«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
методическая разработка
Доклад на курсах повышения квалификации в БРИОП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9d4aff17ca290fa2fc95f187273b1080.pptx | 143.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развивать у детей мотив обращения к книгам, формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом на этапе реализации ФГОС НОО Объект исследования: процесс формирования самостоятельного чтения текста у младших школьников Предмет исследования : методы формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время .
Гипотеза исследования: систематическое и целенаправленное использование методических приемов в работе над развитием чтения способствует формированию читательской самостоятельности младших школьников.
Перечень вопросов по самообразованию: Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности. Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности. Начальный этап в формировании читательской самостоятельности Основной и заключительный этапы формирования читательской самостоятельности
Этапы работы по самообразованию № п / п Этапы обучения Годы обучения Виды уроков чтения 1. Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности Начальный этап обучения читательской самостоятельности 1 класс обучение грамоте и занятия внеклассным чтением уроки классного чтения 2. Основной этап обучения читательской самостоятельности 2 класс уроки классного и уроки внеклассного чтения 3. Основной этап обучения читательской самостоятельности 3 класс уроки классного и уроки внеклассного чтения 4. Заключительный этап обучения читательской самостоятельности 4 класс уроки классного и уроки внеклассного чтения
Дневник «Минутка»
Станица первая! Ум сом кот лев мел день рысь Уж сон вот лук мал тень гусь Ус сын тот лак мол пень весь Ух сор так рак мыл дом печь Ёж сыр ток жук мир том речь Скажи, какие слова ты запомнил! Сколько их? Сколько ошибок ты допустил при чтении? Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!
Читай вслух! Л.Н.Толстой Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше неслышно было, прошла ли гроза. Сиди Саша долго в шкафу за то, что ты трус. Как звали мальчика? Где он спрятался? Чего он испугался? ___________________20___ года. (число, месяц) слов в минуту 34 слова
Страница вторая! Читай слова в столбцах. Волк март фант свет сток трос Герб метр весть слон слом трон Зонт серп гость слог смех трус Куст торт кость след снять ткань Кадр танк часть слеп свет твой Лист тигр сесть спор трап хвост Все ли тебе слова понятны? Какие слова тебе надо разъяснить? Прочитай эти слова. Сколько ошибок ты допустил при чтении? Не ошибался? Молодец!
Читай вслух! МЫШКИ. К.Л.Ушинский Собрались мышки у своей норки – старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся. … Ох, берегись мышка. Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостик вам помнёт, шубочки вам порвет. Как выглядят мышки? Какие они? Кто такой Васька? Почему мышкам надо бояться Васьки? ___________________20__года (число, месяц) Слов в минуту 46 слов
Страница третья! Читай вслух! Вьюга. В.А.Сухомлинский Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно…» Тут он увидел Сашу, стоящего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собирался в школу и тоже испугался. Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу. Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной. Про кого говорится в рассказе? В каком классе учились мальчики? Отчего мальчикам стало радостно? ___________________20__ года. (число, месяц) слов в минуту 70 слов
Читай четко без ошибок. Будь внимателен! У Саши в каше Сыворотка из–под простокваши. Хохлатые хохотушки хохотом Хохотали: Ха! Ха! Ха! Лена искала булавку, а булавка Упала под лавку. Ты не ошибся ни разу? Молодец! Допустил ошибку? Не огорчайся. Читай ещё раз.
Страница четвертая ! Читаем молча. Про двух козликов. К.Коцюбинский С одного берега подходит к речке белый козлик, а с другой – чёрный козлик. И один речку хочет перейти, и другой. А через речку мостик перекинут такой узенький, что только одному можно, а двоим тесно. Не захотел белый козлик подождать, пока чёрный через мостик перейдет, а чёрный козлик не хотел ждать, пока белый перейдет. Двинулись они оба по мостику, сошлись на середине и давай бить друг друга лбами и рогами. Бились, бились – и кончилось тем, что оба в воду упали и утонули. Где встретились козлики? Почему речку нельзя было перейти обоим козликам? Почему случилась беда? ___________________20___ года. (число, месяц) слов в минуту 82 слова
Посмотри внимательно, прочитай молча. Книга Тетрадь Дневник Ранец Книга Пенал Альбом Ручка Книга Книга Ластик Парта Закрой таблицу. Скажи, сколько одинаковых слов в таблице? Какие это слова? Все слова назвал? Молодец! Не все заметил? Не тужи, тренируйся!
Страница пятая! Читай вслух! Два товарища. Л.Н.Толстой Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: - Ну что,- говорит, - медведь тебе на ухо говорил? - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Расскажи, о чем ты прочитал, Что запомнил. ___________________20__ года. (число, месяц) 85 слов слов в минуту
Читай, дополняй предложения. Не ошибайся! Я живу … … (город), а бабушка … … (деревня). Мама и папа ходили … … (концерт), а я ходила … … (кино). Мы возвращались … … (школы) … … (уроки). Наш класс пойдет … … (экскурсия). Читай быстро без ошибок. Изменяй слова. Из дерева из-под подушка на стол школа кран стол бревно платок дача Ты не допустил ошибок? Очень хорошо! Ошибался? Не беда, учись читать по догадке!
Страница шестая! Читай молча! Стыдно перед соловушкой. По В.А.Сухомлинскому Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. - Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида. Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему? ___________________20__ года. (число, месяц) слов в минуту 89 слов
Прочитай слова молча! Лес Гриб Куст Мох Лиса Заяц Волк Ёж Лист Ель Орех Дуб Муха Оса Пчела Жук Закрой таблицу. Какие слова ты запомнил? Сколько слов ты запомнил? 5, 10, 13, 16. Если ты запомнил 7-10 слов, ты молодец! Запомнил меньше слов? Посоревнуйся с ребятами в запоминании слов. Желаю успеха!
Страница седьмая! Деревце. В.Кузнецов Посадили дети деревце у дороги. Оно ещё маленькое. Принялось деревце и начало расти. Шёл мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. «Зачем же я его сорвал?- подумал он, но тут же успокоился.- А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много». Шёл другой мальчик, сломал веточку и думает: «Что одна веточка! У деревца их четыре». Бежала девочка с мячом, бросила его вверх, а он – бух!- прямо на деревце и сломал верхушку. «Вот плохо, - огорчилась девочка, - ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!» Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил велосипед. Оно затрещало. Шел мальчик с новым ножиком. «Вот,- думает,- сейчас испробую, какой он». Отрезал веточку. Хороший, острый ножик. Деревце и засохло. Пришли ребята, которые посадили его. «Что такое? – говорят.- Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая. 143 слова
Деревце погибло не сразу. Назови по порядку всех, кто погубил деревце. МАЛЬЧИК СНОЖИКОМ ДЕВОЧКА С МЯЧОМ ВЕЛОСИПЕДИСТ КОЗА Кто еще подходил к деревцу и как каждый вел себя? Хорошо, если ты не допускал ошибок при чтении. Ты можешь читать без ошибок? Старайся. ___________________20___года Слов в минуту
Читай молча! Самое страшное. Е.А. Пермяк Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не боятся такого! Товарищей он бил. Девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже самой бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он гордился. Гордился он не долго. Настал такой день, когда мальчики не стали с ним играть. Оставили его - и все. Он а девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот под шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёж давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет, да слезинки утирает. Наступило самое страшное из самого страшного, какое бывает на свете: Вова остался один Одинёшенек! 170 слов
Кто был сильным и крепким? Он: бил кого? стрелял в кого? рожи строил кому? загонял кого? грубил кому? Кто отвернулся от него? ___________________201 года. (число, месяц) Слов в минуту. Прочитай молча! Исправь неточности. Коту Пушку на хвост наступал. Собаке Мурзею усы выдергивал. Замети неточности? Ты читал внимательно.
Поздравляю с успехами! Читай, выполняй правила чтения! М И 60-65 слов Н 50-55 слов У 40-45 Т слов К 30-35 А ОТЛИЧНО! МОЛОДЕЦ! УМНИЦА! Хорошо! 20-25 слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Формирование орфографической зоркости младших школьников через овладение обобщенным способом действия
Как научить грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры и залог точности выражения мысли. Основы орфографич...
Доклад "Формирование читательской компетентности младших школьников"
"Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена,государства исчезали, а книга оставалась",- сказал А.И.Герцен. Формирование читательской компетентности у младших школьников приоб...
Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников.
Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделиться своим опытом и своими мыслями,...
Методическая работа «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через аудирование»
Современное российское общество стоит перед лицом острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных, коммуникативных проблем. В настоящие время общество характеризуется усилением социальн...
Формирование социальной компетентности младших школьников через применение игровых технологий
Описание опыта работы...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...