Урок-закрепление по теме: "Формулы двойного аргумента"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Данная разработка урока поможет учителю научить учащихся применять формулы двойного аргумента к доказательствутождеств, упрощению выражений, решению уравнений и позволит провести диагностику трудностей по теме и успешной сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_algebre.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Формулы двойного аргумента (решение уравнений)
Цель урока: проверить знание формул двойного аргумента
- Уметь применять знания формул к доказательству тождеств, упрощению выражений, решению уравнений
- Повторить формулы тригонометрии, табличное значение тригонометрических функций известных углов, решение простейших тригонометрических уравнений вида: sinx=a; cosx=a; tgx=a; ctgx=a., знать условие равенства дроби нулю.
- Подготовиться к самостоятельной работе, выяснить при решение каких заданий они испытывают затруднения; т.е. провести анализ потенциальных проблем, трудностей и рисков каждого ученика, определить пути их преодоления.
- Использовать на уроке демонстрирующих элементов нового материала в виде презентаций
Ход урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания в виде индивидуальных заданий у доски (подобные работе заданной на дом), при этом проверяют индивидуальные задания 2 консультанта
1) | Вариант I | Вариант II | Вариант III | |
Вычислите: | ||||
2sin15°cos15°= | cos215°-sin215= | 8sincos= | ||
2) | Найдите значение sin2α; cos2α; tg2α | |||
cosα=-0,8 π<α< | sinα= <α<π | tgα= | ||
Найти sin2α=? cos2α=? | Найти sin2α=? cos2α=? | Найти tg2α=? | ||
Вариант IV | Вариант V | Вариант VI | Вариант VII | |
1) | 4cos2-4sin2= | cos2 -sin2 = | cos2 - sin2 = | 2sincos= |
2) | Найдите значение sin2α; cos2α; tg2α | |||
cosα=-0,6 π<α< sin2α=? | sinα= <α<π Найти sin2α=? | sinα=- π<α< Найти sin2α=? | sinα=- <α<2π Найти sin2α=? |
2) Работа с классом (повторение теории) 2-3 минуты. На прошлом уроке остановились на формулах двойного аргумента
Вспомнили формулу sin (α +β) = sinαcosβ+cosαsinβ
cos (α +β) = cosαcosβ- sinαsinβ
Аналогично докажем у доски:
Sin (α+α) = ?
Cos (α+α) = ?
Tg (α+α) = ?
3) Устная работа с классом (задания заранее заготовлены на доске)
- Следующие тригонометрические функции выразите через функции вдвое меньшего аргумента:
- sin (α+β) = ?
- cos (α+β) = ?
- Упростите:
- 22
- =?
- 22
- 22 =?
- sin cos = ?
- cos2 - sin2 = ?
- 4 sinx× cosx ×cos2x = ?
- tgx × tg () =?
- 1+ cos2x = ?
- 1- cos2x = ?
- Найдите корни уравнения:
- Как выглядит уравнение, если его решение имеет вид:
- Вычислите:
Консультанты докладывают о выполнении индивидуальной работы учащимися, выставляют предварительные оценки (задания остаются на доске)
Учитель анализирует работу учащегося и консультантов, продолжая работу с классом по решению тригонометрических уравнений с использованием формул двойного угла методом разложения на множители. Суть метода учащимся знакома; если уравнение f(x)=0 удается преобразовать к виду f1(x)*f2(x)=0, то f1(x)=0
f2(x)=0.
В подобных случаях обычно говорят, что задача сводится к решению совокупности уравнений.
- Решение уравнений. Учитель: К доске вызываю 3-х учащихся. Каждый ряд учащихся в классе решает задания. Вместе с ним проверяет и помогает ему.
I ряд | II ряд | III ряд |
sin 2x – 2cosx =0 Ответ: x= + πn; n Z. Доп. вопрос: x= πn; n Z – решение какого тригонометрического уравнения оно является? | sinx = sin2x Ответ: x= πn; n Z. Доп. вопрос: х=(-1) +πn; n Z – решением какого тригонометрического уравнения оно является? | six4x – cos4x = 0,5 Ответ: x=± + πm;m Z. Доп. вопрос: решите уравнение: 2 sin2x = |
Учитель: Такие уравнения, показанные на доске, являются фрагментами больших тригонометрических уравнений, с которыми встречаются ученики выпускных классов на ЕГЭ. Пробная работа для учащихся XI классов по математике дает нам такое предусмотрено. Давайте посмотрим, как эта тема прослеживается в заданиях ЕГЭ, повторим и обратим внимание на отбор корней в тригонометрическом уравнении.
- Работа с интерактивной доской.
Слово предоставляется ученице подготовившей презентацию по решению уравнения.
Решить уравнение:
а) sin2cos2 = cos 2x
б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку []
(cos2 – sin2) = cos 2x; ОДЗ
cos x = cos 2x; x ∊ R
2 cos cos = 0; 2 ≠ 0;
cos = 0; = n ∊ Z
cos = 0; = m ∊ Z
x =; n ∊ Z
x = π + 2πm; m ∊ Z
2) ≤ + ≤ 2π;
≤ ≤ 2π − ;
≤ ≤ ;
≤ n ≤
n = 1 или n = 2
Если n = 1, то x = = π;
Если n = 2, то x = = ;
Ответ: 1) π + 2πm; m ∊ Z
2) {π;}.
Учитель: Одновременно трудность представляют на ЕГЭ решения уравнений с определением ОДЗ для переменной входящей в это уравнение и отбором корней.
К доске приглашаю еще одного ученика, подготовившего такое уравнение:
(4sin cos − 1)( + 1) = 0
(2sin x 1)( + 1) = 0
2sin x 1 = 0, 2sin x = 1, sin x =
+ 1 = 0; = −1;
ОДЗ для переменной входящей в данное уравнение.
−cos x ≥ 0
cos x ≤ 0
Решим уравнение с помощью тригонометрического круга:
sin x =
x = + 2πn; n ∊ Z
x = + 2πk; k ∊ Z
С учетом ОДЗ для переменной х имеем:
x = + 2πk; k ∊ Z
Ответ: + 2πk; k ∊ Z
Самостоятельная работа.
Вариант I | Вариант II |
Решить уравнения | |
1) (2sin2x – 5sin x + 2) = 0 | 1) (cos 2x – 3sin x + 1) = 0 |
2) (cos2 sin2 −1)(tg x + ) = 0 |
Тетради взять на проверку.
Домашнее задание:
- Доказать формулы
sin 3x = sin (2x + x) = …
cos 3x = cos (2x + x) = …
- п. 24, №479,480
- Выполнить работу «по образцу» (раздаю лист А4 с решенным одним уравнением, и 3 аналогичных уравнения предлагается сделать дома по образцу.)
Решить уравнение по следующему образцу:
( 2sin x – 1)( + 1) = 0
2sin x – 1 = 0, 2sin x = 1 ОДЗ для переменной х,
+ 1; = −1 входящей в данное уравнение
−cos x ≥ 0
cos x ≤ 0
Арифметический квадратный корень определен для неотрицательных чисел, следовательно = −1 уравнение решений не имеет, т.е. уравнение совокупности
2sin x = 1 решим с помощью тригонометрического круга:
2sin x = 1
sin x =
x = +2πn; n ∊ Z
x = + 2πk; k ∊ Z
С учетом ОДЗ x = + 2πk; k ∊ Z
Ответ: x = + 2πk; k ∊ Z
Вариант I | Вариант II |
Решите уравнение | |
C1 2011г | C1 2011г |
(2sin2x – 5sin x + 2) = 0 | (cos 2x – 3sin x + 1) = 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " Формулы двойного угла"
Методическая разработка урока в 10 классе по теме " Формулы двойного угла"...
Урок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Формулы двойного аргумента»
Урок изучения новой темы...
Модульная программа по теме "Формулы двойного аргумента", 10 класс
Модульная программа разработана для обучающихся 10 класса, занимающихся по учебному пособию "Алгебра и начала анализа", 1 часть, 2 часть, А.Г. Мордковича, содержит 1 урок....
Открытый урок в 10д классе по теме: "Формулы двойного угла".
Открытый урок по алгебре и началам анализа по теме:« Формулы двойного угла»....
Открытый урок по математике в 13 классе по теме: "Формулы двойного аргумента"
Урок проводится в коррекционной школе 1-2 вида. Материал данного урока соответствует программе 10 класса массовой школы....
Открытый урок по теме "Формулы двойного аргумента"
презентация, конспект...