урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_odnorodnye_i_kvadratnye.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения».
Тип урока: (комбинированный урок 2ч).
Цели урока:
Образовательная
- ввести понятие однородные тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным;
- ввести понятие тригонометрические уравнения 1 и 2 степени;
- сформировать у учащихся умение решать рассмотренные уравнения на базовом уровне.
Развивающая
- развивать умения анализировать и делать выводы;
- формировать умение самоанализа и контроля.
Воспитательная
- воспитывать чувство ответственности;
- воспитывать умения работать в коллективе.
Оборудование урока: плакаты, таблицы самооценки, набор карточек для с/р, сигнальные карточки.
Структура урока.
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Ознакомление с темой урока. Постановка целей и задач.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап проверки понимания учащимися нового материала.
- Этап закрепления нового материала.
- Этап информации учащихся о домашнем задании.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Содержание урока.
- Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
- Этап проверки домашнего задания.
Задача: установить наличие и правильность выполнения д/з всеми учащимися.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новым видам тригонометрических уравнений.
Учитель обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с несколькими тригонометрическими уравнениями, и предлагает указать способы их решения.
1) ; 2); 3) ; 4) ;
5) ; 6) ; 7) ; 8) ;
9) .
Учащиеся внимательно смотрят на магнитную доску, объясняют, как можно решить то или иное уравнение. Если у учителя нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с магнитной доски.
В результате проделанной работы на магнитной доске остались уравнения, способ решения которых учащиеся не нашли (№ 5 – 7).
- Этап усвоения новых знаний.
Задачи:
- ввести понятие «тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным»;
- ввести понятие однородных тригонометрических уравнений;
- разобрать способы решения однородных тригонометрических уравнений 1 и 2 степени;
- добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений;
- освоить общие приемы решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, однородных тригонометрических уравнений.
Учитель называет виды оставшихся уравнений, и предлагает учащимся записать тему урока «Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени».
Учитель делает записи на доске, а учащиеся в тетрадях:
Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным.
1) Уравнения вида Asin2 t +Bsin t + C = 0 , где А 0, решаются приведением к квадратному путем замены sin t = у (аналогично решаются уравнения с cos t, tg t, сtg t.
2) Уравнения вида Asin2 t +Bcos t + C = 0. При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t.
3) sin2 t = a, . 4) cos2 t = a, .
5) tg2 t = a, . 6) ctg2 t = a, .
Подробно разбирается решение уравнения № 5, 4. Решение уравнения № 6, проводится при активном участии класса. Для решения уравнения № 8 вызывается ученик (по желанию).
Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени.
Уравнение, в котором каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным.
1) Уравнения вида Asin t +Bcos t = 0, где А 0, В 0, называются однородными тригонометрическими уравнениями 1 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos t 0. Имеем A tg t + B = 0.
2) Уравнения вида Asin2 t +B sin tcos t + Сcos2 t = 0 называются однородными тригонометрическими уравнениями 2 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos2 t 0. Имеем A tg2 t + B tg t + C = 0.
Учитель решает уравнение №7, с подробным объяснением. При решении уравнения № 9 с помощью вопросов подключает учащихся к активной работе. После приведения уравнения к виду 3tg2 t - 4 tg t + 1 = 0, предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение.
- Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задача: установить, усвоили ли учащиеся способы решения нового вида уравнений.
СФЗ (самостоятельная работа по формированию знаний).
Определите вид уравнения и укажите способ его решения.
1); 2) ; 3) ;
4) 1 + 7cos2 x + 3sin2 x = 0; 5) .
- Этап закрепления нового материала.
Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.
Учитель предлагает учащимся решить на доске уравнения:
- № 165 а) решается с подробным предварительным объяснением каждого шага;
- № 165 б) объяснение дается в ходе решения;
- sinx + объяснение дается в ходе решения;
- решается с подробным предварительным объяснением каждого шага.
- Этап информации учащихся о домашнем задании.
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
- просмотреть записи в тетради;
- разобрать решение примеров № 1 – 6 из учебника, стр. 78 – 79.
- выполнить № 167а), б); № 168 б); №169а); №170в).
- сильные учащиеся, вместо № 167, 168, могут решить уравнение:
.
- Этап всесторонней проверки знаний.
Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении уравнений, аналогичных рассмотренным на уроке, формировать умение самоанализа и контроля.
СФН (самостоятельная работа по формированию навыков).
Решите уравнения.
1вариант. 1) ; 2) ; 3) . | 2 вариант.
|
3 вариант. 1) ; 2) ; 3) 2. | 4 вариант.
3) 5sin. |
- Подведение итогов. Рефлексия.
Решение тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным.
Теория |
1) Уравнения вида Asin2 t +Bsin t + C = 0 решаются приведением к квадратному путем замены sin t = у. (аналогично решаются уравнения с sin t, cos t, tg t. 2) Уравнения вида Asin2 t +Bcos t + C = 0. При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t. 3) Asin2 t +Bsin t = 0 (C = 0), sin t(Asin t + B) = 0, sin t = 0 или Asin t + B = 0. 4) sin2 t = a, . 5) cos2 t = a, . 6) tg2 t = a, . 7) ctg2 t = a, . |
Образец решения |
Пример. Решите уравнение . Решение. Обозначим sin x через у, тогда данное уравнение можно записать в виде . Мы получим квадратное уравнение относительно у. Решая его, найдем. Следовательно, или . Решим уравнение . . Решим уравнение . это уравнение не имеет корней, так как sin x не может быть больше 1. Ответ: |
Выполни самостоятельно |
ОРО: 1) ; 2) sin2 х = ¼. 2 уровень: 1) ; 2) . 3 уровень: 1) ; 2). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 10 классе Решение уравнений приводимых к квадратным рациональными способами
На уроке запланирована двухуровневая самостоятельная работа. Норма оценки и подбор упражнений в каждом уровне позволяют учащимся самостоятельно определить для себя темп работы и количество выполненных...
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения"; 9 класс
С помощью путешествия по стране Математики" учащиеся рассмотрят способы решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям; преобретут навыки групповой работы...
Методическая разработка урока на тему: Решение показательных уравнений, приводимых к квадратным, методом замены переменной.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. На уроке рассматривались показательные уравнения, которые можно решить способом замены переменных. Класс, в котором проводился урок, характеризуется неустойчивостью внимани...
Квадратные уравнения. Уравнения, приводимые к квадратным. 8 класс
Цели урока: образовательные: Обобщить и повторить полученные знания по теме. Рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным. развивающие: способствовать развитию внимания, ло...
Урок АЛГЕБРЫ в 9 классе «УРАВНЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ. БИКВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ». (2 часа)
Урок-путешествие по стране "Математика". Этапы урока совпадают со станциями маршрутного листа. Маршрутный лист.I. Станция отправления.II. С...
Буклет "Способы решения квадратных уравнений и уравнений, приводимых к ним"
Буклет в виде памятки по решению распространненных видов квадратных уранений (полных и неполных), а ткаже уравнений, приводимых к квадратным....