Обобщающий урок - игра "Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений", 6 класс
план-конспект урока (алгебра, 6 класс) по теме
Тема урока: Решение уравнений
Тип урока: Обобщающий урок – игра «Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений».
Цели урока: Обучающая цель: проверка знаний, основных умений и навыков, учащихся по теме «Решение уравнений»;
Развивающая цель: развить умение мобилизовать и применять все имеющиеся знания, умения и навыки при самостоятельном решении задач; развить логическое мышление, волю, эмоции;
Воспитательная цель: воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.
Оборудование урока: карточки с заданиями, жетоны (зеленые, желтые, красные), конверты для жетонов, маршрутные листы для команд, плакаты с кроссвордами, таблички пунктов назначения, магнитофон, творческие задания (задачи составленные детьми и оформленные на листах).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Токарева Инна Александровна
Учитель математики
МБОУ гимназия №1 г. Липецка
Предмет: Математика
Класс: 6 класс
Программно-методическое обеспечение:
- Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2009.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин – 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2005.
- Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.
Тема урока: Решение уравнений
Тип урока: Обобщающий урок – игра «Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений».
Цели урока: Обучающая цель: проверка знаний, основных умений и навыков, учащихся по теме «Решение уравнений»;
Развивающая цель: развить умение мобилизовать и применять все имеющиеся знания, умения и навыки при самостоятельном решении задач; развить логическое мышление, волю, эмоции;
Воспитательная цель: воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.
Оборудование урока: карточки с заданиями, жетоны (зеленые, желтые, красные), конверты для жетонов, маршрутные листы для команд, плакаты с кроссвордами, таблички пунктов назначения, магнитофон, творческие задания (задачи составленные детьми и оформленные на листах).
Ход урока.
I. Организационный этап.
Ребята сегодня у вас пройдет необычный обобщающий урок – «Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений».
Итак, класс разделен на две команды по 5 человек – это экипажи кораблей, в каждом из них есть капитан, у каждого члена команды есть свой номерок, под которым они будут выполнять задания (задания дифференцированные), и конверт, куда они будут складывать заработанные жетоны. Во время путешествия команды побывают на шести полуостровах, на последнем – шестом полуострове будут подводиться итоги вашего путешествия – выставление оценок. От того, как будет работать каждый член команды, зависит какая команда быстрее пройдет свой маршрут и доберется до последнего пункта назначения – полуострова «Эврика».
На каждом из полуостровов живут жители (по 2 учащихся): первый – проверяет правильность выполнения заданий, к нему ребята могут обратиться за помощью (с этими учащимися была проведена предварительная работа); второй – выдает жетоны за решение:
зеленый – учащийся все выполнил сам;
желтый – с помощью проверяющего или капитана;
красный – справился только с дополнительной карточкой.
Эти жетоны каждый член команды складывает в свой конверт. В конце путешествия у каждого будет по 5 жетонов и, в зависимости от их цвета, на полуострове «Эврика» будут выставлены оценки:
все зеленые – «5»;
нет красных – «4»;
есть красные – «3».
Жители на полуостровах, те кто выдает жетоны, пока у них нет «гостей» тоже трудятся (решают уравнения), и их труд будет оценен.
На последнем полуострове «Эврика» находятся два жителя – жюри, которые и будут подводить итоги путешествия. Пока команды путешествуют, они заняты своим делом: решают уравнения, за выполнение которых им будет выставлена оценка.
(В течение всего урока звучит музыка со сборника «Морской бриз»).
II. Закрепление учебного материала
Для того, чтобы отправиться в путешествие нужна карта – маршрутный лист, который вы должны добыть. Для этого выполните следующие здания:
- На доске вы видите задачу, которая называется «хитрая уловка». На первый взгляд все действия выполнены правильно, но здесь есть ошибка. Найдите ее.
28 + 8 – 36 = 35 + 10 – 45
4(7 + 2 – 9) = 5(7 + 2 – 9)
4 = 5
2 · 2 = 5.
- Каждый член команды должен привести по одному примеру уравнений:
1-ый – уравнение, которое имеет два корня (например, (x – 2)(x + 3) = 0,
| x – 5 | = 2).
2-ой – уравнение, которое не имеет корней (например, | x | = – 7, ).
3-ий – уравнение, которое имеет бесконечное множество корней (например, m + m + m = 3m).
4-ый и 5-ый – уравнение, которое имеет один корень (например, y + 2y = 3 и т.д.).
Если кто-то не справляется, можно попросить помощь у капитана или любого члена команды.
После того, как задания выполнены, экипажи получают маршрутные листы и отправляются в путешествие.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Причал
Уравнений Страна Кроссвордная
Архипелаг
Задачный
!
полуостров
Эврика
Бухта В
Устных
примеров
А С
Континент
Ошибок
С
З В
Ю
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Страна Кроссвордная Континент
Ошибок
Архипелаг
Задачный полуостров
Эврика
!
В
А
Бухта Устных
примеров С
Причал
Уравнений
С
З В
Ю
ПРИЧАЛ УРАВНЕНИЙ
Реши уравнение:
Дополнительное задание.
Реши уравнение:
БУХТА УСТНЫХ ПРИМЕРОВ.
(примеры записаны на доске)
Раскройте скобки и упростите:
АРХИПЕЛАГ ЗАДАЧНЫЙ.
Задачи составлены учащимися 6 классов в качестве творческого задания по теме «Решение уравнений».
Задача 1.
Специальные агенты FBI Дана Скалли и Фокс Малдер наблюдали за пришельцами. Скалли увидела лишь 1/3 тех пришельцев, что увидел Малдер. И, если из 15 вычесть количество пришельцев увиденных Малдером, а из количества пришельцев увиденных Скалли вычесть 1, то увиденное агентами будет равно. Сколько пришельцев увидел Фокс Малдер? Сколько пришельцев увидела Дана Скалли?
Решение. Пусть Фокс Малдер увидел x пришельцев, тогда Дана Скалли увидела (1/3)x пришельцев.
Составим и решим уравнение.
12 пришельцев увидел Фокс Малдер.
2) (пришельцев) – увидела Дана Скалли.
Ответ: 12 ; 4.
Задача 2.
Соня, Дурачок и Чихун пошли в лес за ягодами для свадебного торта для Белоснежки. Всего они собрали 28,5 кг ягод. Соня собрала на 3,5 кг больше, чем Дурачок, а Дурачок – в 2 раза больше, чем Чихун. Сколько ягод собрал каждый из них?
Решение. Чихун – x кг
Дурачок – 2x кг 28,5 кг
Соня – (2x +3,5) кг
Составим и решим уравнение.
5 кг – собрал Чихун.
2) 2· 5+10 (кг) – собрал Дурачок.
3) 10 + 3,5 = 13,5 (кг) – собрала Соня.
Ответ: 5 кг, 10 кг, 13,5 кг.
Задача 3.
В подводном царстве жила Русалка. У нее было в 2 раза больше слуг, чем кухарок. Когда она уволила одного слугу и взяла к себе трех кухарок, то количество кухарок стало равно количеству слуг. Сколько было слуг и сколько кухарок в царстве у Русалки первоначально?
Решение. Было Стало
Кухарок – x чел., (x + 3) чел.
Слуг – 2x чел., (2x – 1) чел.
Составим и решим уравнение.
4 кухарки.
2) 2 · 4 = 8 (чел.) – слуг.
Ответ: 8; 4.
Задача 4.
У разбойников было в 5 раз больше золота, чем у Али – бабы. Когда разбойники нашли 10 кг золота, а Али – баба – 50 кг, золота у них стало поровну. Сколько у них было золота первоначально?
Решение. Было Стало
Али – баба – x кг, (x + 50) кг
Разбойники – (5x) кг, (5x +10) кг
Составим и решим уравнение.
10 кг – у Али – бабы.
2) 5 · 10 = 50 (кг) – у разбойников.
Ответ: 10 кг, 50 кг.
Задача 5.
У Василисы Прекрасной два ведерка с живой водой. В первом ведерке в три раза больше живой воды, чем во втором. Если из первого ведерка перелить 20 л во второе, то живой воды в ведерках станет поровну. Сколько живой воды было в каждом ведерке первоначально?
Решение. Было Стало
В I ведерке – (3x) л, (3x – 20) л
Во II ведерке – x л, (x+20) л
Составим и решим уравнение.
20 л – во II ведерке.
2) 3 · 20 = 60 (л) – в I ведерке.
Ответ: 60 л, 20 л.
Дополнительное задание.
а) 5,4 + (3,7 – 5,4) = 5,4 + 3,7 – 5,4 = 3,7;
б) 3,4 + (2,9 – 3,4 + 4,1) = 3,4 + 2,9 – 3,4 + 4,1 =2,9 + 4,1 = 7;
в) 7,2 – (3,2 – 5,9) = 7,2 – 3,2 + 5,9 = 4 + 5,9 = 9,9;
г) 2 – 5 · ( – 7) + 75 = 2 + 35 + 75 = 112.
СТРАНА КРОССВОДНАЯ.
Разгадай кроссворд. В результате в выделенной части кроссворда получиться ключевое слово.
1. ֽֽֽ числа a называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(a). 2. ֽֽֽ уравнения не изменяются, если его обе части умножить или разделить на одно и то же число не равное нулю. 3. Геометрическая фигура. 4. То, что надо знать наизусть. 5. Слагаемые, имеющие общую буквенную часть. 6. Уравнение, которое можно привести к виду ax = b, где a ≠ 0 называется ֽֽֽ уравнением с одним неизвестным.7. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его ֽֽֽ . 8. На основании какого свойства умножения выполняют привидение подобных слагаемых? 9. Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют числовым ֽֽֽ .
М | О | Д | У | Л | Е | М | ||||||||||
К | О | Р | Н | И | ||||||||||||
К | В | А | Д | Р | А | Т | ||||||||||
П | Р | А | В | И | Л | О | ||||||||||
П | О | Д | О | Б | Н | Ы | Е | |||||||||
Л | И | Н | Е | Й | Н | Ы | М | |||||||||
З | Н | А | К | |||||||||||||
Р | А | С | П | Р | Е | Д | Е | Л | И | Т | Е | Л | Ь | Н | О | Е |
К | О | Э | Ф | Ф | И | Ц | И | Е | Н | Т |
КОНТИНЕНТ ОШИБОК.
1. Найди ошибку, допущенную при решении, и поясни, почему она была допущена:
| x – 5 | = – 3 Данное уравнение решения не имеет,
x – 5 = – 3 или x – 5 = 3 т.к. модуль любого числа всегда есть
x = – 3 + 5 x = 3 + 5 число положительное, а здесь отрица-
x = 2 x = 8 тельное.
Ответ: 2; 8.
Найди ошибку, допущенную при решении, и реши уравнение, исправив ее:
Правильное решение.
- 3· (y – 5) – 2 · (y – 4) = 8 3y – 15 – 2y + 8 = 8
3y – 5 – 2y + 4 = 8 3y – 2y = 8 – 8 + 15
3y – 2y = 8 + 5 – 4 y = 15
y = 9 Ответ: 15.
Ответ: 9.
- 6 – 2c = 8 – 3с 6 – 2с = 8 – 3с
3с – 2с = 8 + 6 3с – 2с = 8 – 6
с = 14 с = 2
Ответ: 14. Ответ: 2.
- 0,5 x + 3 = 0,2 x 0,5 x + 3 = 0,2 x
0,5 x – 0,2 x = 3 0,5 x – 0,2 x = – 3
0,3 x = 3 0,3 x = – 3
x = 3 : 0,3 x = – 3 : 0,3
x = 10 x = – 10
Ответ: 10. Ответ: – 10 .
- – 0,4а – 14 = 0,3а – 0,4а – 14 = 0,3а
– 0,4а + 0,3а = 14 – 0,4а – 0,3а = 14
– 0,1а = 14 – 0,7а = 14
а = 14: ( – 0,1) а = 14: ( – 0,7)
а = – 140 а = – 20
Ответ: – 140. Ответ: – 20.
Дополнительное задание.
Вставьте пропущенные числа:
а) – 5 + … = 8;
б) … – 2 = – 1;
в) 7 · … = – 21;
г) … – ( + 12) = – 20;
д) 0 – … = 10.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ПОЛУОСТРОВА.
Реши уравнение:
а) 6x – 12 = 5x + 4 б) (30 – 7а) · 8 = 352
30 – 7а = 44 6x – 5x = 12 + 4
– 7а = 14 x = 16.
а = – 2.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЖЮРИ.
Реши уравнение:
а) 3 + 11у = 203 + у б) – 4· ( – z + 7) = z + 17 в) 7а = – 310 + 3а
10у = 200 4z – 28 = z + 17 7а – 3а = – 310
у = 20. 4z – z = 17 + 28 4а = – 310
3z = 45 а = – 310 : 4
z = 15 а = – 77,5.
III. Подведение итогов, выставление оценок.
Последний пункт назначения – полуостров «Эврика», здесь подводятся итоги путешествия обеих команд. Жюри заполняет специальные бланки выставления оценок.
Обобщающий урок – игра «Путешествие по математическому океану в страну решения уравнений».
Тема: «Решение уравнений».
Бланк выставления оценок
Ф.И. ученика | Кол-во зеленых жетонов | Кол-во желтых жетонов | Кол-во красных жетонов | Итоговая оценка |
I команда | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
II команда | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
Проверяющие | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Жетонщики | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
Жюри | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Подведение итогов:
Все жетоны зеленые – «5»
Нет красных жетонов – «4»
Есть красные жетоны – «3»
Пока жюри заполняет бланк выставления оценок можно сказать о том, что в математике, как и в литературе, тоже можно писать стихи, но не с помощью слов, а с помощью чисел. Вот два примера.
Стихи веселые (читать вслух):
- 15 42 45 108 2 38 46
- 15 47 16 0 4 20
37 08 5 3 4 502 7 08 33
20 20 20 ! 20 20 20 ! 20 20 20 !
Стихи грустные (читать вслух):
- 16 3 1.512
5 20 337 16.025
- 19 11 03 15
2.000.047 100.000 6 02 05.
Жюри подводит итоги и выставляет оценки. Учитель объявляет оценки всех учащихся.
IV. Домашнее задание (тем учащимся, которые получили оценки ниже «5»):
Команда, пришедшая первой: № 1329
Команда, пришедшая второй: № 1325(г), 1329.
2
4
5
3
6
1
Остров
Смекалки
5
4
3
6
2
1
Остров
Смекалки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»
Используемые образовательные технологии: игровая технология Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихс...
Презентация к уроку математики на тему "Синус и косинус. Решение уравнений sin t=a и cos t=a", 10 класс
На уроке рассматривается вопрос о решении уравнений вида sin t=a и cos t=a с помощью числовой окружности. Выводятся формулы sin(-t)=-sint, cos(-t)=cost....
Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес к предмету и мотивацию учащих...
Сценарий урока по теме "Тихий океан как природный комплекс" 7 класс
Урок-ролевая игра. Очень рекомендую начинающим учителям географии....
Урок по алгебре и началам анализа «Графическое решение уравнений»
В материале содержится разработка урока для учащихся 10 класса по теме «Графическое решение уравнений». Составлена технологическая карта урока, позволяющая грамотно организовать уроки максимальн...
Презентация к уроку по теме "Мировой океан" - "Моря, заливы, проливы" (6 класс)
Презентация содержит фотографии морей, заливов и проливов. Предназначена для уроков географии в 6 классе....
Урок обобщение и систематизация знаний по теме « Решение уравнений» в 9 классе.
Урок обобщение и систематизация знаний по теме « Решение уравнений» в 9 классе....