Открытый урок по теме:«Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля»
методическая разработка по алгебре (11 класс)
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «решение уравнений, содержащих знак модуля» (в частности, тригонометрических) и познакомить их с основными алгоритмами решения неравенств с модулем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_s_modulem.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля»
Голоднова Галина Алексеевна, учитель математики
МАОУ Гимназии №17
Республика Башкортостан, г. Белорецк.
Тема урока: Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «решение уравнений, содержащих знак модуля» (в частности, тригонометрических) и познакомить их с основными алгоритмами решения неравенств с модулем.
Ход урока:
- Повторяем основные алгоритмы решения уравнений, содержащих знак модуля.
а) | f(x) | = | g(x) | <=> f(x) = ± g(x)
Пример 1.
| sin x + cos x | = 2 | sin x - cos x |.
Решение.
sin x + cos x = 2 sin x - cos x x = arctg 2 + πn
sin x + cos x = - 2sin x + cos x x = πk, n,k Z
б) | f(x) | = g(x) <=> f(x) = ± g(x)
g(x) ≥ 0
Пример 2.
| sin x - | = cos x - .
Решение.
sin x ≥ sin x ≥
sin x - cos x = 0 sin x + cos x - = 0
Ответ: x = + 2πn, n Z.
в) | f1(x) | + | f2(x) | + …+| f n(x) | = g(x)
Для каждой из этих функций находят область определения, её нули и точки разрыва. Нули и точки разрыва разбивают общую область определения функции f(x) (i = 1,2,… n) на промежутки, в каждом из которых каждая из функций f i(x) сохраняет постоянный знак. Далее, используя определение модуля, для каждой из найденных областей получим уравнение, подлежащее решению.
Пример 3.
| sin x - | - | cos x - | = 1.
Решение.
Сначала будем искать решение уравнения на промежутке длины 2π. На окружности единичного радиуса, как легко видеть, необходимо отметить числа - ; ; . Решение данного уравнения сводится к решению четырёх систем:
- - ≤ x ≤
- sin x + - cos x + = 1; откуда x = -
- < x ≤ , < x ≤ ,
sin x - - cos x + = 1; x = π, x = ; система не имеет
решения
- < x ≤ ,
sin x - + cos x - = 1; система не имеет решения;
4) < x < , < x < ,
- sin x + + cos x - = 1; x = .
Ответ: x = - + 2π n, x = - + 2πk, n,k Z.
- Объяснение нового материала: решение неравенств, содержащих модуль.
а) Неравенство вида: | f(x) | < g(x) <=> - g(x) < f(x) < g(x) <=> f(x) < g(x),
f(x) > - g(x).
Пример.
Решите неравенство | x – а | + | x – 2 | + а – 4 ≤ 0 при всех а.
Решение.
| x – а | + | x – 2 | + а – 4 ≤ 0 <=> | x – а | ≤ 4 – а - | x – 2 | <=>
x – а ≤ 4 – а - | x – 2 |, | x – 2| ≤ 4 – x,
x – а ≥ а – 4 + | x – 2 |; <=> | x – 2| ≤ x – 2а + 4; <=>
x – 2 ≤ 4 - x ,
x – 2 ≥ x – 4, x ≤ 3,
<=> x – 2 ≤ x – 2а + 4, <=> а ≤ 3,
x – 2 ≥ 2а – x – 4; x ≥ а – 1.
а – 1 3 x
Из рисунка видно, что решением будет промежуток [а – 1; 3]. Итак, решений при а > 3 нет, а при а ( - ∞; 3] имеем а – 1 ≤ x ≤ 3.
Ответ: x [а – 1; 3] при а ( - ∞; 3]; нет решений при а (3; + ∞).
б) Неравенство вида: | f(x) | > g(x).
Если g(x) < 0, то неравенство выполнено, т.к. модуль принимает неотрицательные значения и всегда больше любого отрицательного числа.
Если g(x) ≥0, то выполнена совокупность неравенств
f(x) > g(x),
f(x) <- g(x).
И на числовой оси ситуация выглядит так:
- g(x) g(x) x
Пример.
Решите неравенство | | x2 + 5 x – 18 | - x2 | ≥ 18 – x.
Решение.
| | x2 + 5 x – 18 | - x2 | ≥ 18 – x <=>
|x2 + 5 x – 18 | - x2 ≥ 18 – x, | x2 + 5 x – 18 | ≥ x 2 – x +18,
<=> |x2 + 5 x – 18 | - x2 ≤ -18 + x т <=> | x2 + 5 x – 18 | ≤ x 2 + x -18; <=>
x2 + 5 x – 18 ≥ x 2 – x +18, x ≥ 6,
x2 + 5 x – 18 ≤ - x 2 + x -18; x(x + 2) ≤ 0, x ≥ 6,
x2 + 5 x – 18 ≤ x 2 + x -18, <=> x ≤ 0, <=> x [- 2; 0];
x2 + 5 x – 18 ≥ - x 2 - x +18 (x + 6)( x – 3) ≥ 0 x ≤ - 6.
Ответ: ( - ∞; - 6 ][ - 2; 0 ] [ 6; +∞ ).
в) Неравенство вида: | f(x) | < | g(x) | <=> ( f(x) - g(x))(f(x) + g(x)) < 0.
Так как знак разности модулей совпадает со знаком этого произведения.
Пример
Решите неравенство | 4 x3 – x + 7 | ≤ | 2 x3 + 5 x + 3 |.
Решение.
| 4 x3 – x + 7 | ≤ | 2 x3 + 5 x + 3| <=> (6 x3 + 4 x + 10)(2 x3 - 6 x + 4) ≤ 0 <=>
<=> (3 x3 + 2 x + 5)( x3 - 3 x + 2) ≡ (x + 1)(3 x2 - 3 x + 5)( x – 1)( x2 + x – 2)≤0 <=>
<=> (x – 1)2 (x + 1)( x + 2)≤0 <=> x [-2; -1] {1}.
Ответ: [-2; -1] {1}.
Пример
Решите неравенство | x2 + 3 x – 4 | + | x2 – 16 | > | 2 x2 + 3 x – 20 |.
Решение.
Этот пример можно решить стандартным способом, но долго. А если заметить, что наше неравенство имеет вид:
| u | +| v | > | u + v | <=> u2 + 2| u v | + v2 > u2 + 2 u v + v2 <=>
u v ≥ 0,
u v > u v;
<=> | u v | > u v <=> u v < 0, <=> u v <0,
- u v > u v
то неравенство решается в одну-две строчки:
| x2 + 3 x – 4 | + | x2 – 16 | > | 2 x2 + 3 x – 20| <=>
<=> (x2 + 3 x – 4)( x2 – 16) < 0 <=> (x – 1)( x + 4)2(x – 4) < 0.
Решаем методом интервалов и получаем, что x (1; 4).
Ответ: (1; 4).
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
| | x2 - 9 x + 1| - 2 x2 | ≥ 2 - x .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств". алгебра 11 класс
Используется дифференцированный метод обучения....
Обобщающий урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств"
Разработка открытогоурока в 10 классе с целью актуализации опорных знаний при решении показательных уравнений и неравенств. При этом проверка усвоения темы идёт на обязательном уровне. Учащиеся демонс...
Уравнения и неравенства, содержащие знак модуль
План урока для подготовки к итоговой аттестации...
Урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств". 11 класс.
Данная разработка содержит конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств" для 11 класса, общеобразовательной школы , а также презен...
Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств", 11 класс
Конспект урока "Решение логарифмических уравнений и неравенств", 11 класс, подготовка к контрольной работе. Завершающий урок по изучению темы " Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенст...
конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств".
Урок обобщения и систематизации знаний в 11 класе по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"...
конспект урока по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств, 11 класс
Цели урока:Образовательные: повторение теоретического материала, закрепление умения применять свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств, обобщение...