Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профил.уровень)
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профильная группа). Урок систематизации и обобщения изученного материала. (По учебнику Алгебра 10-11 класс. Мордкович А.Г.)
Цель урока: систематизировать учебный материал, повторить понятие модуля и общие методы решения уравнений и неравенств с модулем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_modul_10kl._profil.uroven.docx | 662.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме
«Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль»
в 10-м классе (профильная группа)
Урок систематизации и обобщения изученного материала.
По учебнику Алгебра 10-11 класс. Мордкович А.Г.
Цель урока: систематизировать учебный материал, повторить понятие модуля и общие методы решения уравнений и неравенств с модулем.
Оборудование: наглядные материалы с геометрической интерпретацией модуля, таблица «Решение неравенств с модулем |х| ≤ 3; |х| > 6», карточки с заданиями, записи на доске.
План урока
- Оргмомент.
- Устная работа.
- Решение упражнений на доске по карточкам
- Решение упражнений. Самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Устная работа.
1)Что называется модулем числа?
2)Геометрическая интерпретация модуля числа. Таблица.
3)Раскрытие модуля: |х-8|. Использование таблицы 1.
4)Решить уравнение: |х-2|=5 (отв.:7; -3); |х-10|=0 (отв.: 0); |х+3|=-4 (отв.: ∅);
5)Решить неравенство: а) |х| ≤ 3; б) |х| > 6. Использование таблицы 2.
6)Решить уравнение . Решение: ⇒ |х| = 5 ⇒ х=5; -5. Ответ: 5; -5.
- Решение упражнений на доске по карточкам с последующим кратким анализом и обсуждением решения.
1)|х+3|=2х
Решение. ОДЗ: х ≥ 0.
х+3=2х ⇒ х=3∈ОДЗ
х+3=-2х х=-1∉ ОДЗ Ответ: 3
2) |5х-3|<7
Решение. -7<5х-3<7; -4<5х<10; . -4/5<х<2; -0,8<х<2. Ответ: (-0,8;2)
3) |х2-1|>1
Решение. х2-1 > 1 ⇒ х2 > 2 ⇒ х> ⇒ х∈ (-∞;-) ∪ (; +∞)
х2-1< -1 х2 < 0 х< -
∅
Ответ: (-∞;-) ∪ (; +∞)
4)Решить систему неравенств: |х+1| < 6
|х-1| ≥ 2
Решение.
|х+1| < 6 ⇒ -6<х+1<6 ⇒ -7<х<5 ⇒
|х-1| ≥ 2 х-1 ≥ 2 х ≥ 3
х-1 ≤ -2 х ≤ -1 -7 -1 3 5 х
⇒ х∈ (-7;-1] ∪ [3;5)
Ответ: (-7;-1] ∪ [3;5)
- Решение упражнений (на доске и в тетрадях).
1)Решить уравнение х2+6|х|-7=0
Решение. Обозначим |х|=t, где t ≥ 0. Тогда |х|2= х2=t2. Уравнение принимает вид:
t2+6t-7=0. Корни находим по теореме Виета: t=1, t=-7, из которых t=-7<0 – не подходит.
Возвращаемся к замене: |х|=1, отсюда х=1, х=-1.
Ответ: 1; -1
Обратим внимание учащихся на то, что решать такие уравнения с модулем способом подстановки выгоднее и продуктивнее, чем рассматривать два случая раскрытия модуля.
2)Найдите наибольшее значение выражения При каких значениях х и у оно достигается?
Решение. Дана дробь вида . Её числитель не изменяется, а знаменатель изменяется. Следовательно, чем меньше знаменатель, тем больше дробь.
Слагаемые: (х-у-3)2 х ≥ 0; |х+у-5| ≥ 0; 3 > 0.
Дробь примет наибольшее значение при равенстве нулю двух первых слагаемых. Получим дробь , где 4 - наибольшее значение выражения.
Рассмотрим, при каких значениях х и у оно достигается. Решим систему уравнений (можно устно, например, способом сложения)
х-у-3=0 ⇒ х=4, у=1
х+у-5=0
Ответ: наибольшее значение выражения равно 4 при х=4, у=1.
3)Решите уравнение:
а) |х-5|+|6+х|=13; б) |х-5|+|6+х|=11.
Решение. I II III
а) Раскроем модули
-6 5 х
(-∞;-6) | [-6; 5] | (5; +∞) | |
|х-5| | – | – | + |
|6+х| | – | + | + |
I интервал (-∞;-6); уравнение принимает вид: 5-х-6-х=13
Получаем: -2х=12, х=-7∈ интервалу.
II интервал [-6; 5]; уравнение принимает вид: 5-х+6+х=13
Получаем равенство 11=13, которое является неверным, следовательно, корней нет.
III интервал (5; +∞); уравнение принимает вид: х-5+6+х=13
Получаем: 2х=12, х=6∈ интервалу.
Ответ: -7; 6.
б)Уравнение представляет интерес с точки зрения того, как изменится его решение с изменением значения в правой части уравнения.
На I интервале (-∞;-6) уравнение имеет решение х=-6, которое не принадлежит интервалу.
На II интервале [-6; 5] получаем равенство 11=11, которое является верным при любом х из этого интервала. Итак, решением являются х∈[-6; 5].
На III интервале (5; +∞) уравнение имеет решение х=5, которое также не принадлежит интервалу.
Ответ: [-6; 5]. (Здесь мы видим нечастый на данном этапе обучения случай, когда решением уравнения является не частное числовое значение, а числовой отрезок)
4)Решить уравнение с параметром |х2-2х-3|=а.
Решение. Решим уравнение графически.
Строим график функции у= х2-2х-3, а затем – у=|х2-2х-3|.
Рассмотрим на графике всевозможные положения прямой у=а и подсчитаем число корней.
|
Ответ: при а <0 нет корней; при а=0 и а>4 два корня; при а =4 три корня; при 0<а<4 четыре корня.
6)Самостоятельная работа.
Решить графически уравнение |||х-4|-2|-1|=1. Соревновательный элемент. Допускается схематическое решение.
По окончании работы обсудить план построения графика. Точное построение выполнить дома.
Ответ: 0; 2; 4; 6; 8.
- Дополнительные задания. а)Решить уравнение ; б) Решить аналитически и графически уравнение ||х+1|-2|=3.
- Итог урока. Как решаются неравенства вида |х| < а; б) |х| > а? Раскрыть модуль |х+1|. Перечислить способы решения уравнений с модулем. Как схематически выглядит график функции у= х2+6|х|-7 (задание №4\1)?
- Домашнее задание. Выполнить по задачнику № 5.21а, 5.24, а также уравнения №6 из текста конспекта урока, дополнительные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств с модулем»
Целью урока является совершенствование навыков решения уравнений и неравенств с модулем. В ходе урока рассматриваются рациональные приёмы и методы решения. Урок предназначен для классов с ...
Презентация "Метод интервалов для решения уравнений и неравенств, содержащих модуль"
Презентация подготовлена кодному из занятий элективного курса" Модули" в 9 классе....
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль...
Решение уравнений и неравенств, содержащих модули.
Программа и содержание элективного курса....
Урок алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».
На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся полная классификация уравнений и неравенств с модулем. К каждому типу уравнений и неравенств подобраны примеры. ...
Разработка урока по теме "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"
Разработка урока алгебры для 9 класса. Тема урока "Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля." Тип урока - урок рефлексии....
Открытый урок по теме:«Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «решение уравнений, содержащих знак модуля» (в частности, тригонометрических) и познакомить их с основными алгоритмами реше...