Различные способы решения квадратных уравнений
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) на тему

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сколько существует способов решения квадратного уравнения?

     Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств. Все мы умеем решать квадратные уравнения со школьной скамьи  до окончания вуза.

        В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения.

Прежде чем рассмотреть способы решения квадратных уравнений, вспомним

определение:

        Квадратным уравнением называется уравнение вида                                                    аx² + bx + c = 0, где  х- переменная, а,b и с-некоторые числа, причем,  а ≠ 0.  

       Если в квадратном уравнении  аx² + bx + c = 0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным  квадратным уравнением.

Способы решения неполных квадратных уравнений:

  1. Если c = 0, то уравнение примет вид

ax² + bx = 0.

x(ax + b) = 0 ,

x = 0 или ax + b = 0, x = -b : a.

  1. Если b = 0, то уравнение примет вид

ax² + c = 0,

x² = -c / a,

x₁ͅͅͅ͵₂ = ±

  1. Если b = 0 и c = 0 , то уравнение примет вид

ax² = 0,

x = 0

Остановимся на рассмотрении способов решения полных квадратных уравнений.

Первый способ известен из курса алгебры 7 класса - решение квадратного уравнения по формуле:

ах²+ bх +  с = 0, а ≠ 0,

Х 1,2 = ,где х₁ и х₂-корни уравнения.

2 способ. Разложение левой части на множители.

х2 - 2х - 8 = 0. Разложим левую часть на множители:

х2 - 2х - 8 = х2 - 4х  +2х -8 = х(х -4 ) + 2(х -4) = (х + 2)(х -4).

(х + 2)(х -4)=0.

  Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = -2, а также при х = 4.

 Это означает, что число - 2 и 4  являются корнями уравнения х2 - 2х - 8 = 0.

 3 способ.   Решение квадратных уравнений по теореме Виета.

Вспомним формулировку теоремы Виета:

Сумма корней приведенного  квадратного уравнения  х2+ рх + q = 0 равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену, т.е.

 

Теорема, обратная  теореме Виета. Если р, q, x1, x2  таковы, что х1 + х₂ = - р,                         х1 · х2 = q,  то   х1  и   х2 – корни уравнения   х2+ рх + q = 0.

4 способ. Метод выделения полного квадрата.

Поясним этот метод на примере.

      Решим уравнение  х2 + 6х – 40 = 0

Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х2 + 6х  в следующем виде:  х2 + 6х  = х2 + 2· х ·3.

   В полученном выражении первое слагаемое – квадрат числа  х, а второе – удвоенное произведение х на 3. поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 9, так как

                                  х2 + 2· х ·3 + 9 = (х + 3)2 .

 Преобразуем теперь левую часть уравнения  х2 + 6х – 40 = 0, прибавляя к ней и вычитая 9.

 Имеем: х2 + 6х – 40 =  х2 + 2х ·3 + 9  –  9 – 40 = (х + 3)2 – 49.

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

    (х + 3)2 –49 = 0, т.е. (х + 3)2  = 49.

Следовательно, х + 3 = 7,  х1= 4,

                       или х +3 = -7 ,  х2   = -10.

5 Способ. Способ переброски коэффициентов.

Рассмотрим квадратное уравнение  ах2 + bх +  с = 0, а ≠ 0.

Умножая обе его части на  а, получаем уравнение   а2 х2 + а bх +  ас = 0.

Пусть  ах = у, откуда  х =y/a; тогда приходим к уравнению   у2 + by + ас = 0,

равносильного данному. Его корни у1 и у2   найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем х1 =   и  х2 =  . При этом способе коэффициент  а  умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют  способом «переброски».

Например, решим уравнение  2х2-9x+9 = 0.

Решение. «Перебросим» коэффициент  2  к свободному члену, в результате получим уравнение   у2 – 9y +18 = 0.

Согласно теореме Виета

 = >          =>                        

              Ответ: 1,5; 3.

6 способ: графический.

Если в уравнении  х2 +  px + q = 0  перенести второй и третий члены в правую часть, то получим    х2 = - px - q. 

 Построим графики зависимости у = х2 и у = - px - q.

     График первой зависимости - парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости – прямая. Возможны следующие случаи:

- прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;

- прямая и парабола могут касаться (одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;

- прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.

 

7 способ: геометрический.

   Опять же обратимся к примеру: решить уравнение   у2+ 6у – 16 = 0.

Преобразуем уравнение:

  у2 + 6у = 16  

у²

9

 Уравнение   у2 + 6у – 16 +9 – 9 = 0 равносильно исходному.

у²+ 6у + 9 = 16 + 9,у²+6у+9=25.На геометрическом языке площадь квадрата со стороной , равной 5, равна сумме площадей его частей, т.е. у²+3у+3у+9.Откуда после примения формулы сокращенного умножения  и получаем, что( у + 3)² = 25,

       у+3=±5

       у1 = 2, у2 =  – 8.                

      Значение квадратных уравнений заключается не только в изяществе и краткости решения задач, хотя и это весьма существенно. Не менее важно и то, что в результате применения квадратных уравнений , например, при решении задач нередко обнаруживаются новые детали, удается сделать интересные обобщения и внести уточнения, которые подсказываются анализом полученных формул и соотношений.

         Так как эти методы решения квадратных уравнений просты в применении, то   они,  безусловно,  должно    заинтересовать     увлекающихся  математикой учеников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные способы решения квадратных уравнений.

План - конспект и презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"....

Различные способы решения квадратных уравнений

Конспект урока по алгебре "Различные способы решения КВУР" в 8 классе. Урок систематизации и обобщения знаний, заключительный урок по данной теме....

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ

Работа предназначена для учащихся 8-9 классов, она поможет разобраться с различными способами решения квадратных уравнений."В материале рассматриваются способы решения, которые изучаются в школе :...

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ

Работа предназначена для учащихся 8-9 классов, она поможет разобраться с различными способами решения квадратных уравнений."В материале рассматриваются способы решения, которые изучаются в школе :...

Различные способы решения квадратных уравнений

Различные способы решения квадратных уравненийЦели урока: систематизировать  знания  об общих способах решения квадратных уравнений, обучить поиску нескольких способов решения одной задачи и...

Различные способы решения квадратных уравнений.

Конспект урока по алгебре "Различные способы решения квадратных уравнений"...

Различные способы решения квадратных уравнений.

Применение различных способов при решении квадратных уравнений, дает возможность решать устно большинство уравнений....