урок оп теме "Вероятность событий" 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Александрова Элеонора Викторовна

урок для пояснения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veroyatnost_sobytiya_8_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32

Вероятность события

(урок с элементами исследования в 8 классе)

                                                                                          Разработала и провела

                                                                                          Александрова Э.В.

                                                                                                      учитель математики

Подольск,

2014 г.


Тема урока: Вероятность  события

8 класс

«Истинная логика нашего мира – правильный подсчет вероятностей»

Джеймс Максвелл

Тип урока: урок изучения нового материала, с элементами исследования

Цели урока: 

-образовательная: в  результате урока учащиеся формируют понятия  события, видов  

 событий, вероятности события;

      - развивающая: учащиеся развивают:  навыки выделения элементов математической    

        модели при решении текстовых задач; умения применять теоретические знания на

        практике, умения формулировать выводы при наблюдениях.

      - воспитательная: в результате урока учащиеся совершенствуют коммуникативные

        навыки

Оборудование:

       -  двенадцать 5-ти рублёвых монет

 - компьютер

 - мультимедийный проектор и экран;

  - авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point;

Содержание урока

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя:

Случай, случайность – с ними мы встречаемся повседневно: случайная встреча, случайная находки, случайная ошибка. Этот ряд можно продолжать бесконечно. Казалось бы, тут нет места для математики,  – какие уж законы в царстве Случая! Но и здесь наука обнаружила интересные закономерности – они позволяют человеку уверенно чувствовать себя при встрече со случайными событиями.

 Итак, у вас на парте лежит монета. Если подбросить монету, какой стороной она ляжет вверх?

Учащиеся разделяются на 2 группы: одни учащиеся  считают, что  выпадет «Орёл», а другие – «Решка».

Учитель: «Проверьте своё предположение. Что получили?»

У некоторых учащихся прогноз подтвердился, а у других нет.

Учитель: «Все зависит от случая. Может показаться, что в подобных задачах нет никаких закономерностей. Но что происходит при большом количестве бросков?» Проведём исследование.

Математическое исследование 

Учитель: «Ваша задача: провести серию экспериментов (10 испытаний) с подбрасыванием  монеты и фиксированием результатов выпадения орла и решки на листе». Лист лежит на краю парты

испытание

результат

1

2

.

.

10

Учитель: «Что происходит с увеличение числа испытаний?» 

Ученик, которому было дано индивидуальное домашнее задание, демонстрирует полученные результаты

К-во испытаний Исход

10

30

100

150

Орёл

7

18

54

76

Решка

3

12

46

74

Учащиеся:  При большом количестве бросков примерно в половине случаев выпадает “орел” .

Учитель: «Какую долю занимает количество появления орла и решки по отношению к общему количеству испытаний?»

Учащиеся:  Приблизительно половина -  0,5

Учитель: Числовая оценка шансов на успех стара как мир.

Французский естествоиспытатель Жорж Бюссон (1707-1788) бросал монету 4040 раз, и “орел” выпал в 2048 случаях. Английский математик Чарльз Пирсон (1857-1936)  - 24000 раз подбросил монету, “орел” выпал 12012 раз. 

Вывод: Результаты бросания монеты обладают некоторой закономерностью, хотя итог каждого броска неизвестен.

Учитель: В практической деятельности человеку  часто не требуется знать исход одного испытания, но необходимо знать закономерности, появляющиеся при проведении большого числа испытаний.

  1. Изучение нового материала

Оказывается, и в мире случайного действуют определенные законы, изучением которых  занимается раздел математики, который называется «теорией вероятностей»

Основатель современной теории вероятностей А.Н.Колмогоров:

«Вероятность математическая – это числовая характеристика степени возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях».

Основным понятием в теории вероятности является событие. 

Учитель: Что  понимают под словом событие?

Учащиеся : Событием называется результат опытов наблюдений или испытаний.

В ходе фронтальной беседы формулируются определения

Достоверное событие  – событие, которое при данных условиях всегда произойдет , например, в ящике 10 белых шаров, то событие извлеченный шар – белый – достоверное.

Невозможное событие – то, которое в данных условиях не может произойти. В  ящике 10 белых шаров, то событие вытащить черный шар - невозможное.

Случайным называется событие, результат которого мы не можем точно предсказать заранее. При бросании монеты событие – выпал орёл – случайное.

Равновозможные – события, любое из которых не обладает никаким преимуществом появляться чаще других при многократных испытаниях.

Учитель:  Возьмем игральный кубик, то при бросании этого кубика каковы шансы выпадения на его верхней грани 1, 2, 3, 4, 5, 6 очков?

Учащиеся: Одинаковы, т.к. нет оснований считать, что выпадение одного из очков, например 6 более вероятно, чем 2.

Фронтальная работа  (первичный контроль)

1.О каком событии идёт речь? «Из 25 учащихся класса двое справляют день рождения 30 февраля».

А) достоверное;

 В) невозможное;  

 С) случайное

2. Это событие является случайным:

А) слово начинается с буквы «ь»;

В) ученику 8 класса 6 месяцев;

С) бросили две игральные кости: сумма выпавших на них очков равна 8.

3. Найдите достоверное событие:

А) На уроке математики ученики   делали физические упражнения;

В) Сборная России по футболу не станет чемпионом мира 2005 года;

 С) Подкинули монету и она упала на «Орла».

4. Среди пар событий, найдите несовместимые.

А) В сыгранной Катей и Славой партии шахмат, Катя проиграла и Слава проиграл.

В) Из набора домино вынута одна костяшка, на ней одно число очков больше 3, другое число 5.

С) Наступило лето, на небе ни облачка.

5. Колобок катится по лесным тропкам, куда глаза глядят. На полянке его тропинка расходится на четыре тропинки, в конце которых Колобка поджидают Заяц, Волк, Медведь  и Лиса. Сколько исходов для выбора Колобком наугад одной из четырёх тропинок?

А) 1;    

В) 4;    

С) 5

Учитель: Итак, мы выяснили что такое событие, испытание. А что же  такое вероятность события?

А – некоторое событие,

m – количество исходов, при которых событие А появляется,

n – конечное число равновозможных исходов.

Вероятностью Р наступления случайного события А называется отношение m/n, где n – число всех возможных исходов эксперимента, а m – число всех благоприятных исходов:

Такое определение вероятности было впервые дано в работах французского математика Лапласа и называется классическим.

Рассмотрим применение данной формулы при решении задачи.

Видео разбор решения задачи 1: Брошена игральная кость. Какова вероятность того, что выпадет число меньше 4?

  1. Осмысление  изученного материала

Задача2:

Мама, папа, сын и дочка бросили жребий – кому мыть посуду. Найдите вероятность того, что посуду будет мыть папа.

Учащиеся самостоятельно записывают решение и проверяют его по слайду 15    

       

3 и 4  задачи решают два ученика у доски

 3. Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 10 до 19 делится на три?

4 . В мешочке 5 карточек. На каждой карточке написана одна из букв О, П, Р, С, Т. Найти вероятность того, что на вытянутых по одной и разложенных в линию карточках можно будет прочесть слово “СПОРТ”?

5. Первичный контроль ЗУН

Затем учащиеся решают задачи по вариантам

I вариант

1. Маша, Лена, Маша, Таня и Коля  бросили жребий – кому идти в магазин. Найдите вероятность того, что в магазин  надо будет идти Тане.

2. Перед началом первого тура чемпионата по шахматам  участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 76 шахматистов, среди которых 4 участника из России, в том числе Александр Русов. Найдите вероятность того, что в первом туре Александр Русов будет играть с каким-либо шахматистом из России?

II вариант

1. Фабрика выпускает сумки. В среднем на 100 качественных сумок  приходится 8 сумок со скрытыми дефектами. Найдите

вероятность того, что купленная сумка окажется качественной

2. В сборнике билетов по биологии всего 55 билетов, в 11 из них  встречается вопрос по ботанике. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику достанется   вопрос по ботанике.

 

Учащиеся сдают работы на проверку учителю.

  1. Рефлексия

Ребята, а сейчас  оцените свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом.

  1. Подведение итога. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

      № 568, 571, 574


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....