РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»
рабочая программа по алгебре по теме
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В каждом классе есть учащиеся, которые легко усваивают программный материал и проявляют интерес к более глубокому изучению математики. Дополнительные возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике и ее приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике» | 42.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»
2015-2016 г.
Составитель Смирнова Елена Борисовна
учитель математики
МБОУ «СОШ №2»
1.1 Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В каждом классе есть учащиеся, которые легко усваивают программный материал и проявляют интерес к более глубокому изучению математики. Дополнительные возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике и ее приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике.
Программа факультатива «Решение нестандартных задач по математике» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, дополнить и углубить полученные знания по алгебре и геометрии, расширить целостное представление о науке. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа основана на принципах научности, системности, практической направленности, последовательности.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий факультатива направлено на освоение дополнительной математической терминологии, на решение занимательных, нестандартных задач, а также задач повышенной сложности, которые впоследствии потребуются обучающимся в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах, а также для успешного прохождения итоговой аттестации.
1.2.Цели и задачи
Занятия с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:
- развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
- Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
- Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определ
- енных навыков научно-исследовательского характера.
- Развитие у учащихся умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
- Расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении математики в технике и практике.
- Расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли математической школы в мировой науке.
Задачи факультатива:
- Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- углубить и расширить знания по математике;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- Формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
- Формировать навыки самостоятельной работы;
- Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Готовить учащихся к ОГЭ посредством решения некоторых заданий из сборника по итоговой аттестации
- Подготовить учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
1.3 Планируемые результаты освоения обучающимися
программы факультатива
Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Решение нестандартных задач по математике» предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- владение способами исследовательской деятельности;
- сформированность творческого мышления;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «От простого к сложному» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
3. Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах).
Предметные результаты:
- расширить знания и умения в области преобразования алгебраических выражений, научиться решать различными способами линейные, квадратные уравнения и уравнения высших степеней и составлять математические модели к реальным жизненным ситуациям
- научиться решать различные задачи на проценты и применять свои знания на уроках математики, химии, а также в повседневной жизни;
- углубить свои знания в области преобразования выражений, содержащих модуль и параметр;
- научиться строить графики и описывать свойства дробно-линейных функций и функций ,содержащих модуль;
- изучить и научиться применять при решении олимпиадных задач и задач повышенной сложности элементы теории делимости чисел;
- получить представление о некоторых геометрических фактах, не так полно изучаемых в школьной программе;
- научиться применять полученные геометрические сведения на практике
1.4. Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа факультатива предназначена для обучающихся 8 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 0,5 часа в неделю: 17 часов в год. Занятия проводятся после уроков и составляют 45 минут
- Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа факультатива предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй — практический, где обучающийся решают задачи, применяя полученные знания.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, тематические игры, творческие конкурсы, школьные и городские олимпиады.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
2.1 Календарно-тематическое планирование
тема | Количество часов | Дата проведения | ||
план | факт | |||
1 | Многочлены от одной переменной. | 1 | ||
2-3 | Алгебраические дроби | 2 | ||
4 | Неожиданные способы нахождения площади некоторых многоугольников. Приложения теоремы Пифагора. | 1 | ||
5 | Решение геометрических задач с практическим содержанием. | 1 | ||
6 | Решение задач с параметрами и модулем | 1 | ||
7 | Дробно-линейная функция. Функции y=│f(x)│и y=f(│x│) | 1 | ||
8-9 | Решение задач с помощью рациональных уравнений: движение и совместная работа, смеси и сплавы | 2 | ||
10 | Задачи экономического и статистического содержания, задачи на проценты | 1 | ||
11-12 | Элементы теории делимости | 2 | ||
13 | Уравнения высших степеней | 1 | ||
14 | Неравенства | 1 | ||
15-16 | Решение олимпиадных задач | 2 | ||
17 | Итоговое занятие | |||
ВСЕГО | 17 |
2.2 Содержание программы
1.Применение формул сокращенного умножения для упрощения выражений и доказательства тождеств. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Деление многочлена на многочлен. 1ч
2. Допустимые и недопустимые значения переменных. Доказательство тождеств. Степень с целым отрицательным показателем. Рациональные уравнения.2ч
3. Другие способы нахождения площадей многоугольников. Универсальная формула. Изопериметрическая задача.2ч
4. Некоторые задачи по планиметрии с практическим содержанием.1ч
5. Параметр и модуль. Преобразования выражений, содержащих параметр и модуль.1ч
6. Построение и чтение графиков дробно-линейных функций и функций, содержащих модуль.1ч
7.Проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.3ч
8.Различные виды неравенств и способы их решения, применение неравенств к исследованию свойств функций 1ч
9.Элементы теории делимости: делимость чисел, простые и составные числа, деление с остатком ,основная теорема арифметики натуральных чисел 2ч
10.олимпиадные задачи, итоговое занятие.3ч
3. Список информационных источников
1. А.В.Фарков Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8классы.Москва ВАКО ,2014г.
2.Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Геометрия. Дополнительные главы к учебнику геометрии 8класс» Москва. Просвещение ,1996г.
3.А.Г.Мордкович ,Н.П.Николаев «Алгебра 7класс в 2-хчастях»(для классов с повышенным уровнем математической подготовки» Мнемозина, 2009г.
4. А.Г.Мордкович ,Н.П.Николаев «Алгебра 8класс ч.1»(для классов с повышенным уровнем математической подготовки» Мнемозина, 2013г.
5.Л.И.Звавич ,А.Р.Рязановский «Алгебра 8класс. Ч.2»Мнемозина, 2008г.
6.Л.Ф.Пичурин «За страницами учебника алгебры» Просвещение, 1990г.
7.Е.Е.Семенов «За страницами учебника геометрии» Просвещение , 1999г.
8.И.Ф.Шарыгин «Сборник задач по геометрии» Изд.»Астраль» ,2001г.
9.С.С. Варданян «Задачи по планиметрии с практическим содержанием» Просвещение , 1989г.
Электронные ресурсы
- Электронное сопровождение к учебнику Л.С.Атанасяна «Геометрия 7-9»,2015г.
4.Материально-техническое сопровождение
Для реализации программы факультатива «Решение нестандартных задач по математике» необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- Таблица квадратов натуральных чисел, таблица основных степеней
- раздаточный материал (карточки с заданиями)
- Инструменты:
- чертежные инструменты: линейка, циркуль, чертежный угольник
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
- компьютер
- проектор
- сканер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе....
Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)
Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)...
Рабочая программа факультатива по математике «Решение задач повышенной трудности»
Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. Задачи - это основное средство развития математического мышления учащихся. Поэтому неслучайно, что ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...
Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"
Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по математике"
Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач по математике" для 7 класса. Программа содержит календарно-тематическое планирование....