Открытый урок математики на тему "Как математика служит Отечеству"
план-конспект урока по математике (6 класс) по теме

Шеварнова Надежда Александровна

Урок посвящен празднику 23 февраля. На уроке ученики узнают о том, как математики помогали стране во время ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika23_fevralya.docx110.74 КБ
Файл prilozheniya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Рахмановская средняя общеобразовательная школа им.Е.Ф.Кошенкова

Открытый урок математики в рамках дня открытых дверей

«Как математика служит Отечеству»

Подготовила:

учитель математики Шеварнова Н.А.

2012 – 2013 учебный год

Урок: «Как математика служит Отечеству»

Цели:

  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину
  • знакомство с некоторыми историческими фактами и математическими задачами, решение которых помогло победить в годы Великой Отечественной войны.
  • формирование мировоззрения на математику - как на науку, прикладная особенность которой: математический аппарат, применяемый почти всеми другими науками.
  • знакомство с учеными математиками, принимавших непосредственное участие в решении прикладных задач
  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

План урока

1.Организационный момент

2.Устный счет            

3.Беседа о празднике

4. Зачем нужна математика?

5. Поговорим о войне

6. Задачи

7. Итог урока

Ход урока

1.Организационный момент

2.Устный счет             

  1. 4,8 : 2                                           =

                +0,8

                : 0,8

                *0,5                        

                    2                                             х=3

  1. Расположите в порядке возрастания

а

ь

ф

в

р

л

е

5,5

24

-100

- 1

0

10

- 20

Составьте дату из полученных ответов в задании (23 февраля)

Что принято праздновать 23 февраля? (День защитника Отечества)

3.Беседа о празднике

Оказывается, так как германские войска напали на Сов.Россию 18 февраля 1918 года, то уже к 23 февраля была сформирована Красная армия. С 1923 года 23 февраля был Днем рождения Красной армии.

     В наши дни – это праздник настоящих мужчин.

4. Зачем нужна математика?

  1. В наше время, чтобы строить
    И машиной управлять,
    Прежде нужно уже в школе
    Математику узнать.
    На войне ли современной,
    В годы ль мирного труда,
    При расчетах непременно
    Математика нужна.

  1. Мы живем в мирное время, надо потрудиться. Выполнить тест, лежащий на вашем столе

Тест

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;

б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;

б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а)  0;

б) -10;

в) 12;

г) -6.        

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;

б) -8;

в )-14;

г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;

б) 11, 0, -2, -5;

в ) -5, -2, 0, 11.

5. Поговорим о войне

Как вы думаете, как советские математики помогали стране? (Помогали осваивать природные богатства, создание современной техники, увеличение числа танков, самолетов)

Какая острая проблема была военных заводах? (Нехватка квалицированных работников, их забрали на фронт, и работали женщины, подростки)

Без каких изделий невозможны военные действия? (Патроны, снаряды, бомбы)

А некачественное изделие может испортить ружье, пушку или даже принести вред здоровью человека.

Математики принесли за годы войны миллиардную экономию.

Отгадайте фамилию человека, советского математика

| – 8 | – | – 5 | = 8 – 5 = 3      к
| 10 | · | – 15 | = 10 · 15 = 150     о
| 240 | : | – 60 | = 240 : 60 = 4     л
|– 710 | + | – 290 | = 710 + 290 = 1000   м
| –  2,3 | + | 3,7 | = 2,3 + 3,7 = 6    о
| – 4,7 | + | – 1,9 | = 4,7 + 1,9 = 6,6    г

|1/2| + |- 3/4|= 2/4 + 3/4= 1 ¼     о

|2/7| : | - 4/7| = 2/7 * 7/4 = ½    р

|3,5| * |10| = 35   о
| 28,52 | : | – 2,3 | = 28,52 : 2,3 = 12,4   в

Колмогоров Андрей Николаевич. Изучал вероятность попадания в цель. Изучил законы попадания в цель. Эти результаты повысили точность стрельбы, тем самым повысили эффективность действия артиллерии (род войск пешую и конную, горную и конно-горную  и тяжёлую)

Другие сов.математики:

 М.В.Келдыш, В.В. Голубев (изучали конструкции скоростных самолетов)

М.А.Лаврентьев (изучал действие взрывчатых веществ)

А.А.Ляпунов (стал артиллерийским офицером, опыт математика помог в стрельбе)

А.Н.Крылов (создал таблицу непотопляемости, равновесие корабля )

Ученые-математики рассчитывали сколько нужно сделать одновременно выстрелов по самолетам противника.

Многих выпускников механико-матем.факультетов после вручения дипломов отправляли на фронт в артиллерийские войска.

6. Задачи

  1. Группу партизан в 68 человек во главе с учителем математики Сидоренко внезапно окружил противник. Их привезли в родное село и закрыли в здании клуба, назначив на следующий день суд. В центре клуба был зрительный зал, а вокруг него 8 смежных между собой комнат с окнами на улицу. Командир противника поставил у четырех сторон здания часовых, а пленных партизан разместил в комнатах так, чтобы каждый часовой видел в окна 21 партизана одновременно (см. рисунок). 
    Приказав каждому часовому следить за тем, чтобы это число охраняемых им партизан не уменьшилось, командир назначил смену караула через 3 часа и ушел в штаб. Перед Сидоренко встали вопросы. Что делать? Как предупредить партизанский отряд, что село занято противником? Как спасти свою группу от плена и смерти? Он знал, что под сценой зрительного зала есть подвал с выходом в сарай, где хранились декорации. Через этот ход можно было выйти. Однако, взяв из охраняемых комнат хотя бы одного человека, он мог вызвать тревогу, так как часовые непрерывно смотрели в окна и пересчитывали своих пленных. Сидоренко сообразил, что если в момент смены караула сделать перестановку пленников в комнатах, то незаметно для часовых он сможет каждый раз освободить несколько человек, которые пройдут под сценой в сарай, а затем - в отряд. Так и было сделано.

    Во время смены караула Сидоренко перегруппировал партизан и освободил 8 человек, а затем 3 раза еще по 4 человека. Он подготовил и пятую группу из 4 человек, но в это время в село вошел предупрежденный партизанский отряд, он уничтожил противника и освободил всех остальных партизан.
    Как Сидоренко размешал своих друзей по комнатам, чтобы освободить за пять приемов 24 человека, в то время как на глазах у каждого вновь заступившего на караул часового на каждой стороне здания всегда было по 21 партизану?http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/560/559594/559594_html_2b915507.png

6

9

6

7

7

7

8

5

8

9

3

9

9

9

7

7

5

5

3

3

6

9

6

7

7

7

8

5

8

9

3

9

  1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.


413

218

474

576

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

218+630+195+375 = 1418

7. Итог урока

О чем наш урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что запомнилось?

Дополнительно:

Кроссворды

По горизонтали: 3. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 4. Как расположена одна из точек, расположенных на координатном луче, имеющая большую координату. 8. Выдающийся советский математик, который изучал попадание выстрела в цель. 9. Числа, которые перемножают. 10. Единица измерения отрезков учащимися в тетради. 13. Основная единица массы. 14. Неограниченная геометрическая фигура, которая не имеет краёв.http://festival.1september.ru/articles/412386/img4.gif

По вертикали: 1. Необходимая часть текста задачи. 2. Единица измерения объёма жидкости, которая используется в Англии и США (4л). 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 6. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда. 7. Число, которое иногда получается при делении. 11. Число, которое делят. 12. Отрезок, соединяющий вершины треугольника.

Ответы:

По горизонтали: 3. Скобки. 4. Правее. 8. Колмогоров. 9. Сомножители. 10. Сантиметр. 13. Килограмм. 14. Плоскость.

По вертикали: 1. Вопрос. 2. Галлон. 5. Квадрат. 6. Длина. 7. Остаток. 11. Делимое. 12. Сторона.

1. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. 2. Дробная черта – это знак …. . 3. Деление числителя и знаменателя на одно и то же натуральное число – это … 4. Определите, не прибегая к вычислениям, какое выражение больше ( первое или второе): 1 – 1/1998 или 1 – 1/1999. 5. Плод банана состоит из кожуры и мякоти. . Кожура составляет 2/5 массы банана. Масса мякоти составляет …. . кг, если масса бананов 10 кг.http://festival.1september.ru/articles/412386/img5.gif

Ответы: 1. Знаменатель. 2. Деления. 3. Сокращение. 4. Второе. 5. Шесть.



Предварительный просмотр:

Тест.        Ф.И._________________________Класс___

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                  б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а)  0;

б) -10;

в) 12;

г) -6.        

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;

б) -8;

в )-14;

г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;

б) 11, 0, -2, -5;

в ) -5, -2, 0, 11.

Тест.        Ф.И._______________________Класс___

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                  б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а)  0;

б) -10;

в) 12;

г) -6.        

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;

б) -8;

в )-14;

г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;

б) 11, 0, -2, -5;

в ) -5, -2, 0, 11.

Тест.        Ф.И.______________________Класс_____

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                  б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а)  0;

б) -10;

в) 12;

г) -6.        

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;

б) -8;

в )-14;

г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;

б) 11, 0, -2, -5;

в ) -5, -2, 0, 11.

Тест.        Ф.И.________________________Класс___

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                  б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;                   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а)  0;

б) -10;

в) 12;

г) -6.        

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;

б) -8;

в )-14;

г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;

б) 11, 0, -2, -5;

в ) -5, -2, 0, 11.

3   К

6,6  Г

    Р

1   О

4    Л

150 О

1000 М

35  О

6  О

12,4  В

3,5 Т

75   А

66  Д

100  П

6

9

6

9

9

6

9

6

7

7

7

7

7

7

7

7

8

5

8

5

5

8

5

8

9

3

9

3

3

9

3

9

413

218

474

576

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока и презентация по математике в 7«Б» классе Тема: “Умножение и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на однозначное число”

Конспект открытого урока по математике в 7«Б» классе и презентацияТема: “Умножение  и деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости,на однозначное число”...

Открытый урок по теме "Реальная математика" в 6 "б" классе

"Реальная математика" - это математика нашего реального, повседневного жизненного пространства.Её цель: вырабатывать умения и навыки использования математических знаний в практике.На уроке присутствов...

открытые уроки по алгебре и математике

уроки математики в 6 классе и алгебры в 9 классе (групповая форма работы)...

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби" математика 5 класс

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби"...

Открытый урок в 7 классе "Математика и семейный бюджет"

Открытый урок по математике в 7 классе коррекционной школы "Математика и сесмейный бюджет"...