Статья "Как организовать самостоятельную работу с книгой на уроках математики"
статья на тему
В статье рассказывается о технологии работы с учебником и дополнительной литературой на уроках математики для формирования умений и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kak_organizovat_samostoyatelnuyu_rabotu_s_knigoy_na_uroke_matematiki.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать самостоятельную работу с книгой на уроке математики.
Особым видом самостоятельной работы учащихся (на мой взгляд очень важным) является систематическая самостоятельная работа с книгой, особенно с учебником.
Книга – это лучший собеседник, учитель того, кто желает и умеет ее читать. Человек, не узнавший, не понявший радости общения с книгой, ограничивает себя легкодоступной, но не всегда правильной информацией. Привитие культуры чтения, умения работать с книгой, стремления к ней тесно связано с развитием человека, его учебой.
В любом учебном предмете важнейшим умением является самостоятельное прочтение и осмысление прочитанного. В курсе математики это должно привести в конце концов к умению учащегося самостоятельно прочитать несложный в математическом плане учебный текст, выделить в нем основные существенные элементы, разобраться в их выводе и уметь применить прочитанное на практике, т.е. к умению самостоятельно овладеть текстом. Эта работа по формированию навыков самостоятельного овладения учебной и справочной литературой проводится на всех этапах обучения математике.
Начальным уровнем такой работы является формирование умения воспринимать и воспроизводить информацию по контролирующим вопросам учителя. Так как на этом этапе учащийся не умеет самостоятельно оценивать материал по степени сложности и важности изложенных в нем сведений, то одной из задач учителя является обучение школьников выделению узловых моментов изучаемого текста. Поэтому в этот период система контролирующих вопросов, с помощью которой проверяется усвоение прочитанного материала, должна охватывать все узловые моменты и не должна содержать малозначительные вопросы, не относящиеся к основному материалу. Очень важно, чтобы на этом этапе учащимся не задавались бы вопросы, относящиеся к применению этого материала. Умение применять изученный материал должно проверяться не одновременно с проверкой усвоения полученной информации. Даже на одном уроке эти два этапа формирования знаний должны быть разделены.
Следующим, более высоким уровнем формирования самостоятельной работы с математическим текстом должно быть обучение умению самостоятельно вычленять в прочитанном узловые моменты. Для этого надо обучить учащегося составлению плана ответа. Прежде всего ученик должен выделить в прочитанном тексте новые для него понятия и факты, а также те из ранее изученных понятий и положений, на которые опирается изложение нового материала. Такое умение формируется постепенно. В начале этой работы перед учащимся ставится система вопросов такого типа:
- Какие знакомые понятия были использованы в прочитанном вами тексте?
- На какие знакомые факты проводились в нем ссылки?
- Какие новые понятия встретились вам в этом тексте?
- Какие новые факты были изложены?
Когда учащиеся привыкнут к тому, что такие вопросы обязательно сопровождают изучение любого текста, т.е. когда они научатся самостоятельно без специальной подготовки вычленять узловые моменты, можно переходить к следующему этапу – обучению самостоятельному составлению плана воспроизведения прочитанного математического текста. Этот план должен отражать выделенные узловые моменты и воспроизведение их характеристик ( формулирование определений и теоретических положений, проведение соответствующих доказательств).
Теперь можно приступать к следующему этапу – самостоятельному воспроизведению прочитанного текста по составленному плану. На завершающем этапе учитель не всегда должен проверять наличие у ученика плана ответа. Но желательно, чтобы такой план ( краткий конспект прочитанного ) у ученика был.
Наиболее распространенные приемы работы с учебником:
- Чтение текста вслух.
- Чтение текста про себя.
- Воспроизведение содержания прочитанного вслух. Основное назначение этого приема заключается в ориентации учащихся на запоминание материала, развитие устной речи учащихся, обучение их использованию математической терминологии и специфических для математики оборотов речи.
- Обсуждение прочитанного материала. Этот прием является весьма сильным средством развития самостоятельности учащихся. Обсуждение прочитанного на первых порах часто проявляется в форме беседы, в ходе которой учитель ставит учащимся вопросы. Этот вид работы требует от учителя тщательной подготовки вопросов (их содержания и последовательности), умения эффективно применить методы стимулирования учащихся, правильно оценить ответы и т.д.
- Разбиение прочитанного текста на смысловые части. Такая работа проводится по-разному: вначале сам учитель разбивает текст на части и предлагает учащимся воспроизвести содержание каждой части; затем учитель предлагает ученикам выполнить разделение текста на смысловые части. В опыте моей работы оказалось полезным и интересным для учащихся придумывание ими самими коротких заголовков к каждой из выделенных частей текста. Это затем было использовано при обучении составлению плана.
- Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при его подготовке к ответу. Стоит отметить, что при обучении учащихся составлению плана их внимание обращается на то, что абзацы обычно содержат законченную мысль.
- Работа с оглавлением и предметным указателем. Такая работа не вызывает особых трудностей, но важна для воспитания у учащихся умения работать с учебной книгой. Для этого полезно специально создавать ситуации, в которых ученику необходимо найти соответствующее место в учебнике (например, если он затрудняется дать определение или сформулировать правило).
- Работа с рисунками, иллюстрациями, схемами, графиками, таблицами.
- Работа над понятием, термином. Самостоятельная работа учащихся имеет большое значение при формировании понятий. В математике большинство понятий формулируется через указание рода и видового признака или через описание, в котором нетрудно заметить и родовое понятие, и видовой признак.
- Полезно предлагать ученикам не только примеры понятий, но и контрпримеры; при их рассмотрении учащиеся должны уметь объяснить, почему тот или иной объект не подходит под понятие, например, почему луч АК не является биссектрисой угла MAN на рисунке:
- Иногда полезно предложить учащимся найти ошибку в рассуждении: например, верно ли, что среднее арифметическое чисел 0,72; 2,46; 2,82 равно 1, (0,72+2,46+2,82):6=1. (Ошибка заключается в том, что в качестве делителя взята сумма чисел, а не количество слагаемых.)
- Правильному пониманию того или иного понятия способствует самостоятельный поиск в соответствующих словарях, справочниках происхождения соответствующего термина (например: «уравнение», «биссектриса» и др.).
А.О.Бурдин в работе «Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе» отмечает:« Учитывая, что самостоятельные работы на уроках математики применяются довольно часто, представляется правильным практикуемое во многих школах создание специальных памяток, где ненавязчиво даются некоторые рекомендации по работе с математическим текстом…Эти памятки могут вывешиваться в кабинетах математики и иметь следующий вид.
Памятка работы с книгой
Книга является основным источником получения научной информации. Для плодотворной работы с учебником вам могут помочь следующие рекомендации:
- Перед изучением незнакомого текста полезно составить мнение о его содержании, для чего нужно обязательно обратить внимание на заголовок, т.к. именно в нем часто определяется предмет обсуждения, полезно бегло просмотреть текст (обычно выделенные шрифтом правила, определения и теоремы) и постараться увидеть излагаемую в нем идею. При знакомстве с новой книгой полезно предварительно ознакомиться с ее оглавлением и аннотацией.
- Текст в учебниках математики часто требует неоднократного его прочтения. При первичном прочтении не нужно его заучивать, нужно стремиться лишь понять его, увидеть схему рассуждений. Поэтому при первичном чтении целесообразно выделять основные положения и их следствия, основные мысли и их обоснование: понятия, факты, законы, гипотезы, методы доказательства, выводы. Фиксацию основных положений можно осуществлять в уме фразами типа: «Так, это, видимо, здесь главное, а это просто дополнительное пояснение». Пока не следует долго задерживаться на непонятных местах, а, отметив их, двигаться дальше. В противном случае труднее увидеть основную излагаемую идею и схему проводимых рассуждений.
- При повторном чтении внимание следует обратить на разбор трудных мест и их запоминание. Для этого выясните смысл всех непонятных выражений, т.к. именно в них может оказаться ключ к пониманию всего ранее не понятного материала. При разборе трудных мест полезно пользоваться предметно-именным указателем, оглавлением, словарями, полезно строить схемы, чертежи, графики, иллюстрирующие те или иные положения.
- По завершении работы с текстом обратите еще раз внимание на определения: подумайте, что будет, если из него выкинуть какое-либо выражение или заменить его, на ваш взгляд, равноценным. Обратиться к дополнительной работе с определениями необходимо, т.к. именно они позволяют понять суть математической науки.
- Для полного усвоения изучаемого материала необходимо выполнить ряд упражнений по данной теме, полезно самому придумать вопрос или задачу. Полезно выяснить возможную связь данного материала с ранее изученным.»
При организации работы с учебником на уроке я стараюсь придерживаться следующих правил:
- Работу с учебником надо тщательно планировать, включать ее одним из видов самостоятельной деятельности школьников, подбирать удачные темы для такой работы.
- На самостоятельную работу необходимо выносить не только упражнения, задачи в ходе урока, но и изучение целых параграфов, если их содержание вполне доступно для учеников данного класса.
- Действиями учеников надо четко управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие выполнить упражнения после чтения параграфа.
- Работа с учебником не должна занимать весь урок. Она должна разумно сочетаться с другими видами учебной работы.
- При объяснении учителем нового материала учебник не следует закрывать, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать определения, правила, задавать вопросы при затруднениях.
- Нецелесообразно заучивать прочитанное наизусть. Надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца ( если необходимо-с помощью учителя ).
- Широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: анализ рисунка, схемы, таблицы; чтение и анализ графиков.
- Наблюдая за самостоятельной работой учеников, необходимо выявлять их типичные затруднения в усвоении текста учебника, проводить затем дополнительные разъяснения при закреплении и повторении пройденного в конце урока или на следующем уроке.
- Следует целенаправленно работать с контрольными вопросами в конце параграфов. После ответа на них организуется заключительная беседа, ставятся дополнительные контрольные вопросы и обобщается изученное с помощью учеников.
В процессе самостоятельной работы с книгой можно естественно индивидуализировать процесс обучения. Так, учащимся с различными учебными возможностями можно дать задания различного уровня самостоятельности. По форме работа может быть фронтальной.
Особое значение имеет работа с различной дополнительной, в том числе справочной, литературой. Полезно приучать детей к самостоятельной подготовке сообщений на различные темы в дополнение к изучаемому на уроке. Сначала учащимся можно указывать литературу, а затем и предлагать подбирать самим. Умение подобрать необходимую литературу тоже элемент самостоятельной деятельности ученика. Вкрапление в урок небольших сообщений учеников, заранее запланированных и проверенных учителем, очень оживляет урок. Это может быть и математический материал (например, другое доказательство теоремы), и историческая справка. Такие задания, в зависимости от сложности материала, должны предлагаться дифференцированно, но поочередно всем учащимся класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Самостоятельная работа на разных этапах урока математики"
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать школьников на самостоятел...
Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе
В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...
Некоторые приемы самостоятельной работы с учебной книгой на уроках математики.
Одним из способов усвоения учебной информации является работа с учебным пособием.Чтобы работа с учебной книгой была целенаправленная и продуктивная, формулируются задачи, планируются виды учебной деят...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...
статья « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».
Развитие смыслового чтения и работа над текстом на уроках математики-залог успеха на ГИА....
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
Доклад на курсах повышения квалификации в БРИОП...
Как организовать самостоятельную работу на уроках русского языка
Статья знакомит с различными функциональными видами самостоятельной работы на уроках русского языка...