Конспект урока "Делители. Общие делители"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Математика. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deliteli.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 78
Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект урока математики

«Делители. Общие делители»

5 класс

        Королькова Елена Владимировна,
учитель математики


Тип урока: объяснение нового материал

Тема: «Делители числа. Общие делители». В данной теме 1 урок. 

Основные цели:

1) формировать способность введения нового понятия на примере понятий: делителя числа, общие делители, наибольший общий делитель чисел;

2) формировать способность построения нового алгоритма на примере нахождения делителей чисел, общих делителей, НОД;

3) тренировать способность нахождения делителей, общих делителей, НОД способом перебора.

Оборудование, демонстрационный материал

  1. Задание для актуализации знаний.

Индивидуальное задание.

Маша в гости на день рождения пригласила друзей. А какой праздник без игр и призов? Вместе с мамой они купили: 12 конфет, 18 шоколадок и 6 шариков. Маша решила составить одинаковые призы. Сколько одинаковых призов может составить девочка?

Всего

конфет

шоколадок

шаров

18

12

6

Количество конфет в одном призе

Количество
шоколадок в одном призе

Количество
шаров в одном призе

Количество призов

  1. Эталоны
    1. Определение делителя числа

Число b является делителем числа а, если оно делит его без остатка

2. Алгоритм.

Алгоритм нахождения
наибольшего общего делителя
(НОД)

  1. Найти делители каждого числа.
  2. Записать общие делители.
  3. Найти и записать наибольший общий делитель.


Раздаточный материал.

1. Самостоятельная работа

  1. Найди общие делители чисел 21 и 42.
  2. Найди наибольший общий делитель чисел 15 и 20.

2. Образец для самопроверки самостоятельной работы.

№ 1.

  1. D(21) = {1, 3, 7, 21}
    D(42) = {1, 42, 2, 21, 3, 14, 6, 7}
  2. D(21, 42) = {1, 3, 7, 21}

№ 2

  1. D(15) = {1, 3, 5, 15}
    D(20) = {1, 2, 4, 5, 10, 20}
  2. D(15, 20) = {1, 5}
  3. НОД(15,20) = 5

3. Эталон для самопроверки самостоятельной работы.

№ 1.

  1. D(21) = {1, 3, 7, 21}
    D(42) = {1, 42, 2, 21, 3, 14, 6, 7}
  2. D(21, 42) = {1, 3, 7, 21}

Найти делители числа 21

Найти делители числа 42

Записать общие делители чисел 21 и 42

№ 2.

  1. D(15) = {1, 3, 5, 15}
    D(20) = {1, 2, 4, 5, 10, 20}
  2. D(15, 20) = {1, 5}
  3. НОД(15, 20) = 5.

Найти делители числа 15

Найти делители числа 20

Записать общие делители чисел 15 и 20.

Среди общих делителей найти и записать наибольший                                                                                                                                                                                                                            

4. Задания для выполнения на уроке:

  1. Найдите:
    а) общие делители чисел 18, 15 и 27;
    б) наибольший общий делитель чисел 18, 15 и 27.
  2. Найдите наибольший общий делитель чисел 8 и 28.
  3. Нарисуйте на одном рисунке диаграмму Вена для множеств: D(10), D(20), D(14).


Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;

 2) определить содержательные рамки урока: изучение делителей чисел.

Организация учебного процесса на этапе 1:

–Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть. Мы завершили изучение темы «Язык и логика», но математика не стоит на месте, а значит и мы с вами пойдем дальше. Я уверена, что сегодняшний урок и последующие принесут нам новые открытия и много радости от общения друг с другом, и конечно с математикой. На уроке мы вспомним, с чем вы познакомились в начальной школе и узнаем конечно много нового.

- Сегодня у нас урок открытия нового знания.

- Что ж начинаем?

- Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите число, «классная работа».

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:  определение делимости чисел;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Все новое отпирается на старое.

- Что необходимо нам сделать? (Повторить).

- Хорошо.

- Я предлагаю вам решить задачу. «Маша в гости на день рождения пригласила друзей. А какой праздник без игр и призов? Вместе с мамой они купили: 12 конфет, 18 шоколадок и 6 шариков. Маша решила составить одинаковые призы. Сколько одинаковых призов может составить девочка?».

- Текст задачи лежит на ваших столах. Возьмите их.

- Все приготовились?

- На выполнение задания даю вам 1 минутку. Выполните задание. Решения записывайте на этих листах.

На листах записано задание и таблицы:

Всего

конфет

шоколадок

шаров

18

12

6

Количество конфет в одном призе

Количество
шоколадок в одном призе

Количество
шаров в одном призе

Количество призов

 

- Ребята, ваше время истекло. Положили ручки и глазки подняли на меня.

- Успели выполнить задание? (Нет)

- Как вы думаете, почему? (Мало времени, задача большая)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется новое понятие: делители числа, общие делители.

2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Давайте узнаем, какие у вас получились варианты решения.

Учитель фиксирует на доске варианты учащихся, в заранее подготовленной таблице на доске.

Всего

конфет

шоколадок

шаров

18

12

6

Количество конфет в одном призе

Количество
шоколадок в одном призе

Количество
шаров в одном призе

Количество призов

2

3

1

6

6

9

3

2

4

6

2

3

12

18

6

1

 Если даны не все варианты, то получить их вместе.

- Как вы получили, что можно составить 6 подарков?

  (18, 12 и 6 – делятся на 6. Значит: можно составить 6 одинаковых подарков)

- Докажите, что можно составить 3 одинаковых подарка.

(На число 3 делятся и 12, и 18 и 6)

- Можно ли было составить 1 подарок? Как?

-Хорошо!

- Как вы думаете, все ли решения вы перебрали?

- Что нужно сделать, чтобы однозначно ответить на этот вопрос? (Попытаться доказать, решить задачу)

- Мы знаем способ доказательства (решения задачи)? (Нет)

- Какую цель поставим на уроке? (Найти способ доказательства, способ решения задачи)

- Молодцы!

- Как называются числа 2, 6, 4, 12 для числа 12? (Делители).

- Как называются числа 3,9,6,18 для числа 18? (Делители). И числа 1, 3, 2, 6 тоже являются делителями, но числа 6)

- Как называются числа, записанные в 4 столбике? (Делители)

- Для каких чисел они являются делителями? (Для чисел 12, 18 и 6)

- Если числа являются делителями трех чисел, как их можно назвать для этих чисел? (Общими делителями)

- Молодцы!

- Какие понятия вы применяли при решении данной задачи? (Делители. Общие делители.)

- Сформулируйте тему урока. (Делители. Общие делители)

- Молодцы!

Учитель открывает тему на доске.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать выбор нового способа деятельности и средств для его реализации.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Запишем тему урока в тетрадях.

- Какой первый вопрос нашей темы? (- Понятие делителя)

- В 1 столбике таблицы числа 2,6,4 и 12 чем являются для числа 12? (Делителями)

- Числа 3, 9, 6, 18 чем являются для числа 18? (То же делителями).

- Можно ли сказать, что для числа 12 указаны все его делители? (Нет)

- Дополните, пожалуйста. (1 и 3). Хорошо.  

-Для числа 18 все ли делители записаны? Дополните. (Нет, Числа 1 и 2)

- Докажите, что число 3 является делителем числа 12. (12 делится на 3 без остатка, значит является делителем числа)

- Докажите, что число 2 является делителем числа 18. (18 делится на 3 без остатка, значит является делителем числа)

- Может, ли число 4 быть делителем числа 18? Почему? (Нет, так как 18 не делится на 4)

- Молодцы!

- Попробуйте сформулировать определение делителя числа b для числа а в общем виде. Подумайте.

Спросить конкретного ученика. Попросить еще одного повторить.

(Число b является делителем числа а, если оно делит его без остатка)

Определение вывешивается на доску.

- Запишем определение в тетрадь на математическом языке.

Учитель на доске делает запись, а ученики в тетрадях:

1. Определение:
   b делитель числа а, если а
 b.

- Вернемся к нашей записи на доске :

12   2, 6, 4, 12, 1, 3

18   3, 9, 6, 18, 1, 2

- Вам понятно о чем эта запись?

- Дома, открыв тетрадь, вы вспомните, что она означает? (Может да, а может нет)

- Что нам нужно сделать, чтобы было понятно всегда? (Ввести обозначения)

- Математики всегда стараются сократить записи, и в этом случае они тоже ее сократили.
Слово делитель числа – заменили заглавной буквой D, число 12 заключили  в круглые скобки, а делители, так как это множество – записали в фигурных скобках.

- Запишем новое обозначение делителей в тетрадях.

Учитель на доске делает запись, а ученики в тетрадях:

2. Делители числа.

D(12) = {2, 6, 4, 12, 1, 3}

D(18) = {3, 9, 6, 18, 1, 2}

D(6) = {1, 2, 3, 6}

- Что мы с вами записали? (Делители трех чисел 12, 18 и 6)

- Давайте проговорим, как же найти все делители числа.

(Перебрать все числа, меньшие самого числа, и записать те из них которые делят данное число без остатка)

- Молодцы!

- Вернемся к задаче о призах. Сможем ли мы теперь доказать, что вы указали все решения о составление призов?

- Как вы назвали делители 1, 2, 3 и 6 для чисел 12,18 и 6? (Общими делителями)

- Зная, все делители каждого числа как вы укажите их общие делители? (Найти среди всех делителей общие и перечислить их).

- Молодцы!

- Перечислите эти общие делители для чисел 12, 18 и 6.

5. Реализация построения проекта выхода из затруднения

Цель этапа: 1) переход нового знания в сознание учащихся и сохранение его там в некоторой формы: нахождение общих делителей для чисел;

2) применение нового способа (нахождение общих делителей) для решения задачи, вызвавшей затруднение;

3) зафиксировать в обобщенном виде построенный способ нахождения общих делителей в речи и знаках, и зафиксировать преодоление трудностей.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Запишем на математическом языке общие делители. Раз эти числа являются делителями, то используется сокращение D, а числа, для которых они вычисляются, записываются в круглых скобках. Само общие делители составляют множество делителей, значит используем фигурные скобки.

Учитель на доске делает запись, а ученики в тетрадях:

3. Общие делители.

D(12,18,6) = {1, 2, 3, 6}

- Множество общих делителей можно дополнить еще числами? (Нет)

- Если нельзя дополнить, то перебраны все делители.

-Значит, что мы можем сказать о вариантах решения? (Указаны все)

- Нашли мы способ решения задачи? (Да)

- Каков он? (Надо было найти все общие делители чисел 12, 18 и 6)

- Хватило бы вам времени? (Да)

- Было бы полное решение у каждого? (Да)

- Сформулируйте ответ к задаче. (Маша может составить 1, 2, 3 или 6 одинаковых подарков)

- Молодцы.

- Проговорите еще раз способ нахождения общих делителей.

Один из учеников проговаривает вслух.

(Чтобы найти общие делители чисел, нужно найти делители каждого числа. Выбрать из них общие и записать)

- Молодец!

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Нахождение общих делителей для чисел является основным заданием в теме «Делимость чисел». Значит находить общие делите для чисел должны уметь все.

- Что вам необходимо выполнить сейчас? (Потренироваться всем вместе)

- Готовы? (Да)

- Открываем ваши папки и выполним задания на первой странице № 1.

Один ученик решает у доски, проговаривая свои действия, остальные решают в тетрадях.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 1.

а)   D(18) = {1, 18, 2, 9, 3, 6}

D(15) = {1, 15, 3, 5}

D(27) = {1, 27, 3, 9}

D(18, 15, 27) = {1, 3}

- Перед выполнением задания под б) проговорить само задание.

- Мы решали такие задания? (Нет)

- Сможете вы его выполнить? (Да)

- Каким образом? (Среди общих делителей выбрать самый большой)

- Молодцы.

- Что осталось сделать, чтобы записать? (Найти способ записи)

- Попробуйте это записать сами.

Ученик у доски проговаривает свой вариант. Или другой ученик проговаривает с места, который предложил математический способ записи.

Учитель делает запись на доске, а ученики в тетрадях:

4. Наибольший общий делитель (НОД)
б)   НОД(18, 15, 27) = 3

- Вы нашли и записали НОД для указанных чисел. Значит, получили новое понятие. Как вы смогли выполнить это задание?

- Попробуйте сформулировать способ нахождения НОД для чисел.

- Как можно оформить способ нахождения наибольшего общего делителя, если вы делали это по шагам? (В виде алгоритма)

-Проговорите шаги этого алгоритма.

(1. Записать для каждого числа его делители.

 2. Записать общие делители.

 3. Выбрать среди общих делителей наибольший и записать его).

- Молодцы!

Алгоритм вывешивается на доске.

Алгоритм нахождения
наибольшего общего делителя
(НОД)

  1. Найти делители каждого числа.
  2. Записать общие делители.
  3. Найти и записать наибольший общий делитель.

- Умение находить наибольший общий делитель для чисел - основное задание при работе с дробями. Потренируемся?

- Хорошо. Выполните задание № 2.

Один ученик решает у доски, проговаривая каждый шаг алгоритма при его применении, остальные записывают в тетрадях.

№ 2.

  1. D(8) = {1, 8, 2, 4}
    D(28) = {1, 28, 2, 14, 4, 7}
  2. D(8, 28) = {1, 2, 4}
  3. НОД(8, 28) = 4

Найду делители числа 8

Найду делители числа 28

Запишу общие делители чисел 8 и 28

Найду среди общих делителей наибольший и запишу

- Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:   проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки и с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Вы потренировались все вместе? (Да)

- Что нужно сделать вам на следующем этапе? (Потренироваться самому)

- Что вы будете выполнять? (Самостоятельную работу)

- Запишите в тетрадях «Самостоятельная работа». Откройте следующую страницу в папке. Прочитайте задания самостоятельной работы.

  1. Найди общие делители чисел 21 и 42.
  2. Найди наибольший общий делитель чисел 15 и 20.

- Знакомы задания вам? (Да)

- Приступайте к выполнению задания. Я уверена, что вы справитесь  с данной работой успешно.

- Хорошо. Я вижу, что вы выполнили данную работу. Положили ручки.

-Что необходимо вам выполнить теперь? (Проверить работу по образцу)

- Возьмите карандаши и проверьте свои ответы по образцу.

- Подведем итоги вашей работы.

- Поднимите руку, у кого другой ответ в № 1.

Учитель считает и фиксирует на доске.

- Поднимите руку, у кого другой ответ в № 2.

Учитель считает и фиксирует на доске.

- Всегда ли правильный ответ, говорит о том,  что решено все верно? (Нет)

- Что же вам теперь необходимо выполнить? (Проверить себя по эталону)

- Проверьте, пожалуйста.

Проговорить ошибки с теми учащимися, которые их допустили. Вы нашли свою ошибку? Вам понятна причина ошибки? Исправь ошибку.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: нахождение делителей чисел;

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Вы учились на уроке находить все делители числа, которые составляют множество чисел. Для изображения множеств в математике используются диаграммы Вена. Выполните задание № 3 с листа заданий на первой странице в ваших папках.

№ 3.
Нарисуйте на одном рисунке диаграмму Вена для множеств: D(10), D(20), D(14).

Один ученик решает у доски, остальные решают в тетрадях.  

Запись на доске и в тетрадях:

D(10) = {1, 10, 2, 5}

D(20) = {1, 20, 2, 10, 4, 5}

D(14) = {1, 14, 2, 7}



        D(10)                                                                                          D(20)

                                                    10, 5                          20,        4


                                                    1, 2




                                                            14, 7

                             D(14)

- Потренировались находить делители чисел.

9. Рефлексия деятельности на уроке

Цель этапа:   1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Наш урок подходит к концу подведет его итоги.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Нашли способ решения задачи? Какой?

- Что нового вы сегодня узнали?

– Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке?

– Чему вы сегодня научились?

– Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы, поднимая руку, если для вас высказывание является верным.

  1. Я смогу найти все делите числа.
  2. Я смогу сам найти общие делители чисел.
  3. Я смогу найти наибольший общий делитель.
  4. В самостоятельной работе у меня все получилось.
  5. В самостоятельной работе у меня были ошибки, но я их нашел, понял причину и исправил.

- Большинство поднятых рук на первые 4 высказывания говорит мне о том, что вы сегодня на уроке поработали очень хорошо. Молодцы!

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 6 классе "Наибольший общий делитель (НОД). Взаимно простые числа".

Урок обобщения знаний. Устная работа развивает счет, логическое мышление, математическую речь учащихся.Повышает интерес к предмету....

"Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Урок разработан на использовании интерактивных технологий...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Взаимно простые числа.

Повторительно - обобщающий урок в 6 классе с использованием ЭОР. ...

Конспект отрытого урока по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел"

Конспект открытого урока по математике по теме "НОД и НОК чисел", 6 класс...

Конспект урока математики в 6 классе "Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа."

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. 1.  ФИО (полностью): Синдякова Наиля Равильевна 2.  Место работы: МОУ «СОШ №12» г.Воркуты 3.  Должно...