Программа элективных курсов "Уравнения и неравенства с параметрами", 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, существенно повышают уровень логической культуры, побуждают учеников к поиску, нестандартному подходу. Разработанная программа позволяет формировать умения по решению задач с параметрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курсов по выбору
"Уравнения и неравенства с параметрами"
( 9 класс)
разработана учителем математики
МАНОУ «Лицей №4»
г. Ленинск – Кузнецкого Кемеровской области
М.Е.Квитковой.
Содержание
Пояснительная записка 3 – 5
Учебно-тематический 6 – 7
Содержание программы 8
Контрольно-измерительные материалы 9 – 11
Список литературы 12
Список литературы, рекомендуемой для учащихся 13
Перечень ключевых слов 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Способность размышлять, анализировать, строить планы – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Курсы предпрофильной подготовки по математике должны предусматривать формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей,
необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курсы предпрофильной подготовки являются ориентационными. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету, с тем чтобы по окончании 9 класса он смог сделать осознанный выбор в пользу углубленного или обычного изучения математики. Интерес и склонность учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться.
Главное место в школьных курсах математики занимают темы, которые наиболее эффективны для развития математических способностей учащихся.
Решение задач с параметрами всегда вызывает большие трудности у учащихся, так как в школьном курсе им уделяется мало внимания. В школьных учебниках практически нет заданий на эту тему.
Однако именно решение таких задач открывает перед учащимися большое число эвристических приёмов общего характера, применяемых на любом математическом материале. Кроме того задачи с параметрами обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, существенно повышают уровень логической культуры, побуждают учеников к поиску, нестандартному подходу.
Разработанная программа позволяет формировать умения по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, линейнх и квадратных неравенств, дробно – рациональных уравнений.
Задачи, предлагаемые в данном курсе интересны и не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к математике. Для поддержания и развития интереса к предмету следует включать в процесс обучения сведения из истории.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цели уроков 1 – 4 – познакомить учащихся с основными понятиями: параметр, уравнение с параметром, неравенство с параметром; формировать осознанный подход к решению задач с параметром. Основная задача состоит в том, чтобы у учащихся были сформированы первые представления о решении уравнений с параметром, чтобы ученики понимали, что решение уравнений с параметром зависит от значений параметра. Важно, чтобы учащиеся перестали «бояться» параметр в задачах и пытались искать их решение.
Уроки 5 – 11 позволяют учащимся, используя свойства квадратного трёхчлена и его графика, теоремы Виета, изучить вопросы, связанные с решением квадратных уравнений и неравенств, и выработать умения решать квадратные уравнения, содержащие один параметр.
На 12 – 17 уроках учащиеся рассматривают дробно – рациональные уравнения, сводящиеся к линейным или квадратным уравнениям, и текстовые задачи с параметром. При решениии текстовых задач с параметром следует обратить внимание на допустимые значения параметра, которые зависят от условия задачи.
При прохождении программы целесообразно провести самостоятельные работы обучающего характера.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов Всего Теория Практика | Формы контроля |
Раздел 1 Знакомство с параметром
Итого по разделу 1 Раздел 2 Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром
Итого по разделу 2 Раздел 3 Дробно – рациональные уравнения с параметром
Итого по разделу 3 ВСЕГО | 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5
2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5
3 0,5 2,5 9 2 7
3 1 2
3 - 3 6 1 5 17 3,5 13,5 | Самостоятельная работа № 1 Самостоятельная работа № 2 Самостоятельная работа № 3 Домашняя контрольная работа №1 ( 1.1 – 2.4 ) Самостоятельная работа № 4 Домашня контрольная работа №2 ( 3.1 – 3.2 ) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Знакомство с параметром
Понятие о параметре. Уравнение с параметром. Решение уравнения с параметром.
Раздел 2 Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром.
Линейное уравнение с параметром. Линейное неравенство с параметром. Решение линейных уравнений и неравенств с параметром. Квадратное уравнение и неравенство с парметром.
Теорема Виета и ей обратная. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром.
Раздел 3 Дробно – рациональные уравнения с параметром.
Дробно – рациональные уравнения с параметром. Решение дробно – рациональных уравнений. Решение задач с параметрами.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Контрольная работа №1
- Решите для всех а:
а) N а2 – N = х ( а + 1 );
б) х2 – N а х + 9 0;
в) N а2 - N х ( а + 1 ).
- При каких значениях а
а) разность корней уравнения х2 – 2 а х + а = 0 равна N;
б) Оба корня лежат в интервале ( 0; N ).
3. Не вычисляя корней уравнения N х2 – 5 х - 4 = 0 найдите
1 : х12 + 1 : х22 .
Замечание: N – номер варианта ученика.
Контрольная работа № 2
- Решите уравнение относительно х:
а) N б) 1 N
+ а = 1; =
х – 2 х - 5 х - а .
2. Два велосипедиста отправились одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно а км , и встретились через 2 часа. Определите скорость каждого велосипедиста, если у одного она на N км/ч больше, чем у другого.
Замечание: N – номер варианта ученика.
Самостоятельная работа № 1
Вариант 1
а) а х = 5; б) 3 – а х = х.
( а – 1 ) х 5. | Вариант 2 1. Решите уравнение: а) 6 х = а; б) 2 а х = 1 - х.
( 4 + а ) х 6. |
Самостоятельная работа № 2
Вариант1 1. Решите уравнение: а) 4 х2 = а; б) а х2 + 6 = 0. | Вариант2 1. Решите уравнение: а) а х2 = 0; б) 2 х2 + а = 0. |
Самостоятельная работа № 3
Вариант 1 Найти все значения b, при которых уравнение х2 - 2 b х + b + 6 = 0 имеет отрицательные корни. | Вариант 2 Найти все значения b, при которых уравнение х2 - 2 b х + b + 6 = 0 имеет положительные корни. |
Самостоятельная работа № 4
Вариант 1
х2 + х + 12 х + а .
х - а = 0 . х – 1 | Вариант 2
х - а х2 - 3 х - 4 .
х 2 - 9 = 0 . х – а |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонова Н., Солодовников С. Квадратный трёхчлен // Математика.– Приложение к газете “Первое сентября”.- 1999. - № 21.
- Антонова Н., Солодовников С. Формулы Виета для квадратного трёхчлена // Математика. – Приложение к газете “Первое сентября”.- 1999.- № 37.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- Москва – Харьков: Илекса, 2002.
- Евсеева А.И. Уравнения с параметрами //Математика в школе. 2003. № 7
- Кочагин В. Уравнения и неравенства с параметрами // Математика. – Приложение к газете “Первое сентября”. – 2002. – № 27 – 28, 33.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра.Дополнительные главы к школьному учебнику. – М .: Просвещение, 1996.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. – Москва – Харьков: Илекса, 1998.
- Семёнов В.И. По страницам учебника М.Л.Галицкого... .- Кемерово: ОблИУУ, 1999.
- Цыганов Ш. Квадратные трёхчлены и параметры. // Математика.– Приложение к газете “Первое сентября”.- 1999.-
№ 5.
- Шабунин М.И. Уравнения и системы с параметрами // Математика в школе. 2003. № 3.
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра.Дополнительные главы к школьному учебнику. – М .: Просвещение, 1996.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. – Москва – Харьков: Илекса, 1998.
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
- Параметр
- Уравнение с параметром
- Решение уравнения с параметром
- Равносильные уравнения
- Равносильные неравенства
- Допустимые значения параметра
- Линейное уравнение с параметром
- Линейное неравенство с параметром
- Квадратное уравнение с параметром
- Квадратное неравенство с параметром
- Дробно – рациональные уравнения с параметром
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по алгебре для 10 - 11 классов "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Элективный курс по алгебре для 10 - 11 классов "Решение уравнений и неравенств с параметрами"...
Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"
Данная рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Она может использоваться в качестве программы для профильного обучения. Программа данного...
Программа элективного курса по математике « Методы решения уравнений и неравенств с параметром» 10 класс
Программа элективного курса по математике« Методы решения уравнений и неравенств с параметром»...
рабочая программа по элективному курсу "Уравнения и неравенства с параметрами" для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Х.Шахмейстера-4 изд.-М.:издательство МЦНМО. КТП составлено из расчета 34 часа за один учебный год....
Программа элективного курса" Уравнения и неравенства с параметром"
В предлагаемых материалах задачи с параметром рассматриваются как средство обобщения и систематизации знаний учащихся. Сознательному усвоению учащимися методов решения уравнений и неравенств первой и ...
Программа курса по выбору «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ», 9 класс
Данный курс предназначен для учащихся 9 классов различного уровня математической подготовки, интересующихся математикой и желающих расширить свои знания по предмету, а также познакомиться с новым клас...
Рабочая программа учебного курса "Уравнения и неравенства " для 11 класса
Данная рабочая программа предназначеа для углубленного изучения математики во внеурочное время...