урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_odnorodnye_i_kvadratnye.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения».

Тип урока: (комбинированный урок 2ч).

Цели урока: 

Образовательная

  1. ввести понятие однородные тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным;
  2. ввести понятие тригонометрические уравнения 1 и 2 степени;
  3. сформировать у учащихся умение решать рассмотренные уравнения на базовом уровне.

Развивающая

  1. развивать умения анализировать и делать выводы;
  2. формировать умение самоанализа и контроля.

Воспитательная

  1. воспитывать чувство ответственности;
  2. воспитывать умения работать в коллективе.

Оборудование урока: плакаты, таблицы самооценки, набор карточек для с/р, сигнальные карточки.

Структура урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Ознакомление с темой урока. Постановка целей и задач.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
  6. Этап закрепления нового материала.
  7. Этап информации учащихся о домашнем задании.
  8. Этап всесторонней проверки знаний.
  9. Подведение итогов. Рефлексия.

Содержание урока.

  1. Организационный этап.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

  1. Этап проверки домашнего задания.

Задача: установить наличие и правильность выполнения д/з всеми учащимися.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новым видам тригонометрических уравнений.

Учитель обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с несколькими тригонометрическими уравнениями, и предлагает указать способы их решения.

1) ;   2);   3) ;  4) ;

5) ;  6) ;  7) ; 8) ;

9) .

Учащиеся внимательно смотрят на магнитную доску, объясняют, как можно решить то или иное уравнение. Если у учителя нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с магнитной доски.

В результате проделанной работы на магнитной доске остались уравнения, способ решения которых учащиеся не нашли (№ 5 – 7).

  1. Этап усвоения новых знаний.

Задачи:

  1. ввести понятие «тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным»;
  2. ввести понятие однородных тригонометрических уравнений;
  3. разобрать способы решения однородных тригонометрических уравнений 1 и 2 степени;
  4. добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений;
  5. освоить общие приемы решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, однородных тригонометрических уравнений.

Учитель называет виды оставшихся уравнений, и предлагает учащимся записать тему урока «Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени».

Учитель делает записи на доске, а учащиеся в тетрадях:

Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным.

1) Уравнения вида Asin2 t +Bsin t + C = 0 , где А  0, решаются приведением к квадратному путем замены  sin t = у  (аналогично решаются уравнения с cos t, tg t, сtg t.

2) Уравнения вида Asin2 t +Bcos t + C = 0.  При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t.

3) sin2 t = a,  .       4) cos2 t = a, .

5) tg2 t = a,   .        6) ctg2 t = a,   .        

Подробно разбирается решение уравнения № 5, 4. Решение уравнения  № 6, проводится при активном участии класса. Для решения уравнения № 8 вызывается ученик (по желанию).

Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени.

Уравнение, в котором каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным.

1) Уравнения вида Asin t +Bcos t  = 0,  где А  0, В   0, называются однородными тригонометрическими уравнениями 1 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos t  0. Имеем  A tg t + B = 0.

2) Уравнения вида Asin2 t +B sin tcos t + Сcos2 t = 0 называются однородными тригонометрическими уравнениями 2 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos2 t  0. Имеем  A tg2 t + B tg t + C  = 0.

Учитель решает уравнение №7, с подробным объяснением. При решении уравнения № 9 с помощью вопросов подключает учащихся к активной работе. После приведения уравнения к виду 3tg2 t  - 4 tg t + 1  = 0, предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Задача: установить, усвоили ли учащиеся способы решения нового вида уравнений.

СФЗ (самостоятельная работа по формированию знаний).

Определите вид уравнения и укажите способ его решения.

1);   2) ;   3) ;

4) 1 + 7cos2 x + 3sin2 x = 0;    5) .

  1. Этап закрепления нового материала.

Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.

Учитель предлагает учащимся решить на доске уравнения:

  1. № 165 а) решается с подробным предварительным объяснением каждого шага;
  2. № 165 б) объяснение дается в ходе решения;
  3.  sinx + объяснение дается в ходе решения;
  4.  решается с подробным предварительным объяснением каждого шага.

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.

  1. просмотреть записи в тетради;
  2. разобрать решение примеров № 1 – 6 из учебника, стр. 78 – 79.
  3. выполнить № 167а), б); № 168 б); №169а); №170в).
  4. сильные учащиеся, вместо № 167, 168, могут решить уравнение:

.

  1. Этап всесторонней проверки знаний.

Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении уравнений, аналогичных рассмотренным на уроке, формировать умение самоанализа и контроля.

СФН (самостоятельная работа по формированию навыков).

Решите уравнения.

1вариант.

1)    ;

2) ;

3) .  

2 вариант.

  1. ;
  2. 2 cos.

3 вариант.

 1) ;

2) ;

3) 2.

4 вариант.

  1. sinx +;
  2. ;

3) 5sin.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

        Решение тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным.

Теория

1) Уравнения вида Asin2 t +Bsin t + C = 0 решаются приведением к квадратному путем замены

 sin t = у. (аналогично решаются уравнения с sin t, cos t,  tg t.

2) Уравнения вида Asin2 t +Bcos t + C = 0.  При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t.

3) Asin2 t +Bsin t = 0 (C = 0),   sin t(Asin t + B) = 0,  sin t = 0   или  Asin t + B = 0.

4) sin2 t = a,  .       5) cos2 t = a, .

6) tg2 t = a,   .        7) ctg2 t = a,   .        

Образец решения

Пример. Решите уравнение .

Решение. Обозначим sin x через у, тогда данное уравнение можно записать в виде . Мы получим квадратное уравнение относительно у. Решая его, найдем.

Следовательно,   или   .  Решим уравнение  . .

Решим уравнение . это уравнение не имеет корней, так как sin x не может быть больше 1.

Ответ:

Выполни самостоятельно

ОРО:                 1) ;              2)  sin2 х = ¼.

2 уровень:        1) ;           2) .

3 уровень:        1) ;      2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 10 классе Решение уравнений приводимых к квадратным рациональными способами

На уроке запланирована двухуровневая самостоятельная работа. Норма оценки и подбор упражнений в каждом уровне позволяют учащимся самостоятельно определить для себя темп работы и количество выполненных...

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения"; 9 класс

С помощью путешествия по стране Математики" учащиеся рассмотрят способы решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям; преобретут навыки групповой работы...

Методическая разработка урока на тему: Решение показательных уравнений, приводимых к квадратным, методом замены переменной.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. На уроке рассматривались показательные уравнения, которые можно решить способом замены переменных. Класс, в котором проводился урок, характеризуется неустойчивостью внимани...

Квадратные уравнения. Уравнения, приводимые к квадратным. 8 класс

Цели урока: образовательные: Обобщить и повторить полученные знания по теме. Рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным. развивающие: способствовать развитию внимания, ло...

Урок АЛГЕБРЫ в 9 классе «УРАВНЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ. БИКВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ». (2 часа)

Урок-путешествие по стране "Математика".      Этапы урока совпадают со станциями маршрутного листа.       Маршрутный лист.I. Станция отправления.II. С...

Буклет "Способы решения квадратных уравнений и уравнений, приводимых к ним"

Буклет в виде памятки по решению распространненных видов квадратных уранений (полных и неполных), а ткаже уравнений, приводимых к квадратным....