Урок алгебры в 7 классе "Решение уравнений".
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Представленный мною урок разработан и предназначен для усвоения новых знаний по теме «Решение уравнений» на уроках алгебры в 7 классе. Основная цель урока: построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbakov_a.v._-_razrabotka_uroka.doc | 281.5 КБ |
shcherbakov_a.v._-_prezentatsiya_k_uroku.ppt | 609 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербаков Александр Викторович
учитель математики
Государственное казённое общеобразовательное учреждение казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова
400110, г.Волгоград, Красноармейский район, р.п.Южный
УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Урок сопровождается презентацией
Ход урока.
- Вступительное слово учителя. Сегодняшний урок я начну с небольшой исторической информации. (Слайд 1)
В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда ал – Хорезми. Написанный им в начале IX века алгебраический трактат, известный под названием «Китаб ал-джебр ва-л-мукабала» явился первым в мире самостоятельным сочинением по алгебре. Для ал-Хорезми алгебра - это искусство решения уравнений, необходимое людям – как писал он – «в случаях наследования, наследственных пошлин, раздела имущества, торговли и во всех их деловых взаимоотношениях, или же в случае измерения земель, проведения каналов, геометрических вычислений и других предметов различного рода». (Г.И. Глейзер «История математики в школе»).
Кто и когда придумал первое уравнение? На этот вопрос ответить, наверное, невозможно. Задачи, сводящиеся к уравнениям, люди решали и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и в Древней Индии, и в Древней Греции.
При решении задач уравнения у нас могут получиться самые разные, поэтому важно уметь решать любые уравнения.
- Тема урока «Решение уравнений» (записывается на доске). (Слайд 2)
- Формулируются цели урока. (Слайд 3)
- Образовательные:
- построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых;
- формирование умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений.
- Развивающие:
- формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы;
- развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
- Воспитательные:
- выработка объективной оценки своих достижений;
- формирование ответственности.
- Повторение. (Слайд 4)
Учащиеся получают карточки, на которых записаны простейшие уравнения. Решают их самостоятельно. Обмениваются работами с соседом, проверяют вместе с учителем на интерактивной доске правильность выполнения, оценивают друг друга и затем сдают учителю листок с ответами.
Проверка решений уравнений. (Слайд 5)
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) .
Оценивание ответов. (Слайд 6)
- Изучение нового материала.
Обратимся к древнегреческой задаче. (Слайд 7)
Для решения этой задачи нужно составить уравнение и поможет нам в этом следующий слайд: (Слайд 8) x = 1/2x + 1/4x +1/7x +3.
Посмотрите на все решённые вами уравнения на карточке и на уравнение, которое получилось у нас при решении задачи. Чем они отличаются? (Учащиеся сравнивают, и приходят к выводу, что в уравнениях на карточке неизвестная величина находится слева от знака равно, а в другом уравнении неизвестная величина находится и слева, и справа от знака равно). Для того чтобы решать такие уравнения нужно знать особые свойства уравнений.
Правило №1. В уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный.
Правило №2. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля. (Слайд 9, 10)
Рассмотрим уравнение . Определим, какие слагаемые, и в какую часть будем переносить. Как изменяться знаки этих слагаемых? (Слайд 11)
Ещё раз читается по учебнику Правило №1 (стр. 110)
- Для того, чтобы еще лучше усвоить это правило, нам на помощь приходит "Запоминалка": (Слайд12)
Образ: знак « = » – это река, а знак слагаемого «+» или «-» - это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, плюсовую) одежду на сухую (минусовую).
- Первичное закрепление.
Более подготовленные ученики решают на доске № 365 (а-в) (I столбик).
(Слайды 13, 14) Фронтальная работа со всем классом. Найди ошибку в решении.
- Закрепление изученного материала проводится в виде индивидуальной работы по разноуровневым карточкам. (Слайд 15)
Уровень I. Заполни пропуски в решении уравнений.
Уровень II. Реши уравнение, используя приведённый алгоритм.
Уровень III. Самостоятельно реши уравнения.
Дополнительное задание. (Слайд 16 )
- Обобщение изученного материала.
Решить задачу, прочитанную в начале урока. (Слайд 17)
Задача из старинных рукописей и арифметики Л.Ф. Магницкого. Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придёт ещё учеников столько же, сколько имею, и половина, и четверть столько, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Спрашивается, сколько учеников в классе? (Слайд 18)
Дополнительная задача. (Олимпиада по математике г. Бийск 6 класс 2011-2012 уч.г.). Племянник спросил дядю, сколько ему лет. Дядя ответил: «Если к половине моих лет прибавить 7, узнаешь мой возраст 13 лет назад». Сколько лет дяде? (Слайд 19)
- Итог урока.
- Домашнее задание. 364, 365 (г-е), 347*. Творческое задание. Найти, решить и оформить старинную задачу, решаемую с помощью уравнения. (Слайд 20)
Список литературы. (Слайд 21)
- Баврин И. И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. М.: Просвещение, 1994.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1964 и др.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М.: Наука, 1988.
- Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990.
- Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. Алгебра.
7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Приложение 1
Самостоятельная работа №2
Фамилия и имя ученика______________________________________
I уровень. Заполнить пропуски в решении уравнений.
1) 2)
II уровень. Реши уравнения, используя приведённый алгоритм.
1) | Перенести слагаемое в левую часть уравнения, изменив его знак на противоположный. Перенести слагаемое в правую часть уравнения, изменив его знак на противоположный. |
Привести подобные слагаемые. | |
Закончить решение уравнения. Сделать проверку. Записать ответ. | |
2) | Перенести слагаемое в левую часть уравнения, изменив его знак на противоположный. Перенести слагаемое в правую часть уравнения, изменив его знак на противоположный. |
Привести подобные слагаемые. | |
Закончить решение уравнения. Сделать проверку. Записать ответ. |
III уровень. Решить уравнения.
1) . 2) .
Приложение 2
Самостоятельная работа №1
Фамилия и имя ученика______________________________________
Уравнения | Решение уравнений |
а) | |
б) | |
в) | |
г) | |
д) | |
е) |
Оценка за работу: ________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение уравнений
Цели урока. Образовательные: построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых; формирование умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений. Развивающие: формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели. Воспитательные: выработка объективной оценки своих достижений; формирование ответственности.
Повторение
Ответы к простейшим уравнениям а) x = 2 ,7 – 3,8 x = – 1 ,1 б) x = 9 ∙ 1/3 x = 3 в) y = 1 ,1 – 3,5 y = – 2 ,4 г) b = 1/4 : 4 b = 1/16 д) x = 16 : 8 x = 2 е) 3 x = 6 x = 6 : 3 x = 2
Оценивание «5» - верно решено 6 уравнений «4» - верно решено 4-5 уравнений «3» - верно решено 3 уравнения
– Скажи мне знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы. – Вот сколько, – ответил Пифагор, – половина изучает математику, четверть – природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще три женщины. Древнегреческая задача.
Половина изучает математику, четверть – природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще три женщины. 3 женщины X
Правило №1 В уравнении можно перенести слагаемое из одной части в другую, изменив при этом его знак на противоположный
Правило №2 Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля
Решение уравнения 3 x – 6 = 5x Проверка: 3 x – 5 x = 6 3 ∙ ( – 3) – 6 = 5 ∙ ( – 3) – 2x = 6 – 15 = – 15 x = 6 : (– 2) x = – 3 Ответ: x = – 3 .
Образ: знак « = » - это река, а знак слагаемого « + » или « - » - это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, «плюсовую» ) одежду на сухую ( «минусовую» ).
Найди ошибку
Найди ошибку
Самостоятельная работа №2 I уровень. Заполни пропуски в решении уравнений. II уровень. Реши уравнения, используя приведённый алгоритм. III уровень. Реши уравнения.
Дополнительное задание к самостоятельной работе
Решение древнегреческой задачи x = 1/2 x + 1/4x + 1/7x + 3 x – 1/2 x – 1/4x – 1/7x = 3 3/28x = 3 x = 3 : 3/28 = 3 ∙ 28/3 x = 28 Ответ: 28 учеников.
Старинная задача. Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придёт ещё учеников столько же, сколько имею, и половина, и четверть столько, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Спрашивается, сколько учеников в классе?
Дополнительная задача. Племянник спросил дядю, сколько ему лет. Дядя ответил: «Если к половине моих лет прибавить 7, узнаешь мой возраст 13 лет назад». Сколько лет дяде? (Олимпиада по математике г. Бийск 6 класс 2011-2012 уч.г.).
Домашнее задание. 364, 365 (г-е), 347*. Творческое задание. Найти, решить и оформить старинную задачу, решаемую с помощью уравнения.
Список литературы. 1) Баврин И. И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. М.: Просвещение, 1994. 2) Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1964. 3) Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М.: Наука, 1988. 4) Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990. 5) Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. Алгебра. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013.
ВСЕМ СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Конспект урока алгебры " Решение квадратных уравнений по формуле". 8 класс
Уурок обобщения и систематизации знаний...
Технологическая карта урока алгебры "Определение квадратного уравнения"
Учебный предмет: математика (модуль «Алгебра»).Класс: 8 класс.Автор УМК (программы учебного курса): Ю.Н. Макарычев и др., под ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс&raq...
Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"
Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"...
Открытый урок алгебры "Решение квадратных уравнений по формуле"
Урок разработан по УМК Ю. Н. Макарычева...
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения.
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения...