программа по курсу по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Программа по курсу по внеурочной деятельности "Занимательная математика" рассчитана на обучающихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochke_zanimatelnaya_matematika.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №20»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Составитель: Марчишина
Светлана Терентьевна,
учитель математики
2014год
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 5-6 классов относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся данного возраста должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о математике. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия помогут содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы занятий, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности занятий работа будет проводиться в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.
Цель программы:
- Показать применение математики в жизни, развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области чисел; содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на 8 учебных часов.
Принципы программы:
1. Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Практическая направленность.
Содержание занятий по внеурочной деятельности направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах, математических играх и конкурсах.
3. Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
4. Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется усвоение за 8 часов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося) используется:
- наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование и другие.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы курса и своевременного внесения
коррекции используются следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение,
- самопрезентации (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком).
Кроме того, проводится систематическое наблюдение за учащимися в течение
полугодия, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения данного курса является формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам,
- выделять существенные признаки предметов,
- сравнивать между собой предметы, явления,
- обобщать, делать несложные выводы,
- классифицировать явления, предметы,
- определять последовательность событий,
- судить о противоположных явлениях,
- давать определения тем или иным понятиям,
- выявлять функциональные отношения между понятиями,
- выявлять закономерности и проводить аналогии,
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это практические занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы.
1. Математика – царица наук.
Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Решение занимательных задач.
3. Правила отгадывания ребусов и кроссвордов.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
4. Решение математических ребусов и кроссвордов.
5. Создание стенгазеты «Занимательная математика».
Самостоятельный поиск информации для газеты.
6. Выпуск брошюры «Занимательная математика».
Самостоятельный поиск информации для газеты
Тематический план.
Занятия | Наименование темы | Виды деятельности |
1 | Решение занимательных задач. | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
2 | Правила отгадывания ребусов и кроссвордов. Решение математических ребусов и кроссвордов | составление математических ребусов и кроссвордов |
3 | Проектная деятельность «Великие математики» | Работа со словарями, энциклопедиями |
4 и 5 | Газета любознательных. Выпуск стенгазеты «Занимательная математика» | самостоятельный поиск информации для газеты, проектная деятельность |
6 и 7 | Создание брошюры «Занимательная математика» | самостоятельный поиск информации для брошюры, проектная деятельность |
8 | «Подведем итоги» | Коллективная работа по составлению отчета о проделанной работе |
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 5 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
- Григорьева Г.И. «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
- Кордина Н.Е. «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
- Шейнина О.С. «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва,
«Издательство НЦ Энас», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса во внеурочное время «Сладкие букеты »
Элективный курс во внеурочное время “ Сладкие букеты ” разработан для учеников 8-9-х классов и рассчитан на 24часов, из них теории - 4часов, практических работ – 12часов...
Программа факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс «Занимательная химия»
Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать для обеспечения досуга, кото...
Программы элективных курсов и внеурочной деятельности
Факультативный курс по русскому языку в 9 классе...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры России"
Рабочая программа для 5 класса. Внеурочная деятельность...
Программы элективных курсов и внеурочной деятельности
Занимаюсь внеурочной деятельностью на протяжении нескольких учебных лет. Разработала и реализую программу для 5 классов "Тайны выцветших строк" и "Дом в котором я живу" для учащихс...
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Изучаемый английский язык» для 5 классов
Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Добро пожаловать в Великобританию» для 7 классов
Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...