Разработка урока по теме "Решение прикладных задач" 11 класс
план-конспект урока по математике (11 класс)
Применение интегрального исчисления при решении физических задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_prikladnyh_zadach_11_klass.docx | 107.81 КБ |
reshenie_zadach.pptx | 529.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 11 (физико-математический профиль)
Тема урока: Решение прикладных задач.
Цели урока:
- Изучить формулы и их доказательство, которые позволяют применять интегральное исчисление при решении физических задач. Формировать умения применять выше указанные формулы при решении прикладных задач.
- Способствовать развитию интереса к предмету, активизации мыслительной деятельности, научного мировоззрения, творческого мышления, устной и письменной математической речи.
- Способствовать воспитанию самодисциплины, потребности в беспрерывном самообразовании.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация «Решение прикладных задач (применение определенного интеграла в физике)», подборка задач и заданий для работы в группах, бланк оценивания.
Ход урока
- Организация класса
Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.
- Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения домашнего задания координаторами групп.
- Постановка целей урока
- Цели урока (СЛАЙД 2)
- Эпиграф к уроку (СЛАЙД 3)
- Актуализация знаний
Установите соответствие (физический смысл производной)
(СЛАЙД 4)
- Историческая справка
(СЛАЙДЫ 5 – 10)
Трудно найти другое имя, которое оказало бы столь сильное влияние на историю мировой науки и культуры, как Исаак Ньютон. Известный математик и историк науки Б. Л. Ван-дер-Варден пишет в своей книге “Пробуждающаяся наука”: “Каждый естествоиспытатель безусловно согласится, что механика Ньютона есть основа современной физики. Каждый астроном знает, что современная астрономия начинается с Кеплера и Ньютона. И каждый математик знает, что самым значительным и наиболее важным для физики отделом современной математики является анализ, в основе которого лежат дифференциальное и интегральное исчисления Ньютона. Следовательно, труды Ньютона являются основой огромной части точных наук нашего времени”. И не только наук: “Математика и техника влияют даже на нашу духовную жизнь, и настолько, что мы редко можем представить это себе полностью. Вслед за необычайным взлётом, которое пережило и XVII веке естествознание, последовал неизбежно рационализм XVIII века, обожествление разума, упадок религии... Кто отдает себе отчет в том, - спрашивает автор, - что с исторической точки зрения Ньютон является самой значительной фигурой XVII века?”
Дух времени требовал аналитического пути развития точных наук, применения дифференциального и интегрального исчисления для описания физических явлений. Этот путь и начал прокладывать Леонард Эйлер.
Конечно, и до последней четверти XVIII века концепция Ньютона сталкивалась с трудностями. В этот период встречались элементарные функции, первообразные которых не могут быть выражены через элементарные функции. Знали математики и некоторые несобственные интегралы, в том числе и расходящиеся. Но такого рода факты были единичными и установившейся эффективной концепции интеграла нарушить не могли. Иным оказалось положение в последней четверти XVIII и особенно в начале XIX века.
С 70-х годов XVIII века решение задач аналитической механики, физики и других дисциплин потребовало значительное развитие понятия определенного интеграла. Особое значение приобретают двойные и тройные интегралы (Эйлер, Лагранж, Лаплас и др.).
Разработка приемов вычисления двойных и тройных интегралов показала, что вычислять эти интегралы так, как вычисляли обычный определенный интеграл - при помощи неопределенного, очень трудно или даже невозможно. Поэтому математики вынуждены были сохранять концепцию Ньютона только на словах, а на деле, при решении задач точных наук, стали на путь Лейбница. Они вычисляли соответствующие интегральные суммы (в прямоугольных, цилиндрических и сферических координатах) и находили их пределы.
В связи с этим возник вопрос о существовании пределов интегральных сумм, слагаемые которых были бы бесконечно малыми. В первой четверти XIX века были получены основополагающих результаты, которые с именем связаны Коши.
Мы до сих пор следуем пути, намеченному Огюстеном Луи Коши, с теми усовершенствованиями, которые были внесены во второй половине XIX века К. Вейерштрассом.
Работы Коши и Вейерштрасса завершили создание классического математического анализа, тем самым подведя итог многовекового развития интегрального исчисления.
- Изучение нового материала
Защита мини-проектов участниками групп
(СЛАЙДЫ 11 – 16)
Движение
Перемещение | Скорость |
Пример 1.
Тело движется прямолинейно со скоростью (м/с). Найдите путь, пройденный телом за первые 5 с.
Решение:
Используем доказанную ранее формулу, получим
(м).
Работа
Сила | Мощность |
Пример 2.
Какую работу надо совершить, чтобы растянуть пружину на 0,05 м, если известно, что для ее растягивания на 0, 01 м нужна сила в 1 Н?
Решение:
Согласно закону Гука , где - коэффициент пропорциональности (жесткость пружины).
Найдем , согласно условию задачи .
Значит,
Дж.
Масса тонкого стержня
Масса |
Пример 3.
Дан прямолинейный неоднородный стержень длиной 2, плотность в точке задана формулой . Найдите массу стержня.
Решение:
Используем доказанную ранее формулу, получим
m .
- Формирование навыков учащихся
Учащиеся у доски решает выбранную задачу
(СЛАЙД 17)
№ 1.
Чему равен путь, пройденный точкой, движущейся по прямой, за 5 секунд от начала движения, если скорость точки заданна формулой:
Решение:
(м).
№ 2
Вычислить работу необходимую для запуска ракеты весом Н с поверхности Земли на высоту км, если радиус Земли км.
Решение:
По закону всемирного тяготения сила притяжения Землей зависит от расстояния до центра Земли: . На поверхности Земли сила равна весу тела , а равен радиусу Земли, тогда
.
:
.
(Дж).
- Работа в группах
(СЛАЙД 18)
Задача 1.
Найдите скорость, которую будет иметь материальная точка за 3 секунды, считая от начала движения, если она движется по прямой, с ускорением .
Решение:
(м/c).
Задача 2.
Сила в 3Н растягивает пружину на 1 см. Какую работу нужно произвести, чтобы растянуть эту пружину на 4 см?
Решение:
(Дж).
Задача 3.
Найдите массу прямолинейного стержня длиной 6 м, если его плотность в точке задана формулой: .
(кг).
После группового обсуждения и решение соответственных заданий, член каждой группы представляет краткое решение задачи.
- Итоги урока
(СЛАЙД 19 – 20)
Тестирование (с проверкой по ключевому слову)
- Какую физическую величину позволяет найти интеграл ?
Р) S; Л) ρ; К) A; П) V.
- Тело движется со скоростью (м/с). Найдите путь, пройденный телом за промежуток времени от 1 с до 2 с.
А) 5,25м; Е) 4,5 м; О) 5,5 м; И) 4,75 м.
- По какой формуле можно найти ускорение тела?
Б) В)
Н) Ж)
- Найдите массу стержня длиной 2 м, плотность .
Ф) С) Я) Т) .
БЛАНК ОЦЕНИВАНИЯ (КАЖДЫЙ ПУНКТ – ОТ 0 Б. ДО 2 Б.)
№ | Ф. И. УЧАЩЕГОСЯ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | НОВЫЙ МАТЕРИАЛ | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | РАБОТА В ГРУППЕ | ТЕСТ | ВСЕГО | ||
1 З. | 2 З. | И.С. | Т.М. | ||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
- Домашнее задание
(СЛАЙД 21 – 22)
Составить и решить задачу на применение интеграла в физике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Изучить формулы и их доказательство, которые позволяют применять интегральное исчисление при решении физических задач. Научиться применять выше указанные формулы практически. Способствовать развитию правильного представления о характере отражения алгеброй основных элементов в физике, расширить кругозор. Способствовать воспитанию самодисциплины, потребности в беспрерывном самообразовании.
Математика достаточно умна и сделает всё сама без умствования физиков. А. В. Гейзенберг
Установите соответствие: ( физический смысл производной ) V(t) = Q’(t) a(t) = m’(x) F(x) = q’(t) N(t) = s’(t) p(x) = A’(t) I(t) = V’(t) c(t) = A’(x)
Иоганн Кеплер (1571 – 1630) Немецкий математик, астроном, оптик и астролог, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.
Исаак Ньютон (1643 – 1727) Один из крупнейших ученых всех времен, родоначальник математического анализа.
Леонард Эйлер (1707 – 1783) Гениальный математик, физик, механик, астроном. Ему принадлежит обозначение функций sin, cos, tg.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) Великий ученый, изобретатель, юрист, историк, языковед; один из основоположников математического анализа. Ввел ныне существующие обозначения действий умножения и деление, d и d/ dx дифференциала и производной.
Огюстен Луи Коши (1789 – 1857) Великий математик XIX века, заложивший начала современного анализа.
Карл Теодор Вильгельм Вейерштрасса (1815 – 1897) Один из крупнейших аналитиков XIX века, завершивший обоснование анализа.
Движение:
Пример 1.
Работа:
Пример 2 . Какую работу надо совершить, чтобы растянуть пружину на 0,05 м, если известно, что для ее растягивания на 0, 01 м нужна сила в 1 Н?
Масса тонкого стержня:
Пример 3.
ЗАДАЧИ:
РАБОТАЕМ В КОМАНДЕ:
Укажите верный ответ
Ключевое слово: Кант (немецкий философ) «В науке столько истины, сколько в ней математики» И. Кант
Домашнее задание: Составить и решить задачу на применение интеграла в физике.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Разработка урока по технологии "Прикладное творчество. Кусудамы"
Описывается история создания кусудам. Даются азы по их созданию. Предполагается проведение коллективной работы по изготовлению творческого проекта....
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся мотивации к познанию, развитие творческих спос...