Рабочая программа по алгебре для 7 класса по учебнику Ю.Н.Макарычева
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Костянко Ульяна Юрьевна

Рабочая программа по алгебре для 7 класса по  Ю.Н.Макарычева содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль качества обучения, нормы оценки знаний, ресурсное обеспечение программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algebra_7_makarychev_dlya_pechati_v_internete.docx52.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Алгебра»  7б класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования. .. М.: Просвещение, 2010 г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Алгебра
  • Программа для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 класс. Автор учебника Ю.Н.Макарычев и др.. – М.: Просвещение, 2014 год
  • Образовательная программа ГБОУ школы № 643 Московского района

Санкт-Петербурга – 2014-2015 уч.г.

  • Учебный план  ГБОУ школы № 643 Московского района

Санкт-Петербурга – 2014-2015 уч.г.

Цели и задачи обучения по предмету «Алгебра» в 7 классе

Цели:

Познавательная цель

        продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

Социокультурная цель

        продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

        продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

        продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

  • развитие логического мышления, умения действовать в нестандартной ситуации;
  • развитие широкого использования личностно-ориентированного обучения;
  • освоение различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • овладение умениями работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
  • овладение методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
  • овладение конкретными  знаниями  о функциях как важнейшей математической модели для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Особенности преподавания математики в 7б классе связаны с хорошими   результатами освоения содержания курса математики,  сформированностью учебно-познавательных мотивов, высоким уровнем любознательности и инициативы у учащихся, различными трудностями школьной адаптации.

Рабочая программа составлена таким образом, чтобы в полной мере учитывала интересы и склонности учащихся, позволила каждому ученику работать в меру своих возможностей и способностей, создавала условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом.

 

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 3 часа в неделю (согласно учебному плану  ГБОУ школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга – 2014-2015 уч.г.). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение алгебры в 7б классе составит 102 часа.

1 триместр  – 36 часов

2 триместр –         33 часа

3 триместр –        33 часа

Из них: контрольные уроки – 6 часов.

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

Виды контроля

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Самостоятельная работа

6

7

5

18

Проверочная работа

3

2

4

9

Контрольная работа

2

2

2

6

Итого:

33

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках алгебры

На уроках алгебры в 7б классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как информатика, физика так как у учащихся формируется

  • умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи;
  • алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, которое наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал;
  • навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 7б класса

  • многим учащимся класса свойственны некритичность в выполнении действий, слабость самоконтроля. Они редко сомневаются в правильности своих действий, не проверяют ответов, не замечают даже абсурдных ошибок.
  • непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике, особенно в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, предметной ситуации задачи.
  • некоторые учащиеся бывают не уверены в своих действиях, они часто обращаются к учителю за поддержкой, не пишут ответа, пока не получат одобрения со стороны учителя. Без всякого критического обсуждения они могут тут же изменить ответ, решение задачи, не вдумываясь в то, что делают.
  • в классе есть учащиеся, которые проявляют интерес к предмету, поэтому для них подбираются задачи повышенного уровня сложности.
  • Учащиеся с затруднением  выделяют в понятиях существенные признаки, отличающие или объединяющие понятия, поэтому следует опираться на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.
  • Материал подается путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметами.
  • В зависимости от темы и целей каждого отдельного урока математики, предпочтение отдаю  методам, направленным на развитие познавательной активности,  мышления и речи этих учащихся.
  • Устный счёт является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
  • Очень хорошим приемом являются задания тестового характера.
  • Часто используются принципы прикладной направленности в постановке заданий как основа мотивации.
  • Разбиение обучающего многошагового задания на подзадания как основа открытия нового знания.  

Поведение в подростковом возрасте – проявление конфликта между привычной зависимостью и желанием обособления. 7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать.

        Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

        Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ:

  • Не хотят учиться так, как могут
  • Не хотят слушать никаких советов
  • Не приходят вовремя
  • Не убирают за собой.

А также характерны:

  • Непостоянные дружеские связи
  • Снижение самооценки
  • Борьба за самостоятельность
  • Обидчивость, раздражительность, упрямство
  • Переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока)

        Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе). Может произойти смена лидеров.

        К ухудшению дисциплины на уроках может приводить недостаточно быстрый темп. Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.

        При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки.

        Хотя интерес к школе и к общению со взрослыми снижается, подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе со взрослым. Если такой возможности нет, могут возникать депрессивные настроения, суицидальные мысли, либо резкие агрессивные вспышки, направленные на взрослых.

        При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне знаний и мотивации обучающихся.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения:

  • деловые игры;
  • урок-исследование;
  • дифференцированный урок;
  • урок-проект;
  • урок, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения интерактивная доска, документ-камера для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: дидактические материалы с упражнениями различного уровня сложности, электронный учебник.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • самостоятельная работа;
  • проверочная работа;
  • контрольная работа.

Формы контроля:

  • наблюдение;
  • тестирование;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка учащимися друг друга;
  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  • Ю.Н.Макарычев и др.Учебник для 7 классов
  • Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова Алгебра: Дидактические материалы для 7 классов
  • Ю.А.Глазков, М.Я.Гаиашвили Тесты по алгебре для 7 класса

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС по математике.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

Выражения, тождества, уравнения

21

20

1

6

Функции

12

11

1

3

Степень с натуральным показателем

13

12

1

3

Многочлены

17

16

1

6

Формулы сокращенного умножения

17

16

1

4

Системы линейных уравнений

16

16

1

4

Повторение. Решение задач.

6

6

1

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

102

96

6

27

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование по  алгебре в 7б классе на 2014/2015 учебный год

№ урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Контроль

Планируемые результаты обучения

Дата проведения урока

по плану

по факту

1

Числовые выражения

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.

Знать: как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации

Уметь: составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

02.09

2

Выражения с переменными

Проверочная работа

03.09

3

Выражения с переменными

04.09

4

Сравнение значений выражений

09.09

5

Сравнение значений выражений

Самостоятельная работа

10.09

6

Свойства действий над числами

11.09

7

Свойства действий над числами

Проверочная работа

16.09

8

Тождества

17.09

9

Тождественные преобразования выражений

18.09

10

Тождественные преобразования выражений

Самостоятельная работа

23.09

11

Уравнение и его корни

24.09

12

Уравнение и его корни

Проверочная работа

25.09

13

Линейное уравнение и его корни

30.09

14

Линейное уравнение и его корни

Самостоятельная работа

01.10

15

Решение задач с помощью уравнений

02.10

16

Решение задач с помощью уравнений

Самостоятельная работа

07.10

17

Решение задач с помощью уравнений

08.10

18

Статистические характеристики

Знать: вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов

Уметь: анализировать  реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц

09.10

19

Среднее арифметическое, размах и мода

Проверочная работа

14.10

20

Медиана как статистическая характеристика

Самостоятельная работа

15.10

21

Контрольная работа по теме:"Выражения"

Контрольная работа

16.10

22

Что такое функция

 Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.

Знать: как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания

Уметь: определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать числа точками на координатной прямой;

 находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики

21.10

23

Вычисление значений функции по формуле

22.10

24

Вычисление значений функции по формуле

Проверочная работа

23.10

25

График функции

28.10

26

График функции

Самостоятельная работа

29.10

27

Прямая пропорциональность и ее график

30.10

28

Прямая пропорциональность и ее график

11.11

29

Прямая пропорциональность и ее график

Самостоятельная работа

12.11

30

Линейная функция и ее график

Проверочная работа

13.11

31

Линейная функция и ее график

18.11

32

Линейная функция и ее график

Самостоятельная работа

19.11

33

Контрольная работа по теме:"Функции"

Контрольная работа

20.11

34

Определение степени с натуральным показателем

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.

Знать: определение степени с натуральным показателем, ее свойства

Уметь: выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем

25.11

35

Умножение степеней

26.11

36

Деление степеней

Самостоятельная работа

27.11

37

Умножение и деление степеней

Проверочная работа

02.12

38

Возведение в степень произведения

03.12

39

Возведение в степень произведения

Самостоятельная работа

04.12

40

Возведение в степень степени

09.12

41

Одночлен и его стандартный вид

Проверочная работа

10.12

42

Умножение одночленов

11.12

43

Умножение одночленов

Самостоятельная работа

16.12

44

Возведение одночлена в степень

17.12

45

Возведение одночлена в степень

Самостоятельная работа

18.12

46

Контрольная работа по теме:"Степень с натуральным показателем"

Контрольная работа

23.12

47

Многочлен и его стандартный вид

        Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Знать: определение многочлена, его стандартный вид. Правила сложения и вычитания многочленов. Правила умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Способы разложения многочленов на множители

Уметь: выполнять основные действия с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;

24.12

48

Сложение многочленов

25.12

49

Вычитание многочленов

Проверочная работа

13.01

50

Умножение одночлена на многочлен

14.01

51

Умножение одночлена на многочлен

Самостоятельная работа

15.01

52

Умножение одночлена на многочлен

Проверочная работа

20.01

53

Вынесение общего множителя за скобки

21.01

54

Вынесение общего множителя за скобки

Самостоятельная работа

22.01

55

Умножение многочлена на многочлен

27.01

56

Умножение многочлена на многочлен

Проверочная работа

28.01

57

Умножение многочлена на многочлен

29.01

58

Умножение многочлена на многочлен

Самостоятельная работа

03.02

59

Разложение многочлена на множители способом группировки

04.02

60

Разложение многочлена на множители способом группировки

Самостоятельная работа

05.02

61

Разложение многочлена на множители способом группировки

Проверочная работа

10.02

62

Разложение многочлена на множители способом группировки

11.02

63

Контрольная работа по теме:"Многочлены"

Контрольная работа

12.02

64

Возведение в квадрат суммы двух выражений

Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3,  (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.

Знать: формулы сокращенного умножения

Уметь: применять формулы сокращенного умножения к преобразованию выражений и разложению многочленов на множители

17.02

65

Возведение в квадрат разности двух выражений

Самостоятельная работа

18.02

66

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

19.02

67

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

Проверочная работа

24.02

68

Возведение в куб суммы и разности двух выражений

25.02

69

Умножение разности двух выражение на их сумму

Самостоятельная работа

26.02

70

Умножение разности двух выражение на их сумму

Проверочная работа

03.03

71

Разложение разности квадратов на множители

04.03

72

Разложение разности квадратов на множители

Самостоятельная работа

05.03

73

Разложение на множители суммы и разности кубов

10.03

74

Преобразование целого выражения в многочлен

Проверочная работа

11.03

75

Преобразование целого выражения в многочлен

12.03

76

Преобразование целого выражения в многочлен

Самостоятельная работа

17.03

77

Применение различных способов для разложения на множители

Проверочная работа

18.03

78

Применение различных способов для разложения на множители

19.03

79

Применение различных способов для разложения на множители

Самостоятельная работа

01.04

80

Контрольная работа по теме:"Формулы сокращенного умножения"

Контрольная работа

02.04

81

Линейное уравнение с двумя переменными

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Знать: определение линейного уравнения с двумя переменными, его решения, графика

Уметь: решать системы двух линейных уравнений; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

07.04

82

График линейного уравнения с двумя переменными

Проверочная работа

08.04

83

График линейного уравнения с двумя переменными

09.04

84

График линейного уравнения с двумя переменными

Самостоятельная работа

14.04

85

Системы линейных уравнений с двумя переменными

15.04

86

Системы линейных уравнений с двумя переменными

Проверочная работа

16.04

87

Решение систем линейных уравнений способом подстановки

21.04

88

Решение систем линейных уравнений способом подстановки

Самостоятельная работа

22.04

89

Решение систем линейных уравнений способом подстановки

23.04

90

Решение систем линейных уравнений способом сложения

Проверочная работа

28.04

91

Решение систем линейных уравнений способом сложения

29.04

92

Решение систем линейных уравнений способом сложения

Самостоятельная работа

30.04

93

Решение задач с помощью систем уравнений

05.05

94

Решение задач с помощью систем уравнений

Проверочная работа

06.05

95

Решение задач с помощью систем уравнений

07.05

96

Контрольная работа по теме:"Решение систем линейных уравнений"

Контрольная работа

12.05

97

Повторение

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.

13.05

98

Повторение

Проверочная работа

14.05

99

Повторение

Самостоятельная работа

19.05

100

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

20.05

101

Повторение

21.05

102

Повторение

Самостоятельная работа

Программа скорректирована на 101 час за счет уроков повторения в связи с тем, что количество учебных часов в 2014/2015 учебном году уменьшится за счет государственных праздничных дней.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по алгебре (к образовательным результатам)

к концу 7 класса

Обучающиеся должны знать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики;
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений.

Образовательные результаты:

Предметные

Учащиеся должны:

  • уметь выполнять расчёты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимость между реальными величинами; находить нужную формулу в справочных материалах;
  • записывать математические утверждения, доказательства;

Метапредметные

  • моделировать практические ситуации и исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры; описывать зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретировать  графики реальных зависимостей между величинами;
  • анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решать учебные и практические задачи, требующие систематического перебора вариантов;

Личностные

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • решать  практические задачи в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • понимать статистические утверждения.

Контроль качества обучения

Объём письменных работ  в 7б классе

Самостоятельные и проверочные работы

1 триместр        9

2  триместр        9

3 триместр        9

Контрольные работы

1 триместр        2

2 триместр        2

3 триместр         2

Показатели

Учащийся должен уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики;
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по математике

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  •  логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  • Учебник Ю.Н.Макарычев и др. Алгебра: Учебник для 7 классов

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по алгебре.

  • литература для учителя (основная и дополнительная);
  • Н.Г.Миндюк, И.С.Шлыкова Методические рекомендации
  • В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе. Книга для учителя
  • Н.Г.Миндюк Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычев и др. 7-9 классы
  • литература для обучающихся  (основная и дополнительная);
  • Учебник Ю.Н.Макарычев и др. Алгебра: Учебник для 7 классов
  • Ю.А.Глазков, М.Я.Гаиашвили Тесты по алгебре для 7 класса
  • Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова Алгебра: Дидактические материалы для 7 классов
  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

  • С.Н.Поздняков и др. Математика в школе XXI век Электронный учебник
  • Приложение к учебнику на электронном носителе
  • Интерактивный курс «Открытая математика» Физикон
  • Интерактивные задачники «Просвещение МЕДИА»
  • учебные мультимедийные пособия,
  • презентации, подготовленные учителем
  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.

Интерактивная доска

Документ-камера

Приложение к учебнику на электронном носителе

Интерактивный курс «Открытая математика» Физикон

Интерактивные задачники «Просвещение МЕДИА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Ю.Н. Макарычева

Рабочая программа по алгебре для 7 класса к учебнику Ю.Н.Макарычева на 120 часов, 5часов в первой четверти и по 3 в остальных....

Рабочая программа по алгебре 8 класс по учебнику Ю.Н. Макарычева

Рабочая программа по алгебре 8 класс по учебнику Ю. Н. Макарычева состоит из пояснительной записки, содержания обучения, учебно-методического комплекса учителя, критерий оценок и календарно-тематическ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюка.

Рабочая программа по алгебре составлена на основе:1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Алгебра».2.Пр...

Рабочая программа по алгебре 7 класс по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюка.

Рабочая программа по алгебре составлена на основе:1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), по предмету «Алгебра».2.Пр...

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю. Н. Макарычева

Программа рассчитана на 102 часа,  3 часа в неделю.Изменение часов по некоторым темам основано на практическом опыте преподавания математики в 8 классе. Контрольных работ за год – 11, одна ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Ю.Н. Макарычева (ФГОС)

Рабочая программа по алгебре 7  класс к учебнику Ю.Н. Макарычева (ФГОС)...