Внеклассное мероприятие математики в 5 классе. "Заседание клуба весёлых математиков"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
В процессе подготовки игры учащиеся делятся на две команды. Затем учащиеся готовят костюмы, эмблемы, подарки друг другу и жюри.
Команда «Числинки» - цифры от 0 до 9 и капитан(11 человек).
Команда «Меринки» - меры веса, длины, площади и объёма; грамм, килограмм, центнер, тонна, сантиметр, метр, километр, литр, гектар, ар, и капитан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_vesyolyh_matematikov.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб весёлых математиков.
Сценарий внеклассного мероприятия по математике
для учащихся 5 классов.
Чанина В.В.
учитель математики
ГОУ ЦО 1408
Москва
2009
Цели.
- Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект.
- Развивать культуру общения, умение самостоятельно и творчески работать.
- Воспитывать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективом.
- Развивать интерес к урокам математики.
В процессе подготовки игры учащиеся делятся на две команды. Затем учащиеся готовят костюмы, эмблемы, подарки друг другу и жюри.
Команда «Числинки» - цифры от 0 до 9 и капитан(11 человек).
Команда «Меринки» - меры веса, длины, площади и объёма; грамм, килограмм, центнер, тонна, сантиметр, метр, километр, литр, гектар, ар, и капитан.
На доске записаны «золотые мысли».
Набираться ума в ученье, а храбрости в сраженье.
Без муки нет науки.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Математика – это гимнастика ума.
Ход заседания.
Что такое гимнастика? Зачем она нужна?
Гимнастика – это система упражнений для физического развития человека. Гимнаст – человек ловкий, стройный, сильный, пластичный, и, конечно, красивый. Так же много дает математика для умственного развития человека, заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения. Помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренировать память, внимание, формирует многие учебные навыки.
И так, мы начинаем. Сегодня у нас состоится заседание клуба весёлых математиков.
Вступление:
- Почему торжественность вокруг
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
- Не случайно ей такой почёт.
Это ей дано давать ответы,
Как нам лучше выполнять расчёт
Для постройки задания, ракеты.
- Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
- Ты нам, математика даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
- И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренни тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Начинаем наше соревнование. Оценивать ваши выступления и ваши решения, вашу смекалку и вашу находчивость будут самые строгие и самые справедливые, самые дорогие и самые любимые - ваши родители.
Конкурс № 1. Представление команд.
Команда « Числинки».
Капитан. Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Единица. Единица- это я,
Я умею делать стойку,
По канату я хожу,
За собою цифру двойку
На верёвочке вожу.
Капитан. А вот это- цифра два.
Полюбуйтесь, какова;
Выгибает двойку шея,
Волочится хвост за нею.
Двойка. Отвернитесь на минутку-
Превратится двойка в утку.
Капитан. А за двойку, посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка. Это заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка-
Хвост крючком, дугою шейку.
Ты на змейку посмотри-
Да ведь это цифра три!
Капитан. За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.
Пятерка. А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Шестерка. Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу крючочек.
Капитан. Эта цифра акробатка,
То шестёрка, то девятка.
Семёрка. Я семёрка- кочерга,
У меня одна нога.
Я всегда съезжаю с горки,
Примостившейсь на восьмёрке.
Восьмёрка. А восьмерке - два кольца,
Без начала и конца.
Капитан. Цифра девять, иль девятка-
Цирковая акробатка.
Девятка. Со мною нельзя совсем шутить,
Из цифр- подружек я самая главная,
Меня нельзя вертеть и кружить,
Иначе я стану я шестёркой бесславно.
Капитан. Цифра вроде буквы «о»,
Это нуль, иль ничего.
Круглый нуль такой хорошенький,
А не значит ничего.
Нуль. Нуль- цифра интересная,
Во всём справедливая и честная
Люблю я в центре быть внимания,
Не признаю не понимания.
Команда « Меринки».
Капитан. Команда наша всех и всё измерит,
«Числинок» вычисления проверит,
Единицы площади, веса, длин и объёма -
Мы жители большого математического дома.
Грамм. Зря не надо быть упрямым,
Надо вещи весить граммом,
Так во всем ведётся мире:
Отличают в граммах гири.
Капитан. Не понимать- то было б срам:
1000 граммов- 1 килограмм.
Килограмм. Я весёлый килограмм
Гость я ваш заморский
Вот и мой сынишка грамм.
Вовсе не Московский.
Мой хороший друг у вас
Пудом его звали
Только нет его сейчас
Век назад изгнали.
Центнер. Надо говорить центнер, а не центнер,
Это помнит и пенсионер.
В центнере 100 килограммов веса,
Отличная гиря для равновесия.
Тонна. Что мешает запомнить нам:
1000 килограммов – тонна?
В наше время тонну запомнить?
Недаром.
На тонны счет производственным товарам.
Сантиметр. Сантиметр тоже
Измерить можно с помощью ладони.
Отложи ладонь не вдоль, а поперек
Запомнить также, трудности нет:
10 сантиметров – 1 дециметр
Метр. Чтоб метр отмерить Вам было точно,
Взять от пальцев до плеча осторожно.
Километр. Те, которые точности ищут,
Знайте: в километре – метров тысяча.
Капитан. Тоже быть не надо хитрым,
Чтоб измерить литром жидкость.
Литр. Каждый день меня ты видишь,
На пакете молока.
Уже почти не замечаешь,
Как будто смотришь свысока.
Но между тем мое значенье
Тебе не сложно оценить
Ведь знаешь ты мое уменье
Объем могу определить.
Гектар. Нет ничего проще,
Чем измерить площадь.
Смерь длину, смерь ширину
Помножь одна на одну.
Ар. Велик гектар, есть мера поменьше – ар.
100 аров в гектаре,
100 квадратных метров в аре.
Капитан «Числинок»:
Мы Вам вручаем цифру пять,
Желаем всюду побеждать,
Решать «на пять» задачи,
Пять тонн здоровья и удачи.
Капитан «Меринок»:
Чтоб тонна у Вас была удачи,
А обиды было бы ни на грамм.
Капитан «Числинок»:
Чтоб судьи измеряли пыл наших сердец.
Капитан «Меринок»:
Чтоб судьи измеряли меру наших стараний.
Все «Мы «Числинки», мы «Меринки» начинаем КВМ, посмеёмся, поиграем и возьмем друг друга в плен.
Конкурс № 2. Разминка.
1. ТУР
1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
2. У родителей 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
3. Может ли быть в одном месяце 5 воскресений? (Да)
4. Ручка дороже тетради, а карандаш дешевле ручки. Что дороже – карандаш или тетрадь? (Карандаш)
2 ТУР
1. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
2. Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут12 кур за 12 дней? (48)
3. В некотором месяце 3 воскресенья пришлись на четные числа. Какой день недели был 20 числа этого месяца. (Четверг)
4. Ира, Таня, Коля, Миша собирали ягоды. Таня собрала ягод больше каждого из собиравших. Ира – не меньше одного из мальчиков. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики? (Да)
3 ТУР
1. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15)
2. Имеется 60 трех метровых бревен, которые надо распилить на полуметровые части. Сколько распилов придется сделать? (300)
3. Саша сказал: «позавчера мне было 10 лет, а в будущем году мне исполнится 13 лет». Когда у Саши день рождения? «Вчера»
4. Петя, Коля, Вася и Толя подсчитывали после рыбной ловли свои трофеи. Толя поймал больше, чем Коля. Петя с Васей вместе поймали рыбы столько же, сколько Толя и Коля. Петя и Толя вместе поймали меньше рыбы, чем Вася и Коля. Какое место занял каждый по количеству выловленной рыбы? «Вася, Толя, Коля, Петя»
4ТУР
1. В полдень из Москвы отправляется поезд Санкт-Петербург со скоростью 80 км/ч, в то же время из Санкт-Петербурга в Москву выходи поезд со скоростью 40 км/ч. Оба поезда едут без остановок. Какой поезд при встрече находится на большем расстоянии от Москвы. (1)
2. Во сколько раз лестница на 6 этаж длиннее лестницы на второй этаж. (В 5)
3. Каша стоит 1 руб. и еще половину стоимости каши. Сколько стоит каша? (2 руб.)
4. Семь карандашей дороже восьми тетрадей. Что дороже 8 карандашей или 9 тетрадей? (8 карандашей)
Конкурс № 3. Знатоков
Команды решают одинаковые задачи все вместе, обсуждают решение до 5 мин.
1. В одной сказке хозяин нанимал работника и предложил ему следующее испытание:
- вот тебе бочка, наполни ее водой ровно на половину, не больше, не меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или еще каким-нибудь предметом для измерения не пользуйся. Работник справился с заданием. Как он это сделал? (Наполнил бочку и выливал воду до появления кромки дна)
2. Львенок решил покататься на большой черепахе, но сначала ему нужно его догнать. Какое расстояние пробежит черепаха прежде, чем он сможет покататься, если его скорость в 10 раз больше скорости черепахи, а черепаха находится в 180 метрах от львенка? (20 метров)
3. Старик, имевший 3 сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили ему стадо верблюдов так, что бы старший взял половину всех верблюдов, средний треть, а младший взял 9 часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалась, что 17 не делится не на 2, не на 3, не на 9. В недоумении как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил все по завещанию. Как он это сделал. (17+1=18, ½*18=9, 1/3*18=6, 1/9*18=2)
Пока команды думают, над решением задач с болельщиками происходит устный счет: «Лакомка». За каждый верно решенный пример, болельщики получают конфету, а команда очко.
Конкурс № 4. Устный счет «Лакомка».
1. (25*4-5*20)*17=0
2. 800/4*3/100*5=30
3. 278/(2*5-10) на 0 делить нельзя!
4. 1372+137*63=137(137+63)=27400
5. 1872-187*87=187(187-87)=18700
6. 27*18*0*376=0
7. 131313/13=10101
Конкурс № 5. Самые внимательные.
«Допиши, как можешь».
Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа.
- 2, 3, 4, 5, 6, 7, …(8, 9)
- 10, 9, 8, 7, 6, 5, …(4, 3)
-5, 10, 15, 20, 25, 30, …(35, 40)
-9, 12, 15, 18, 21, …(24, 27)
- 8, 8, 6, 6, 4, 4, …(2, 2)
- 3, 7, 11, 15, 19, 23, …(27, 31)
- 9, 1, 7, 1, 5, 1, …(3, 1)
- 4, 5, 8, 9, 12, 13, … (16, 17)
- 25, 25, 21, 21,17, 17, …(13, 13)
-1, 2, 4, 8, 16, 32 …(64, 128)
Конкурс № 6.
Которые умеют считать до 30.
Игра называется « Не собьюсь, считать умею»
Каждому из них нужно сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся и оканчиваются на 3 говорить «не собьюсь».
Например, 1, 2, не собьюсь, 4, 5 не собьюсь…
Конкурс № 7. Домашние задание.
Шутка «Числинок».
В век почтовых карет и форейторов век
На станцию прибыл один человек.
Прохожих спросил он:
Скажите, друзья,
Доеду ли нынче до города я?
На двух лошадях ты приехал,
Но в году дорога идет,
Взять трех тебе в пору, и за три часа
Если молвить по чести
Доедешь и будешь, приятель на месте.
А если в карету впрягут четверых?
То за два часа ты доскачешь на них.
А если шестерку возьму я, тогда?
За час ты домчишься на них без труда.
Так лучше восьмерку возьму, коль найдется
Тогда мне и ехать, совсем не придется.
Шутка «Меринок».
Я докажу, что в течение целого года Вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходим, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадают. Остается всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
Конкурс № 8. «Лучший алгебраист»
Кого раньше называли алгебраистом, кого теперь называют алгебраистом? Дополнительные очки ответившим.
(140-125:(3х+7))-65=70,
140-125:(3х+7)=70+65,
140-125:(3х+7)=135,
125:(3х+7)=140-135,
125:(3х+7)=5,
3х+7=125:5,
3х+7=25,
3х=25-7,
3х=18,
х=18:3,
х=6.
Ответ: х=6.
56:(8+5(7-х))-2=0,
56:(8+5(7-х))=0+2,
56:(8+5(7-х))=2,
8+5(7-х)=56:2,
8+5(7-х)=28,
5(7-х)=28-8,
5(7-х)=20,
7-х=20:5,
7-х=4,
х=7-4,
х=3.
Ответ: х=3.
Конкурс № 9 «Художественная самодеятельность»
Сценка «Числинок» - «Среднее арифметическое».
Стоит Олег задумавшись.
Лена: (входя) Олег, о чем ты задумался?
Олег: Знаешь, о чем я задумался? Среднеарифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует, среднее арифметическое.
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Олег: Подожди, это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Лена: Ты же гений! (в сторону). Но я тебя проучу. (Олегу) Слышишь Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег: Да.
Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит)
Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений).
Лена: (Входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Олег: (с нетерпением) Давай быстрее показывай их. (Раскрывает пакет и с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький.) Что это?
Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 24 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер 35. Да здравствует, среднее арифметическое. (Олег с ужасом хватается за голову и убегает).
Сценка «Меринок»
Учитель: Решим задачу
Ученица: Слушаю, Иван Петрович
Учитель: Рыбак в первый день поймал 1 кг. рыбы, во второй – вдвое больше, чем в первый, а в третий день – вдвое больше, чем во второй. Сколько всего кг. рыбы поймал рыбак? (Ученица думает)
Как же ты думаешь ее решать?
Ученица: С уравнением Иван Петрович
Ученица: Иван Петрович, я хотела бы уточнить условие. Значит в первый день один кг. рыбы поймал рыбак?
Учитель: Да
Ученица: Во второй день вдвое больше поймал рыбы тоже рыбак?
Учитель: Да
Ученица: И в третий день тоже рыбак?
Учитель: Ну да
Ученица: Ну теперь все понятно. Способ ясен.
Учитель: Тогда начинай решать
Ученица: (громко, уверенно) Обозначим рыбака через х
Учитель: И тут был дан ответ суровый
Учителем бездумной ученицы.
Коль стал никем рыбак бедовый,
Что ж в голове твоей творится?
Конкурс № 10 Конкурс капитанов.
Задание с кубиками. Капитаны получают по три кубика (красный, синий, зеленый) и выполняем задание одновременно.
Построй башню так, чтобы:
1. Красный кубик был выше синего, а зеленый между ними.
2. Зеленый кубик был не нижний и не верхний, а синий выше красного.
3. Синий кубик был в середине, а красный ниже зеленого.
Положить кубики в ряд так, что бы:
1. Синий кубик был между красным и зеленым, красный слева от синего.
2. Красный правее синего, а зеленый между ними.
3. Зеленый кубик был в середине, а красный слева от него.
Ответить на следующие вопросы:
Дан куб, он окрашен в зеленый цвет и разделен на кубики (грань 9 кубиков, всего их 27)
1. Сколько всего получилось кубиков? (27)
2. У скольких кубиков окрашены 3 грани? (8)
3. Две грани? (12)
4. Одна грань? (6)
5. Сколько кубиков не окрашено? (1)
Конкурс № 10 «Летит по небу шар»
Летит, летит по небу шар
По небу шар летит.
Но знаем мы до неба шар
Никак не долетит!
Но знаем мы до неба шар
Никак не долетит!
1. Заменяем слово, шар его изображением (соединяем ладони в виде шара).
2. Заменяем слово, летит (крылья).
3. Небо (указательный палец вверх).
4. Никак (показываем головой вправо-влево).
5. Мы (указываем на себя).
6. Знаем (руку на голову и приглаживаем).
Подводятся итоги игры. Награждаются команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клуб весёлых математиков»
Путешествие по планетам знаний - математическая станция "Клуб весёлых математиков"Разработка внеклассного мероприятия для 5-9 классов....
Внеклассное мероприятие "Клуб Весёлых Математиков"(КВМ).
Развитие познавательных способностей учащихся,чувство сплоченности и ответственности за общее дело, умение работать в группах, развитие желания углубить свои знания по предмету....
Внеклассное мероприятие по математике "Клуб весёлых математиков"
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 - 9 классов в форме игры....
Внеклассное мероприятие "Клуб весёлых математиков"
Внеклассное мероприятие "Клуб Весёлых Математиков" Цели занятия:Методические – закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики.Психолого-педагогические– создавать у шк...
"Клуб весёлых математиков" для 6 - 8 классов
Данное меропиятие можно провести в рамках методического дня в школе или в рамках проведения недели математики....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Клуб Весёлых Математиков"
Одним из путей повышения интереса к изучению курса математики является внеклассное мероприятие в виде КВМ, проведенного в рамках предметной недели, способствующей развитию личностных качеств обучающих...