Урок-семинар "Задачи, решаемые с помощью интеграла", 11 класс
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Урок-семинар по теме: «Задачи, решаемы с помощью интегралов»
11 класс
План урока:
1.Цель и задачи урока (решение проблемной ситуации):
- рассмотреть задачи, решаемые с помощью интеграла;
- повторить способы вычисления площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию;
- систематизировать знания по теме урока
2. Экспресс- отчет:
А) Формула для вычисления площади фигуры, составленной из неперекрывающихся криволинейных трапеций;
Б) Формула для вычисления площади фигуры – как разность криволинейных трапеций;
В) Формула для вычисления площади фигуры, ограниченной графиком функции f(х), если f(х) ;
3. Устный тренажер.
4.Самостоятельная работа.
5.Подведение итогов – составление кластера (ЛСМ-логической смысловой модели).
Оборудование: мультимедийная установка. На уроке используется презентация: «Формула Ньютона-Лейбница»:
· при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные определения и алгоритмы решения задач;
· при самопроверки самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_reshaemye_s_pomoshchyu_integrala.docx | 414.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-семинар по теме: «Задачи, решаемы с помощью интегралов»
11 класс
План урока:
1.Цель и задачи урока (решение проблемной ситуации):
- рассмотреть задачи, решаемые с помощью интеграла;
- повторить способы вычисления площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию;
- систематизировать знания по теме урока
2. Экспресс- отчет:
А) Формула для вычисления площади фигуры, составленной из неперекрывающихся криволинейных трапеций;
Б) Формула для вычисления площади фигуры – как разность криволинейных трапеций;
В) Формула для вычисления площади фигуры, ограниченной графиком функции f(х), если f(х);
3. Устный тренажер.
4.Самостоятельная работа.
5.Подведение итогов – составление кластера (ЛСМ-логической смысловой модели).
Оборудование: Мультимедийная установка. На уроке используется презентация: «Формула Ньютона-Лейбница»:
- при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные определения и алгоритмы решения задач;
- при самопроверки самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
Ход урока:
На доске таблица и эпиграф к уроку:
… если вы хотите плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д.Пойя.
1. | ||
2. | 3. | |
4.S= | ||
5. | 6. | |
6. |
Фронтальная беседа:
1.Укажите рисунки, на которых изображены криволинейные трапеции (рис.1,5,6)
2.Что называется криволинейной трапецией?
-Фигуру, ограниченную графиком непрерывной функции y=f(х), отрезком [a,b] и прямыми х=a и х=b, называют криволинейной трапецией.
3.Как вычисляется площадь криволинейной трапеции?
S=
Итак, площади криволинейных трапеций, изображенных на рисунке 1,5,6 вычисляются по формуле:S=.
Возникает вопрос: «Как найти площади остальных фигур?»
Итак, ваше предположение:
-выделить в сложной фигуре криволинейные трапеции;
-вычислить их площади;
- найти их сумму или разность.
В математике существует важный принцип решения математической задачи- сведение задачи к известной, чем мы и займемся на уроке.
Кто попробует сформулировать цель и тему нашего урока:
- рассмотрим задачи, решаемые с помощью интеграла;
- повторить способы вычисления площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию;
- систематизировать наши знания по теме урока, и как итог составим кластер
( на парте у каждого рабочая схема урока).
Итог нашей беседы подводит I группа – описывает способ вычисления фигуры на рис.2 и записывает основные этапы вычислений:
- Построить графики функций y=f(х) и y=g(х) образующие вместе с ОХ криволинейные трапеции.
- Найти абсциссы точек пересечения графиков функций y=f(х) и y=g(х) друг с другом и осью ОХ.
- Если S=S1+S2, тоS=dx+, где х=в – абсцисса точки пересечения графиков функций f(x) и g(x) с осью ОХ.
На чьих карточках вопросы соответствуют отчету I группы.
( Вопрос: Какое свойство площадей надо использовать при вычислении площади фигур, имеющих сложную конфигурацию?)
Отчет продолжает I группа - демонстрация решения задачи: вычислить S фигуры, ограниченной графиками функций y=x2 и y=2x-x2.
Решение:
- x2 =2x-x2; x2 –(2x-x2)=0; 2х2-2х=0; 2х(х-1)=0; х1=0 и х2=1.
- S==1.
Отчет II группы- вывести формулу для вычисления Sфигуры на рисунке 3.
- Построить графики функций y=f(х) и y=g(х) образующие вместе с ОХ криволинейные трапеции.
- Если S=S1-S2, то S1, S2 =, то
S=, гдеf(x)
На чьих карточках вопросы соответствуют докладу второй группы:
- Какое свойство площадей надо использовать при вычислении площадей фигур, имеющих сложную конфигурацию?
- В записи f(x)…..g(x)…..0 вместо многоточий поставьте знаки , так, чтобы можно вычислить по формуле
S=, образованной графиками функций y=f(x) и y=g(x) и прямыми х=а и х=в.
Отчет продолжает II группа- демонстрация решения задачи:
Пример нахождения площади криволинейной трапеции через определённый интеграл.
Пусть имеем две функции:
И нам надо найти площадь фигуры ограниченной этими двумя функциями.
Преобразуем эти функции к следующему виду.
Нанесём их на декартовую систему координат и обозначим нашу фигуру:
Видим по рисунку, что часть нашей фигуры находится над осью абсцисс и часть под ней. Для того, что бы найти площадь той части, что над осью нужно просто найти интеграл от первой функции в границах от 0 до 2. Что бы найти площадь части фигуры, которая расположена под осью абсцисс, надо вычислить интеграл от второй функции (не забудьте про знак минус) в границах от 0 до 3. Но это будет площадь треугольника OAC, видим, что с этого надо ещё вычесть площадь фигуры ABC (это будет интеграл от первой функции в границах от 2 до 3). Поэтому, выходя из этих данных, мы это всё можем записать одним интегралом:
Решив этот интеграл, мы и найдём площадь нужной нам фигуры.
Отчет III группы- решение на вычисление площади фигуры, ограниченной графиком функции y=f(x), если f(x) и прямыми х=а, х=в:
- Найти на [а,в], на котором задана функция y=f(x)/
- Построить график функции y-f(x) на [а,в].
- Если f(x) на [а,в], то S=.
Отчет продолжает III группа, демонстрация решения задачи: найти площадь фигуры, ограниченной линиями y=x2-2 и y=0.
Решение:
S= -dx=5.
II. Устный тренажер
Вычислить интеграл | Ответ |
1) | x |
2) | |
3)dx | X7 |
4) | +x |
5)dx | |
6) | |
7) | |
8) | |
9) | |
10)dx |
III. Самостоятельная работа с последующей проверкой на уроке.
Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиками функций.
I группа: y=x2+2 и y=2x+2
II группа: y=x2-4x+3
III группа: y=6x2 и y=x2-7x+12.
Итог урока:
Кластер –ЛСМ – логическая смысловая модель
Задачи, решаемые с помощью интеграла | |
Вычисление площади фигуры | |
Вычислительные навыки | Свойства площадей фигуры сложной конфигурации |
Что нужно знать и уметь! | |
Нахождение первообразных элементарных функций | Построение графиков элементарных функций и нахождение точек их пересечения аналитическими методами |
Домашнее задание: составить и решить контрольную карточку, содержащую задачи ЛСМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по теме: «Задачи, решаемые с помощью интегралов»
Ι. Спланировать изучение темы «Интеграл» и создать условия для самостоятельной работы школьников с учебником.ΙΙ. Составить план семинара и заранее раздать учащимся задания для подготовки к нему....
задачи на составление частей в целое решаемые с помощью уравнений
задачи для индивидуальной или зачетной работы...
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ
КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССОВ. ЦЕЛИ:•закрепить умения решать задачи составлением уравнений;•прививать интерес к истории алгебры;•развивать культуру устной и письменной математической речи, умение выступат...
Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера. 5-ый класс
Рабочая иллюстративная презентация к внеклассной работе по решению логических задач с помощью кругов Эйлера в 5-ом классе....
6 класс Урок - викторина по задачам, решаемым с помощью уравнений
Веселая викторина по задачам, решаемым с помощью уравнений, для 6 класса, которую можно использовать и на уроке, и на внеклассном мероприятии.Класс делится на группы 4-5 человек, каждая из групп...
6-7 класс Урок - викторина по задачам, решаемым с помощью уравнений
Веселая викторина по задачам, разного уровня сложности, решаемым с помощью уравнений для 6-7 класса,которую можно использовать и на уроке, и на внеклассном мероприятии.Класс делится на группы 4-...
Задача антикоррупционной направленности, решаемая с помощью столбчатых диаграмм.
Фрагмент урока, на котором решается задача антикоррупционного содержания....