"Решение квадратных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Обучающие цели: формирование универсальных учебных действий учащихся
- регулятивные - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- познавательные – строить речевые высказывания в устной и письменной формах;
- коммуникативные – контролировать действия партнёра.
Развивающие цели: развитие логического мышления учащихся ( в процессе решения задач), формирование умения моделировать жизненные ситуации, выделять в условии задачи данные, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученные результаты с условием.
Воспитательные цели: формирование навыков культуры математической записи и речи, формирование положительной мотивации, воспитание товарищества, взаимопомощи, умения слушать других, участвовать в диалоге, воспитывать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_kvadratnyh_uravneniy.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: "Решение квадратных уравнений"
Попченко Светлана Николаевна, учитель математики
Обучающие цели: формирование универсальных учебных действий учащихся
- регулятивные - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- познавательные – строить речевые высказывания в устной и письменной формах;
- коммуникативные – контролировать действия партнёра.
Развивающие цели: развитие логического мышления учащихся ( в процессе решения задач), формирование умения моделировать жизненные ситуации, выделять в условии задачи данные, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученные результаты с условием.
Воспитательные цели: формирование навыков культуры математической записи и речи, формирование положительной мотивации, воспитание товарищества, взаимопомощи, умения слушать других, участвовать в диалоге, воспитывать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества
Структура урока
- Организационный момент
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний
- Локализация затруднений
- Построение проекта преодоления затруднений
- Обобщение затруднений во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний
- Рефлексия деятельности
- Домашнее задание
Оборудование:
- Тесты на усвоение понятий ,терминов и нахождения корней уравнений разного вида.
- Таблица способов решения квадратных уравнений.
- Компьютер
- Сигнальные карточки
- Презентация.
Ход урока
- Организационный момент
Посмотрите - всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
- Самоопределение к деятельности. Мотивация.
-Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках?
- Кто справился с домашним заданием в полном объёме?
- Кто испытал затруднения? В чём?
- Какие задачи каждый из вас может поставить сегодня для преодоления возникших проблем?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока
(Дети называют тему) « Решение квадратных уравнений»
Внимание на экран!
3. Актуализация опорных знаний учащихся
Тест на усвоение новых понятий:
1. Различитель квадратных уравнений по числу корней. (Дискриминант).
2. Значение переменной, которое обращает квадратный трехчлен в нуль. (Корень)
3. Квадратное уравнение, в котором старший член равен 1. (Приведенное)
4. Квадратное уравнение, в котором свободный член равен 0. (Неполное)
5. Число, которое стоит впереди переменной. (Коэффициент)
д | е | и | р | о | н | в |
о | п | с | н | и | е | н |
р | н | и | ф | э | ц | ь |
н | о | ё | п | л | и | е |
и | к | н | т | р | о | д |
е | и | т | н | к | а | ф |
н | м | е | о | к | е | а |
Карточки с буквами у ребят на партах. Вычеркнуть из таблицы разными цветами буквы каждого слова.(Это задание позволяет каждому ученику понять смысл данного понятия, проговаривается при зачеркивании букв каждое слово и запоминается его произношение, концентрируется внимание на смысле данного понятия)
Тест на понятие квадратного уравнения и его решения.
I вариант:
1. Уравнение вида ах2+bх+с=0 называется квадратным, если …
2. Сколько корней имеет уравнение х2=а, где а>0?
3. Уравнение рх2+кх+l=0 не является квадратным, если …
4. Выражение b2-4аc называется …
5. Корни квадратного уравнения вычисляют по формуле
6. Если b четное, то корни квадратного уравнения ах2+bх+с=0 вычисляют по формуле …
7. Сколько корней имеет уравнение х2=х?
8. При каких значениях m уравнение х2+mх - 9=0 является неполным квадратным уравнением?
II вариант:
1. Если а0, то уравнение вида ах2+ b х+с=0 называется …
2. Сколько корней имеет уравнение х2=а, где а<0?
3 Уравнение mх2+рх+к=0 не является квадратным, если …
4. Дискриминантом D называется выражение вида …
5. Корни квадратного уравнения вычисляют по формуле
Х1=
Х2=
6. Если b=2к, то корни квадратного уравнения ах2+bх+с=0 вычисляют по формуле …
7. Сколько корней имеет уравнение 3х2+8=0?
8. При каких значениях m уравнение (m-3)х2+7х-5=0 не является квадратным уравнением?
Взаимопроверка (исправления на листе не допускаются) Ключ для проверки записан на слайде
Оценка “5” - за все верно выполненные задания.
Оценка “4” - если 1 задание неверно.
Оценка “3” - если 2 задания неверны.
Оценка “2” - если более 2-ух заданий неверно.
4.Локализация затруднений
Устный опрос Решить уравнения
- (х-3) (х+8) = 0
- х(х+0,2) = 0
- х2 – 5х = 0
- 4х2 – 1 = 0
- 0,06 х2 = 0
- 3 х2 + 16 = 0
- (4х – 9)2 = 0
- х2-7х+10=0
- х2+7х-18=0
- х2-6х-16=0
- 3х2 +10х+3=0
- 3х2 -10х+3=0
- 923х2+77х-1000=0
- 5х2+41х+36=0
5. Построение проекта преодоления затруднений
Ребята, какие советы вы можете дать своим товарищам по успешному решению уравнений?
-Помнить о правилах при решении уравнений и повторять их
-Помнить формулы для решения уравнений
- Контролировать свою деятельность
-Внимательно следить за работой в классе, слушать учителя и товарищей, отвечающих на поставленный вопрос
6. Обобщение затруднений во внешней речи
-Назвать формулы для вычисления дискриминанта
-Назвать формулы для вычисления корней квадратного уравнения
-Сформулировать теорему Виета
-В чем состоит метод суммирования коэффициентов
- При каких условиях произведение равно нулю
- Формулы «квадрат суммы» и «квадрат разности»
7.Самостоятельная дифференцированная работа (задания для самоконтроля).
Критерии оценок:
оценка “5” -8баллов;
оценка “4”- 6-7баллов;
оценка “3” - 3балла.
Вариант 1
- Решите уравнение (за каждое правильно решенное уравнение 1балл):
а) 2х2-18=0; б) 5х2+15х=0; в) х2+5=0.
- (2балла) 2х²+7х+3=0
- (3 балла) Решите уравнение: (х+3)2-(х+3)-30=0.
Вариант 2.
- Решите уравнение (за каждое правильно решенное уравнение 1балл):
а) 6х2-12=0; б) 3х2+12х=0; в) 7+х2=0.
- (2 балла) 4х²-х-3=0
- (3 балла) Решите уравнение: (у+5)² -4(у+5)=0.
Организация проверки по записи на слайде
Физкультминутку проводит ученик: упражнения для глаз и пальцев
8.Включение в систему знаний
Обращаем внимание на тему урока «Решение квадратных уравнений».
Записать вывод в виде таблицы:
Краткая историческая справка
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земельными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются кроме неполных и такие, например полные квадратные уравнения:
x²+x=¾; x²-x=14,5.
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадают с современным, однако неизвестно, каким образом дошли они до этого правила.
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 году итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники 14-17 веков. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду x²+bx=c было сформировано в Европе лишь в 1544 году Штифелем. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 веке благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
В древней Индии распространен был своеобразный вид спорта- публичное соревнование в решении головоломных задач. Индусские математические руководства имели отчасти целью служить пособием для подобных состязаний на первенство в умственном спорте (цитата из Перельмана стр.135)
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась;
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще.
Анализ условия:
- На сколько групп разбилась стая обезьян?
-Чем занималась первая группа обезьян?
- Сколько было обезьян в первой группе?
- Чем занималась вторая группа обезьян?
- Сколько было обезьян во второй группе?
- Что удобно принять за неизвестное Х?
Решение
Пусть Х-обезьян в стае, тогда (Х/8)² -в роще; 12- орали; ( (Х/8)²+12) – всего, что по предположению равно Х. Имеем уравнение
(Х/8)²+12=Х,
Х²/64 +12=Х,
Х²+768 -64Х=0,
D=1024, X1=48, X2=16
Ответ 16 или 48
9.Рефлекия
Вопросы к учащимся на слайде, на которые они отвечают:
-Ребята, вам понравился урок?
-Что больше всего вам понравилось на этом уроке?
- Сможете оценить свою деятельность на уроке?
Самооценка детьми собственной деятельности (сигнальные карточки)
а) Всё понимаю и решаю самостоятельно ( зеленый)
б) Всё понимаю и могу помочь другу, объяснить ему эту тему (золотой)
в) Есть ещё проблемы при решении уравнений, но не большие и не всегда( синий)
г) Не могу объяснить другу, хотя сам решаю (красный)
д) Не могу решать самостоятельно (белый)
10. Откройте дневник и запишите домашнее задание 1)_______________
2) По желанию, можете побывать в роли учителя: приготовить карточку по данной теме, которую вы могли бы предложить товарищу по классу;
3) Подготовить решение занимательной задачи по теме «Квадратные уравнения»
Дополнительная литература:
- Интернет-сайт «Ярмарка педагогических идей» и др.
- Журнал «Математика в школе»
- Занимательная алгебра .Перельман Я.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,...
урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"
Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...