Урок-игра по теме "Тригонометрические уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Данный материал моржет быть использован как итоговый урок по теме " Тригонометрические уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тригонометрические уравнения76.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ-лицей

«Армавирский классический лицей»

Конспект урока

по алгебре и началам анализа

в 10-х классах

на тему:

«Решение тригонометрических уравнений»

Разработан:

учителем математики

Даниловой   А.В.

Армавир 2015

Тема: «Решение тригонометрических уравнений».

Тип урока: Урок-соревнование.

Цели: 

  • выработка у учащихся навыков решения тригонометрических уравнений;
  • активитизация учебной деятельности;
  • подкрепление мотивации обучения;
  • повышение культуры общения;
  • закрепление ранее изученного материала.

Оборудование:  карточки с заданиями, доска.

Структура урока:

1).Подготовительный этап.

2).Игровой этап:

  1. Конкурс «Всезнайка».
  2. Конкурс «Цепная реакция».
  3. Устный опрос на сообразительность.
  4. Самостоятельная работа по карточкам.
  5. Конкурс капитанов.
  6. Конкурс «Турнир».

3). Подведение итогов и выставление оценок.

Ход урока.

  1. Подготовительный этап.

Проверяется готовность класса к уроку и сообщается о том, что сегодня урок пройдет в игровой форме, в виде игры, которая называется «Математический батл».

Класс делится на 3 команды, соответственно 1-й, 2-ой, 3-ий ряд. Каждая команда выбирает себе название и капитана.

Также ученикам сообщается, что игра будет состоять из командных конкурсов и индивидуальных заданий, и то, что каждый ученик получит по 2 оценки.

  1. Игровой этап.

2.1. Первый конкурс «Всезнайка», в ходе которого будет определена команда, лучше всех знающая изученный материал. За каждый правильный ответ команде будет присвоен 1 балл.

Вопросы:

  1. Какие функции мы называем синусом и косинусом?

(Числовые функции, заданные формулами y=sinx и y=cosx, называют соответственно синусом и косинусом).

  1. Как называется график функции синус?

(Синусоида).

  1. Назовите основные тригонометрические функции?

(Синус, косинус, тангенс, котангенс).

  1. Дайте определение арккосинуса числа а.

(Арккосинусом числа а называется такой угол из промежутка [0;π], косинус которого равен а).

  1. Какая из основных тригонометрических функций является четной?

( Косинус, т.к. cos(-α)= cosα).

  1. Какие еще тригонометрические функции, кроме основных, вы знаете?

(Секанс - secα=1/cosα и косеканс - cosecα=1/sinα).

  1. Конкурс «Цепная реакция».

Каждый учащийся команды получает карточку с небольшим заданием- решить простейшие тригонометрические уравнения.

Выполнив задание, учащийся передает карточку сидящему сзади. Ученик с последней парты приносит к столу учителя все карточки данной команды. Побеждает та команда, которая дала наибольшее число правильных ответов за самое короткое время.

Задания для 1-й команды.

Решить уравнения:

1) cosx= 0 ;                   3)   sinx+1=0;                    5) tgx+ 3 =0;

2) sinx = 1   ;                 4)  2 cosx-1=0;                    6) ctgx+1=0.

 

2-я команда.

     Решить уравнения:

1) cosx=-1;                   3) 2sinx-1=0;                       5) 3 tgx-1=0;

2) sinx= 0 ;                   4) 2cosx-1=0;                      6) 3 ctgx-1=0.

3-я команда.

Решить уравнения:

1) cosx=1;                     3) 2sinx- 3 =0;                    5) tgx- 3 =0;

2) sinx=-1;                    4) 2cosx + =0;                   6) 3 ctgx + 3 =0.

  1. Опрос на сообразительность.
  2. Самостоятельная работа по карточкам.

Учащимся раздаются карточки (6 вариантов) с тригонометрическими уравнениями.

За данное задание учащиеся получают индивидуальные оценки.

1 вариант

1) 2 sin’x+sinx-1=0;

2)  2sin’x+3cosx=0;

4 вариант

1) 4sin’x+11sinx-3=0;

2) 4cosx=4-sin’x;

2 вариант

1) 2sin’x-sinx-1=0;

2) 5sin’x+6cosx-6=0;

5 вариант

1)6cos’x+cosx-1=0;

                2) 8sin’x+cosx+1=0;

3 вариант

1) 3sin’x-5sinx-2=0;

2) cos’x+3sinx=3;

6 вариант

1) 4cos'x-8cosx+3=0;

2) 2cos’x+sinx+1=0;

  1. Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается решить по одному тригонометри-ческому уравнению:

1. 3sin'x+sinx·cosx=2cos’x;

2. 2cos’x-3sinx·cosx+sin’x=0;

3. 2sin’x-sinx·cosx=cos’x.

Та команда, капитан которой первым решит уравнение, получит 2балла, команда, капитан которой решит вторым, 1 балл, третьим 0 баллов.

  1. Конкурс «Турнир».

Требуется написать математические термины на одну букву. Командам раздаются карточки с заданиями и дается 5 минут на ответ.

Выигрывает та команда, которая дает больше правильных ответов за наименьшее количество времени.

Команда №1

Буква «П».

  1. График квадратичной функции (парабола).
  2. Взаимное расположение двух прямых (параллельность, перпендикулярность).
  3. Сумма длин всех сторон многоугольника(периметр).
  4. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр).
  5. Знак для обозначения действия сложения (плюс).
  6. Плоский четырехугольник (параллелограмм).

Команда №2

Буква «Р».

  1. Единица измерения углов (радиан).
  2. Отрезок внутри круга (радиус).
  3. Уравнения, имеющие одни и те же решения (равносильные).
  4. Плоский четырехугольник (ромб).
  5. Знак операции извлечения корня (радикал).
  6. Арифметическое действие (разность).

Команда №3.

Буква «С».

  1. Тригонометрическая функция (синус, секанс).
  2. Арифметическое действие (сложение).
  3. Раздел  геометрии (стереометрия).
  4. График синуса (синусоида).
  5. Часть круга (сектор).
  6. Одинаково направленные полупрямые ( сонаправленные).

  1. Подведение итогов.

Подводятся итоги «Математического батла», обьявляется команда-победитель. Выставляются оценки. Команде победителю – 5, остальным – 4.

Конкурс «Цепочка».

    1-я команда.

Решить уравнения:

1) cosx= 0 ;                   3)   sinx+1=0;                    5) tgx+ 3 =0;

2) sinx = 1   ;                 4)  2 cosx-1=0;                    6) ctgx+1=0.

 

2-я команда.

     Решить уравнения:

1) cosx=-1;                   3) 2sinx-1=0;                       5) 3 tgx-1=0;

2) sinx= 0 ;                   4) 2cosx-1=0;                      6) 3 ctgx-1=0.

3-я команда.

Решить уравнения:

1) cosx=1;                     3) 2sinx- 3 =0;                    5) tgx- 3 =0;

2) sinx=-1;                    4) 2cosx + =0;                   6) 3 ctgx + 3 =0.

1 вариант

1) 2 sin’x+sinx-1=0;

2)  2sin’x+3cosx=0;

4 вариант

1) 4sin’x+11sinx-3=0;

2) 4cosx=4-sin’x;

2 вариант

1) 2sin’x-sinx-1=0;

2) 5sin’x+6cosx-6=0;

5 вариант

1)6cos’x+cosx-1=0;

                2) 8sin’x+cosx+1=0;

3 вариант

1) 3sin’x-5sinx-2=0;

2) cos’x+3sinx=3;

6 вариант

1) 4cos'x-8cosx+3=0;

2) 2cos’x+sinx+1=0;

Команда №1

Буква «П».

  1. График квадратичной функции (парабола).
  2. Взаимное расположение двух прямых (параллельность, перпендикулярность).
  3. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр).
  4. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр).
  5. Знак для обозначения действия сложения (плюс).
  6. Плоский четырехугольник (параллелограмм).

Команда №2

Буква «Р».

  1. Единица измерения углов (радиан).
  2. Отрезок внутри круга (радиус).
  3. Уравнения, имеющие одни и те же решения (равносильные).

10. Плоский четырехугольник (ромб).

11. Знак операции извлечения корня (радикал).

12. Арифметическое действие (разность).

Команда №3.

Буква «С».

  1. Тригонометрическая функция (синус, секанс).
  2. Арифметическое действие (сложение).
  3. Раздел  геометрии (стереометрия).
  4. График синуса (синусоида).
  5. Часть круга (сектор).
  6. Одинаково направленные полупрямые (сонаправленные).

Команда

Конкурс «Всезнайка»

Конкурс «Цепная реакция»

Опрос

Конкурс

капитанов

Конкурс «Турнир»

1

2

3

Итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный урок-игра по теме "Системы линейных уравнений"

На уроке повторения и обобщения знаний по теме «Системы линейных уравнений» работа организована так, чтобы решить задачи:1.повторить и обобщить знания и умения по данной теме, отработать навыки ...

Обобщающий урок - игра "Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений", 6 класс

Тема урока: Решение уравненийТип урока: Обобщающий урок – игра «Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений».Цели урока:  Обучающая цель: проверка знаний, основных умен...

Урок-игра "Колесо истории" по теме: "Решение уравнений"

Урок-игра "Колесо истории" по теме: "Решение уравнений" (конспект)...

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"  Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...