урок-путешествие
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Бондарева Ирина Сергеевна

Тема урока: «Уравнения»

Класс 7 

Цели урока:

обучающие:

обобщение и систематизация знаний учащихся по темам: « Уравнения », повторение темы «Координатная плоскость»

ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;

усиление прикладной и практической направленности изученной темы;

установление внутрипредметных и межпредметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры, астрономии, космонавтики и геометрии;

развивающие:

расширение кругозора учащихся;

пополнение их словарного запаса;

развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;

развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик;

воспитательные:

воспитание чувства коллективизма, товарищества; ответственности за порученное дело;

воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;

воспитание патриотизма, гордости за достижения нашей страны и соотечественников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Уравнения»

Класс 7 Б

Цели урока:

обучающие:

обобщение и систематизация знаний учащихся по темам: « Уравнения », повторение темы «Координатная плоскость»

ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;

усиление прикладной и практической направленности изученной темы;

установление внутрипредметных и межпредметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры, астрономии, космонавтики и геометрии;

развивающие:

расширение кругозора учащихся;

пополнение их словарного запаса;

развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;

развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик;

воспитательные:

воспитание чувства коллективизма, товарищества; ответственности за порученное дело;

воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;

воспитание патриотизма, гордости за достижения нашей страны и соотечественников

Ход урока

I.  Начало организации урока. Целеполагание

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, сообщение темы урока.

Учитель:

- Итак, мы с вами изучили одночлены, многочлены и действия с ними Выполняя следующее задание, мы узнаем, что нас сегодня ожидает на уроке. Работаем устно (Презентация, слайд №2).

Слайд 2

  1. -15+13; -19-20; -45-45; -106+207; 104-309
  2. а+а+а; 2а+7+4; -3в-6+в-12; 3а-6с+4а+12с
  3. –(а+2в); -(-2с-4); -3с(3-1/3а); -4(-а+3с)

Устная работа проводится с учащимися фронтально. Учитель показывает на задания по очереди, ученики поднимают руки и отвечают.  Учитель может спросить любого ученика (можно, конечно, попросить учеников отвечать по очереди, но тогда ученик может заранее просчитать, какой пример достанется ему, и не будет следить за правильностью других ответов). При верном ответе дети опускают руки (если они согласны), при неверном - нет. По поднятым рукам видно, кто не согласен с предложенным ответом. В этом случае можно попросить учащегося прокомментировать свое решение.

Космическое путешествие…- виртуальное, а тема урока «Уравнения»

Цель урока:

Учитель:

- - Ребята, вы посетили  в школьный музей космонавтики и у нас пройдет сегодня необычный урок

А хотели бы вы полететь в космос?

- Почему? Что вы ожидали бы там увидеть?

- А каким должен быть космонавт?

II. Реализация основных этапов урока

1. Выбор траектории полета [1]

Учитель:

У нас сегодня три экипажа. Экипажи готовы к полету. Выберите капитанов и выберите себе траекторию полета 

(слайд №3):

III –эллипс (полет вокруг Земли);

II  - парабола (полет на Луну);

I  - гипербола (полет к планете неземной цивилизации).

От дальности полета будет зависеть сложность заданий, которые вам предстоит выполнить в полете.

С данными линиями (эллипс, парабола, гипербола) мы познакомимся подробно при  дальнейшем изучении  алгебры.

Учащиеся советуются в группах и делают свой выбор.

2. Устранение неисправностей, проверка всех систем к полету

Учитель:

- Прежде, чем отправиться в полет, что бы вы сделали?

Учащиеся предлагают возможные варианты своих действий перед полетом.

Каждая команда находит «неисправность», выполняя устно задания на

 слайде №4.

Верно ли утверждение, определение, свойство?

  1. -12х=144  х=12
  2. -4х=-48    х=12
  3. 5х=-60   х=-12
  4. 0х=0   х=0
  5. х+4=9   х=5
  6. х+5=5   х=0
  7. -3х=0   корней нет
  8. х/5=4   х=20
  9. 0х=3   х=0
  10. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак “+”, скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки.

11. Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак “-”, скобки  опускаем, и знаки членов, которые были заключены в скобки, меняют на противоположные.

Проверка: - + + - + + - + - + +

Повторим инструкции (фронтальная работа устно):

  1. Что значит решить уравнения?
  2. Что называют корнем уравнения?
  3. Какое уравнение называют линейным уравнением с одним неизвестным?
  4. Что называют членами уравнения?
  5. Какие одночлены называются подобными?
  6. -3х+5=0 является ли данное уравнение линейным? Назовите коэффициент к и свободный член.
  7. Какие уравнения называют равносильными?
  8. Какие утверждения о равносильности линейных уравнений вам известны?

  1. Проверка готовности к полету каждого члена экипажа

Заполнение «карт готовности к полету»

 (слайд№5).

Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа (приложение 1). Вначале каждый ученик решает примеры самостоятельно (нужно выбрать правильный вариант ответа), затем, обсудив в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок), вырабатывается одно решение от группы.

Приложение 1              

  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ 

Задания для учащихся из I команды:

  1. 7х+9=100
  2. 9+13х=35+26х
  3. 20х-13х-12х=6
  4. 4(х+3)=5(х-2)
  5. (Х+4)/5=1
  6. (х-3)/6=7/9
  7. 5х/9-7х/4+17х/18=-1/4

Л

Д

Е

А

С

З

А

И

Р

Н

А

Е

В

К

-2

10

5/6

22

0

13

Корней нет

Множество корней

9

-5

23/3

-6/5

1

12

                  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задания для учащихся из II команды:

  1. 26х-0,8=7
  2. 7х/9+3=2х/3+5
  3. 9х+4х=-26
  4. -2(х-5)+3(х+4)=4х+1
  5. (2х-3)/3=-5
  6. (х+7)/3=(2х+3)/5
  7. 1х/6-0,82=3х/8-1,37

Г

Л

А

И

К

Г

А

Е

Р

М

Ы

И

Н

В

18

0

0,3

-2

5

-6

-1

НЕТ КОРНЕЙ

26

6

1

-0,3

2,64

-1,8

                 

  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задания для учащихся из III команды:

  1. 0,81х-71=1,11х+1
  2. 1х/2 -1/3=1/6
  3. 11х+7х-24х=42
  4. 3(х-1)=2(х+2)
  5. (х-7)/3=2
  6. (2х-3)/5=9/10
  7. 0,07-28х/9 =0,26-х

Г

Т

И

А

Е

К

Е

О

В

С

П

Т

М

У

Нет корней

-7

-240

0

Много корней

-10

5

1

7

-5

240

15/4

0,7

-3

Правильные ответы: Лазарев, Титов, Гагарин.

После получения ответов от групп учитель спрашивает учащихся:

- Знаете ли вы, кто такие Гагарин, Титов и Лазарев?

Историческая справка (слайд №6).

  1. Старт (слайд №7)

Все учащиеся зачислены в отряд космонавтов, все имеют необходимый запас теоретических знаний.

Учитель:

Я – Земля,

Я своих провожаю питомцев:

дочерей, сыновей.

Долетайте до самого Солнца

И домой возвращайтесь скорей!

Я – центр управления полетами, космическое МЧС. Обращайтесь ко мне при возникновении трудной ситуации.

  1. Физминутка (слайд №8)

Проверим наше самочувствие. Давайте снимем напряжение в мышцах. Проведем тренировочные упражнения.

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,  

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

(Из книги В.И. Ковалько Школа Физкультминуток)

  1. Выход в космос (слайд №10)

Каждый экипаж выбирает одного человека для выхода в открытый космос.

Эти учащиеся получают задания (приложение 2) и выполняют их на индивидуальных координатных плоскостях

В это время оставшиеся учащиеся работают в группах. Каждая группа получает задание (приложение 3). Вначале каждый ученик решает задачу самостоятельно, затем, обсудив в группе индивидуальные решения (не вынося критических оценок), вырабатывается одно решение от группы.

Задача 1  экипажу

Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус и длина экватора Земли? (Число тысяч округлите до десятых)

  1. Д=2R  R=D/2   R=12,7/2=6,35тыс. км.
  2. C=2пR   C=12,7*3,14=39,878=39,9

Задача 2 экипажу

Радиусы географических параллелей земной поверхности, на которых расположены города Афины и Москва, соответственно равны 5040 км и 3580 км.

На сколько параллель Москвы короче параллели Афин?

C1=2*3,14*5040=31651,2км.

С2=2*3б14*3580=22482,4км.

С1-С2=9168,8км

Задача 3 экипажу

Вычислите длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии320км от земли, а радиус Земли равен 6370 км.

R=320+6370=6690км.

С=6,28*6690=42013,2км

Учитель спрашивает «космонавтов», которые работали в «открытом космосе»:

- Что увидели в открытом космосе?

Ответы:

1.        Созвездие «Большая медведица»

2.        Созвездие «Близнецы»

3.        Созвездие «Кассиопея»

Проверка правильности выполнения заданий (слайды №12-15).

  1. Встреча с инопланетянами (слайд №16)

Капитаны получают карточки с заданиями для каждого члена экипажа (приложение 4). Учащиеся работают самостоятельно на листочках с координатными плоскостями (листочки заранее подготовлены к уроку).

Задание для учащихся из I команды [2]:

1(3; 14), 2(4; 15), 3(3; 16), 4(2; 15), 5(3; 14), 6(0; 7), 7(1; 6), 8(-2; 3), 9(-4; 3),

10(-2; 2), 11(-1; 1), 12(0; 2), 13(1; 1), 14(2; 2), 15(4; 2), 16(5; 1), 17(6; 2), 18(3; 5),

19(0; 2), 20(0; 0), 21(1; -1), 22(1; -3), 23(2; -4), 24(2; -7), 25(0; -7), 26(0; -8),

27(1; -9), 28(3; -7), 29(5; -9), 30(6; -8), 31(6; -7), 32(4; -7), 33(4; -4), 34(5; -3),

35(5; -1), 36(6; 0), 37(6; 2), 38(7; 1), 39(8; 2), 40(10; 3), 41(8; 3), 42(6; 7), 43(3; 14).

Глаза: (1; 8), (2; 9), (3; 8), (4; 9), (5; 8).

Рот: 1(1; 7), 2(2; 6), 3(4; 6), 4(5; 7), 5 (1; 7).

Задание для учащихся из II команды:

1(-5; -1), 2(-7; 3), 3(-5; 6), 4(1; 8), 5(6; 6), 6(9; 0), 7(7; -4), 8(12; -9), 9(14; -8), 10(12; -13), 11(3; -2), 12(1; -13), 13(-5; -16), 14(-3; -12), 15(-1; -11), 16(-2; -1),

17(-7; -10), 18(-11; -5), 19(-7; -6), 20(-5; -1).

Глаза: (-2; 4), (1; 5), (4; 3).

Задание для учащихся из III команды:

1(-9; 6), 2(-7; 9), 3(-3; 10), 4(3; 10), 5(7; 9), 6(9; 6), 7(7; 3), 8(8; -6), 9(4; 2),

10(0; 1), 11(-4; 2), 12(-8; -6), 13(-7; 3), 14(-9; 6), 15(-3; 5), 16(3; 5), 17(9; 6).

Собрать листочки, показать учащимся «инопланетян» (слайд №17).

Отметки выставляются учителем на следующем уроке после проверки индивидуальных работ.

III. Организация рефлексии и обратной связи

  1. Возвращение домой

Приборы показывают, что прямо по курсу Земля. С мягкой посадкой! (слайд №18)

 2.  Разбор полетов (рефлексия)

Учитель:

- Что понравилось?

- Какие были трудности в полете?

- Кто отличился?

- Довольны ли вы своей работой?

После обсуждения вопросов в группах учащиеся отвечают.

IV. Завершение урока, подведение итогов

  1. Подведение итогов работы
  1. Вспомните названия линий, соответствующих траекториям полета.
  2. Назовите 5-7 понятий по теме «Космос».

  1. Домашнее задание (слайд №19)

- Вы многое увидели в космосе. Нарисуйте в координатной плоскости модели кораблей, летающих тарелок, звезд, созвездий, инопланетян.  А может быть во время полета вы скучали о Земле, о доме, цветах, природе и т. д..?

  1. Оформите свой рисунок в координатной плоскости на отдельном листе, запишите координаты точек.

Следующие задания учащиеся выбирают по желанию.

  1. Подготовить сообщения и презентации на классный час о космонавтах.
  2. Подготовить викторину на классный час о космосе.

Спасибо за урок, дети.

Приложение 1              

  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ 

Задания для учащихся из I команды:

  1. 7х+9=100
  2. 9+13х=35+26х
  3. 20х-13х-12х=6
  4. 4(х+3)=5(х-2)
  5. (Х+4)/5=1
  6. (х-3)/6=7/9
  7. 5х/9-7х/4+17х/18=-1/4

Л

Д

Е

А

С

З

А

И

Р

Н

А

Е

В

К

-2

10

5/6

22

0

13

Корней нет

Множество корней

9

-5

23/3

-6/5

1

12

                  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задания для учащихся из II команды:

  1. 26х-0,8=7
  2. 7/9х+3=2/3х+5
  3. 9х+4х=-26
  4. -2(х-5)+3(х+4)=4х+1
  5. (2х-3)/3=-5
  6. (х+7)/3=(2х+3)/5
  7. 1х/6-0,82=3х/8-1,37

Г

Л

А

И

К

Г

А

Е

Р

М

Ы

И

Н

В

18

0

0,3

-2

5

-6

-1

НЕТ КОРНЕЙ

26

6

1

-0,3

2,64

-1,8

                 

  КАРТА ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ

Задания для учащихся из III команды:

  1. 0,81х-71=1,11х+1
  2. 1/2х -1/3=1/6
  3. 11х+7х-24х=42
  4. 3(х-1)=2(х+2)
  5. (х-7)/3=2
  6. (2х-3)/5=9/10
  7. 0,07-28х/9 =0,26-х

Г

Т

И

А

Е

К

Е

О

В

С

П

Т

М

У

Нет корней

-7

-240

0

Много корней

-10

5

1

7

-5

240

15/4

0,7

-3

 

Приложение 2

Выход в космос

Задание для космонавта из I команды:

Отметьте точки на координатной плоскости и последовательно соедините их отрезками:

(-10; 5),

(-7; 6),

(-4; 4),

(-1; 1),

(0; -3),

(6; -3),

(7; 2),

(-1; 1).

Выход в космос

Задание для космонавта из II команды:

Отметьте точки на координатной плоскости и последовательно соедините их отрезками:

(-6; 5),

(-3; 7),

(3; 1),

(6; -1),

(4; -5),

(0; -3),

(-6; 5).

Выход в космос

Задание для космонавта из III команды:

Отметьте точки на координатной плоскости и последовательно соедините их отрезками:

(-4; 8),

(-3; 4),

(0; 3),

(2; -2),

(5; -1).

Приложение 3

Задание для I команды:

Решите задачу:

Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус и длина экватора Земли? (Число тысяч округлите до десятых)

Задание для II команды:

Решите задачу:

Радиусы географических параллелей земной поверхности, на которых расположены города Афины и Москва, соответственно равны 5040 км и 3580 км.

На сколько параллель Москвы короче параллели Афин?

Задание для III команды:

Решите задачу:

Вычислите длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии320км от земли, а радиус Земли равен 6370 км.

Приложение 4

Задание для учащихся из I команды:

1(3; 14), 2(4; 15), 3(3; 16), 4(2; 15), 5(3; 14), 6(0; 7), 7(1; 6), 8(-2; 3), 9(-4; 3),

10(-2; 2), 11(-1; 1), 12(0; 2), 13(1; 1), 14(2; 2), 15(4; 2), 16(5; 1), 17(6; 2), 18(3; 5),

19(0; 2), 20(0; 0), 21(1; -1), 22(1; -3), 23(2; -4), 24(2; -7), 25(0; -7), 26(0; -8),

27(1; -9), 28(3; -7), 29(5; -9), 30(6; -8), 31(6; -7), 32(4; -7), 33(4; -4), 34(5; -3),

35(5; -1), 36(6; 0), 37(6; 2), 38(7; 1), 39(8; 2), 40(10; 3), 41(8; 3), 42(6; 7), 43(3; 14).

Глаза: (1; 8), (2; 9), (3; 8), (4; 9), (5; 8).

Рот: 1(1; 7), 2(2; 6), 3(4; 6), 4(5; 7), 5 (1; 7).

Задание для учащихся из II команды:

1(-5; -1), 2(-7; 3), 3(-5; 6), 4(1; 8), 5(6; 6), 6(9; 0), 7(7; -4), 8(12; -9), 9(14; -8), 10(12; -13), 11(3; -2), 12(1; -13), 13(-5; -16), 14(-3; -12), 15(-1; -11), 16(-2; -1),

17(-7; -10), 18(-11; -5), 19(-7; -6), 20(-5; -1).

Глаза: (-2; 4), (1; 5), (4; 3).

Задание для учащихся из III команды:

1(-9; 6), 2(-7; 9), 3(-3; 10), 4(3; 10), 5(7; 9), 6(9; 6), 7(7; 3), 8(8; -6), 9(4; 2),

10(0; 1), 11(-4; 2), 12(-8; -6), 13(-7; 3), 14(-9; 6), 15(-3; 5), 16(3; 5), 17(9; 6).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...