Урок по теме "Решение задач с помощью уравнений"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Костикова Светлана Сергеевна

Урок по теме "Решение задач с помощью уравнений" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока210.5 КБ
Файл prezent_k_uroku.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике.

Тема: «Решение задач с помощью уравнений»  5 класс-6класс.

Цели урока:

  • Учебная : формировать умения  решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, отработать умение составлять план-схему  и таблицу по условию задачи, совершенствовать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения и выделения главного
  • Развивающая:  навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при  комментировании решений, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать умения: анализировать, оценивать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в парах.

Оборудование и наглядность: 

Компьютер, проектор, экран. Презентация PowerPoint.

Ход урока

I.Организационный момент.

Настрой учащихся на работу. Приветствие учителя. ( слайд №1)

II.Начало урока.

Сообщение темы, постановка целей и задач на уроке .(слайд №2)

III. Устная работа.

1) Устный счёт : математическая цепочка.

Учащимся демонстрируется слайд №3, на котором представлены математические цепочки. Учитель фронтально работает с классом.

2) Блиц - турнир.

Учащимся демонстрируются слайды № 4-7 ,  на которых представлены задачи на составление буквенных выражений.

            Задачи блиц - турнира.

  1. Утром Маша сделала х бумажных журавликов, что в 2 раза меньше, чем вечером. Сколько бумажных журавликов всего сделала Маша?
  2. В саду у кустов чёрной смородины, а красной в 2 раза меньше. Во сколько раз больше кустов чёрной смородины, чем красной?
  3. Купили а коробок ёлочных игрушек по 4 игрушки в каждой. Сколько ёлочных игрушек купили?
  4. х  кг яблок разложили в 5 ящиков . Сколько кг яблок положили в 13 таких ящиков ?

IV. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Учащиеся получают бланк с заданием.

1вариант

2 вариант

1)3х больше, чем х на 48,

1) 27х на 12 меньше, чем 201;

2) 8х вдвое меньше, чем 208;

2) 380х в 19 раз больше, чем  101;

Составьте краткую запись и запишите в виде равенства:

3 У Вани было х яблок, у Пети на 8 яблок больше, а у Нины на 3 яблока меньше, чем у Вани. Вместе у них было 41 яблоко.

3) В первый сосуд налили х л жидкости, во второй – на 7 л меньше, чем в первый, а в третий на  10 л больше, чем  во второй. В третьем сосуде оказалось столько жидкости, сколько в первом и во втором вместе.

Ученики самостоятельно работают 7-10 минут, а в это время 2 ученика ( один из 1 варианта, другой из 2 варианта) выполняют это же задание на задней части доски. ( на экране слайд №8).  Проверка выполнения самостоятельной работы осуществляется с использованием слайда №9.

V. Физкультминутка.( слайд № 10).

VI. Объяснение нового типа задач.

  1) Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на части. Разбор задачи № 583 ,используя объяснительный текст учебника.

- Прочитайте задачу.

- Это задача на части.

- Прочитайте её решение. Обратите внимание на то, что надо обозначить за х

- Итак, х – это масса одной части.

- Какие компоненты надо взять, чтобы приготовить вишнёвый сироп?

- Сколько частей каждого компонента надо взять?

- Обратите внимание на схему в учебнике.

2) А сейчас мы с Вами по такому образцу составим схему и решим задачу на части. Посмотрите на экран. На экране появляется текст задачи № 622.

( Разбор задачи № 622, текст которой у детей на бланке к уроку и на слайде № 11.)

Идёт фронтальная работа с классом.

- Прочитайте задачу.

- Что следует обозначить за х?

- Какие компоненты берут для  приготовления вишнёвого варенья ?

- Как составить схему к задаче?

(Учащиеся  объясняют ,и постепенно всё решение появляется на слайде №12)

- Объясните, как составить уравнение?

Учащиеся записывают решение задачи в тетради.

3) Самостоятельное решение задачи на части  ( слайд № 13) с последующей самопроверкой.(слайд № 14)

Условие задачи : В смеси цукатов содержится 3 части авокадо, 4 части киви и 2 части ананасов, 7 частей бананов. Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви на 177 г?

VII. Повторение

 1) Разбор нестандартной задачи  на составление уравнения (слайды №16,17,18,19), похожая задача рассматривалась на предыдущем уроке.

Текст задачи: В первом бидоне было в 3 раза больше подсолнечного масла, чем во втором. Когда из первого бидона перелили во второй 10 л, то во втором бидоне стало масла в 2 раза больше, чем в первом бидоне. Сколько литров масла стало в каждом бидоне?

Идёт фронтальная работа учителя с классом.

- Что примем за х? Почему?

 ( за х лучше принимать количество литров масла во втором бидоне, то есть- меньшую величину)

-Тогда, что можно сказать о первом бидоне?

(3х л – в первом бидоне)

- Когда из первого бидона перелили во второй, то сколько стало литров масла в первом бидоне? Сколько – во втором?

- Теперь составим и заполним таблицу.

- На основании какого утверждения можно составить уравнение?

Составленное уравнение учащиеся решают самостоятельно, один ученик на задней части доски, с последующей проверкой в классе.

2) Далее учащиеся самостоятельно решают уравнения из бланка по вариантам. Первые двое учеников, правильно решивших уравнение ( по одному от каждого варианта ) демонстрируют своё решение классу. Дети меняются тетрадями и друг у друга проверяют решение уравнения.

1 вариант

2 вариант

Х:16=324+284

1344:у=543-487

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С какими задачами мы сегодня познакомились на уроке?

-Каков план решения задач на части?

-Что Вам понравилось на уроке?

- Какие были затруднения?

Далее учитель выставляет оценки за работу на уроке.

IX.Домашнее задание:

№ 601(в; г), 607.

Приложение.

Бланк для работы с учащимися на уроке.

1.Самостоятельная работа.

1вариант

2 вариант

1)3х больше, чем х на 48,

1) 27х на 12 меньше, чем 201;

2) 8х вдвое меньше, чем 208;

2) 380х в 19 раз больше, чем  101;

Составьте краткую запись и запишите в виде равенства:

3 У Вани было х яблок, у Пети на 8 яблок больше, а у Нины на 3 яблока меньше, чем у Вани. Вместе у них было 41 яблоко.

3) В первый сосуд налили х л жидкости, во второй – на 7 л меньше, чем в первый, а в третий на  10 л больше, чем  во второй. В третьем сосуде оказалось столько жидкости, сколько в первом и во втором вместе.

2.Задача.

Для приготовления вишнёвого варенья на 2 части вишни берут 3 части сахара

( по массе). Сколько вишни и сколько сахара пошло на варенье, если сахара пошло на 7кг600г больше, чем вишни?

3.Решите уравнения :

1 вариант

2 вариант

Х:16=324+284

1344:у=543-487

Используемая литература.

.

1.Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов Математика 5 класс, часть №1. ОАО « Московские учебники», Москва 2006.

2.А.И. Ершова, В.В.Голобородько  « Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса», Москва, Илекса 2008.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.

  Обучение  всех  детей  по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....

Конспект урока "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений". Презентация...

конспект урока математики для 5 класса по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по учебнику Виленкина с использованием разноуровневых карточек с заданиями...

Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.

Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....

урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс автор А.Г.Мордкович

данная разработка урока была представлена на конкурс и вошла в 10 лучших...