Рабочая программа элективного курса по экономике. 9 класс.
календарно-тематическое планирование по экономике (9 класс) на тему
Рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП по экономике. Электив. 9 класс. | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено» «Согласовано»
Директор Председатель м/о
_____________Кругляков К.М. ___________Пантюхина О.Н.
Протокол №2
«_30__»_августа__________2016 г.
«_30_»_августа____________2016г.
Рабочая программа
учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны
курса внеурочной деятельности по элективному курсу
«Основы экономических теорий»
Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___
Учебные пособия: Автономов В.С. Введение в экономику, 2008.
Планирование составлено на основе Программы
общеобразовательных учреждений «Обществознание, экономика, право.» 9–11 классы. М.; Просвещение. 2011 г.
Программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И.
2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности курса.
Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор будущей профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это становится необходимым для сегодняшних старшеклассников.
Все эти приоритетные задачи образования во многом решаются во время обучения на старшей ступени средней полной школы, которая в течение 10 последних лет работает в режиме профильного обучения. В условиях профильного образования в средней школе «Экономика» может преподаваться в рамках курса «Обществознание» либо являться самостоятельной учебной дисциплиной в рамках соответствующего профиля. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися осознанно. Чтобы помочь старшеклассникам сделать собственный выбор, в 9 классе предлагаются курсы по выбору (элективные). Одним из них является элективный курс «Введение в экономику». Также он может быть реализован в 10 классе в рамках профильного обучения.
В условиях постоянной нехватки часов учебного плана, многие школы отказываются от ведения экономики как самостоятельной учебной дисциплины. Вместе с тем, статистика конкурса на экономические специальности в ВУЗы (ТГУ, ТПУ) показывает, что они по-прежнему являются востребованными. Кроме этого, рыночная экономика, в условиях которой мы живем, требует от каждого человека в обыденной жизни понимания экономических явлений и процессов.
Вышеуказанные проблемы можно эффективно решать, включив в учебный план элективный курс «Введение в экономику». Программа данного элективного курса разработана в контексте школьного обществоведческого образования и предполагает теоретическое и практическое знакомство обучающихся с основными экономическими субъектами и их деятельностью. Элективный курс может оказать помощь обучающимся как будущим наемным работникам, предпринимателям, управленцам.
Экономическая деятельность тесно связана с умениями поиска, отбора, критического осмысления полученной информации, поэтому ряд занятий курса направлены на дальнейшее формирование у обучающихся навыков работы с информацией.
Содержание курса направлено на совершенствование коммуникативных навыков деятельности, в том числе устной коммуникации.
Требования к возрасту обучающихся:
Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9-х классов, и может быть реализована как в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, так и в рамках профильного обучения.
Возрастные особенности шестнадцати - семнадцатилетних юношей и девушек характеризуются тем, что старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения жизненных перспектив. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Именно эта нацеленность на перспективу, стремление к осознанному и правильному выбору жизненного пути делает элективный курс «Введение в экономику» актуальным именно для старшеклассников.
Межпредметные связи.
«Экономика» в контексте школьного профильного образования тесно связана с другими учебными дисциплинами и науками. Экономические процессы невозможно объяснить, не изучив психологию и социологию (поведение людей, их поступки, мотивы их действий). На экономику большое влияние имеет политика, которая может создавать условия для ускорения роста экономики, а в некоторых случаях наоборот тормозить процессы развития.
Экономика тесно связана с историей, ведь понимание особенностей экономического развития страны соотносится с пониманием особенностей эпохи. Также экономика взаимодействует со статистикой, которая предоставляет факты, свидетельствующие об экономической жизни страны или отдельного человека. Понимание глобальных экономических процессов и международного взаимодействия не может обойтись без географии. А знания в области математики способствуют пониманию обучающимися экономических законов и экономических моделей. Кроме этого, экономическая сфера жизни общества взаимодействует с правовой, поэтому навыки правового поведения в экономике поможет сформировать курс «Правоведение».
Объем учебной нагрузки
Объем курса – 34 часа в год (1 час в неделю, 4 часа в месяц).
Нормативно – правовое обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) образования».
- Примерные основные образовательные программы начального, основного общего и среднего (полного) образования
- Демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ по обществознанию
- Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 г. №.2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»
- Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. N 1994 «О внесении изменений в
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. №1312
- Федеральный Закон от 1 декабря 2007 г. № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 г. № 184 – ФЗ, от 10.11.2009 г. № 260 – ФЗ;
- Поручение Президента Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № Пр-2505, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Постановление правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.
Для создания программы использованы:
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Любимов В.В.
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы предпринимательства», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы экономической теории», авторский коллектив под руководством С.И. Иванова
Цели элективного курса:
- Формирование и развитие экономического образа мышления, потребности обучающихся в получении экономических знаний в контексте современного состояния экономики страны и интереса к изучению экономических дисциплин с точки зрения их практической значимости
- Создание условий для выявления индивидуальные образовательных потребностей ребенка, способствующих личному самоопределению и самореализации
- Воспитание уважения к человеческому труду и предпринимательской деятельности
- Развитие информационных компетенций обучающихся
- Получение позитивного опыта применения полученных знаний и умений для будущей трудовой деятельности в качестве наемного работника или собственника-предпринимателя
Задачи элективного курса:
- Ознакомление обучающихся с экономической сферой как базовой подсистемой общества
- Выявление специфики профессий и специальностей социально-экономической направленности на современном рынке труда, а также требования, предъявляемые обществом к ним
- Предоставление обучающемуся возможности стать субъектом экономических отношений в ходе моделирующих упражнений и деловых игр, имитирующих реальные явления и процессы в экономике
- Создание условий для формирования у обучающихся компетентностного подхода к работе с информацией по направлениям:
- Определение недостаточности информации для совершения действия/принятия решения (определения пробелов информации)
- Выявление разнообразных способов получения информации, представленных различными носителями
- Выработки понимания необходимости критического осмысления полученной информации
- Обработки и интерпретация информации
- Совершенствование коммуникативных компетенций (устная коммуникация, коммуникативное взаимодействие в микрогруппах и парах, межгрупповое взаимодействие)
- Выработка первоначальных навыков решения экономических задач и применения их на практике
Формы проведения занятий:
- Лекция
- Моделирующее упражнение
- Создание мини-проекта
- Решение экономических задач и построение графиков,
- Практикум
- Деловая игра
- Экскурсия
- Защита творческих работ и рефератов
Содержание программы
Тема 1. Фундаментальные проблемы экономики. 5 ч. Уроки 1-5
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов создают проблему выбора. Свободные и экономические блага. Факторы производства и доходы от их использования. Практическое применение экономических знаний в современном обществе.
Тема 2.Рыночный механизм. 3ч. Уроки 6-8
Какими способами решаются фундаментальные проблемы экономики. Рынок и его функции. Кругооборот доходов и расходов в рыночной экономике. Плюсы и минусы чисто рыночной системы. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения установление рыночных цен. Изменение рыночного равновесия.
Тема 3.Домашнее хозяйство как субъект рыночных отношений. 3 ч. Уроки 9-11
Основные субъекты рыночных отношений. Роль домашнего хозяйства в экономике. Домашнее хозяйство и частные инвестиции. Домашнее хозяйство собственники трудовых ресурсов. Домашнее – налогоплательщик и потребитель товаров и услуг.
Бюджет семьи.
Тема 4.Фирма - основной субъект рыночной экономики. 16 ч. Уроки 12-27
Историческая эволюция товарного производства. Разделение труда. Рождение капиталистических предприятий. Производительность. Условия деятельности фирмы. Право собственности. Управление фирмой. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Прибыль и затраты. Виды прибыли и виды затрат.
Конкуренция и типы рыночных структур. Поведение фирмы в условиях конкуренции.
Значение рекламы в деятельности фирмы. Стратегия продвижения товара.
История успешных предпринимателей.
Труд как фактор производства. Наем на работу в фирму.
Тема 5. Современные проблемы макроэкономики. 4 ч. Уроки 28-30
Государство и его роль в современной экономике. Общественные товары и услуги. Пределы вмешательства государства в экономику.
Деньги. Закон денежного обращения. Функции денег.
Тема 6. Итоговое повторение и обобщение. 3ч. Уроки 32-34
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока | Тема | Дом. задание | Кол-во часов | Время проведения (неделя/месяц) |
1 | Что такое экономика и почему человечество не может без нее обойтись? | Записи в тетради | 1 | 1-2.09.2016 |
2 | Экономические специальности на российском рынке труда | Презентации | 1 | 05-09.09 |
3 | Может ли экономика удовлетворить все потребности людей или экономическое применение «пирамиды Маслоу» | Составление схемы | 1 | 12.16.09 |
4 | Реальная экономика нашего города (региона) | Доклады | 1 | 19-23.09 |
5 | Что такое экономические ресурсы и кто получает доходы от владения ими? | Таблица | 1 | 26-30.09 |
6 | Рынок | Записи в тетради | 1 | 10-14.10 |
7-8 | Как рождается цена в условиях рынка? | Индивидуальное выполнение графиков на основе знаний о функциях спроса, предложения, равновесной цены | 2 | 17-28.10 |
9 | Основные экономические субъекты | Схема «Взаимодействие экономических субъектов» | 1 | 31.10-04.11 |
10 | Хозяйственно-экономические функции семьи. Домашнее хозяйство. | Конспект | 1 | 07.-11.11 |
11 | Составление семейного бюджета как проявление экономической функции семьи. | План доходов и расходов с использованием Интернет – ресурсов и программы Ехеl | 1 | 21-25.11 |
12 | От ремесленной мастерской – к современной фирме. | Конспект | 1 | 28.11-02.12 |
13 | «Фабрика». Деловая игра | Расчет производительности труда | 1 | 05-09.12 |
14-15 | Мировые бренды – история успеха. | Мини – проекты и их презентации | 2 | 12-23.12 |
16 | Основные экономические цели деятельности фирмы | Записи в тетради | 1 | 26.30.12 |
17 | Кто может управлять фирмой? | Таблица | 1 | 09-13.01 |
18 | Почему фирма не всегда приносит прибыль? | Выполнение математических расчетов для определения минимальных и максимальных объемов производства | 1 | 16.20.01 |
19-20 | Понятия прибыли и издержек. Решение задач по теме «Экономическая и бухгалтерская прибыль». | Решение экономических задач | 2 | 23.01-03.02 |
21 | Конкуренция или сотрудничество – кто выигрывает от нее? | Таблица | 1 | 06-10.02 |
22 | Реклама в жизни фирмы. | Сообщения обучающихся с использованием слайд-шоу (по выбору обучающихся) | 1 | 13-17.02 |
23 | Рекламный вампир | Творческая работа | 1 | 27.02-03.03 |
24-25 | Я – наемный работник фирмы. Как подготовить резюме? | Подготовка резюме | 2 | 06-17.03 |
26 | Я – наемный работник фирмы. Собеседование. | Творческая работа | 1 | 20-24.03 |
27 | Как занять вакантную должность? | Выполнение практических задач | 1 | 27-31.03 |
28 | Почему современной экономике не обойтись без государства? | Выполнение заданий к тексту о роли государства в экономике | 1 | 03-07.04 |
29 | Деньги каждому нужны, деньги разные важны… | Сообщения | 1 | 17-21.04 |
30 | Угрозы современной экономике – мифы или реальность? | Презентации | 1 | 24-28.04 |
31-32 | «Каждому об экономике необходимо знать, что….» | Создание творческих работ (сочинения), индивидуальных и групповых мини-проектов и их презентация | 2 | 01-12.05 |
33 | Итоговое занятие «Что я еще хотел бы узнать об экономической сфере жизни общества»? | Эссе | 1 | 15-19.05 |
34 | Резерв. | 1 | 22-26.05 |
Список рекомендуемой литературы для учителя:
- Зайдель Х., Темен Р. “Основы учения об экономике” / Пер. с нем. –М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1992.
- Зайченко Н.А. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды”. Санкт-Петербург, 1998 год.
- Липсиц И.В. «Экономика», 2001.
- Меньшикова О., Попова Т. “Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории и практики управления”. -1992.
- Романовская Н.И. “Экономическая игротека”. Москва, 1994 год.
- Самоукана Н.В. “Игры в школе и дома” - М.: Новая школа, 1993.
- Сандерс Ф. и др. “Основные экономические понятия. Структура преподавания”. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Смирнова Т.О., Т.Н. Проснякова. “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров”, 2000 год.
- Стейнлек Дж.Ф. “Экономика для начинающих” // пер с англ. –М.: Республика, 1994.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
- Автономов В.С. Введение в экономику, 2008.
- Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
- Райзберг Б.А. “Твоя экономика”. Москва, 1996 год.
- Розанова Н.М. «Моя фирма». Москва, 2006 г
- Хесс Карл. “Капитализм для детей. Как стать предпринимателем”. - М.: Вагриус, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...
Рабочая программа элективного курса по экономике
Элективный курс "Оновы экономических знаний", 10 класс....