статья « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».
статья по математике
Развитие смыслового чтения и работа над текстом на уроках математики-залог успеха на ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_smyslovoe_chtenie_i_rabota_s_tekstom_na_urokah_matematiki_v_ramkah_fgos.docx | 21.9 КБ |
prilozhenie_k_state.doc | 959.5 КБ |
prilozhenie_k_state.doc | 959.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей математики
МО Кореновский район
ТЕМА: « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».
Выполнила:
учитель математики высшей категории
МОБУ СОШ №14
Манько Г.В.
2019 г
В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: «это то, чему учат, и то, посредством чего учатся»[1].
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное чтение и проникновение в смысл через анализ текста. Если человеком действительно внимательно, и вдумчиво прочитано, то у него срабатывает механизм воображения, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между текстом и внешним миром. Если ребенок владеет смысловым чтением, то у него более развита устная речь и, как следует, следующая важная стадия развития, письменная речь.
Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью школьников, следует заметить, что сегодня немало детей, которые ещё до школы овладели технической стороной чтения, но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и стойкое неприятие читательской деятельности, причин данному явлению несколько:
1.Во-первых, исчезли традиции семейного чтения.
2.Во-вторых, придя в школу, дети почти на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой. Говорить с текстом учебника их учат мало.
3.В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС НОО фактически отсутствовали[2].
Таким образом, смысловое чтение - это способность человека понимать, письменные тексты и рефлексии на них, использование их содержания для достижения поставленных целей, развивать знания и возможности, активно участвовать в жизни общества[3].
Способность учащихся работать самостоятельно с учебником, или с дополнительной литературой - условие успешного обучения. Такое обучение повышает личностное развитие ученика. Знания и умения, образующие основу для развития способностей, позволяют не только школьнику, но и любому человеку, на протяжении всей его жизни и деятельности овладевать ключевыми навыками, для того, чтобы активно участвовать в процессе получения необходимых знаний и навыков.
1)РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД – входят: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
- выделение главного в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст.
- Использовать различные приемы работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений.
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? |
2. Приём «Составление краткой записи задачи» Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
3. Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
4. Приём «Вопросы к тексту учебника» Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
5. Приём «Рабочая тетрадь с печатной основой» Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий.
6. Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
7. Приём «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагать ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
8. Приём «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
Предварительный просмотр:
Итоговый Тест по математике для 5 классов.
Вариант 1
- Таня нашла в энциклопедии следующую информацию :
Таблица 1
Единица измерения | Значение |
Дюйм | 25миллиметров |
Аршин | 71 сантиметр |
Фут | 30 сантиметров |
Драхма | 2 грамма |
Метр | 100 сантиметров |
Километр | 1000 метров |
Пядь | 18 сантиметров |
1. Проанализируйте данные этой таблицы и укажите верное утверждение:
- В таблице представлены только единицы измерения длины
- В 1 километре 100 000 сантиметров
- Метр больше чем аршин, но меньше чем драхма.
- 1 фут на 5 сантиметров больше, чем дюйм.
- Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
Во сколько раз 10 пядей больше , чем два фута
Ответ:___________________________________________________
- Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
.На сколько сантиметров 40 дюймов меньше, чем 5 пядей
Ответ :________________________________________________
- Пользуясь таблицей 1, укажите, в какой строке меры длины расположены в порядке возрастания:
- драхма, дюйм, пядь, фут
- пядь, аршин, фут, метр
- дюйм, пядь, фут, аршин
- аршин, фут, пядь, дюйм
- Если данное число увеличить в 3 раза, то получившееся число будет на 40 больше, чем 62. Найдите данное число.
Ответ:____________________________________________
6. Плитка шоколада весит 120 г. Маша отломила по одной десятой части плитки и угостила Свету и Петю. Сколько граммов плитки осталось?
Ответ:_________________________________________
ЧАСТЬ 2
7 .Петя, Маша и Оля решали задачу : «Вычислите периметр и площадь изображенной на рисунке фигуры, если известно, что сторона маленького квадратика 4мм»
Проанализируйте решения, предложенные ребятами и укажите, кто из них верно решил данную задачу:
решение Пети: S=9*4=36мм2 Р=4*16= 64 мм2
Решение Маши: S=4*4*9=144мм2 Р=16*4=64мм
Решение Оли: S= 9*16= 14см2 Р= 4*4*16= 256мм
Ответ:___________________________________________________
8. На летние каникулы семья Петровых решила подарить сыну Васе 14 дневную путевку в летний лагерь. На семейном совете было были рассмотрены следующие варианты:
Таблица 2
Название лагеря | Место расположения | Стоимость одного дня проживания на одного человека(руб) |
Орленок | Г.Выкса | 550 |
Радуга | Г.Дзержинск | 650 |
Пилот | Г. Кстово | 640 |
Дружба | Г. Городец | 630 |
Проанализируйте данные таблицы 2 и ответьте на вопрос:
Хватит ли семье двух купюр по 5000 рублей, чтобы оплатить путевку в лагерь Радуга?
1) нет, не хватит 100 рублей
2) нет , не хватит 900 рублей
3) да, хватит и останется еще 100 рублей
4) да, хватит и останется еще 900 рублей.
9.Сколько сторублевых купюр понадобится, чтобы купить путевку в лагерь Орленок? (для ответа используйте данные таблицы 2)
10. Сколько дней должен работать папа, чтобы купить путевку сыну в самый дорогой лагерь, если заработная плата папы составляет в день 1000рублей , из которой13% составляет подоходный налог, подлежащий обязательной уплате.
(для ответа используйте данные таблицы 2)
Класс __________________ФИ_________________
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | ||||||||||
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Ответы
Вариант 1
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | 2 | в 3раза. | На 10см | 3 | 34 | 96 | Маша | 4 | 77 | 11 |
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Итоговый Тест по математике для 5 классов.
Вариант 2
1.Таня нашла в энциклопедии следующую информацию :
Таблица 1
Единица измерения | Значение |
Дюйм | 25миллиметров |
Аршин | 71 сантиметр |
Фут | 30 сантиметров |
Драхма | 2 грамма |
Метр | 100 сантиметров |
Километр | 1000 метров |
Пядь | 18 сантиметров |
1. Проанализируйте данные этой таблицы и укажите неверное утверждение:
- В таблице представлены единицы измерения длины и измерения массы
- В 1 километре 100 000 сантиметров
- Метр больше чем аршин, но меньше, чем шесть пядей
- 1 фут на 5 сантиметров больше, чем дюйм.
2. Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
Во сколько раз 50 пядей больше , чем 15 футов
Ответ:___________________________________________________
3.Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
.На сколько сантиметров 3 аршина больше, чем 10 пядей
Ответ :________________________________________________
4.Пользуясь таблицей 1, укажите, в какой строке меры длины расположены в порядке убывания:
1)драхма, дюйм, пядь, фут
2)пядь, аршин, фут, метр
3)дюйм, пядь, фут, аршин
4)аршин, фут, пядь, дюйм
5.Если данное число увеличить в 2 раза, то получившееся число будет на 40 меньше, чем 102. Найдите данное число.
Ответ:____________________________________________
6. Плитка шоколада весит 120 г. Маша отломила по одной десятой части плитки себе и угостила Свету и Петю. Сколько граммов плитки осталось?
Ответ:_________________________________________
ЧАСТЬ 2
7 .Петя, Маша и Оля решали задачу : «Вычислите периметр и площадь изображенной на рисунке фигуры, если известно, что сторона маленького квадратика 5мм»
Проанализируйте решения, предложенные ребятами и укажите, кто из них верно решил данную задачу:
решение Пети: S=9*5=45мм2 Р=5*16= 80 мм2
Решение Оли: S=5*5*9=225мм2 Р=16*5=80мм
Решение Маши: S= 9*25= 225см2 Р= 5*4*16= 320мм
Ответ:___________________________________________________
8. На летние каникулы семья Петровых решила подарить сыну Васе 14 дневную путевку в летний лагерь. На семейном совете было были рассмотрены следующие варианты:
Таблица 2
Название лагеря | Место расположения | Стоимость одного дня проживания на одного человека(руб) |
Орленок | Г.Выкса | 490 |
Радуга | Г.Дзержинск | 600 |
Пилот | Г. Кстово | 650 |
Дружба | Г. Городец | 550 |
Проанализируйте данные таблицы 2 и ответьте на вопрос:
Хватит ли семье двух купюр по 5000 рублей, чтобы оплатить путевку в лагерь Пилот?
1) нет, не хватит 100 рублей
2) нет , не хватит 900 рублей
3) да, хватит и останется еще 900 рублей
4) да, хватит и останется еще 100 рублей.
9.Сколько сторублевых купюр понадобится, чтобы купить путевку в лагерь , находящийся в городе Кстово? (для ответа используйте данные таблицы 2)
10. Сколько дней должен работать папа, чтобы купить путевку сыну в самый дорогой лагерь, если заработная плата папы составляет в день 1000рублей, из которой13% составляет подоходный налог, подлежащий обязательной уплате.
(для ответа используйте данные таблицы 2)
Класс __________________ФИ_________________
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | ||||||||||
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Ответы
Вариант 2
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | 4 | В 2раза. | На 33см | 4 | 31 | 84 | Оля | 3 | 91 | 11 |
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Карточка №1 «Верно или неверно».
Проверьте, верно ли утверждение. Неверное исправьте так, чтобы получилось верное.
1) Число 23 является делителем числа 92.
2) Число 9 не является делителем числа 126.
3) Число 18 − делитель числа 176.
4) Число 75 не кратно 15.
5) Число 211 кратно 11.
6) Число 175 кратно 35.
Карточка №2. (для работы в парах)
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
Карточка №3
Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Ответь на вопросы. (Данное задание может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в пределе 1000).
Александрийский маяк
Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.
Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.
Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.
Ответы. Дополните и уточните отчёты друг друга.
Год начала строительства маяка? | |
Год, в который маяк причислили к чудесам света? | |
Общая высота маяка? | |
Площадь фундамента маяка? | |
Площадь основания нижней башни? | |
Высота нижней башни? | |
Высота колоннады с куполом? | |
Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением? | |
Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям? |
Карточка №4
Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.
Звери-великаны
Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.
Вопросы и задания:
- Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
- Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
- Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.
Это задание может быть использовано при изучении арифметических действий с натуральными числами.
Название животного | Масса животного | Рост животного | Питание |
Синий кит | |||
Африканский слон | |||
Африканский носорог | |||
Бурый медведь | |||
Карликовый хомячок | |||
Карликовый игрунок (маленькая обезьянка) |
Карточка №5
Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу- «Самые крупные алмазы».
Самый крупный на земле алмаз с названием "Куллинан" весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - алмаз "Эксцельсиор", найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - "Звезда Сьерра-Леоне" весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз "Кохинор" весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз "Великий Могол" весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. "Алмаз Победы" весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
Карточка №6.
Задача: – Оля провела опрос среди одноклассников с целью выяснить – сколько времени в день ребята проводят за игрой в компьютер.
Оказалось, что у пятерых Олиных одноклассников нет компьютера вовсе, 4 человека тратят на компьютерные игры не более получаса в день, 8 человек играют около часа, а остальные 3 человека просиживают у монитора по 2 часа и более в день.
Вопросы: : 1) Сколько одноклассников у Оли?
2) Сколько ребят в классе имеют компьютер?
3) Сколько ребят проводят за компьютером не более часа?
4) Сколько Олиных одноклассников злоупотребляют игрой в компьютер и рискуют испортить зрение?
Карточка №7
По таблице ответьте на вопросы:
а) Какой из товаров является самым дорогим?
б) Какой из товаров является самым дешевым?
в) Какого инвентаря решили купить больше всего?
г) Какого инвентаря решили купить меньше всего?
Вычислите стоимость указанного количества каждого вида товара и заполните последний столбец. Ответьте на вопросы:
а) на какой вид инвентаря планируется потратить самую большую сумму?
б) на какой вид инвентаря планируется потратить самую маленькую сумму?
в) хватит ли выделенной суммы?
Карточка №8 ( групповая работа)
SOS! Помогите коротышкам из Солнечного города!
Вариант 1. Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов и 18 кг лука. Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.
Вариант 2. Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40,2 кг капусты, 15,5 кг моркови, 10 кг огурцов и 18,2 кг лука. Торопыжка вырастил 49,6 кг капусты, 25 кг моркови, 12,4 кг огурцов и 2,15 кг лука. Кнопочка вырастила 30,1 кг капусты, 29,7 кг моркови, 20,3 кг огурцов и 5 кг лука.
И теперь друзья совершенно запутались – кто, чего и сколько, какой урожай они собрали и хватит ли им выращенных овощей на зиму? На зиму коротышкам требуется около 250 кг овощей.
Поможем, ребята? А что для этого нужно сделать, чтобы во всем разобраться? Тогда за работу!
Карточка №9
Карточка №10
Предварительный просмотр:
Итоговый Тест по математике для 5 классов.
Вариант 1
- Таня нашла в энциклопедии следующую информацию :
Таблица 1
Единица измерения | Значение |
Дюйм | 25миллиметров |
Аршин | 71 сантиметр |
Фут | 30 сантиметров |
Драхма | 2 грамма |
Метр | 100 сантиметров |
Километр | 1000 метров |
Пядь | 18 сантиметров |
1. Проанализируйте данные этой таблицы и укажите верное утверждение:
- В таблице представлены только единицы измерения длины
- В 1 километре 100 000 сантиметров
- Метр больше чем аршин, но меньше чем драхма.
- 1 фут на 5 сантиметров больше, чем дюйм.
- Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
Во сколько раз 10 пядей больше , чем два фута
Ответ:___________________________________________________
- Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
.На сколько сантиметров 40 дюймов меньше, чем 5 пядей
Ответ :________________________________________________
- Пользуясь таблицей 1, укажите, в какой строке меры длины расположены в порядке возрастания:
- драхма, дюйм, пядь, фут
- пядь, аршин, фут, метр
- дюйм, пядь, фут, аршин
- аршин, фут, пядь, дюйм
- Если данное число увеличить в 3 раза, то получившееся число будет на 40 больше, чем 62. Найдите данное число.
Ответ:____________________________________________
6. Плитка шоколада весит 120 г. Маша отломила по одной десятой части плитки и угостила Свету и Петю. Сколько граммов плитки осталось?
Ответ:_________________________________________
ЧАСТЬ 2
7 .Петя, Маша и Оля решали задачу : «Вычислите периметр и площадь изображенной на рисунке фигуры, если известно, что сторона маленького квадратика 4мм»
Проанализируйте решения, предложенные ребятами и укажите, кто из них верно решил данную задачу:
решение Пети: S=9*4=36мм2 Р=4*16= 64 мм2
Решение Маши: S=4*4*9=144мм2 Р=16*4=64мм
Решение Оли: S= 9*16= 14см2 Р= 4*4*16= 256мм
Ответ:___________________________________________________
8. На летние каникулы семья Петровых решила подарить сыну Васе 14 дневную путевку в летний лагерь. На семейном совете было были рассмотрены следующие варианты:
Таблица 2
Название лагеря | Место расположения | Стоимость одного дня проживания на одного человека(руб) |
Орленок | Г.Выкса | 550 |
Радуга | Г.Дзержинск | 650 |
Пилот | Г. Кстово | 640 |
Дружба | Г. Городец | 630 |
Проанализируйте данные таблицы 2 и ответьте на вопрос:
Хватит ли семье двух купюр по 5000 рублей, чтобы оплатить путевку в лагерь Радуга?
1) нет, не хватит 100 рублей
2) нет , не хватит 900 рублей
3) да, хватит и останется еще 100 рублей
4) да, хватит и останется еще 900 рублей.
9.Сколько сторублевых купюр понадобится, чтобы купить путевку в лагерь Орленок? (для ответа используйте данные таблицы 2)
10. Сколько дней должен работать папа, чтобы купить путевку сыну в самый дорогой лагерь, если заработная плата папы составляет в день 1000рублей , из которой13% составляет подоходный налог, подлежащий обязательной уплате.
(для ответа используйте данные таблицы 2)
Класс __________________ФИ_________________
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | ||||||||||
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Ответы
Вариант 1
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | 2 | в 3раза. | На 10см | 3 | 34 | 96 | Маша | 4 | 77 | 11 |
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Итоговый Тест по математике для 5 классов.
Вариант 2
1.Таня нашла в энциклопедии следующую информацию :
Таблица 1
Единица измерения | Значение |
Дюйм | 25миллиметров |
Аршин | 71 сантиметр |
Фут | 30 сантиметров |
Драхма | 2 грамма |
Метр | 100 сантиметров |
Километр | 1000 метров |
Пядь | 18 сантиметров |
1. Проанализируйте данные этой таблицы и укажите неверное утверждение:
- В таблице представлены единицы измерения длины и измерения массы
- В 1 километре 100 000 сантиметров
- Метр больше чем аршин, но меньше, чем шесть пядей
- 1 фут на 5 сантиметров больше, чем дюйм.
2. Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
Во сколько раз 50 пядей больше , чем 15 футов
Ответ:___________________________________________________
3.Пользуясь таблицей 1, ответьте на следующий вопрос:
.На сколько сантиметров 3 аршина больше, чем 10 пядей
Ответ :________________________________________________
4.Пользуясь таблицей 1, укажите, в какой строке меры длины расположены в порядке убывания:
1)драхма, дюйм, пядь, фут
2)пядь, аршин, фут, метр
3)дюйм, пядь, фут, аршин
4)аршин, фут, пядь, дюйм
5.Если данное число увеличить в 2 раза, то получившееся число будет на 40 меньше, чем 102. Найдите данное число.
Ответ:____________________________________________
6. Плитка шоколада весит 120 г. Маша отломила по одной десятой части плитки себе и угостила Свету и Петю. Сколько граммов плитки осталось?
Ответ:_________________________________________
ЧАСТЬ 2
7 .Петя, Маша и Оля решали задачу : «Вычислите периметр и площадь изображенной на рисунке фигуры, если известно, что сторона маленького квадратика 5мм»
Проанализируйте решения, предложенные ребятами и укажите, кто из них верно решил данную задачу:
решение Пети: S=9*5=45мм2 Р=5*16= 80 мм2
Решение Оли: S=5*5*9=225мм2 Р=16*5=80мм
Решение Маши: S= 9*25= 225см2 Р= 5*4*16= 320мм
Ответ:___________________________________________________
8. На летние каникулы семья Петровых решила подарить сыну Васе 14 дневную путевку в летний лагерь. На семейном совете было были рассмотрены следующие варианты:
Таблица 2
Название лагеря | Место расположения | Стоимость одного дня проживания на одного человека(руб) |
Орленок | Г.Выкса | 490 |
Радуга | Г.Дзержинск | 600 |
Пилот | Г. Кстово | 650 |
Дружба | Г. Городец | 550 |
Проанализируйте данные таблицы 2 и ответьте на вопрос:
Хватит ли семье двух купюр по 5000 рублей, чтобы оплатить путевку в лагерь Пилот?
1) нет, не хватит 100 рублей
2) нет , не хватит 900 рублей
3) да, хватит и останется еще 900 рублей
4) да, хватит и останется еще 100 рублей.
9.Сколько сторублевых купюр понадобится, чтобы купить путевку в лагерь , находящийся в городе Кстово? (для ответа используйте данные таблицы 2)
10. Сколько дней должен работать папа, чтобы купить путевку сыну в самый дорогой лагерь, если заработная плата папы составляет в день 1000рублей, из которой13% составляет подоходный налог, подлежащий обязательной уплате.
(для ответа используйте данные таблицы 2)
Класс __________________ФИ_________________
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | ||||||||||
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Ответы
Вариант 2
№ | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
ответ | 4 | В 2раза. | На 33см | 4 | 31 | 84 | Оля | 3 | 91 | 11 |
баллы | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б. | 1б | 2б. | 2б. | 2б | 3б. |
Карточка №1 «Верно или неверно».
Проверьте, верно ли утверждение. Неверное исправьте так, чтобы получилось верное.
1) Число 23 является делителем числа 92.
2) Число 9 не является делителем числа 126.
3) Число 18 − делитель числа 176.
4) Число 75 не кратно 15.
5) Число 211 кратно 11.
6) Число 175 кратно 35.
Карточка №2. (для работы в парах)
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
Карточка №3
Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Ответь на вопросы. (Данное задание может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в пределе 1000).
Александрийский маяк
Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.
Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.
Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.
Ответы. Дополните и уточните отчёты друг друга.
Год начала строительства маяка? | |
Год, в который маяк причислили к чудесам света? | |
Общая высота маяка? | |
Площадь фундамента маяка? | |
Площадь основания нижней башни? | |
Высота нижней башни? | |
Высота колоннады с куполом? | |
Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением? | |
Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям? |
Карточка №4
Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.
Звери-великаны
Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.
Вопросы и задания:
- Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
- Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
- Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.
Это задание может быть использовано при изучении арифметических действий с натуральными числами.
Название животного | Масса животного | Рост животного | Питание |
Синий кит | |||
Африканский слон | |||
Африканский носорог | |||
Бурый медведь | |||
Карликовый хомячок | |||
Карликовый игрунок (маленькая обезьянка) |
Карточка №5
Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу- «Самые крупные алмазы».
Самый крупный на земле алмаз с названием "Куллинан" весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - алмаз "Эксцельсиор", найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - "Звезда Сьерра-Леоне" весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз "Кохинор" весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз "Великий Могол" весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. "Алмаз Победы" весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
Карточка №6.
Задача: – Оля провела опрос среди одноклассников с целью выяснить – сколько времени в день ребята проводят за игрой в компьютер.
Оказалось, что у пятерых Олиных одноклассников нет компьютера вовсе, 4 человека тратят на компьютерные игры не более получаса в день, 8 человек играют около часа, а остальные 3 человека просиживают у монитора по 2 часа и более в день.
Вопросы: : 1) Сколько одноклассников у Оли?
2) Сколько ребят в классе имеют компьютер?
3) Сколько ребят проводят за компьютером не более часа?
4) Сколько Олиных одноклассников злоупотребляют игрой в компьютер и рискуют испортить зрение?
Карточка №7
По таблице ответьте на вопросы:
а) Какой из товаров является самым дорогим?
б) Какой из товаров является самым дешевым?
в) Какого инвентаря решили купить больше всего?
г) Какого инвентаря решили купить меньше всего?
Вычислите стоимость указанного количества каждого вида товара и заполните последний столбец. Ответьте на вопросы:
а) на какой вид инвентаря планируется потратить самую большую сумму?
б) на какой вид инвентаря планируется потратить самую маленькую сумму?
в) хватит ли выделенной суммы?
Карточка №8 ( групповая работа)
SOS! Помогите коротышкам из Солнечного города!
Вариант 1. Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов и 18 кг лука. Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.
Вариант 2. Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40,2 кг капусты, 15,5 кг моркови, 10 кг огурцов и 18,2 кг лука. Торопыжка вырастил 49,6 кг капусты, 25 кг моркови, 12,4 кг огурцов и 2,15 кг лука. Кнопочка вырастила 30,1 кг капусты, 29,7 кг моркови, 20,3 кг огурцов и 5 кг лука.
И теперь друзья совершенно запутались – кто, чего и сколько, какой урожай они собрали и хватит ли им выращенных овощей на зиму? На зиму коротышкам требуется около 250 кг овощей.
Поможем, ребята? А что для этого нужно сделать, чтобы во всем разобраться? Тогда за работу!
Карточка №9
Карточка №10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...
Доклад. Приемы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики
Методическая статья...
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС
В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная програ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Учебно-методическое пособие дает рекомендации по применению методик смыслового чтения при работе с текстом на уроках математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербург...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...
Статья "Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики"
Развитие смыслового чтения и работа с текстом на уроках физики...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Рассказывается о том, какие приемы развития смыслового чтениея применяют на уроках математики. Как работать с текстом ....