интеллектуальная игра по математике(5 класс)
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) на тему
Выполнила Крисань Галина Васильевна МКОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 3».
Форма проведения урока: интеллектуальная игра.
Порядок проведения и правила игры: Дети делятся на группы по 4-5 человек. Работают в группе, составляя коллективный ответ, записывают и отдают эксперту, который комментирует ответы групп. За верный ответ группе вручается жетон.
Цель: Познакомить учащихся с важнейшими историческими фактами из мира математической науки.
Задачи:
· Развитие компетенций:
o Коммуникативные;
o Сотрудничество;
o Социально-личностные;
o Организаторская деятельность.
· Помочь детям подняться по ступеням познания.
· Развитие интеллекта.
· Развитие интереса к математике.
Оборудование:
· Цветные верёвочки,
· Бейджики: «ведущий», «эксперт»,
· Спички,
· Проектор,
· Презентация «Пифагор»,
· Жетоны для верных ответов,
· Коллаж «Великие математики» (победителям).
Место проведения: кабинет математики.
Время проведения: 2 четверть.
Участники: учащиеся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила Крисань Галина Васильевна МКОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 3».
Форма проведения урока: интеллектуальная игра.
Порядок проведения и правила игры: Дети делятся на группы по 4-5 человек. Работают в группе, составляя коллективный ответ, записывают и отдают эксперту, который комментирует ответы групп. За верный ответ группе вручается жетон.
Цель: Познакомить учащихся с важнейшими историческими фактами из мира математической науки.
Задачи:
- Развитие компетенций:
- Коммуникативные;
- Сотрудничество;
- Социально-личностные;
- Организаторская деятельность.
- Помочь детям подняться по ступеням познания.
- Развитие интеллекта.
- Развитие интереса к математике.
Оборудование:
- Цветные верёвочки,
- Бейджики: «ведущий», «эксперт»,
- Спички,
- Проектор,
- Презентация «Пифагор»,
- Жетоны для верных ответов,
- Коллаж «Великие математики» (победителям).
Место проведения: кабинет математики.
Время проведения: 2 четверть.
Участники: учащиеся 5 класса.
Деятельность учащихся:
Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная |
Формулируют УЗ | В группе анализируют задание | Организация сотрудничества со сверстниками |
Планируют решение УЗ | Преобразование учебного материала | Умение работать в группе |
Развитие речевой деятельности |
Деятельность учителя:
Консультативная и организаторская.
- Считать научились ещё в незапамятные времена. Сначала люди различали просто один предмет или много. Прошло очень много времени, прежде, чем появилось число2. счёт парами очень удобен, и не случайно у многих племён Австралии и Полинезии до самого последнего времени было только два числительных: один и два. А все остальные числа, большие двух, получались в виде сочетаний этих двух числительных.
Вырази число 4 и 5 по правилам племени Австралии (4=2+2, 5=2+2+1)
- Представьте себе древнего человека, который одет в набедренную повязку и при нём есть так называемая «счётная машина».
Что же являлось этой древней и простой «счётной машиной»? (пальцы рук и ног)
P.S. С помощью этой «босоногой» машины люди могли считать до 20 и даже более, применяя как пальцы, так суставы.
- Запомнить большие числа трудно, и поэтому к счётной машине рук и ног добавляли механические приспособления. Во многих странах Европы, в том числе и в России, применяли разноцветные шнуры.
Как можно на таком приспособлении показать большое число? (узелками, для разрядов используя цвет)
- первыми записями чисел были зарубки на палке, на дереве. Однако чёрточками большие числа не запишешь, да и читать их трудно. Около 5 тысяч лет назад у разных народов (в Вавилоне, Египте, Китае) появился новый способ записи чисел с помощью особых знаков- цифр. Современные цифры-0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, которыми пользуется большинство народов мира, является ценнейшим вкладом народов Индии в сокровищницу математических знаний.
У индусов цифры заимствовали….кто? Подсказка: европейцы до сих пор называют цифры, вспоминая этот народ (арабы)
P.S. В России арабские цифры стали применять в основном в 18 веке.
- В основе римской нумерации использован принцип сложения (например: YI=Y+I) и принцип вычитания ( например: IX=X-I).
I-1, Y-5, X-10, L-50, C-100, M-1000, В-500.
Записать арабскими цифрами:
XXY, CXIY, XCII, (25, 114, 92)
- Людей издревле удивлял и восторгал огонь. После появления спичек математики создали интереснейшие игры со спичками, развивающие сообразительность и пространственное воображение.
Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
( см. презентацию о Пифагоре)
- Пифагор. Учённый. Великий математик. А ещё он был олимпийским чемпионом. Он предпочитал развивать не только ум, но и получать физическую нагрузку.
В каком виде спорта выступал Пифагор? (кулачный бой)
Марафон. В нём задаётся 4 вопроса, время на обсуждение-1 минута на каждую задачу. Команда может возглавить марафонский бег, прервав словом «дальше», обсуждение других команд, если уже догадались каково решение этой задачи.
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках? (50)
- В каком количестве Ной взял в свой ковчег зверей? (по паре)
- Больному прописали 3 укола через каждые пол часа. Сколько надо времени чтобы сделать все уколы? (1час)
- Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100? (11)
- Русские старинные меры длины:
- Локоть,
- Пядь,
- Ладонь,
Всем известны. А вот, например, необычна для нашего слуха мера длины- «Бычий рёв», т. Е. расстояние, на котором слышен рёв быка . Или «бука» (в Сибири), т.е. расстояние на котором человек перестаёт видеть раздельно рога быка. Только в 1875 году была создана единая метрическая система мер. Одним из разработчиков был академик Якоби Б.С. ( С-Петербург).
В романе Жуля Верна «2000 лье под водой», говорится о загадочном существе, имеющем длину 3 мили. Представьте длину в метрической системе мер, если морская миля равна 1852 метра. (5556 м.)
- Леонтий Филиппович Магницкий- один из самых образованных людей России начала 18 века, создатель громадной книги «Арифметика», написанная им в 1703 году. Эта книга могла бы называться энциклопедией математических знаний (арифметика, основы алгебры и геометрии, астрономия и метеорология).
Он знаток-лингвист, т.к. владел латинским, греческим, голландским, немецким, итальянским языками! Вот задача из книги Магницского:
Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём на всякий день по 40 вёрст совершати, потом другий человек, в другий день послан вслед его и велено ему идти на день 45 вёрст совершати. Ведательно есть, коликий день постигнет второй первого? (8 день).
- М.Ю. Лермонтов увлекался математикой и сам придумывал шутки и фокусы.
Вот одна из забав Лермонтова, по которой вам необходимо составить уравнение и объяснить суть фокуса:
Задумайте число, прибавьте к нему 25, прибавьте ещё 125, отнимите 36, вычтите задуманное число, остаток умножьте на 5, полученное число разделите на 2. После всех преобразований Лермонтов говорит, что знает ответ, а именно 285.
(а+25+125-36-а)*5/2=285
11.Сегодня на заседании интеллектуального клуба нам удалось лишь коснуться древнейшей и важнейшей науки-математики.
В наши дни ни одному человеку не обойтись без хорошего знания математики.
Перечисли профессии (10 видов), в которых необходимо знание математики.
Деятельность учителя:
Организация контроля и оценки знаний.
Деятельность учащихся:
регулятивная (контроль и оценивание своих действий);
коммуникативная (развитие речевой деятельности, умение работать в группе).
Подведём итоги нашей игры. Посчитайте жетоны. Дайте анализ работы вашей группы: а) количество верных ответов;
б) наиболее успешные участники группы.
Итак, победитель……..
Успехов вам в изучении математики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по математике: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для учащихся 8-9 классов
Интеллектуальная игра:«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»Для учащихся 8-9 классов.Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команд...
Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов
Цели математического мероприятия: 1. Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...
Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов
Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-329797-1383201200.jpg)
Интеллектуальная игра по математике "Считай, смекай, отгадывай" в 8 классе
Игра предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы с целью формирования познавательной активности, привити...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-178411-1358435769.jpg)
Интеллектуальная игра по математике (6 класс)
Используя предлагаемый набор вопросов, можно организовать внеурочное занятие по типу телевизионных шоу "Пойми меня", "Угадай мелодию", "Поле Чудес"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-207304-1361426076.jpg)
Интеллектуальная игра по математике "Математический турнир", 6-7 классы
Интеллектуальная игра по математике для учащихся 6-7 классов....