Уравнение касательной. Условие касания.
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Уравнение касательной" в 10 классе по УМК Мордкович.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по алгебре и началам математического анализа
в 10 классе (физ-мат.)
Тема: «Уравнение касательной. Условие касания».
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков при решении проблемы.
Цель урока: Закрепить ранее полученные знания, научиться самостоятельно решать более сложные задачи и на основе их анализа делать выводы.
Образовательные:
-закрепить знания и навыки по теме «Уравнение касательной»;
-сформировать умения учащихся решать более сложные задачи;
-подготовить учащихся к самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных операций: анализ, аналогия, сравнение, обобщение, внимание, монологической и диалогической речи;
- способствовать развитию у учащихся поиска и распознавания полезной информации ( на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).
Воспитательные:
- содействовать воспитанию активной личности,
способной самостоятельно делать обобщения и вывод.
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный момент.
2. Актуализация ЗУН.
3. Углубление ЗУН на примерах более сложных задач.
4. Обобщение, вывод, рефлексия.
5. Домашнее задание, подведение итогов.
№ | Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Результат |
1. | Организационно мотивационный | Установка на сотрудничество с учащимися и успех в предстоящей работе, постановка цели и проблемы | Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл проблемы | Повышение самооценки, включение в работу |
2. | Актуализация ЗУН | Предлагает вспомнить знания и умения, которыми уже владеют дети, по этой теме, корректирует допущенные ошибки | Вспоминают, сравнивают, аргументируют, обобщают те знания, которые уже имеют | Самооценка и взаимопроверка имеющихся знаний, ликвидация пробелов |
3. | Углубление материала по теме | Организует индивидуальную и фронтальную работу, предлагает участие в обсуждении и анализе. Помогает увидеть проблему в конкретном задании, оценивает и корректирует выполняемые учащимися задачи, помогает обобщить полученные результаты | Применяют к составлению уравнений касательных условия параллельности и перпендикулярности. На основе задач с параметром видят решение поставленной проблемы | Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки |
4. | Обобщение, вывод, рефлексия | Помогает обобщить весь материал, помогает увидеть самое важное для решения проблемы | Обобщают, систематизируют, формулируют решение проблемы на основе полученных знаний, делают вывод | Составлено условие касания прямой и графика функции, сделан вывод |
5. | Домашнее задание, подведение итогов | Комментирует и объясняет домашнее задание, помогает подвести итог, оценивает | Записывают и оценивают, подводят итог | № 43.56(а) № 43.58(а) № 43.62(а) |
Ход урока:
На прошлом уроке мы с вами вывели уравнение касательной и научились решать некоторые виды задач на составление уравнения касательной.
Давайте ещё раз повторим:
Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку?» (слайд 3,4)
- Что же такое касательная? (слайд 5,6)
- Какова связь между производной в точке касания и уравнением касательной? ( слайд 7,8,9,10)
- Назовите уравнение касательной (слайд 11)
- Как мы его получили?
Решение задач на повторение :
Цель: повторить алгоритм решения задач на составление уравнения касательной, выявить пробелы у учащихся и их ликвидировать.
Слайд 12 – устно проговорить алгоритм решения, проговорить сходства и различия в решении задач разных видов.
Решение по вариантам:
Задача №1.
Написать уравнения всех касательных к графику функции f(x)=x2+4x+6, проходящих через точку М(-3;-1).
Ответ: y=-6x–19, y=2x+5.
Ответ: y=-6x–19, y=
Задача №2.
Правильно ли составлено уравнение касательной к графику функции f(x)=x3-3x2+1, если угловой коэффициент касательной k = -3. y= -3x+7.
Правильный ответ: y= -3x+2
Как расположены графики таких прямых y= -3x+7, y= -3x+2.
Делаем вывод, что у параллельных прямых коэффициенты равны, а если прямые перпендикулярны?
Слайд 15
Углубление материала:
Цель: вспомнить условия параллельности и перпендикулярности прямых и применить их при составлении уравнений касательных; в задачах с параметром выяснить необходимые и достаточные условия для существования касательной к графику функции.
Задача №3.
Составьте уравнение касательной к графику функции y = x3-x2-x+1, которая параллельна прямой y=2x-1.
Задача №4.
Составьте уравнение касательной к графику функции y=x2+4x+1, перпендикулярной прямой y= -1/4x+8.
Ответ: y = 4x+1
Задача №5.
При каких значениях а прямая y=3x-2 является касательной к графику функции y = x2+ax+2?
Ответ: a=-1, a=7.
Задача №6.
При каких значениях b прямая y =3x +b является касательной к графику функции y = ?
Ответ: b = .
Вывод, рефлексия:
Цель: решить поставленную проблему , сформулировать условие касания прямой к графику функции и сделать вывод.
Условие касания.
Для того, чтобы прямая y = kx+b была касательной к графику функции y = f(x), необходимо и достаточно существование хотя бы одного числа x0(одной точки касания), для которой выполняется система
Способы написания уравнения касательной:
- Находим общие точки графиков, т.е. решение уравнения f(x) = kx+b, а затем для каждого из его решений вычислить f’(x0). Там где f’(x0) = k , имеет место касание, а в других пересечение.
- Находим корни уравнения f’(x0) = k и для каждого из них проверим, выполняется ли равенство f(x0) = kx0 + b. При его выполнении получаются абсциссы точек касания.
Вывод:
Если в точке x0 существует производная, то в точке с этой абсциссой есть касательная к графику функции y = f(x) и наоборот, если в точке x0 нет производной функции y =f(x), то в точке с этой абсциссой нет касательной к графику функции y =f(x) с угловым коэффициентом k=f’(x0).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ УРОКА: НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВЫВЕСТИ УСЛОВИЕ КАСАНИЯ ПРЯМОЙ у= k х+ b С Г РАФИКОМ ФУНКЦИИ у= f(x)
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ: «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»
1 y = -1 x y y = cos x -π π x y y = x 2 х = 1 y = 2х - 1 х = π
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИИ У= F( Х ) Пусть дана некоторая кривая и точка Р на ней. Возьмем на этой кривой другую точку Р1 и проведем прямую через точки Р и Р1. Эту прямую называют секущей. Будем приближать точку Р1 к Р. Положение секущей РР1 будет меняться (стремиться к точки Р) предельное положение прямой РР1 и будет касательной к кривой в точке Р.
Касательной к графику функции f , дифференцируемой в точке х 0 , называется прямая, проходящая через точку ( x 0 , f ( x 0 )) и имеющая угловой коэффициент k= f '(х 0 ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ
Угловой коэффициент касательной к графику функции в точке равен значению производной в этой точке. k кас. = f / (x 0 ) = tg ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОИЗВОДНОЙ
В каких точках графика касательная к нему а) горизонтальна; б) образует с осью абсцисс острый угол; в) образует с осью абсцисс тупой угол?
При каких значениях аргумента производная функции, заданной графиком а) равна 0; б) больше 0; в) меньше 0?
УРАВНЕНИЕ ВИДА У= F ( а )+F’( а )( х-а ) ЯВЛЯЕТСЯ УРАВНЕНИЕМ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИИ. Уравнение вида у= f ( х о )+f’ (х о )( х- х о ) является уравнением касательной к графику функции.
1. Если задана точка касания Написать уравнение касательной к графику функции f(x) = x 3 – 3x – 1 в точке М с абсциссой 2. 2. По ординате точки касания. Написать уравнение касательной в точке графика с ординатой y 0 = 1.
1. Написать уравнения всех касательных к графику функции f(x) = x 2 + 4 x + 6 , проходящих через точку М (-3; -1). 2. Правильно ли составлено уравнение касательной к графику функции f(x) = x 3 -3 x 2 +1, если угловой коэффициент касательной k = -3, y = -3 x +7?
Написать уравнения всех касательных к графику функции F(x) = х 2 +4х+6 проходящих через точку М(-3;-1). Решение. 1. Точка М(-3;-1) не является точкой касания, так как f (-3)=3. 2. а – абсцисса точки касания. 3. Найдем f(a): f(a) = a 2 +4a+6. 4. Найдем f ’(x) и f ’(a) : f ’(x) =2 x +4, f ’(a) =2 a +4. 5. Подставим числа а, f ( a ), в общее уравнение касательной у= f ( a )+ f’(a) ( x – a ): y = a 2 +4a+6+(2 a +4)( x – a ) – уравнение касательной. Так как касательная проходит через точку М(-3;-1), то -1= a 2 +4 a +6+(2 a +4)(-3– a ), a 2 +6 a +5=0, a =- 5 или a =-1. Если a =-5, то y =-6 x –19 – уравнение касательной. Если a =-1, y =2 x +5 – уравнение касательной. Ответ: y =-6 x –19, y =2 x +5.
Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. Пусть даны две прямые: у1= k1x+b1 и у2= k 2 x+b 2. Если k1 = k 2, то прямая у1 параллельна у2. Если k1 k 2= –1, то данные прямые взаимно перпендикулярны
1. Составить уравнение касательной к графику функции f(x) = x 2 +4 x +1, перпендикулярной прямой y = -1/4 x +8.
Условие касания Прямая у= k х+ b является касательной к графику функции у= f(x) тогда и только тогда, когда существует хотя бы одна точка касания а, для которой выполняется система f(a)=ka+b, f ’(a)=k.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по теме "Уравнение касательной", 10 класс
Разработка урока для учащихся 10 класса по алгебре и началам анализа. Тема "Уравнение касательной". К материалам прилагается презентация и раздаточный материал. Урок рассчитан на 45 минут. Урок пров...
открытый урок алгебры в 11 классе. Касательная. Уравнение касательной
урок алгебры в 11 классе по теме: "Касательная. Уравнение касательной"1. Тип урока: Урок изучения нового материала 2. Цели урока: · Уточнить понятие «касательной». · Вывести уравнение касател...
Вопросы для опроса по теме «Уравнение касательной»
Материал можно использовать при итоговом повторении ....
4 варианта разноуровневые задания по теме уравнение касательной
Вариаты составлены из заданий всех типов по теме "Уравнение касательной"...
Методическая разработка урока "Уравнение касательной. Условие касания"
урок для учащихся физико-математических классов...
Урок по теме "Касательная. Уравнение касательной"
Урок по теме "Касательная. Уравнение касательной" Тип урока: изучение нового материала.Методы обучения: наглядный, частично поисковый.Цель урока:Ввести понятие касательной к графику функции в точке, в...
Презентация к уроку "Касательная. Уравнение касательной"
Касательная.Уравнение касательной»11 класс...