Рабочая программа факультатива по математике 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Класс: 7
Учитель: Муравьёва Галина Алексеевна.
Количество часов – 34 ч (1 ч. в неделю)
Рабочая программа факультативного курса “За страницами учебников математики» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рассматриваемые вопросы предназначены для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, и для их углубления. Разработан на основе государственной программы по математике для 7 класса, учебников по алгебре для 7 класса А.Г. Мордковича и пособий с набором нестандартных задач. Причем главным пособием для детей является учебник по которому идет преподавание на основных уроках, что позволяет значительно экономить время как учителя, так и учащихся при подготовке к занятиям, выполнении домашних заданий.
Программа курса состоит из ряда независимых разделов, так что изучение любой темы факультатива не предполагает изучение других тем. В нее внесены вопросы непосредственно связанные с материалом основного курса.
Целью изучения являются: на популярном, практическом, игровом уровне познакомить учащихся с материалом, не рассматриваемым в школьном курсе математики, и углубить знания учащихся по отдельным вопросам.
Задачи программы:
- расширение и углубление знаний и умений учащихся по математике;
- развитие способностей и интересов учащихся;
- развитие математического мышления;
- формирование активного познавательного интереса к предмету.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- научиться доказывать утверждения в общем виде;
- правильно применять основные понятия при решении нестандартных задач;
- уметь работать с дополнительной литературой;
- создавать собственный алгоритм и действовать по нему;
- закрепить навык индивидуальной работы, работы в группах и парах сменного состава.
На каждом занятии обязательно рассматриваются занимательные задачи и исторический материал по темам. Учащиеся выступают с сообщениями по избранному вопросу, защищают решенные индивидуально задачи.
Основной формой проведения является комбинированный урок с элементами игры. При проведении занятий планируется использовать различные формы работы с детьми. Это и работа в группах, парах, индивидуально.
Так же предусмотрен список литературы как для учителя, так и для учащихся.
Динамика интереса учащихся к курсу будет осуществляться в виде теста на первом занятии, во время выступлений детей на текущих занятиях. Последнее занятие планируется провести в форме защиты рефератов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- Расширение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, степень, уравнение, система уравнений, неравенство, система неравенств, график, пропорция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и;
- Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических;
- Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Процесс обучения математике направлен на формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и абстрагирования. В основу составления учебных заданий положены идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С психолого-методологической точки зрения они позволяют организовать обучение с опорой на опыт школьников основного звена, на их предметно-действенное и наглядно-образное мышление. Эти идеи дают возможность постепенно вводить детей в мир теоретических знаний и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления. С точки зрения образования вышеуказанные идеи являются основой для дальнейшего изучения закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях
Содержание программы:
1.Действительные числа
Множество Натуральных чисел. Свойства натуральных чисел. Рациональные и иррациональные числа. Обращение периодических десятичных дробей в обыкновенные.
Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, сформировать у учащихся доказательные умения.
2.Математика в физике
Формулы. Стандартный вид числа
Основная цель-
3.Уравнение с одним неизвестным
Решение линейных уравнений с модулем. Решение линейных уравнений с параметром.
Основная цель – закрепить и развить знания и навыки учащихся по теме “Модуль”, познакомить с приемами решения уравнения с модулем и с параметром.
4.Разложение многочленов на множители
Разность квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности. Куб суммы. Куб разности. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители.
Основная цель – закрепить умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата и куба суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители.
5.Алгебраические дроби
Область допустимых значений. Решение дробно-рациональных уравнений с модулем. Решение дробно-рациональных уравнений с параметром
6.Линейная функция и график
Функция. Область определения. Область значения. Способы задания функции. График функции. Графики функций: у = к׀х׀, у = ׀ кх׀, у =׀х׀, ׀у׀ = х. Графики функций: у = к׀х׀+b, y = ׀ kx + b׀. Графики кусочных функций. Графический способ решения линейных уравнений с модулем и параметром.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики
Основные методические особенности факультатива:
- Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом
Календарно тематическое планирование курса
«За страницами учебников математики»
7 класс
1 час в неделю, всего 34 часов
№ урока | Тема урока | Количество Дата часов |
Действительные числа | 4 | |
1 | Множество натуральных чисел. Свойства натуральных чисел. | 1 |
2 | Рациональные и иррациональные числа. | 1 |
3 – 4 | Обращение периодических десятичных дробей в обыкновенные | 2 |
Математика в физике | 3 | |
5 | Формулы. | 1 |
6 | Стандартный вид числа | 1 |
7 | Математика в физике | 1 |
Уравнение с одним неизвестным | 6 | |
8 - 10 | Решение линейных уравнений с модулем вида: ׀f(x)׀=а, ׀f(x)׀=׀g(x), ׀f(x)׀= g(x). | 3 |
11 – 13 | Решение линейных уравнений с параметром | 3 |
Линейная функция и график | 9 | |
14 | Функция. Область определения. Область значения. | 1 |
15 | Способы задания функции. | 1 |
16 | График функции. | 1 |
17-18 | Графики функций: у = к׀х׀, у = ׀ кх׀, у =׀х׀, ׀у׀ = х. | 2 |
19 | Графики функций: у = к׀х׀+b, y = ׀ kx + b׀ | 1 |
20 | Графики кусочных функций | 1 |
21 | Графический способ решения линейных уравнений с модулем и параметром. | 1 |
22 | Линейная функция и график | 1 |
Разложение многочленов на множители | 5 | |
23 | Формулы: куб суммы и куб разности | 1 |
24-25 | Формула суммы квадратов | 2 |
26 | Выделение полного квадрата | 1 |
27 | Разложение многочленов на множители | 1 |
Алгебраические дроби | 7 | |
28 | Область допустимых значений | 1 |
29-30 | Решение дробно-рациональных уравнений с модулем | 2 |
31-33 | Решение дробно-рациональных уравнений с параметром | 3 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
- Бартенев Ф. А. Нестандартные задачи по алгебре. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
- Ленинградские математические кружки. С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин. – Киров,1994.
- Математические кружки в 8 – 10 классах: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987
- Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителя. М. Б. Балк. – М.: Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956.
- Сто задач. Г. Штейнгауз. – М.: Наука, 1986.
- Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7 – 9 классов средней школы / сост. И. Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1991.
- Школьные олимпиады по математике. А.В. Шевкин. – М.: Русское слово, 2002.
Литература для учащихся:
- Алгебра : учеб. Для 7 кл. общеобразовательных учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – М. : Просвещение, 2006.
- Алгебра : дидактические материалы для 7 класса / М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2007.
- В царстве смекалки. Е.И. Игнатьев. М.: Столетие, 1994
- Геометрия помогает Арифметике. А.И. Островский, Б.А. Кордемский. – М.: Столетие,1994.
- Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика : справочные материалы: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1990.
- Занимательная алгебра. Я.И. Перельман. – М.: Столетие,1994.
- Примени математику. И.Н. Сергеев, С.Н. Олехник, С.Б. Гашков.- М.: Наука,1990.
- Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-265162-1570924206.png)
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-303712-1380622274.jpg)
Рабочая программа факультатива по математике для 11 класса
Программа предназначена для факультативных занятий поматематике для 11 класса....
Рабочая программа факультатива по математике "Задачи повышенной сложности" 8 класс
Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, относящихся к различным разделам математики. Программа составлена крупноблочно. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотре...
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/05/picture-462661-1404575545.jpg)
Рабочая программа факультатива по математике «Подготовка к ЕГЭ». 11 класс
Рабочая программа факультатива для учащихся 11 класса общеобразовательной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-832847-1478202166.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273572-1601461659.jpg)
Рабочая программа факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"
Рабочая программа с КТП факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"...