Программы элективных курсов и внеурочной деятельности
элективный курс по русскому языку (5 класс)
Факультативный курс по русскому языку в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ.docx | 23.78 КБ |
programma_elektivnogo_kursa_9_klass.pdf | 175.29 КБ |
elektiv_11_klassretsenziya.doc | 63.5 КБ |
shkola_russkogo_yazyka.docx | 500.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
по русскому языку
для 9 класса
«УСПЕШНОЕ НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ»
Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Осенних Т.В.
г.Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
За основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
Цель элективного курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Формы работы: групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание программы курса
1. Требования к сочинению, критерии оценивания;
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфика работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения;
5. Способы сжатия текста;
6. Основные этапы написания экзаменационной работы:
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания (сочинение), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с. кратким открытым ответом.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Содержание ГИА по русскому языку. | 1 час |
2 | Критерии оценки экзаменационной работы. | 1 час |
3 | Умения, необходимые для написания сжатого изложения. | 1 час |
4 | Обобщение знаний о стилях и типах речи. | 1 час |
5 | Комплексный анализ текста. Работа с орфографическими и пунктуационными ошибками. | 1 час |
6 | Приемы сжатия текста. Обобщение частной информации в тексте. | 1 час |
7 | Исключение из текста второстепенной информации. | 1 час |
8 | Сжатие повествовательного текста. Упражнения на сжатие текста. | 1 час |
9 | Анализ и обработка текста – рассуждения. Комбинированные упражнения на понимание текста. | 1 час |
10 | Комбинированные упражнения на восстановление логических связей. Упражнения на освоение приемов сжатия текста. | 1 час |
11-12 | Комплексный анализ текста. Выразительность русской речи. Изобразительно – выразительные средства языка. | 2 часа |
13-16 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. Предложения с причастными и деепричастными оборотами. Вводные предложения. Вставные конструкции. | 4 часа |
17-18 | Знаки препинания в ССП. Тест по теме «Сложносочиненные предложения» | 2 часа |
19-20 | Знаки препинания в БСП. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 2 часа |
21-22 | Знаки препинания в СПП. Тест по теме «Сложноподчиненные предложения» | 2 часа |
23-24 | СПП с разными видами связи. Тест по теме «СПП с разными видами связи» | 2 часа |
25 - 26 | Диагностические тесты. «Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография, лексика, фразеология» | 2 часа |
27-28 | Написание сжатого изложения. Редактирование текста. | 2 часа |
29 | Подготовка к сочинению на морально – этическую тему по данному началу (тексту). | 1 час |
30-31 | Комплексный анализ текста. Орфография и пунктуация. | 2 часа |
32 | Задания на понимание художественного текста. | 1 час |
33 | Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. | 1 час |
34-35 | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Успешно пишем сочинение и изложение» | 2 часа |
Учащиеся должны
Знать:
1. Требования к сочинению, критерии оценивая;
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения;
5. Способы сжатия текста;
Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Список литературы:
1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016.
2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2017.
3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2017.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2017.
5. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2017.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Элективный курс "Лингвостилический анализ текста"
Курс "Лингвостилистический анализ текста" предназначен в качестве элективного курса для 11 класса и рассчитан на 34 часа. Он опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка. Овладение практической грамотностью, безусловно, одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники. Но далеко не единственная. Недаром в принятых образовательных стандартах выдвигается требование формирования коммуникативной компетенции у учащихся. В современной жизни не менее грамматической важна и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания «в устной или письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условием общения».
Курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста. Программа курса адресована учащимся 11 общеобразовательных классов, желающим развить навык анализа текста, подготовиться к сдаче ЭГЕ по русскому языку.
Данный курс "Лингвостилистический анализ текста" учит умению анализировать, логически и аналитически мыслить.
Цель курса: помочь учащимся в ходе практической работы по лингвостилистическому анализу приобрести лингвистическую и речевую компетенцию для понимания текста как феномена словесного искусства, сформировать навык такого анализа.
Задачи курса:
- Дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста
- Задать систему ориентиров в многообразии этих уровней
- Способствовать овладению учащимися методикой и техникой лингвостилистического анализа текста
- Способствовать развитию языкового и стилистического чутья
- Расширять социокультурное пространство старшеклассников путём знакомства с текстами высокой художественной ценности
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся
- овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;
- обогатятся новыми знаниями в области литературы и лингвистики;
- совершенствуют умение писать обоснованные аналитические статьи;
- углубят представление о научном методе (выделение проблемы, выбор метода и путей анализа текста), научатся интерпретации результатов своего поиска.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Тема | Количество часов | Формы организации занятий |
1 | Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественных произведений | 1 | Вводная беседа |
2 | Текст как объект изучения многих филологических дисциплин. Место лингвостилистического анализа в иерархии уровней анализа художественного текста. | 1 | лекция |
3 | Задачи, возможности и уровни лингвостилистического анализа текста. | 1 | лекция |
4 | Этапы лингвостилистического анализа текста | 1 | лекция |
5 | Фонетический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста | 1 | лекция |
6 | Морфемный и словообразовательный уровни структуры текста при | 2 | лекция |
7 | Случаи авторского словообразования. | 1 | Традиционное занятие |
8 | Анализ морфемных и словообразовательных особенностей стихотворений | 1 | Практикум |
9 | Лексический и лексико-фразеологический уровни структуры текста при лингвостилистическом анализе текста. Анализ лексики текста с точки зрения происхождения (исконно русская, в т.ч. старославянизмы, и заимствованная - латинизмы, галлицизмы и т.д.); | 2 | Лекция |
10 | Однозначность или многозначность лексики текст, актуализация одного из значений многозначного слова, утрата одного и появление другого значения, расширение или сужение первичного значения слов. Употребление слов в переносном значении, тропы (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола). | 2 | Лекция с элементами беседы |
11 | Функциональная значимость и эстетическая функция лексических и лексико-фразеологических средств в тексте | 1 | практикум |
12 | Морфологический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста | 2 | лекция |
13 | Сравнительный анализ морфологических средств стихотворений | 1 | практикум |
14 | Синтаксический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста | 3 | Лекция + традиционное занятие |
15 | Фигуры речи (антитеза, градация, разнообразные виды параллелизма, анафора, эпифора, умолчание, лексико-синтаксический повтор, риторические вопросы и восклицания и др.) | 2 | Лекция + традиционное занятие |
16 | Ритмо-метрический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста | 1 | лекция |
17 | Анализ стихотворений | 1 | практикум |
18 | Структурно-композиционный уровень структуры текста при ЛСАТ. Типы и виды композиции художественного произведения. | 2 | лекция |
19 | Определение композиции художественного текста | 1 | Традиционное занятие |
20 | Композиционный анализ стихотворений | 1 | практикум |
21 | Определение доминирующего уровня структуры текста при лингвостилистическом анализе текста | 1 | семинар |
22 | Анализ доминирующего уровня стихотворения в прозе И.С. Тургенева | 1 | практикум |
23 | Полный лингвостилистический анализ текста. Обобщение всех этапов работы, переход от собственно языкового анализа структурных уровней вновь к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности, но на более высоком – осознанном и текстуально “доказанном”- уровне. | 2 | семинар |
24 | Презентация творческих работ учащихся по лингвостилистическому анализу художественного текста. | 2 | презентация |
Список использованной литературы:
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
- Словарь юного филолога.
- Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск: “Взгляд”,2004.
- Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9-11 класс. – М.: Просвещение,1997.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2000.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1995.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика.– М.: Просвещение, 1988.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Просвещение, 1996.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.: Просвещение, 1987.
Использованные Интернет-ресурсы
- Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
- Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
- http://www.ege.edu.ru
- Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru
- Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol
- Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru
Рецензия
Предлагаемая программа предназначена для занятий по русскому языку с учащимися 11 классов.
Программа разработана учителем русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 6 Соловьевой И.В.
Программа спецкурса рассчитана на 34 часа.
Структура программы выдержана согласно общепринятым в образовательной среде требованиям и состоит из: пояснительной записки, определённых целей и задач курса, содержания, планируемых результатов обучения, списка литературы.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим и практическим материалом; содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников и построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов.
Предусматривается формирование умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся.
Программу элективного курса отличает то, что она предоставляет учащемуся возможность освоения следующих видов деятельности в данном предмете: поискового (проблемного), коммуникативного, репродуктивного, творческого.
В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.
Вышеназванная программа может быть рекомендована к использованию в учебном процессе с учащимися общеобразовательных школ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа №6»
(основное общее образование)
Нижневартовск, 2019
Программа курса
«Школа русского языка»
г. Нижневартовск
Программа курса «Школа русского языка»
Составители:
Михайлова Н.А.
Чеснокова О.В.
Соловьева И.В.
Осенних Т.В.
Гузик Л.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса «Школа русского языка» для 5 класса является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования. Разработана на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тросенцовой и др. (М.:Просвещение,2014), с учетом метапредметных связей.
-Программно-методических материалов. Русский язык. 5-9 классы /СостТ.А.Ладыженской, М.: Просвещение, 2013;
-Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная программа рассчитана на 34 часа. Количество учебных недель – 34. Количество часов в неделю -1.
Срок ее реализации - 1 год.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
-определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;
-осознание эстетической ценности русского языка;
-уважительное отношение к родному языку;
-потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;
- приемам отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
-определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
-корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
-определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится:
-соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
-извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
-проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
-группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ | содержание курса ВД | форма организации | вид деятельности |
1 | Введение (1ч). Тема 1. Ты обязан русской речью хорошо владеть! | Урок-лекция | Учащиеся узнают о величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке. Стихи о русском языке, истории некоторых слов. |
2 | Фонетика (1ч). Тема 2. Как ты слышишь звуки и пишешь слова? | Урок-игра | Учащимся предоставляется возможность закрепить навыки сопоставления звукового и графического образов слов при написании трудных орфограмм,с помощью решения занимательных задач. |
3 | Графика (1ч). Тема 3. Сперва аз да буки – потом все науки. | Урок-семинар | Учащиеся представляют краткие сведения из истории русской азбуки, подготовленные ранее дома. Участвуют в практическом исследовании значении алфавита. |
4 | Морфемика (1ч). Тема 4. Бывают ли у слов родственники? | Лекция-игра | Учащиеся знакомятся с морфемами слова. Научатся работать со словарём. |
5 | Лексикология (2ч). Тема 5. Слова-тёзки и тёзки наоборот. Тема 6. О словах разных, одинаковых, но разных. | Урок-игра Урок-исследование | Учащиеся узнают о разнообразии лексики в русском языке. Научатся решать грамматические задачи, наблюдать за текстом. |
6 | Орфография (2ч). Тема 7. Гласные и согласные, с нами несогласные. Тема 8. Если знаешь части слова, то напишешь их толково. | Урок-викторина Игра-головоломки | Учащиеся узнают о правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов. Научатся решать кроссворды по данному разделу. Научатся верно подбирать нужную приставку в предложенных словах в ходе игры. |
7 | Морфология (1ч). Тема 9. Морфологическая семейка. | Урок-путешествие | Учащиеся узнают о служебных частях речи, с помощью путешествия в страну «Морфология». Научатся развивать коммуникативные навыки путем изучения данной темы. |
8 | Синтаксис и пунктуация (5ч). Тема 10. Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? Тема 11. В лаборатории Предложения. Тема 12. Нужны ли второстепенные члены предложения? Тема 13. Что такое «осложнённое предложение»? Тема 14. Среди знаков препинания.
| Урок-исследование Урок-конференция Викторина Урок-игра Брейн ринг | Учащиеся узнают подробнее о словосочетании и видах словосочетаний. Узнают о строении предложений и их видах. Научатся находить главные и второстепенные члены предложения. Научатся анализировать художественный текст. Смогут определять и находить осложненные предложения ,и расставлять знаки препинания. |
9 | Текстоведение 2ч. Тема 15. Непридуманный рассказ. Тема 16. «Посиделки у Грамматейки» | Лекция Викторина | Учащиеся узнают о основных нормах построения текста. Закрепят свои полученные навыки в ходе викторины. |
10 | Словообразование (2ч). Тема 17. Загадочные орфограммы. Тема 18. Чудеса приставок. | Урок-игра Урок-исследование | Учащиеся узнают о правописании приставках с Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Научатся определять верное написание приставок раз-, рас-; |
11 | Лексикология и фразеология (3ч). Тема 19. В руках умелых слово творит чудеса. Тема 20. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Тема 21. Выражения, которые обрели крылья и вечность. | Урок-беседа Урок-игра Урок-семинар | Учащиеся узнают о словах однозначных и многозначных, и переносное значение слова. Ознакомятся с детскими высказываниями из записей К. Чуковского. Узнают о значении фразеологизмов в современном мире. Узнают вид и роль тропов в художественном тексте |
12 | Имя существительное (3ч). Тема 22. Тайна имени. Тема 23. Интересное о падеже имён существительных. Тема 24. Давайте будем дружить! | Урок-батл Урок-чайнворд Урок-лекция | Учащиеся узнают истолкование своего имени. Познакомятся с видами имен существительных собственных и нарицательных. Научатся употреблять имена существительные в устной речи. |
13 | Имя прилагательное (2ч). Тема 25. Прилагательное, значит, его нужно прилагать. Тема 26. Слова, «озаряющие предметы» | Урок-сказка Урок-викторина | Учащиеся узнают и закрепят знания о имени прилагательном. Смогут употреблять и находить эпитеты в устном народном творчестве, художественных произведениях. |
14 | Глагол (5ч). Тема 27. «Самая огнепышущая, самая живая часть речи» Тема 28. Хитрая Ира. Тема 29. Физкультура для глагола Тема 30. Глаголы, у которых нет лица. Тема 31. Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. |
Урок-лекция Урок-игра Урок-конкурс Урок игра-тренажер Урок-чайнворд | Учащиеся узнают и закрепят знания о глаголе, как части речи. Научатся применять глаголы в устной речи. Научатся верно определять правописание Е и И в корнях с чередованием, и восстанавливать деформированный текст. Узнают о видах глагола. |
15 | Стилистика и текстоведение (2ч). Тема 32. Офис Переделкина. Тема 33. Напишу-ка я письмо… | Урок-конкурс заметок Практическое занятие | Учащиеся научатся определять стилистику текста. Оформлять и составлять на бумажном и электронном носителе. |
16 | Итоговое занятие ( 2 ч). Тема 34. Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. | Тест-игра | Учащиеся закрепят все полученные знания в ходе предложенной игры. |
3. Тематическое планирование
пятый класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Фонетика | 1ч. |
2 | Графика | 1ч. |
3 | Морфемика | 1ч. |
4 | Лексикология | 2ч. |
5 | Орфография | 2ч. |
6 | Морфология | 1ч. |
7 | Синтаксис и пунктуация | 2ч. |
8 | Текстоведение | 2ч. |
9 | Словообразование | 2ч. |
10 | Лексикология и фразеология | 3ч. |
11 | Морфология | 7ч. |
12 | Имя существительное | 2ч. |
13 | Имя прилагательное | 2ч. |
14 | Глагол | 3ч. |
15 | Стилистика и текстоведение | 2ч. |
16 | Итоговое занятие | 1 ч. |
17 | Всего | 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"
Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...
Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...
Программа элективного курса во внеурочное время «Сладкие букеты »
Элективный курс во внеурочное время “ Сладкие букеты ” разработан для учеников 8-9-х классов и рассчитан на 24часов, из них теории - 4часов, практических работ – 12часов...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Программы элективных курсов и внеурочной деятельности
Занимаюсь внеурочной деятельностью на протяжении нескольких учебных лет. Разработала и реализую программу для 5 классов "Тайны выцветших строк" и "Дом в котором я живу" для учащихс...
Программа элективного курса по внеурочной деятельности «Культура здоровья»
Представляю программу по внеурочной деятельности "Культура здоровья" ...