Дифференцированный подход в обучении математике
статья по алгебре на тему
Организация дифференцируемого обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, но действовать надо постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный процесс при необходимости. В статье рассказано о дифференциации процесса обучения и о индивидуализации, даны методики психолого-педагогической диагностики, применяемые в условиях дифференцируемого обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii_matematike.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении математике
В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени.
Дифференциация обучения - это учет индивидуальных особенностей личности , группировать учащихся и строить процесса обучения в выделенных группах.
Говоря о дифференциации обучения , мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Дифференцированный подход к учащимся – это предъявление различных требований к различным группам в овладении ими содержанием образования.
Дифференциация обучения позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Отличие индивидуализации от дифференциации заключается в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников.
Например, если на уроке учебная работа организуется с учетом собственного темпа деятельности каждого ученика – это индивидуализация. Но если учитель разделяет учеников на группы развития их общих познавательных способностей или по какому-либо иному признаку и с каждой группой организует специфическую учебную работу – это дифференциация.
В современной педагогической литературе часто встречается понятие вариативности образования, его иногда смешивают с понятием дифференциации обучения. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями учителя, автора учебных пособий, их взглядами на учебный предмет, то речь идет о вариативности в образовании, но не о дифференциации.
Дифференциация процесса обучения , как и индивидуализация, есть определенный способ реализации вариативности.
Противники дифференциации утверждают, что дифференцировать необходимо не детей, а учебный материал. Мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, допускающими переход учеников из одной группы в другую.
Организация дифференцируемого обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, но действовать надо постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный процесс при необходимости.
Методики психолого-педагогической диагностики, применяемые в условиях дифференцированного обучения
- Определение концентрации и сосредоточенности внимания.
Взять любые печатные тексты – шрифт крупный. За 5 минут нужно найти и зачеркнуть все буквы «а» ( и прописные , и строчные).
Затем можно усложнять задание: меняются буквы, по-разному зачеркиваются, отыскиваются 2 буквы – одна зачеркивается, другая подчеркивается и т.д.
Норматив: 4 и меньше пропусков – нормальная концентрация внимания.
- Определение уровня развития смысловой памяти.
Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например, таких: шум – вода, стол – обед, мост – река, рубль – копейка, лес – медведь, дуб – желудь, дичь – выстрел, рой – пчела, час – время, гвоздь – дска. После небольшого перерыва он читает лишь первое из слов каждой пары, а учениеи должны припомнить вторые слова и записать эти пары слов на листке бумаги.
Подсчитывается число правильных воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового)запоминания. Если он больше 0,6, то смысловая память развита вполне удовлетворительно.
- Изучение интересов учащихся
Анкета
- Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся?
- Почему тебе нравятся эти предметы (напиши, к какому предмету относится):
- а) нравится учитель;
- б)знания пригодятся в жизни;
- в) на уроках всегда интересно;
- г) легко запоминается материал
д) …
- Что тебе больше всего нравится на уроках:
а)слушать учителя;
б) узнавать новое;
в)решать задачи;
г)отвечать у доски;
д)выполнять контрольные работы
е) …..
- Хотел бы ты, чтобы уроки в школе были короче?
- Хотел бы ты увеличить каникулы?
- О чем ты больше всего любишь читать?
- О чем больше всего любишь смотреть фильмы?
- Назови 5 самых любимых твоих занятий.
Расписание.
Учащимся предлагается составить расписание уроков на неделю, включая в него те уроки и в таком количестве, в котором ученики пожелают. По составленному расписанию можно судить о тех предметах, которые они предпочитают.
- Определение учебного профиля школьника.
Методика «Альтернатива»
Отнесите (присоедините) слово «движение» к одной из ниже перечисленных групп слов:
-Молекулы, концентрация, раствор.(Химия)
-Неподвижность, стабильность, остановка. (Язык)
- Ветры, течение, дрейф. (География)
- Траектория, путь, перемещение. (Физика)
- Развитие, эволюция, революция. (История)
- Скорость, направление, вектор. (Математика)
- Жизнедеятельность, органы передвижения, среда обитания. (Биология)
В скобках приведены учебные предметы, о склонности к которым свидетельствует выбор ученика).
Методика «Мир вокруг нас»
Опишите или дайте определение содержанию следующих понятий: земля, человек, природа, время, живое, слово, количество, огонь, воздух.
При обработке учитывается, через какие понятия (естественно-математического или гуманитарного ) ученик описывал предложенные объекты: например, если сказано, что земля – это планета, содержит много химических элементов, является шаром, проявляются элементы естественно-математического профиля ученика; если даны образные представления – «земля – наш дом, на земле существуют цивилизации, это место обитания человека», проявляются элементы гуманитарного профиля.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В нашей школе изучаются возможности развития дифференцированного обучения. Прсим Вас ответить на следующие вопросы.
1)Хотели бы Вы, чтобы в школе были созданы классы с углубленным изучением предметов:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2.Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок углубленно изучал(подчеркните):
-математику,
-русский язык и литературу,
-биологию,
-физику,
-химию,
-историю,
-географию,
-иностранный язык?
3. С какого класса Вы предложили бы начать углубленное изучение предметов?
Хотелось бы Вам, чтобы в старших класах у Вашего ребенка был индивидуальный учебный план в зависимости от его профессиональных намерений?
а)да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Как бы Вы предложили изменить учебный процесс в школе, чтобы образовательные потребности Вашего ребенка были удовлетворены более точно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
«ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ» Дифференцированный подход в обучении математики
Тип урока:урок применения и совершенствования знаний Развить умений и навыков работы с одночленами и многочленами; выявить закономерности и обобщение учебного материала;воспитать познавател...
дифференцированный подход в обучении математике
статья-отчёт о проделанной работе...
Дифференцированный подход в обучении математики
В последние годы значительно усилился интерес преподавателей математики к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стр...
Дифференцированный подход в обучении математике
В работе рассказывается о дифференцированном подходе в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной шк...
Дифференцированный подход в обучении математике
В работе рассказывается о дифференцированном подходе в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной школы. Раскрываются виды и формы дифференцированного обучения. Говори...
Организация урочных и внеурочных занятий с использованием дифференцированного подхода в обучении математике.
Обобщение опыта работы по теме ,, Дифференцированное обучение"...