Конспект урока с на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс).
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Яковлева Наталья Николаевна

Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронно-образовательных ресурсов и ИКТ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_uroka_5_klass.doc355 КБ

Предварительный просмотр:

   КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание десятичных дробей.

ФИО (полностью)

Яковлева Наталья Николаевна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Краснояриха муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание десятичных дробей, 1-ый урок (40 минут)

  1. Цель  урока: Формирование алгоритма действий сложения и вычитания  десятичных дробей.
  2. Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных УУД) построение и использование алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, решение практических задач, знаково-символические действия, моделирование;

-развивающие: (формирование регулятивных УУД)  умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смыслообразование т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.

  1. Тип урока:    комбинированный
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная,  практическая и фронтальная работа.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран.
  4. Структура и ход  урока


Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Применяемые СОТ

Время

Формируемые УУД.

1

Организационный момент,  мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса  к уроку; организует внимание.

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам, затем записать число.

А начнем мы наш урок с умной мысли:

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

Д. Пойа 

Сегодня мы как раз и попробуем это сделать.

Приветствие

учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число, вид работы.

Здоровьесберегающие

Технологии.

2

Регулятивные:

Организация своей учебной деятельности.  Прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Умение слушать, планирование учебного сотрудничества.

Личностные:

Волевое усилие, самоорганизация.

2

Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение.

1.Прочитайте числа:  

2,327;  0,15;  2,4;  321,503.

2.Сравните дроби:

 а) 3,4 и 3,19;  

б)6,40 и 6,4;  

 в) 0,31 и 0,126;  

 г)0,413 и 0,6.

3.Выразите в сантиметрах и дециметрах:

3 дм;  

3, 25 м;  

0,3 м;  

17,5 дм.

4.Задача  Ручка стоит 15,36р, а карандаш 9,25р. Сколько стоят карандаш и ручка вместе? На сколько ручка дороже карандаша?

-Какое задание нужно выполнить?

-Почему у вас возникло затруднение?

-Что нам предстоит сегодня выяснить?

-Какая же будет тема урока?

-Абсолютно верно.

-А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока.

-Запишите тему урока в тетрадь.

Читают

Сравнивают

 3,4 >3,19;    

 6,40 = 6,4;                 0,31 > 0,126;    

  0,413 < 0,6.

Выражают

30 см;

 325 см;

3 дм;

175 см.

У детей возникает затруднение.

Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.

Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей. Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Записывают тему урока.

Технология проблемного обучения.

5

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Постановка цели учебной задачи, планирование этапов решения  задачи.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, нравственно-этическое оценивание.

3

Изучение нового материала и  первичное осмысление и закрепление знаний.

..\5кл\ЦОР 5кл математика\п42\42_1_1nm.ppt

..\5кл\ЦОР 5кл математика\п42\42_2_1nm.ppt 

-Подумайте отличается ли правило сложения десятичных дробей от правила сложения натуральных?

-Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, выполним № 703 из учебника.

Демонстрация ЭОР на экране.

-Если вы все выполнили правильно, то ваш вывод будет таким.

-Давайте сформулируем его.

-Совершенно верно.

-А как вы думаете отличается ли правило вычитания десятичных дробей от правила вычитания натуральных?

Найдите разность: 4,78 – 2,54.

Демонстрация ЭОР на экране.

-Вы правы. Правило аналогичное.

-Давайте его сформулируем.

-Молодцы.

У детей возникает затруднение.

Выполняют в тетрадях №703(вычисляют и сравнивают результаты каждой пары, предварительно слагаемые вносят в таблицу разрядов).

  1. 56 и 5,6;
  2. 683 и 6,83;
  3. 582 и 0,582.

Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно.

Думаем, что аналогично сложению.

Записывают пример в тетрадях

  4,78

- 2,54

  2,24

Вычитание десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно.

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология критического мышления.

7

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие.

Регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости).

Личностные:

Проявление терпения   и аккуратности при заполнении таблицы.

4

Физминутка.

..\..\Documents\мультиурок\superfizmin\Супер физкультминутка.exe

-Выполняя умственную работу необходимо расслабляться.             -Давайте немного отдохнем.

Слушают и выполняют упражнения.

Здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.

1

5

Закрепление изученного на уроке.

-А теперь давайте вернемся к задаче, которую мы затруднились выполнить в начале урока.

4.Задача  Ручка стоит 15,36р, а карандаш 9,25р. Сколько стоят карандаш и ручка вместе? На сколько ручка дороже карандаша?

-Теперь мы с вами знаем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

-Кто желает решить эту задачу у доски?

Решение упражнений по учебнику.

№705(а, б, в, г)

№708

Желающий ученик выходит и выполняет задачу у доски, комментируя решение.

  1. 15,36

    + 9,25

     24,61 (р.)

  1. 15,36

- 9,25

        6,11(р.)

Ответ: 24,61р., на 6,11р.

Остальные работают в тетрадях. Проверяют, исправляют возможные ошибки.

Желающие ученики решают их в столбик у доски с проговариванием алгоритма.

Решение №705

а) 272,30   б) 15, 000  

  +  34,15     +   8,009

    306,45        23,009

в) 78,7800  г) 42,00

  +  0,0078    +  3,08

     78,7878      45,08

Решение №708

  1. 1,16      2) 0,43

  -  0,14        - 0,38

     1,02           0,05

3) 12,561   4) 67,250

   -  1,340     - 21,781

     11,221       45,469

Технологии коллективного сотрудничества.

10

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия,

анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. 

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог,

коллективное обсуждение при необходимости.

6

Самостоятельная работа на компьютере.

http://school-assistant.ru/?predmet=matematika&theme=slozenie_desatichnix_chisel 

Предлагает открыть страницу заданного сайта и выполнить два задания. Учитель консультирует в случае необходимости.

Выполняют задание 1 и задание 2 на компьютере, проверяют ответы.

 Выполните сложение:

а)    27,35  +  24,045     =      

б)    33,29  +  17,001     =      

в)    44,05  +  93,55     =      

г)    28,46  +  261,046     =      

Выполняют

Выполните вычитание:

а)    39,35  –  24,065     =      

 б)    75,79  –  41,091     =      

в)    24,66  –  13,77     =      

г)    27,28  –  1,33     =      

Записывают количество правильных заданий.

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология развивающего обучения.

10

Регулятивные:

Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено

7

Итог урока, оценивание знаний.

Рефлексия.

-Какие цели в начале урока мы поставили?

-Достигнуты поставленные цели?

-Как складывают и вычитают десятичные дроби?

-Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся по 5-балльной шкале.

-А теперь я прошу вас оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с

помощью рисунков.

-Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

-Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

-Формулируют алгоритм.

-Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка.

-Выбирают цвет, который соответствует выбранному смайлику.

Технологии коллективного сотрудничества

Информационно-коммуникационные технологии.

3

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: Оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение.

8

Домашнее задание

Задает дозированное домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению.  № 706, № 710.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Технологии личностно-ориентированного образования

2

Литература:

Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. -  М.: Мнемозина, 2013.

Электронно-образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ 

http://videouroki.net/ 

http://school-assistant.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 Классе

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». В  Программе по математике для 5-6 классов автора В. И. Жохова сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Сос...

Конспекты уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

В данной папке собраны конспекты 6 уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс. УМК Виленкин...

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Заключительный урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс по ФГОС

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс по ФГОС. Конспект содержит технологическую карту и презентацию урока....