4» – если верно выполнены: а) 1 и 2 задания; б) 2 и 3 задания.
Оценка «3» – если верно выполнены: а) 1 и 3 задания, но не решена задача; б) верно решена задача, но не выполнены 1 и 3 задания.
V. Решение задач
Задание №1 – фронтально.
Задание №2 – индивидуально.
Задание №1
«Найти сумму всех целых чисел от – 499 до - 501». (Слайд №7)
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501?
Решение ( Слайд №8)
Так как сумма противоположных чисел равна 0, то
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501 =
= 501 + 500 + (– 499 + 499) + (– 498 + 498) + (– 497 + 497) + …+ (– 1 + 1) + 0 =
= 501 + 500 + 0 = 1001.
Ответ: сумма всех целых чисел от – 499 до 501 равна 1001.
Далее учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
- Какими числами являются некоторые слагаемые?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Какие свойства сложения можно применить?
Задание №2
«Отгадай слово»
На земном шаре живут птицы – безошибочные «составители» прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.
Ученик выполнив все задания, получает ключевое слово и ответы проверяются с помощью проектора.
Карточка (Слайд №9)
№ п/п | Пример | Ответ | Буква |
1 | – 3,8 – 5,7 |
|
|
2 | – 8,4 + 3,7 |
|
|
3 | 3,9 – 8,4 |
|
|
4 | – 2,9 + 7,3 |
|
|
5 | – 2/ 9 + 5/ 6 |
|
|
6 | – 1 3/ 4 – 2 1/ 12 |
|
|
7 | – 3,5 + 8,1 |
|
|
8 | – 2,9 – 3,6 |
|
|
– 4,5 | 4,6 | 11/ 18 | 4,4 | – 3 5/ 6 | – 6,5 | – 4,7 | – 9,5 |
А | Г | И | М | Н | О | Л | Ф |
Ключевое слово «ФЛАМИНГО»
Фламинго строят гнезда в виде конуса: высокие – к дождливому лету; низкие – к сухому. (Учитель показывает ученикам модель конуса).
Задание №3 (Слайд №10)
Сравните (вместо звездочки поставьте знаки =, <, > )
- – 5,6 + 1,8 * – 3,8;
- – 5,6 + 1,8 * 3,8;
- – 5,6 + (– 1,8) * – 3,8.
Ответ: 1) = ; 2) < ; 3) < .
Учащиеся объясняют постановку знаков и формулируют соответствующие правила.
VI. Тест
Учащимся выдаются тесты с выбором ответов, на решение которых отводится 6-8 минут. Проверка проводится сразу после их решения.
I вариант
1.. а) Решите уравнение: 7,1 + у = – 1,8.
- у = – 5,3;
- у = 8,9;
- у = 5,3;
- у = – 8,9.
б) Решите уравнение: – 5,2 + х = – 2,5 (записано в обыкновенных дробях).
- х = – 7,7;
- х = 7,7;
- х = – 2,7;
- х = 2,7.
2. Вычислите: – 5,6 + (– 3,5 + 5,6).
- 3,5;
- 2,5;
- – 3,5;
- – 2,5.
3. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами – 5,6 и 3,5.
- 3;
- – 11;
- – 9;
- – 15.
4. Скорость лодки по течению реки 15,3 км/ч. Найдите скорость лодки против течения реки и собственную скорость лодки, если скорость течения реки 4,5 км/ч.
- 6,3 км/ч; 10,8 км/ч;
- 19,8 км/ч; 10,8 км/ч;
- 4,5 км/ч; 6,3 км/ч;
- 4,5 км/ч; 5,4 км/ч.
Вариант 2
- а) Решите уравнение: 3,8 + у = – 2,7.
- у = – 6,5;
- у = 6,5;
- у = – 1,1;
- у = 1,1.
б) Решите уравнение: – 2,2 + х = – 5,5 (записано в обыкновенных дробях).
- х = – 7,7;
- х = 3,3;
- х = 7,7;
- х = – 3,3.
2. . Вычислите: – 11,9 + (– 6,7 + 11,9).
- 6,7;
- 5,6;
- – 6,7;
- – 5,6.
3. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами – 6,3 и 4,2.
- 2;
- – 20;
- – 9;
- – 11.
4.. Скорость лодки против течения реки 0,9 км/ч. Собственную скорость лодки – 3,2 км/ч Найдите скорость течения реки и скорость лодки по течению.
- 4,1 км/ч; 5,2 км/ч;
- 2,3 км/ч; 5,5 км/ч;
- 5,4 км/ч; 2,3 км/ч;
- 5,2 км/ч; 6,4 км/ч.
Ответы на слайде №11.
I вариант: 1-4, 2-4, 3-3, 4-3, 5-1
II вариант: 1-1, 2-4, 3-3, 4-4г, 5-2
VII. Кросс-опрос (Слайд №12)
Вопросы спроектированы на экран.
- Число, которому соответствует точка на координатной прямой …
- Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено …
- Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным …
- Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой …
- Натуральные числа, им противоположные и нуль …
VIII. Домашнее задание (Слайд №13)
п. 31-34, №№ 1109 (н-п), 1010 (б), 1111 (а,б).
IX. Итоги урока
Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.
№ п/п | Вид работы | Количество баллов |
1 | Блиц-опрос |
|
2 | Работа в парах |
|
3 | Взаимопроверка д/з |
|
4 | Решение задач |
|
5 | Отгадай слово |
|
6 | Тест |
|
7 | Кросс-опрос |
|
| Всего баллов |
|
Оценка «5» – 23 балла и более «4» – 22-19 баллов «3» – 14-18 баллов |
|
X. Рефлексия
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Полностью ли вы реализовали себя?
- Чем будете заниматься на следующем уроке? (Писать контрольную работу.)
Литература
- Виленкин Н.Я. и др. Математика 6 класс, М.: Мнемозина, 2012.
- Юрченко Е.В. и др. Тесты. Математика 5-6 классы, М.: Дрофа, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение учащихся по алгебге. Тема 4 "Сложение и вычитание рациональных дробей", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.
В разработке содержатся краткие теоретические справки и алгоритмы сложения и вычитания дробей, нахождения НОК, примеры с решениями и задания ученику....
Конспект урока математики "Сложение и вычитание рациональных чисел"
Урок обобщения и систематизации знаний для учащихся 6 класса. Используются различные виды работы в учащимися....
Конспект урока математики в 6 классе по теме «Вычитание рациональных чисел»
Конспект урока математики в 6 классе по теме "Вычитание рациональных чисел" составлен в соответствии с требованиями технологии деятельностного метода по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. На урок...
Конспект урока "Сложение и вычитание рациональных чисел" 6 класс
Урок -повторение материала по теме "Сложение и вычитание рациональных чисел"....
контрольная работа 1. Тема. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей
помогите решить)0)...
Контрольная работа №6 по теме "Рациональные числа. Сложение и вычитание рациональных чисел".
Контрольная работа по математике 6 класс. Мерзляк...
Конспект урока: "Вычитание рациональных чисел"
Конспект урока: "вычитание рациональных чисел"...