Урок-семинар "Задачи, решаемые с помощью интеграла", 11 класс
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Склярова Галина Владимировна

Урок-семинар по теме: «Задачи, решаемы с помощью интегралов»

11 класс

План урока:

1.Цель и задачи урока  (решение проблемной ситуации):

- рассмотреть задачи, решаемые с помощью интеграла;

- повторить способы вычисления площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию;

- систематизировать  знания по теме урока

2. Экспресс- отчет:

А) Формула для вычисления площади фигуры, составленной из неперекрывающихся криволинейных трапеций;

Б) Формула для вычисления площади фигуры – как разность криволинейных трапеций;

В) Формула для вычисления площади фигуры, ограниченной графиком функции f(х), если f(х) ;

3. Устный тренажер.

4.Самостоятельная работа.

5.Подведение итогов – составление кластера (ЛСМ-логической смысловой модели).

Оборудование: мультимедийная установка. На уроке используется презентация: «Формула Ньютона-Лейбница»:

·        при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные определения и алгоритмы решения задач;

·        при самопроверки самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_reshaemye_s_pomoshchyu_integrala.docx414.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар по теме: «Задачи, решаемы с помощью интегралов»

11 класс

План урока:

1.Цель и задачи урока  (решение проблемной ситуации):

- рассмотреть задачи, решаемые с помощью интеграла;

- повторить способы вычисления площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию;

- систематизировать  знания по теме урока

2. Экспресс- отчет:

А) Формула для вычисления площади фигуры, составленной из неперекрывающихся криволинейных трапеций;

Б) Формула для вычисления площади фигуры – как разность криволинейных трапеций;

В) Формула для вычисления площади фигуры, ограниченной графиком функции f(х), если f(х);

3. Устный тренажер.

4.Самостоятельная работа.

5.Подведение итогов – составление кластера (ЛСМ-логической смысловой модели).

Оборудование: Мультимедийная установка. На уроке используется презентация: «Формула Ньютона-Лейбница»:

  • при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные определения и алгоритмы решения задач;
  • при самопроверки самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.

Ход урока:

На доске таблица  и эпиграф к уроку:

… если вы хотите плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!

Д.Пойя.

1.http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/09/81.jpg

http://900igr.net/datas/geometrija/Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii-i-integral/0010-010-Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii-vychisljaetsja-po-formule-S-Fb-Fa.jpg

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=79bbc41844a95166&mb=imgdb_preview_12022.

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/12/11037/img2.jpg3.

http://matemonline.com/wp-content/uploads/2011/01/trapec_minus.jpg

4.S=

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2013/02/gr5.jpg

5.

6.http://900igr.net/datai/geometrija/Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii/0008-008-Poshagovyj-primer.jpg

6.

http://900igr.net/datas/geometrija/Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii/0008-008-Poshagovyj-primer.jpg

Фронтальная беседа:

1.Укажите рисунки, на которых изображены криволинейные трапеции (рис.1,5,6)

2.Что называется криволинейной трапецией?

-Фигуру, ограниченную  графиком непрерывной функции y=f(х), отрезком [a,b] и прямыми х=a и х=b, называют криволинейной трапецией.

3.Как вычисляется площадь криволинейной трапеции?

S=

Итак, площади криволинейных трапеций, изображенных на рисунке 1,5,6 вычисляются по формуле:S=.

Возникает вопрос: «Как найти площади остальных фигур?»

Итак, ваше предположение:

-выделить в сложной фигуре криволинейные трапеции;

-вычислить их площади;

- найти их сумму или разность.

В математике существует важный принцип решения математической задачи- сведение задачи к известной, чем мы и займемся на уроке.

Кто попробует сформулировать цель и тему нашего урока:

- рассмотрим задачи, решаемые с помощью интеграла;

- повторить способы вычисления площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию;

- систематизировать наши знания по теме урока, и как итог составим кластер

 ( на парте у каждого рабочая схема урока).

Итог нашей беседы подводит I группа – описывает способ вычисления фигуры на  рис.2 и записывает основные этапы вычислений:

  1. Построить графики функций y=f(х) и y=g(х)  образующие вместе с ОХ криволинейные трапеции.
  2. Найти абсциссы точек пересечения графиков функций y=f(х) и y=g(х)  друг с другом и осью ОХ.
  3. Если S=S1+S2, тоS=dx+, где х=в – абсцисса точки пересечения графиков функций f(x) и g(x)  с осью ОХ.

На чьих карточках вопросы соответствуют отчету  I группы.

( Вопрос: Какое свойство площадей надо использовать при вычислении площади фигур, имеющих сложную конфигурацию?)

Отчет продолжает I группа - демонстрация решения задачи: вычислить S фигуры, ограниченной графиками функций y=x2 и y=2x-x2.

Решение:

  1. x2 =2x-x2; x2 –(2x-x2)=0; 2х2-2х=0; 2х(х-1)=0; х1=0 и х2=1.
  2. S==1.

Отчет II группы- вывести формулу для вычисления Sфигуры на рисунке 3.

  1. Построить графики функций y=f(х) и y=g(х)  образующие вместе с ОХ криволинейные трапеции.
  2. Если S=S1-S2, то S1, S2 =, то

S=, гдеf(x)

На чьих  карточках вопросы соответствуют докладу второй группы:

  1. Какое свойство площадей надо использовать при вычислении площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию?
  2. В записи f(x)…..g(x)…..0 вместо многоточий поставьте знаки , так, чтобы можно вычислить по формуле

S=, образованной графиками функций y=f(x) и y=g(x) и прямыми х=а и х=в.

Отчет продолжает II группа- демонстрация решения задачи:

Пример нахождения площади криволинейной трапеции через определённый интеграл.

Пусть имеем две функции:
График в декартовой системе координат

И нам надо найти площадь фигуры ограниченной этими двумя функциями.
Преобразуем эти функции к следующему виду.

преобразованные функции
Нанесём их на декартовую систему координат и обозначим нашу фигуру:
парабола и прямая в декартовой системе координат
Видим по рисунку, что часть нашей фигуры находится над осью абсцисс и часть под ней. Для того, что бы найти площадь той части, что над осью нужно просто найти интеграл от первой функции в границах от 0 до 2. Что бы найти площадь части фигуры, которая расположена под осью абсцисс, надо вычислить интеграл от второй функции (не забудьте про знак минус) в границах от 0 до 3. Но это будет площадь треугольника OAC, видим, что с этого надо ещё вычесть площадь фигуры ABC (это будет интеграл от первой функции в границах от 2 до 3). Поэтому, выходя из этих данных, мы это всё можем записать одним интегралом:
Нахождение площади криволинейной трапеции в декартовой системе координат

Решив этот интеграл, мы и найдём площадь нужной нам фигуры.

Площадь через определённый интеграл

Отчет III группы- решение на вычисление площади фигуры, ограниченной графиком функции y=f(x), если f(x) и прямыми х=а, х=в:

  1. Найти на [а,в], на котором задана  функция y=f(x)/
  2. Построить график функции y-f(x) на [а,в].
  3. Если f(x) на [а,в], то S=.

Отчет продолжает III группа, демонстрация решения задачи: найти площадь фигуры, ограниченной линиями y=x2-2  и  y=0.

Решение:

S= -dx=5.

II. Устный тренажер

Вычислить интеграл

Ответ

1)

x

2)

3)dx

X7

4)

+x

5)dx

6)

7)

8)

9)

10)dx

III. Самостоятельная работа с последующей проверкой на уроке.

Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиками функций.

I группа: y=x2+2 и y=2x+2

II группа: y=x2-4x+3

III группа: y=6x2  и y=x2-7x+12.

Итог урока:

Кластер –ЛСМ – логическая смысловая модель

Задачи, решаемые с помощью интеграла

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=79bbc41844a95166&mb=imgdb_preview_1202

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/12/11037/img2.jpg

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/09/81.jpghttp://900igr.net/datas/geometrija/Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii-i-integral/0010-010-Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii-vychisljaetsja-po-formule-S-Fb-Fa.jpg

http://matemonline.com/wp-content/uploads/2011/01/trapec_minus.jpg

Вычисление площади фигуры

Вычислительные навыки

Свойства площадей фигуры сложной конфигурации

Что нужно знать и уметь!

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/09/81.jpghttp://900igr.net/datas/geometrija/Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii-i-integral/0010-010-Ploschad-krivolinejnoj-trapetsii-vychisljaetsja-po-formule-S-Fb-Fa.jpg

Нахождение первообразных элементарных функций

Построение графиков элементарных функций и нахождение точек их пересечения аналитическими методами

Домашнее задание: составить и решить контрольную карточку, содержащую задачи ЛСМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме: «Задачи, решаемые с помощью интегралов»

Ι.  Спланировать изучение темы «Интеграл» и создать условия для самостоятельной работы школьников с учебником.ΙΙ. Составить план семинара и заранее раздать учащимся задания для подготовки к нему....

задачи на составление частей в целое решаемые с помощью уравнений

задачи для индивидуальной или зачетной работы...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ

КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССОВ. ЦЕЛИ:•закрепить умения решать задачи составлением уравнений;•прививать интерес к истории алгебры;•развивать культуру устной и письменной математической речи, умение выступат...

Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера. 5-ый класс

Рабочая иллюстративная презентация к внеклассной работе по решению логических задач с помощью кругов Эйлера в 5-ом классе....

6 класс Урок - викторина по задачам, решаемым с помощью уравнений

Веселая викторина по задачам, решаемым с помощью уравнений, для  6 класса, которую можно использовать и на уроке, и на внеклассном мероприятии.Класс делится на группы 4-5 человек, каждая из групп...

6-7 класс Урок - викторина по задачам, решаемым с помощью уравнений

Веселая викторина по задачам, разного уровня сложности, решаемым с помощью уравнений для  6-7 класса,которую можно использовать и на уроке, и на внеклассном мероприятии.Класс делится на группы 4-...

Задача антикоррупционной направленности, решаемая с помощью столбчатых диаграмм.

Фрагмент урока, на котором решается задача антикоррупционного  содержания....