«Геометрическая интерпретация комплексных чисел» в учебнике Ф.Г. Мордковича, П.В. Семенова «Алгебра и начала анализа. Профильный уровень. 10 класс» Анализ содержания, планирования.
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Профильная дифференциация обучения позволяет включить изучение ряда тем в программы классов с углубленным изучением математики
-комплексные числа;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ содержания и планирование темы "Комплексные числа" 10 кл. | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ содержания, планирования темы «Геометрическая интерпретация комплексных чисел» в учебнике Ф.Г. Мордковича, П.В. Семенова «Алгебра и начала анализа. Профильный уровень. 10 класс»
В учебнике А.Г. Мордковича, П.В.Семенова «Алгебра и начала анализа. Профильный уровень.10 класс» раздел «Геометрическая интерпретация комплексного числа» изучается в теме «Комплексные числа» в §33 «Комплексные числа и координатная плоскость» и в §34 «Тригонометрическая форма записи комплексного числа». На изучение каждого параграфа авторы отводят от 1 до 3 часов при примерном поурочном планировании от 4 до 6 часов в неделю.
Изучаемый материал | Количество часов | ||
Вариант | |||
4 часа в неделю | 5 часов в неделю | 6 часов в неделю | |
§ 33 «Комплексные числа и координатная плоскость | 1 | 2 | 3 |
§ 34 «Тригонометрическая форма записи комплексного числа» | 2 | 3 | 3 |
В § 33 « Комплексные числа и координатная плоскость» для построения геометрической модели множества С авторы используют координатную плоскость, отождествляя комплексные числа с точками координатной плоскости. После рассмотрения конкретных примеров изображения комплексного числа на координатной плоскости, как упорядоченной пары (а;b) действительных чисел, подчеркивается, что любую точку на координатной плоскости можно воспринимать и как вектор с началом в точке (0;0) и концом в точке (a;b). При векторном подходе к изображению комплексных чисел наглядный смысл получают операции сложения и вычитания (сложения векторов по правилу «параллелограмма»).
В координатной плоскости ясный геометрический смысл получает операция сопряжения (как осевая симметрия относительно оси абсцисс). В заключение данного параграфа авторы перед учащимися формулируют проблему: найти геометрическую интерпретацию умножения и деления комплексных чисел. Далее говорят, что это невозможно сделать в данной прямоугольной системе координат, для этого понадобится другая система координат (т.е. система других координат плоскости).
В § 34 «Тригонометрическая форма записи комплексного числа» авторы, возвращаясь к комплексным числам, переходят к более строгому изложению материала. В этом параграфе дается определение модуля комплексного числа и его обозначение. Одно из важнейших свойств модуля сформулирована как теорема 1. Здесь же приводится ее доказательство. Далее перечислены еще 7 свойств модулей комплексных чисел без доказательств. Пять первых свойств авторы предлагают учащимся доказать самостоятельно алгебраически. Шестое свойство – следствие теоремы 1. Седьмое свойство объясняется с опорой на иллюстрацию учебника.
Далее авторы устанавливают тесную связь числовой окружности на координатной плоскости с понятием модуля комплексного числа, вводят понятие единичной окружности в комплексной плоскости.
В теореме 2 формулируется утверждение о точке, лежащей на числовой окружности. Данная теорема приводится без доказательства. Затем авторы вводят определение тригонометрической формы записи комплексного числа и утверждают, что всякое отличное от нуля комплексное число z может быть записано в виде z=|z|(cosα+isinα), где α – некоторое действительное число. Данное утверждение сформулировано в виде теоремы 4, приводимое с доказательством.
Далее авторы дают определение аргумента комплексного числа, вводит его обозначение и формируют у учащихся понятие аргумента, опираясь на геометрические представления. Здесь же авторы, опираясь на определение, формулы и примеры, дают четкое различие между стандартной тригонометрической формой записи комплексного числа и тригонометрической формой записи
В теореме 5, приводимой с доказательством, авторы доказывают формулы умножения и деления комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме. Для лучшего запоминания, автор приводит формулировку теоремы 5 в более простом словесном изложении, где подчеркивается правильность формулировки для комплексных чисел с положительными действительными частями. В других случаях для нахождения аргумента результата следует или прибавить или отнять 2π.
Анализируя содержание параграфов 33 и 34, подчеркнем: авторы не дают точных определений комплексной плоскости, а вводят это понятие лишь для того, различать координатную плоскость саму по себе и координатную плоскость как модель множества комплексных чисел. В данных параграфах не приводятся четкие алгоритмы действий над комплексными числами, но при рассмотрении большого количества приводимых в данном учебном пособии примеров, можно сформировать некоторые умения и предложить учащимся самостоятельно сформулировать следующие алгоритмы:
- алгоритм нахождения модуля и аргумента комплексного числа,
- алгоритм изображения комплексных чисел на координатной плоскости,
-алгоритм нахождения суммы и разности комплексных чисел в векторной форме,
- алгоритм записи комплексных чисел в стандартной тригонометрической форме.
К параграфу 33 «Комплексные числа и координатная плоскость» приводится 23 упражнения. Упражнения 33.1-33.12 направлены на отработку навыков изображения комплексных чисел на координатной плоскости с применением разнообразных дополнительных условий, которые позволяют показать учащимся более широкое применение данной темы, взаимосвязь изучения комплексных чисел с геометрическим материалом: понятием ломаной, вычислением величин углов, нахождением расстояний между точками.
Упражнения 33.13 – 33.14 направлены на закрепление и осознанное применение правил умножения комплексных чисел на действительное число. Упражнения 33.15 – 33.16 направлены на отработку навыков нахождения суммы комплексных чисел по правилу параллелограмма. В заключение пункта учащимся предлагается несколько заданий повышенного уровня сложности, где, например, требуется изобразить комплексные числа, записанные в нестандартном виде, прежде, чем выполнить задание, требуется сделать некоторые преобразования.
К § 34 «Тригонометрическая форма записи комплексного числа» в задачнике дается 42 упражнения. Задания 34.1-34.10 направлены на выработку умения находить модуль комплексного числа и на осознанное применение свойств модулей комплексных чисел. В этих заданиях наряду с изучением нового материала идет закрепление изученного материала предыдущего параграфа. Упражнения 34.11-34.13 34.21-34.28 позволяют учащимся отработать умения записи комплексных чисел в стандартной тригонометрической форме. Выполнение заданий 34.14-34.20 и 34.33-34.36 поможет учащимся закрепить умение находить аргумент комплексного числа и изображать на плоскости комплексные числа с заданным аргументом. Упражнения 34.29 – 34.32 и 34.39 -34.42 направлены на формирование умения выполнять действия умножения и деления комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме.
Изучая данный задачный материал, можно сделать следующие выводы: в задачнике приведено достаточно много упражнений, связанных с изображением комплексных чисел на плоскости; содержание заданий подобрано так, что оно направлено на отработку всех необходимых умений; привлечено много разнообразного геометрического материала, который позволяет изучение данной темы делать более осмысленным и наглядным. Упражнения идут сериями, от более легких к более сложным, что помогает учащимся усвоить материал дифференцированно, на своем собственном уровне познания.
Объем двух данных параграфов занимает в учебнике 24 страницы. Я считаю, что теоретический материал перенасыщен. В нем много вступлений, пояснений, переформулировок правил, имеющиеся теорема 2 с доказательством и теорема 3 без доказательства не находят своего закрепления в задачнике, а используются авторами только в доказательстве теоремы 4. Как уже ранее отмечалось, не сформулированы алгоритмы операций нахождения модуля и аргумента комплексного числа, записи числа в тригонометрической форме. В данных параграфах авторы с подробными объяснениями и геометрическим иллюстрациями рассматривают 28 примеров на формирование выше перечисленных умений, что значительно облегчает учащимся усвоение данного материала.
Литература
- Андронов И.К. Математика действительных и комплексных чисел. - М.: Просвещение, 1975.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2001.
- Валуцэ И.И., Дилигун Г.Д. Математика для техникумов. М.: Наука,1990.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ. 11 класс. - М.: Мнемозина, 2004.
- Глейзер Г.И. История математики. - М.: Просвещение, 1988.
- Глейзер Г.Д. Геометрия 6-9. - М.: Просвещение, 1987.
- Гусак А.А., Гусак Г.М., Гусак Е.А. В мире чисел. Минск: Народная асвета, 1987
- Дорофеев А.В. Высшая математика. - М.: Дрофа, 2003.
- Дорофеев Т.В., Седова Е.А., Троицкая С.Д. Концепция профильного курса математики. // Математика в школе.- № 7, 2006.
- Избранные вопросы математики. Факультативный курс. 10 класс. Под ред. Фирсова В.В. - М.: Просвещение, 1980.
- Кочетков Е.С., Кочеткова Е.С. Алгебра и элементарные функции. - М.: Просвещение, 1965.
- Ляпин Е.С., Евсеев А.Е. Алгебра и теория чисел. - М.: Просвещение,1974.
- Милованов М.В., Тышкевич Р.И., Феденко А.С. Алгебра и аналитическая геометрия. - Минск: Высшая школа, 1984.
- Молодший В.Н. Основы учения о числе. - М.: Учпедгиз, 1963.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. Профильный уровень. 10 класс. - М.:Мнемозина, 2006.
- Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа. 11 класс. - М.: Просвещение, 2002.
- Соломонник В.С. Сборник вопросов и задач по математике. - М.: Высшая школа, 1978.
- Стандарты школьного математического образования. //Математика в школе.- № 4, 2006.
- Стефанова Н.Л., Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Курс лекций. - М.: Дрофа, 2005.
- Шарыгин и.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 класс. - М.: Просвещение, 1983.
- Шувалова Э.З., Агафонов Б.Г., Богатырев Г.И. Повторим математику. - М.: Высшая школа, 1974.
- Яремчук Ф.П., Рудченко П.А. Алгебра и элементарные функции Справочник для поступающих в вузы. Киев: Наукова думка, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала при ...
Рабочая программа по предмету "Алгебра и начала математического анализа" профильный уровень 11 класс
Рабочая программа по предмету " Алгебра и начала математического анализа" для 11 класса на профильном уровне составлена к учебнику С.М. Никольского расчитанная на 136 часов (4 часа в...
«Геометрическая интерпретация комплексных чисел» в учебнике Ф.Г. Мордковича, П.В. Семенова «Алгебра и начала анализа. Профильный уровень. 10 класс» Анализ содержания, планирования.
Профильная дифференциация обучения позволяет включить изучение ряда тем в программы классов с углубленным изучением математики-комплексные числа...
Рабочая программа 10 класс по алгебре и началам математического анализа (профильный уровень) А.Г. Мордкович
Рабочая программа 10 класс по алгебре и началам математического анализа (профильный уровень) А.Г. Мордкович по 5 часовой программе...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс. Автор: А. Г. Мордкович и другие
Рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня в 11 классе содержит учебное тематическое планирование в объеме 140 часов (4 часа в неделю), календарно тематическое планирование с тр...