Элективный курс для обучающихся 10 класса "Модули и параметры"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
В материалах ЕГЭ присутствуют задания, содержащие модуль и параметры. Задачи такого типа вызывают у обучающихся затруднения. Этим и обусловлено введение курса "Модули и параметры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей.
В связи с необходимостью формирования у обучающихся компетентностного подхода возникла потребность в создании курса «Модули и параметры» для развития целостной математической составляющей картины мира и для расширения возможностей обучающихся по свободному выбору своего образовательного пути.
В материалах ЕГЭ предлагаются задания, содержащие модуль или параметры. Задачи такого типа вызывают у обучающихся затруднения, так как количество заданий по данным темам в школьных учебниках незначительно, у обучающихся отсутствует представление о методике их решения. Этим и обусловлено введение курса «Модули и параметры».
Цели курса:
- знакомство обучающихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач с параметрами и с модулями;
- формирование умений применять полученные знания при решении нестандартных задач;
- систематизация знаний обучающихся по теме «Модули и параметры» при решении различных уравнений, неравенств;
- овладение знаниями и умениями, необходимыми для углубленного изучения темы «Модули и параметры»;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности.
Задачи курса:
- расширение спектра задач, необходимых в качестве успешной подготовке к выпускным экзаменам;
- приобретение математических знаний и умений для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом МОиН РФ от 18.07. 2002 г. № 2783;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (изменения Приказ МОиН РФ от 31.01.2012 г.);
- Календарный график МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» на 2014-2015 учебный год;
- Локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»;
- Учебный план МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (изменения Приказ МОиН РФ от 01.02.2012 №74).
Данный курс направлен на расширение и углубление знаний обучающихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки в решении заданий, содержащих модуль или параметры, необходимы обучающимся для успешного изучения математики, высоких результатов на ЕГЭ, возможностей дальнейшего обучения в ВУЗах с требованиями к математической подготовке обучающихся.
Данный курс разработан для обучающихся 10 «А» класса, рассчитан на 35 часов, обеспечивает возможность учитывать специфику возраста обучающихся, уровень их развития, общеобразовательную подготовку по предмету, индивидуальные интересы и склонности, образовательный запрос.
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы организации образовательного процесса: лекции, практикумы по решению задач, самостоятельные работы.
Необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание должно быть направлено на развитие речи обучающихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
Используются следующие технологии: коммуникативное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, информационные технологии.
Для формирования ключевых компетенций обучающихся используются следующие методы и приемы:
- решение задач, примеров с комментированием;
- устное решение заданий с подробным объяснением.
Виды и формы контроля: самостоятельные работы, тесты.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
на конец учебного года:
В результате изучения курса «Модули и параметры» обучающиеся должны уметь:
- применять определение и свойства модуля при решении уравнений и неравенств;
- использовать метод интервалов при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль;
- решать неравенства с модулем посредством равносильных переходов;
- решать простейшие уравнения и неравенства с параметрами;
- определять знаки и расположение корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра;
- применять графики функций при решении заданий с параметрами.
Содержание рабочей программы
Отбор содержания программы курса основан на применении математических предметных знаний и умений обучающихся для решения задач повышенного уровня сложности по отдельным темам базового курса, введении дополнительных тем.
1. Способы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.
Понятие модуля. Свойства модуля.
Решение уравнений и неравенств с использованием определения абсолютной величины (модуля).
Решение уравнений вида |f(x)| = a.
Решение уравнений вида |f(x)| = g(x).
Решение уравнений вида |f(x)| = |g(x)|.
Решение уравнений, содержащих несколько модулей.
Замена переменных в уравнениях, содержащих модули.
Системы уравнений с модулем.
Использование свойств модуля при решении иррациональных уравнений.
Решение неравенств вида |f(x)| a, |f(x)| a.
Решение неравенств вида |f(x)| < g(x), |f(x)| g(x).
Решение неравенств вида |f(x)| |g(x)|, |f(x)| |g(x)|.
Решение неравенств вида |f1(x)| + |f2(x)| + … + |fn(x)| g(x), |f1(x)| + |f2(x)| + … + |fn(x)| g(x).
Решение неравенств, содержащих модули, методом интервалов.
2. Графики функций, содержащих модуль.
Построение графика функции y = f (|x|).
Построение графика функции y = |f (x)|.
Построение графика функции y = |f (|x|)|.
Построение графиков вида y = |f1(x)| + |f2(x)| + … + |fn(x)|.
Построение графика вида |y| = f (x).
Построение графика вида |y| = |f (x)|.
Графики квадратичных функций, содержащих модули.
Графический способ решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.
Неравенства с двумя переменными, содержащие модуль, на координатной плоскости.
3. Уравнения и неравенства с параметрами.
Знакомство с параметром.
Линейные уравнения и неравенства.
Квадратные уравнения и неравенства.
Применение теоремы Виета.
Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
Системы линейных уравнений.
Решение уравнений, содержащих знак модуля, при наличии параметров (аналитический способ).
Решение неравенств с параметрами методом интервалов.
Графический метод решения уравнений и неравенств с модулями при наличии параметров.
Задачи на установление числа корней уравнения.
Нахождение общего корня двух уравнений.
Нестандартные задачи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Способы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. | 14 |
2 | Графики функций, содержащих модуль. | 9 |
3 | Уравнения и неравенства с параметрами. | 12 |
Итого | 3 темы | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать:
- понятие и свойства модуля;
- понятие параметра;
- способы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
- способы решений уравнений и неравенств с параметрами.
уметь:
- решать линейные, квадратные уравнения и неравенства с параметрами;
- пользоваться аналитическими и графическими методами решения заданий с модулем;
- строить графики функций, содержащих модуль.
Литература и средства обучения
1. Айвазян Д.В. «Решение уравнений и неравенств с параметрами», Волгоград: «Учитель», 2009.
2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2002.
3. Зеленский А.С., Панфилов И.И. Решение уравнений и неравенств с модулем. – М.: Научно-технический центр «Университетский»: УНИВЕР-ПРЕСС, 2009.
4. Интернет-ресурсы:
http:// www.resolventa.ru/
5. Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих в вузы. – М.: АРКТИ, 2001.
6. Мультимедийный комплекс.
7. Севрюков П. Ф., Смоляков А. Н. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения : учебно-методическое пособие. — М.: Илекса, Народное образование ; Ставрополь : Сервисшкола, 2005.
8. Фельдман Я.С., Жаржевский А.Я. «Математика. Решение задач с модулем». 2008.
№ п/п | Дата проведения урока | Тема, раздел | № урока в разделе | Тема урока | Вид контроля | |
по плану | фактически | |||||
1 | 1. Способы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Понятие модуля. Свойства модуля. Решение уравнений и неравенств с использованием определения абсолютной величины (модуля). Решение уравнений вида |f(x)| = a. Решение уравнений вида |f(x)| = g(x). Решение уравнений вида |f(x)| = |g(x)|. Решение уравнений, содержащих несколько модулей. Замена переменных в уравнениях, содержащих модули. Системы уравнений с модулем. Использование свойств модуля при решении иррациональных уравнений. Решение неравенств вида |f(x)| a, |f(x)| a. Решение неравенств вида |f(x)| < g(x), |f(x)| g(x). Решение неравенств вида |f(x)| |g(x)|, |f(x)| |g(x)|. Решение неравенств вида |f1(x)| + |f2(x)| + … + |fn(x)| g(x), |f1(x)| + |f2(x)| + … + |fn(x)| g(x). Решение неравенств, содержащих модули, методом интервалов. | Самостоятельная работа Самостоятельная работа | ||
2 | 2. Графики функций, содержащих модуль. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Построение графика функции y = f (|x|). Построение графика функции y = |f (x)|. Построение графика функции y = |f (|x|)|. Построение графиков вида y = |f1(x)| + |f2(x)| + … + |fn(x)|. Построение графика вида |y| = f (x). Построение графика вида |y| = |f (x)|. Графики квадратичных функций, содержащих модули. Графический способ решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля. Неравенства с двумя переменными, содержащие модуль, на координатной плоскости. | Самостоятельная работа | ||
3 | 3. Уравнения и неравенства с параметрами. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Знакомство с параметром. Линейные уравнения и неравенства. Квадратные уравнения и неравенства. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений. Решение уравнений, содержащих знак модуля, при наличии параметров (аналитический способ). Решение неравенств с параметрами методом интервалов. Графический метод решения уравнений и неравенств с модулями при наличии параметров. Задачи на установление числа корней уравнения. Нахождение общего корня двух уравнений. Нестандартные задачи. | Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по матиматике. "Уравнения с параметрами". 9 класс
Программа элективных курсов по теме "Уравнения второй степени с параметрами". В предлагаемых материалах задачи с параметрами рассматриваются как средства обобщения и систематизации знаний учащихся о к...
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...
Программа элективных курсов "Уравнения и неравенства с параметрами", 9 класс
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, существенно повышают ...
Элективный курс по алгебре "Задачи с параметрами"
Элективный курс "Задачи с параметрами" предназначен для более углубленного изучения алгебры в 11 классе, для подготовки учащихся куспешной сдачи единого государственного экзамена...
Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"
Данная рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Она может использоваться в качестве программы для профильного обучения. Программа данного...
Открытое занятие по математике.10 класс. Элективный курс. Решение квадратных уравнений с параметрами
Сценарий элективного курса. 10 класс. Мультимедийное приложение SMART...