Методическая разработка урока "Уравнение касательной. Условие касания"
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме

Владимирова Ольга Ивановна

урок для учащихся физико-математических классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по алгебре и началам математического анализа

 в 10 классе (физ-мат.)

Тема: «Уравнение касательной. Условие касания».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков при  решении проблемы.

Цель урока: Закрепить ранее полученные знания,  научиться самостоятельно решать более сложные задачи и на основе их  анализа делать выводы.

Задачи:

 Образовательные:
                  -закрепить знания и   навыки по теме «Уравнение касательной»;

-сформировать умения учащихся решать более сложные задачи;

-подготовить учащихся к самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- способствовать развитию мыслительных операций: анализ, аналогия, сравнение, обобщение, внимание, монологической и диалогической речи;

- способствовать развитию у учащихся поиска и распознавания полезной информации ( на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

Воспитательные:

             - содействовать воспитанию активной личности,

              способной  самостоятельно  делать обобщения и вывод.

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый.

Форма организации учебной деятельности:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Самопроверка, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, презентация к уроку

Учебник. Алгебра и начала анализа 10 класс А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.

Задачник. Алгебра и начала анализа 10 класс А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.

Используемые современные образовательные технологии: ИКТ,  технология проблемного обучения, технология системно-деятельностного подхода, технология дифференцированного обучения, технология  обучения в сотрудничестве.

Структура урока:


1. Организационно-мотивационный момент.
2. Актуализация ЗУН.
3. Углубление ЗУН на примерах более сложных задач.

4. Обобщение, вывод, рефлексия.

5. Домашнее задание, подведение итогов.

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Результат

1.

Организационно

мотивационный

Установка на сотрудничество с учащимися и успех в предстоящей работе, постановка  цели и проблемы

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл  проблемы

Повышение самооценки, включение в работу

2.

Актуализация ЗУН

Предлагает вспомнить знания и умения, которыми уже владеют дети, по этой теме, корректирует допущенные ошибки

Вспоминают, сравнивают, аргументируют, обобщают те знания, которые уже имеют

Самооценка  и взаимопроверка имеющихся знаний, ликвидация пробелов

3.

Углубление материала по теме

Организует  индивидуальную и фронтальную работу, предлагает участие в обсуждении и  анализе.

Помогает увидеть проблему в конкретном задании, оценивает и корректирует выполняемые учащимися задачи, помогает обобщить полученные результаты

Применяют к составлению уравнений касательных условия параллельности и перпендикулярности. На основе задач с параметром видят решение поставленной проблемы

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки

4.

Обобщение, вывод, рефлексия

Помогает обобщить весь материал, помогает увидеть  самое важное для решения проблемы

Обобщают, систематизируют, формулируют решение проблемы на основе полученных знаний, делают вывод

Составлено условие касания прямой и графика функции, сделан вывод

5.

Домашнее задание, подведение итогов

Комментирует и объясняет домашнее задание, помогает подвести итог, оценивает

Записывают и оценивают, подводят итог

№ 43.56(а)

№ 43.58(а)

№ 43.62(а)

Ход урока:


На прошлом уроке мы с вами вывели уравнение касательной и научились решать некоторые виды задач на составление уравнения касательной.

Давайте ещё раз повторим:

Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку?»  (слайд 3,4)

  • Что же такое касательная? (слайд 5,6)
  • Какова связь между производной в точке касания и уравнением касательной? ( слайд 7,8,9,10)
  • Назовите уравнение касательной  (слайд 11)
  • Как мы его получили?

Решение  задач на повторение :

Цель: повторить алгоритм решения задач на составление уравнения касательной, выявить пробелы у учащихся и их  ликвидировать.

Слайд 12 – устно проговорить алгоритм решения, проговорить сходства и различия в решении задач разных видов.

 Решение по вариантам:

Задача №1.

Написать уравнения всех касательных к графику функции f(x)=x2+4x+6, проходящих через точку М(-3;-1).

Ответ:  y=-6x–19,     y=2x+5.

Ответ:  y=-6x–19,     y=

Задача №2.

Правильно ли составлено уравнение касательной к графику функции         f(x)=x3-3x2+1, если угловой коэффициент касательной k = -3. y= -3x+7.

Правильный ответ: y= -3x+2

Как расположены графики таких прямых y= -3x+7, y= -3x+2.

Делаем вывод, что у параллельных прямых коэффициенты равны, а если прямые перпендикулярны?

Слайд 15

Углубление материала:

Цель: вспомнить условия параллельности и перпендикулярности прямых и применить их при  составлении уравнений касательных; в задачах с параметром выяснить необходимые и достаточные условия для существования касательной к графику функции.

Задача №3.

Составьте уравнение касательной к графику функции y = x3-x2-x+1, которая параллельна прямой y=2x-1.

Задача №4.

Составьте уравнение касательной к графику функции y=x2+4x+1, перпендикулярной прямой y= -1/4x+8.

Ответ: y = 4x+1

Задача №5.

При каких значениях а прямая y=3x-2 является касательной к графику функции y = x2+ax+2?

Ответ: a=-1, a=7.

Задача №6.

При каких значениях b прямая y =3x +b является  касательной к графику функции y = ?

Ответ: b = .

Вывод, рефлексия:

Цель: решить поставленную проблему ,  сформулировать условие касания прямой к графику функции и сделать вывод.

Условие касания.

Для того, чтобы прямая y = kx+b была касательной к графику функции y = f(x), необходимо и достаточно существование хотя бы одного числа x0(одной точки касания), для которой выполняется система

Способы написания уравнения касательной:

  1. Находим общие точки графиков, т.е. решение уравнения f(x) = kx+b, а затем для каждого из его решений вычислить f’(x0). Там где f’(x0) = k  , имеет место касание, а в других пересечение.
  2. Находим корни уравнения f’(x0) = k и для каждого из них проверим, выполняется ли равенство f(x0) = kx0 + b. При его выполнении получаются абсциссы точек касания.

Вывод:

 Если в точке x0 существует производная, то в точке с этой абсциссой есть касательная к графику функции y = f(x)   и наоборот,  если в точке x0  нет производной функции y =f(x), то в точке с этой абсциссой нет касательной к графику функции y =f(x) с  угловым коэффициентом k=f’(x0).



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА ( урок геометрии в 10 классе (физ-мат))

ФИО учителя,  ОУ      Владимирова Ольга Ивановна,  МБУ «Школа № 70»

Тема урока

         Расстояния в многогранниках

Цель урока:

Организовать деятельность учеников по обобщению и систематизации знаний по теме «Расстояния в многогранниках».

Способствовать развитию пространственного мышления у учеников: сначала «увидеть», а потом уже вычислять, воспитать аккуратность и точность в геометрическом рисунке.

Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей личности.  

Содействовать воспитанию активной личности, способной  самостоятельно  делать обобщения и вывод.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

-  формулирует цели и задачи урока;

- обосновывает ценность и значимость  знаний по теме;

- проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении результата;

- видит искомое расстояние и вычисляет его;

-применяет теоретические знания на практике.

Программные требования

Выпускник должен знать: определение расстояния: от точки до прямой и до плоскости; между двумя параллельными плоскостями; между двумя скрещивающимися прямыми.

Выпускник должен уметь: видеть в пространстве расстояния от точки до прямой и до плоскости; находить различные расстояния в пространстве, используя многогранники и многоугольники, расположенные в пространстве.

Мировоззренческая идея

Данная тема используется в задачах ЕГЭ.

Тип урока

 Урок систематизации и обобщения знаний

Технология

Личностно-ориентированного обучения

Форма организации УД

Фронтальная, индивидуальная, самопроверка, взаимопроверка

Оборудование урока

 Доска, мел, дидактический материал

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

ОРГАНИЗАЦИОНО - МОТИВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок, на активную УПД,  установка на сотрудничество с учащимися и успех в предстоящей работе.

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл  урока

проявляют активное желание к саморазвитию, потребность в достижении поставленной цели

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проверка знаний учащихся, решение подготовительных задач. Предлагает вспомнить знания и умения, которыми уже владеют дети, по этой теме, корректирует допущенные ошибки.

Вспоминают, сравнивают, аргументируют, обобщают те знания, которые уже имеют

Самооценка и взаимопроверка имеющихся знаний, ликвидация пробелов

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Мотивация на целеполагание.

Аналитическая беседа (обсуждение):

- что вы заметили, о чем сегодня пойдет речь?

-какие задачи мы сегодня решаем?

-определение целей и учебных задач

-организация поиска личностного смысла данного урока

-составление плана предстоящей деятельности

- в чем будет выражаться предполагаемый результат?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, определяют цель и задачи урока, результат нашей деятельности

-  формулирует цели и задачи урока;

- устанавливает целевые приоритеты;

- обосновывает собственную точку зрения;

- обосновывает ценность и значимость обобщения и систематизации  знаний по теме;

- планирует деятельность на уроке.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ

Организует  индивидуальную и фронтальную работу, предлагает участие в обсуждении и  анализе.

Помогает увидеть проблему в конкретном задании, оценивает и корректирует выполняемые учащимися задачи, помогает обобщить и систематизировать  полученные результаты

Участвуют в индивидуальной и фронтальной работе, предлагают свою точку зрения. Решают позиционные и метрические задачи на расстояния

Поиск и выделение необходимой информации на основе имеющихся знаний, наблюдения и оценки

 ВЫВОД, РЕФЛЕКСИЯ

Организует  обобщение материала, помогает увидеть  самое важное для систематизации знаний.

Обобщают, систематизируют, формулируют решение задачи на основе систематизированных знаний, делают вывод

Выделяют главные и необходимые знания для применения на практике

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Комментирует и объясняет домашнее задание, организует подведение итога, оценивает

Записывают и оценивают, подводят итог. Сопоставляют предполагаемый результат с полученным.

Дидактический материал с применением ИКТ



Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный момент
  2. Актуализация знаний

Мы с вами изучили тему «Расстояния в пространстве», давайте немого повторим:

Задание 1.  Определите, в каком из вариантов формулировка определения верна:

А) Расстоянием  от данной точки М до данной прямой а называется  длина перпендикуляра из точки М на прямую а;

Б) Расстоянием  от данной точки М до данной прямой а, не проходящей через точку М,  называется  длина отрезка, опущенного из точки М на прямую а;

В) Расстоянием  от данной точки М до данной прямой а, не проходящей через точку М,  называется  длина перпендикуляра, опущенного из точки М на прямую а.

Задание 2: Выяснить по чертежу, является ли отрезок МК расстоянием от точки М до прямой АК (а).

        

                

        

        

        

 

  1. Постановка учебной задачи

Обратите внимание на задачи, которые мы сегодня будем решать:

- что за урок будет сегодня, цель и задачи урока?

- каким вы видите результат урока?

- для чего нужен такой урок?

Задача 1. Точка Н – середина ребра PB         правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляры из точки Н на прямые: а) AP; б) АВ; в) CР. Найдите длину каждого перпендикуляра, если ребро тетраэдра равно .        

Ответ: а)1,5; б)1,5; в)1,5.

       

Задача 2. Точка Н – середина ребра PB правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляры из точки Н: а) на прямую AC; б) на высоту РО тетраэдра, О. Найдите длину каждого перпендикуляра, если ребро        тетраэдра равно .                        Ответ: а) 2; б) .        

                                                                   Задача 3.  В кубе АВСDА1В1С1D1 найдите расстояние до прямой ВD от вершин: а) В1; б) А; в) С1, если ребро куба равно 6.

Ответ: а) 6; б) 3; в) 3.                  

                

Задача 4.  В кубе АВСDА1В1С1D1  найдите расстояние до прямой    А1С от вершин: а) А; б) В 1; в) D1,  если ребро куба равно 6.            

                

Ответ: а) 2; б) 2; в) 2.                          

                                                                                                     

                

Задача 5.  В кубе АВСDА1В1С1D1  найдите расстояние до плоскости АВ1С от вершин: а) В; б) D1, если ребро куба  равно 6.                      

Ответ: а); б) 4.  

         

                                                                                                                                      

Задача 6. В кубе АВСDА1В1С1D1   на ребре ВС выбрана такая точка М, что ВМ:МС = 4:3. Найдите   расстояние от точки М до плоскости:

а) В1ВD; б) С1АС; в) АВ1С, если  ребро  куба  равно .

Ответ: а) 4; б) 3; в) . 

                                                     

  Задача 7. Точка Н – середина ребра PB правильного тетраэдра PABC (рис.12). Опустите перпендикуляр из точки Р на плоскость AСН и найдите длину этого перпендикуляра, если ребро   равно .                                                                      Ответ:                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                           

Задача 8. Точка Н–середина ребра PB правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляр из точки Н на плоскость AВС и найдите длину этого перпендикуляра, если ребро тетраэдра равно .                                    

                                                                 Ответ: .                                                

        Задача 9. Точка О–центр грани АBС правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляры: а) из точки С на грань РАВ ; б) из точки О  на грань РАВ и найдите длину каждого перпендикуляра, если ребро тетраэдра равно .                                                

                                                                       Ответ: а) 6; б) 2.                        

Задача 10.  В кубе ABCDA1B1C1D1 с ребром 18 требуется найти расстояние между прямыми: а) ВС и D1C1 (рис.1); б) ВС и А1К (рис.2); в) C1B и B1D1 (рис.3);  г) АC и D1B (рис.4);   д) СD1 и ВD (рис.5);  е) АС и C1К, где К - середина ВС (рис.6).

        

      Рис.5 Рис.6

        Ответ: а) 18; б) 18; в) 6 ; г) 3;  д) 6;  е) 6.   

  1. Обобщение и систематизация материала

Назовите самые важные знания по теме, которые вам помогли справиться с задачами.  Какой можно сделать вывод?

  1. Вывод и рефлексия
  2. Домашнее задание

Задача 1.        ABCDEFA1B1C1D1E1F1- правильная шестиугольная призма, все   ребра которой равны 1. Найдите расстояние:          

1) от вершины A до прямой CD;                2) от вершины A до прямой C1D1;                                       

        

                Рис.1                                                        Рис.2

                        

                Ответ:.                                         Ответ: 2.

Задача 2. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, все ребра которой равны 1, найдите расстояние:

 а) от точки В до плоскости А1EF;                  б) от точки В до плоскости АВ1С;

                        

                        Ответ:  .                                Ответ: .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Касательная к окружности. Методическая разработка урока для 8 класса

Активная деятельность учащихся на данном уроке предполагается в течение всего времени . Разгадывая ребус, играя, исследуя и повторяя, ребята изучают материал о касательной и закрепляют его при решении...

Методическая разработка для студентов " Условия , способы, техника обрабобтки рук"

Методическая разработка предназначена для студентов в помощь изучения темы  «Условия мытья рук, уровни, техника. Надевание стерильных перчаток, снятие использованных»     Данный методич...

Методическая разработка для преподавателей " Условия , способы, техника обрабобтки рук"

Методическая разработка предназначена для преподавателей  для проведения практического занятия по теме  «Условия мытья рук, уровни, техника. Надевание стерильных перчаток, снятие использован...

Уравнение касательной. Условие касания.

Методическая разработка урока по теме "Уравнение касательной"  в 10 классе по УМК Мордкович....

Методическая разработка урока "Уравнение касательной к графику функции"

Урок по теме "Геометрический смысл производной" для студентов 1 курса СПО.Урок продолжительностью 90 минут с применением динамических моделей, созданных в программе GeoGebra, он-лайн тестиро...

Методическая разработка "Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы"

В исследовании приняли участие 28 человек. Выявлено, что каждый из нас в среднем проводит в движении примерно 9 часов; уроки физкультуры нравятся 24 ученикам - это 86 %; спорт...