Конспект урока "Делители. Общие делители"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 78
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект урока математики
«Делители. Общие делители»
5 класс
Королькова Елена Владимировна,
учитель математики
Тип урока: объяснение нового материал
Тема: «Делители числа. Общие делители». В данной теме 1 урок.
Основные цели:
1) формировать способность введения нового понятия на примере понятий: делителя числа, общие делители, наибольший общий делитель чисел;
2) формировать способность построения нового алгоритма на примере нахождения делителей чисел, общих делителей, НОД;
3) тренировать способность нахождения делителей, общих делителей, НОД способом перебора.
Оборудование, демонстрационный материал
- Задание для актуализации знаний.
Индивидуальное задание.
- Эталоны
1. Определение делителя числа
Число b является делителем числа а, если оно делит его без остатка |
2. Алгоритм.
Алгоритм нахождения
|
Раздаточный материал.
1. Самостоятельная работа
|
2. Образец для самопроверки самостоятельной работы.
№ 1.
№ 2
|
3. Эталон для самопроверки самостоятельной работы.
№ 1.
№ 2.
|
4. Задания для выполнения на уроке:
|
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: изучение делителей чисел.
Организация учебного процесса на этапе 1:
–Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть. Мы завершили изучение темы «Язык и логика», но математика не стоит на месте, а значит и мы с вами пойдем дальше. Я уверена, что сегодняшний урок и последующие принесут нам новые открытия и много радости от общения друг с другом, и конечно с математикой. На уроке мы вспомним, с чем вы познакомились в начальной школе и узнаем конечно много нового.
- Сегодня у нас урок открытия нового знания.
- Что ж начинаем?
- Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите число, «классная работа».
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: определение делимости чисел;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Все новое отпирается на старое.
- Что необходимо нам сделать? (Повторить).
- Хорошо.
- Я предлагаю вам решить задачу. «Маша в гости на день рождения пригласила друзей. А какой праздник без игр и призов? Вместе с мамой они купили: 12 конфет, 18 шоколадок и 6 шариков. Маша решила составить одинаковые призы. Сколько одинаковых призов может составить девочка?».
- Текст задачи лежит на ваших столах. Возьмите их.
- Все приготовились?
- На выполнение задания даю вам 1 минутку. Выполните задание. Решения записывайте на этих листах.
На листах записано задание и таблицы:
Всего | ||
конфет | шоколадок | шаров |
18 | 12 | 6 |
Количество конфет в одном призе | Количество | Количество | Количество призов |
- Ребята, ваше время истекло. Положили ручки и глазки подняли на меня.
- Успели выполнить задание? (Нет)
- Как вы думаете, почему? (Мало времени, задача большая)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется новое понятие: делители числа, общие делители.
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Давайте узнаем, какие у вас получились варианты решения.
Учитель фиксирует на доске варианты учащихся, в заранее подготовленной таблице на доске.
Всего | ||
конфет | шоколадок | шаров |
18 | 12 | 6 |
Количество конфет в одном призе | Количество | Количество | Количество призов |
2 | 3 | 1 | 6 |
6 | 9 | 3 | 2 |
4 | 6 | 2 | 3 |
12 | 18 | 6 | 1 |
Если даны не все варианты, то получить их вместе.
- Как вы получили, что можно составить 6 подарков?
(18, 12 и 6 – делятся на 6. Значит: можно составить 6 одинаковых подарков)
- Докажите, что можно составить 3 одинаковых подарка.
(На число 3 делятся и 12, и 18 и 6)
- Можно ли было составить 1 подарок? Как?
-Хорошо!
- Как вы думаете, все ли решения вы перебрали?
- Что нужно сделать, чтобы однозначно ответить на этот вопрос? (Попытаться доказать, решить задачу)
- Мы знаем способ доказательства (решения задачи)? (Нет)
- Какую цель поставим на уроке? (Найти способ доказательства, способ решения задачи)
- Молодцы!
- Как называются числа 2, 6, 4, 12 для числа 12? (Делители).
- Как называются числа 3,9,6,18 для числа 18? (Делители). И числа 1, 3, 2, 6 тоже являются делителями, но числа 6)
- Как называются числа, записанные в 4 столбике? (Делители)
- Для каких чисел они являются делителями? (Для чисел 12, 18 и 6)
- Если числа являются делителями трех чисел, как их можно назвать для этих чисел? (Общими делителями)
- Молодцы!
- Какие понятия вы применяли при решении данной задачи? (Делители. Общие делители.)
- Сформулируйте тему урока. (Делители. Общие делители)
- Молодцы!
Учитель открывает тему на доске.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать выбор нового способа деятельности и средств для его реализации.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Запишем тему урока в тетрадях.
- Какой первый вопрос нашей темы? (- Понятие делителя)
- В 1 столбике таблицы числа 2,6,4 и 12 чем являются для числа 12? (Делителями)
- Числа 3, 9, 6, 18 чем являются для числа 18? (То же делителями).
- Можно ли сказать, что для числа 12 указаны все его делители? (Нет)
- Дополните, пожалуйста. (1 и 3). Хорошо.
-Для числа 18 все ли делители записаны? Дополните. (Нет, Числа 1 и 2)
- Докажите, что число 3 является делителем числа 12. (12 делится на 3 без остатка, значит является делителем числа)
- Докажите, что число 2 является делителем числа 18. (18 делится на 3 без остатка, значит является делителем числа)
- Может, ли число 4 быть делителем числа 18? Почему? (Нет, так как 18 не делится на 4)
- Молодцы!
- Попробуйте сформулировать определение делителя числа b для числа а в общем виде. Подумайте.
Спросить конкретного ученика. Попросить еще одного повторить.
(Число b является делителем числа а, если оно делит его без остатка)
Определение вывешивается на доску.
- Запишем определение в тетрадь на математическом языке.
Учитель на доске делает запись, а ученики в тетрадях:
1. Определение: |
- Вернемся к нашей записи на доске :
12 2, 6, 4, 12, 1, 3 18 3, 9, 6, 18, 1, 2 |
- Вам понятно о чем эта запись?
- Дома, открыв тетрадь, вы вспомните, что она означает? (Может да, а может нет)
- Что нам нужно сделать, чтобы было понятно всегда? (Ввести обозначения)
- Математики всегда стараются сократить записи, и в этом случае они тоже ее сократили.
Слово делитель числа – заменили заглавной буквой D, число 12 заключили в круглые скобки, а делители, так как это множество – записали в фигурных скобках.
- Запишем новое обозначение делителей в тетрадях.
Учитель на доске делает запись, а ученики в тетрадях:
2. Делители числа. D(12) = {2, 6, 4, 12, 1, 3} D(18) = {3, 9, 6, 18, 1, 2} D(6) = {1, 2, 3, 6} |
- Что мы с вами записали? (Делители трех чисел 12, 18 и 6)
- Давайте проговорим, как же найти все делители числа.
(Перебрать все числа, меньшие самого числа, и записать те из них которые делят данное число без остатка)
- Молодцы!
- Вернемся к задаче о призах. Сможем ли мы теперь доказать, что вы указали все решения о составление призов?
- Как вы назвали делители 1, 2, 3 и 6 для чисел 12,18 и 6? (Общими делителями)
- Зная, все делители каждого числа как вы укажите их общие делители? (Найти среди всех делителей общие и перечислить их).
- Молодцы!
- Перечислите эти общие делители для чисел 12, 18 и 6.
5. Реализация построения проекта выхода из затруднения
Цель этапа: 1) переход нового знания в сознание учащихся и сохранение его там в некоторой формы: нахождение общих делителей для чисел;
2) применение нового способа (нахождение общих делителей) для решения задачи, вызвавшей затруднение;
3) зафиксировать в обобщенном виде построенный способ нахождения общих делителей в речи и знаках, и зафиксировать преодоление трудностей.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Запишем на математическом языке общие делители. Раз эти числа являются делителями, то используется сокращение D, а числа, для которых они вычисляются, записываются в круглых скобках. Само общие делители составляют множество делителей, значит используем фигурные скобки.
Учитель на доске делает запись, а ученики в тетрадях:
3. Общие делители. D(12,18,6) = {1, 2, 3, 6} |
- Множество общих делителей можно дополнить еще числами? (Нет)
- Если нельзя дополнить, то перебраны все делители.
-Значит, что мы можем сказать о вариантах решения? (Указаны все)
- Нашли мы способ решения задачи? (Да)
- Каков он? (Надо было найти все общие делители чисел 12, 18 и 6)
- Хватило бы вам времени? (Да)
- Было бы полное решение у каждого? (Да)
- Сформулируйте ответ к задаче. (Маша может составить 1, 2, 3 или 6 одинаковых подарков)
- Молодцы.
- Проговорите еще раз способ нахождения общих делителей.
Один из учеников проговаривает вслух.
(Чтобы найти общие делители чисел, нужно найти делители каждого числа. Выбрать из них общие и записать)
- Молодец!
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Нахождение общих делителей для чисел является основным заданием в теме «Делимость чисел». Значит находить общие делите для чисел должны уметь все.
- Что вам необходимо выполнить сейчас? (Потренироваться всем вместе)
- Готовы? (Да)
- Открываем ваши папки и выполним задания на первой странице № 1.
Один ученик решает у доски, проговаривая свои действия, остальные решают в тетрадях.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 1. а) D(18) = {1, 18, 2, 9, 3, 6} D(15) = {1, 15, 3, 5} D(27) = {1, 27, 3, 9} D(18, 15, 27) = {1, 3} |
- Перед выполнением задания под б) проговорить само задание.
- Мы решали такие задания? (Нет)
- Сможете вы его выполнить? (Да)
- Каким образом? (Среди общих делителей выбрать самый большой)
- Молодцы.
- Что осталось сделать, чтобы записать? (Найти способ записи)
- Попробуйте это записать сами.
Ученик у доски проговаривает свой вариант. Или другой ученик проговаривает с места, который предложил математический способ записи.
Учитель делает запись на доске, а ученики в тетрадях:
4. Наибольший общий делитель (НОД) |
- Вы нашли и записали НОД для указанных чисел. Значит, получили новое понятие. Как вы смогли выполнить это задание?
- Попробуйте сформулировать способ нахождения НОД для чисел.
- Как можно оформить способ нахождения наибольшего общего делителя, если вы делали это по шагам? (В виде алгоритма)
-Проговорите шаги этого алгоритма.
(1. Записать для каждого числа его делители.
2. Записать общие делители.
3. Выбрать среди общих делителей наибольший и записать его).
- Молодцы!
Алгоритм вывешивается на доске.
Алгоритм нахождения
|
- Умение находить наибольший общий делитель для чисел - основное задание при работе с дробями. Потренируемся?
- Хорошо. Выполните задание № 2.
Один ученик решает у доски, проговаривая каждый шаг алгоритма при его применении, остальные записывают в тетрадях.
№ 2.
| Найду делители числа 8 Найду делители числа 28 Запишу общие делители чисел 8 и 28 Найду среди общих делителей наибольший и запишу |
- Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки и с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Вы потренировались все вместе? (Да)
- Что нужно сделать вам на следующем этапе? (Потренироваться самому)
- Что вы будете выполнять? (Самостоятельную работу)
- Запишите в тетрадях «Самостоятельная работа». Откройте следующую страницу в папке. Прочитайте задания самостоятельной работы.
|
- Знакомы задания вам? (Да)
- Приступайте к выполнению задания. Я уверена, что вы справитесь с данной работой успешно.
- Хорошо. Я вижу, что вы выполнили данную работу. Положили ручки.
-Что необходимо вам выполнить теперь? (Проверить работу по образцу)
- Возьмите карандаши и проверьте свои ответы по образцу.
- Подведем итоги вашей работы.
- Поднимите руку, у кого другой ответ в № 1.
Учитель считает и фиксирует на доске.
- Поднимите руку, у кого другой ответ в № 2.
Учитель считает и фиксирует на доске.
- Всегда ли правильный ответ, говорит о том, что решено все верно? (Нет)
- Что же вам теперь необходимо выполнить? (Проверить себя по эталону)
- Проверьте, пожалуйста.
Проговорить ошибки с теми учащимися, которые их допустили. Вы нашли свою ошибку? Вам понятна причина ошибки? Исправь ошибку.
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: нахождение делителей чисел;
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Вы учились на уроке находить все делители числа, которые составляют множество чисел. Для изображения множеств в математике используются диаграммы Вена. Выполните задание № 3 с листа заданий на первой странице в ваших папках.
№ 3. |
Один ученик решает у доски, остальные решают в тетрадях.
Запись на доске и в тетрадях:
D(10) = {1, 10, 2, 5} D(20) = {1, 20, 2, 10, 4, 5} D(14) = {1, 14, 2, 7}
|
- Потренировались находить делители чисел.
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Наш урок подходит к концу подведет его итоги.
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Нашли способ решения задачи? Какой?
- Что нового вы сегодня узнали?
– Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке?
– Чему вы сегодня научились?
– Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы, поднимая руку, если для вас высказывание является верным.
|
- Большинство поднятых рук на первые 4 высказывания говорит мне о том, что вы сегодня на уроке поработали очень хорошо. Молодцы!
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 6 классе "Наибольший общий делитель (НОД). Взаимно простые числа".
Урок обобщения знаний. Устная работа развивает счет, логическое мышление, математическую речь учащихся.Повышает интерес к предмету....
"Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"
Урок разработан на использовании интерактивных технологий...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Взаимно простые числа.
Повторительно - обобщающий урок в 6 классе с использованием ЭОР. ...
Презентация к уроку по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел"
Презентация к уроку по теме "НОД и НОК чисел", 6 класс...
Конспект отрытого урока по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел"
Конспект открытого урока по математике по теме "НОД и НОК чисел", 6 класс...
Конспект урока математики в 6 классе "Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа."
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. 1. ФИО (полностью): Синдякова Наиля Равильевна 2. Место работы: МОУ «СОШ №12» г.Воркуты 3. Должно...
Конспект урока по математике "Наибольший общий делитель"
Конспект урока...