Технологические карты
методическая разработка по алгебре по теме

Мокрушина Олеся Геннадьевна

Разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ответы  к заданиям для работы в группах:

   

                          {-2; 2}

                                        {0,6}

                                              {-2; 1}

                                                              {2}

                                           {3}

Ответы  к  дополнительным заданиям :

                                                       {1}

                                                     {1; 2}

                                                     {2; 3}



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Мокрушина Олеся Геннадьевна , учитель математики МАОУ «СОШ № 102 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока     Правило вычисления алгебраической суммы (6 класс)

Цель: - сформировать общеучебный навык вычисления алгебраической суммы ;

- содействовать развитию логического мышления.

Задачи:

•      обеспечить возможность определять уровень собственного знания от уровня незнания;

•      создать условия для построения учащимися правила вычисления алгебраической суммы;        

•      обеспечить применение правила в деятельности;

  •  создать условия для формирования навыков рефлексии.

Прогнозируемый результат:  

 •    учащиеся самостоятельно составят правило для вычисления алгебраической суммы;

 •    учащиеся смогут применить полученное правило;        

 •     учащиеся  оценят реально свои возможности и выберут соответствующий уровень сложности для дальнейшей работы.        

Содержание (краткая аннотация)   В ходе урока учащиеся поставлены в ситуацию, когда известные способы вычислений не действуют. Далее предлагается поэтапное выполнение некоторых заданий , на основании вывода о которых учащиеся самостоятельно получают новое правило для решения поставленной задачи. Затем предлагается дифференцированная работа (по уровню сложности) с самостоятельным выбором уровня. Подведение итогов урока, планирование работы на следующие уроки, предполагаемое время для изучения данного материала.

Технологии:   элементы технологии проблемного обучения.

Методы:  урок-поиск, эвристический метод.

Приёмы:.  определение задач,  рациональное планирование, мотивация деятельности, восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, самоконтроль учебно-познавательной деятельности .                                                                                           

Оборудование:  средства ИКТ.

Список использованной  литературы и интернет-ресурсов:

•        http://school-collection.edu.ru

        


Содержательно-технологическая характеристика

(поэтапное описание)

Деятельность педагога

(с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения)

Деятельность учащихся

(с обозначением видов и форм активности)

Планируемый результат,

комментарии

1 этап - Организационный - 2 мин.

1.1.

Приветствие ( словесно)

Самонастрой на предстоящую работу

Сосредоточенность на уроке

2 этап – Мотивационно - проблематизирующий  -  10 мин.

2.1.

Фронтальная работа:

вопросы для актуализации знаний:- Где мы встречаемся с отрицательными числами?

- Что такое модуль числа?

Фронтальная работа:

Ответы учащихся на поставленные вопросы, выполнение предлагаемых заданий.

Мотивация на работу, уверенное применение определений, правил, необходимых для дальнейшего проведения урока.

Выявление ситуации, когда известные правила не действуют, появляется необходимость в новом универсальном правиле.

2.2.

- Вычислите модули чисел (Слайд 1)

2.3.

- Выполните действия с модулями (Слайд 2)

2.4

- Что такое алгебраическая сумма?

2.5

- Выберите выражения, представляющие алгебраическую сумму(Слайд 3).

2.6

Найдите значения алгебраической суммы(Слайды 4-12)

2.7

- Каким правилом воспользовались при вычислении алгебраической суммы? Его преимущества и недостатки.

2.8

- Найдите значение следующего выражения(Слайд 13)

Учащиеся  затрудняются с выполнением задания. Обсуждаются причины этого.  Происходит осознание того, что требуется новое правило для вычисления алгебраической суммы.

2.9

Сообщается тема урока(Слайд 14).

3 этап –  Деятельностный  - 30 мин.

3.1.

Индивидуальная работа.

Предлагается провести исследование. Поэтапное выполнение заданий(Слайд 15).

Проанализируйте и сравните полученные результаты, сделайте вывод о нахождении суммы двух отрицательных чисел.

Учащиеся в тетрадях выполняют предложенные задания, предлагаются составленные правила. Рефлексируя и выбирая наиболее удачное, учащиеся записывают его  в тетрадь. Соотнесение своего результата с эталоном(Слайды 15,16).

Второе правило для формулирования достаточно непростое, возможно, потребуется подсказка учителя.

3.2.

Аналогичная работа по составлению правила сложения положительного и отрицательного чисел (Слайд 16)

3.3.

Фронтальная работа:

- Правило составлено, что делать дальше?

Учащиеся предлагают приступить к выполнению заданий на применение правила. Обсуждается вопрос о форме работы(индивидуально, в парах или в группах). Выясняется , что на первом этапе можно поработать в парах или группах, однако, если кто-то желает работать индивидуально- это не запрещается. Учащиеся выбирают свой уровень сложности и приступают к выполнению заданий (Слайд 17)

При данной работе возможна помощь учителя или кого-то из одноклассников.

4 этап -  Оценочно-рефлексивный  3 мин.

4.1.

Фронтальная работа:

Подведение итогов урока.

- Какие были сложности, почему? Что помогло при работе? Какие планы на следующий урок?

Происходит обсуждение итогов и работы урока.

4.2.

Предлагается домашнее задание , дифференцированное по уровню сложности (Слайд 18).



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 6 классе  по теме «Решение уравнений»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1.На доске выписаны уравнения:

3х-1+6х=8

11а+3а=16

5х-13=2х+2

3у-2=5+2у

7(4-2х)+3х=6

2(х-3)=4(х+6)

4+3(х+5)=11(х-2).

 Разделите их на две группы.

2. Фиксирует на доске предложенные варианты группировки.

3. Предлагает свой способ( если он не был предложен) - уравнения, которые уже умеем решать  и те, способ решения которых еще неизвестен.

 

Предлагают и объясняют свои критерии группировки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

4. -Как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

Цель урока

-Какая цель нашего урока?

5. -Решите уравнения, способ решения которых нам известен(уравнения из первого столбика).

(Проверка)

Называют тему урока.

Записывают ее в тетрадь.

Предлагают цель урока.

Решают уравнения в тетрадях, сравнивают полученные решения с эталоном.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

6.-Почему не удается решить оставшиеся уравнения? Чем эти уравнения отличаются от тех, которые решали раньше?

Проблема:

Как решить новое уравнение?

5х-13=2х+2

Как это сделать?

Вариант1 . Если среди предложенных способов будет рациональный, то можно воспользоваться им.

Вариант2 . Представим, что уравнение-это весы, где левая и правая части – чаши весов, которые находятся в равновесии.

Что можно делать с чашами, чтобы равновесие не нарушилось?

Какой объект нам необходимо убрать с правой чаши весов?

Убираем его из обеих частей уравнения. 5х-13-2х=2х+2-2х

Упрощаем правую часть, 5х-13-2х=2.

Что произошло со слагаемым 2х?

Теперь перенесем слагаемое -13 из левой части в правую, поменяв его знак.5х-2х=2+13

Такое уравнение мы решать уже умеем. Дорешайте его.

- Одно уравнение мы решили. Можем ли решить теперь любое уравнение такого вида?

Предлагаю в парах составить алгоритм  решения уравнений такого вида.

Подводим итоги. Что получилось?

Рассмотрим алгоритм решения, предложенный авторами учебника,

Стр.129. Сравните ваше правило и из учебника.

Выдвигают мнения.

Новые уравнения содержат переменную и в левой, и в правой частях.

Выдвигают разные гипотезы.

Необходимо собрать в одну сторону слагаемые с переменной, а числа- в другую.

Предлагают способы.

Можно добавлять или убирать одинаковые объекты.

Записывают в тетрадях.

Это слагаемое переместилось в левую часть и поменяло свой знак на противоположный.

Записывают в тетрадях.

Заканчивают решение в тетрадях.

Вариант 1. Да, потому что…

Вариант 2. Нет, потому что у нас нет общего правила.

В парах составляют алгоритм, записывают его в тетрадях.

Зачитывают составленные алгоритмы, обсуждают и дополняют их.

Работа с учебником.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Решение заданий из учебника

№580.

Сравните решения, если есть ошибки, укажите их.

Самостоятельно решите уравнения из учебника №582. Сравните решения и ответы с соседом по столу, при необходимости воспользуйтесь помощью учителя или кого-либо из одноклассников..

На доске одновременно оформляют решения двое учащихся .

Сравнение решений и обсуждение .

Решение уравнений, совместное обсуждение решений и ответов.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Выполните  уравнения по вариантам самостоятельно.

Самостоятельные работы,С-19.1, стр.67.

Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило решения уравнений нового вида?

-Что было самым сложным на уроке, а самым интересным?

-Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме?

Оценить отдельных учащихся

Ответы учащихся.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сформулируйте часть домашнего задания.

№581,584.

Учить алгоритм решения уравнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...