Уравнения
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Низовцева Екатерина Владимировна

Урок был проведен в рамках городского методического семинара "Проектирование урока математики в рамках реализации ФГОС ООО" 17 декабря 2014 года

Конспект урока, презентация, дополнительные материалы.

Скачать задание "Смешарики" можно по ссылке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учебный предмет: математика.

Класс: 5.

Тема урока: «Уравнения»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Содержательная цель: закрепление, при необходимости коррекция, обобщение умений и навыков решения линейных уравнений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию;
  •   умение работать в паре;  
  •   ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;
  • представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности.

Метапредметные:

  • умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию;
  • способность к интерпретации;
  • представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира.

Предметные:

  • умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии.

Структура урока

  1. Организационный этап.
  2. Этап мотивации к коррекционной деятельности.
  3. Этап актуализации и пробного учебного действия.
  4. Этап физминутка.
  5. Этап локализации индивидуальных затруднений.
  6. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
  7. Этап реализации построенного проекта.
  8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ход урока

  1. Организационный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Рене Декарта «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся готовятся к уроку, садятся на свои места.

Обсуждают эпиграф урока

Напомните, пожалуйста, по какой теме мы с вами работаем уже несколько уроков?

Откроем тетради и запишем: «Классная работа. Уравнения» и дату.

Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Спланируйте свою деятельность на урок.

На нашем уроке будут присутствовать консультанты, которые будут помогать решать возникающие проблемы. А кто же будет этими консультантами, мы определим с помощью нескольких заданий.

Отвечают на вопросы.

Тема: «Уравнения»

Цель: закрепить, при необходимости скорректировать, обобщать умения и навыки решения уравнений.

План:

1.Повторить материал

2. Выявить индивидуальные затруднения каждого

3. Построить проект коррекции выявленных затруднений

4. Реализовать проект

5. Самостоятельно выполнить работу по эталону

6. Провести самоанализ деятельности на уроке

  1. Этап мотивации к коррекционной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На уроке вам будет необходимо заполнить таблицу «Знаю. Могу». Она поможет вам выявить именно те моменты, в которых вы испытываете затруднения и во время урока обратить внимание на эти вопросы.

Столбец «Н» - ваши знания и умения на начало урока.

Столбец «З» - ваши знания и умения по результатам выполнения задания.

Столбец «К» - ваши знания и умения в конце урока.

Пожалуйста, напротив каждого вопроса в соответствующем столбце поставьте знак «+» в ячейке, если утверждение соответствует действительности, и знак «-», если не соответствует.

  1. Нахождение неизвестного слагаемого
  2. Нахождение неизвестного уменьшаемого
  3. Нахождение неизвестного вычитаемого
  4. Нахождение неизвестного множителя
  5. Нахождение неизвестного делимого
  6. Нахождение неизвестного делителя
  7. Уравнения с приведением подобных членов
  8. Уравнения с раскрытием скобок

Слушают объяснения учителя, заполняют таблицу (Столбцы под буквой «Н»).

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Для того чтобы начать работу, нам нужен один «доброволец», который будет работать самостоятельно на отдельной доске. Остальные учащиеся будут работать со мной вместе.

Задание 1. Помогите герою построить домики. Для этого дополните правила. Если вы отвечаете на вопрос правильно, строится домик. Если же вы отвечаете на вопрос неверно, то вылетают кирпичи. Чтобы ответить на вопрос поднимите руку. (Фронтальное выполнение).

А. Уравнение - это

1) равенство с неизвестными, значение которого нужно найти

2) набор букв, чисел и арифметических знаков

Б. Решить уравнение -  значит найти

1) все буквы

2) все его корни или убедиться, что корней нет

В. a*0=:

1) a

2) 0

Г. a:0=

1) 0

2) нельзя

Д. a+0=

1) a

2) нельзя

Индивидуальное задание 1 (индивидуальное для 1 ученика, записано на доске).  Вычислить

Поднимите, пожалуйста, карточки зеленого цвета те, кто не испытал затруднений при выполнении данного номера. Если что-то забыли, то поднимайте красную карточку.

Проверка индивидуального задания осуществляется классом после выполнения ими задания 1. Исправьте ошибки, если они есть на доске

Один ученик выполняет индивидуальное задание. Остальные учащиеся работают вместе с учителем.

Подбирают верное окончание правил, выходят  доске и проверяют свой ответ.

Ответы:

А – 1

Б – 2

В – 2

Г – 2

Д – 1

Индивидуальное задание 2 (индивидуальное для 1 ученика, записано на доске). Один «доброволец» к доске. Найдите и исправьте ошибки в примерах

1)

2)

3)                            

4)      

5)

Задание 2. Установите соответствия между началом формул и их окончанием.

 Обратите внимание, что в левой части окна есть окошко, в котором высвечивается количество допущенных вами ошибок, а в правой вы увидите свою оценку. Старайтесь выполнять задание таким образом, чтобы ошибок было как можно меньше. Для начала работы необходимо нажать кнопку «Начать». Работу выполняйте в парах, т.е. советуйтесь друг с другом и принимайте совместные решения. Как только вы закончите игру, поднимите руку, я к вам подойду, и мы посмотрим, какой же у вас результат получится. Пар много, поэтому мне в работе поможет консультант. Им будет ученик, который решал Индивидуальное задание 1. Он также будет подходить к вам, когда вы поднимете руку для проверки или для помощи.

(Работа в парах)

А.

1.

2.

3.

4.

5.

  1.  

Поднимите, пожалуйста, карточки зеленого цвета те, кто не испытал затруднений при выполнении данного номера, т.е. получил «5»? А кто получил «4»? Какие ошибки вы допустили? Если что-то забыли, то поднимайте красную карточку.

Проверка индивидуального задания 2. Ребята, а вы согласны с исправленной работой? Какую оценку вы бы поставили ученику, выполнившую эту работу?

Проанализируйте, пожалуйста, вашу работу: что получилось, что вызвало затруднения. Какие умения мы отрабатывали на этом этапе урока? Можем ли мы перейти к следующему этапу урока?

Задание 2 – учащиеся в парах находят соответствия и соединяют формулы.

Учащийся самостоятельно решает примеры и исправляет ошибки.

Класс проверяет верность выполненной работы.

Отвечают на вопросы

  1. Этап физминутка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мы хорошо поработали. Давайте сделаем паузу и пофантазируем. (Звучит тихая музыка) Закройте глаза. Представьте лесную чащу. Утренний туман, могучие стволы и размашистые ветви сосен, сломанное бурей старое дерево, медведица с медвежатами.

Откройте глаза и посмотрите на экран. Перед вами известная картина «Утро в сосновом бору». Совпал ли образ, который вы себе представили, с картиной?

Какие умения мы отрабатывали на этом этапе урока?

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 3. У каждой картины есть художник. И у нашей картины тоже. Давайте узнаем его фамилию и инициалы, решив уравнения. Один учащийся у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Консультантами при выполнении данного задания у нас будут ребята, которые уже были сегодня у доски и решали Индивидуальные задания.

Для того чтобы воспользоваться помощью консультанта, необходимо, молча, поднять руку. Консультант подойдет. Не забывайте о правилах вежливости и о том, что помощь может быть нужна не только вам, но и вашим одноклассникам.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

1 – Н, 2 – С, 3 – Ш, 4 – К, 5 – И, 6 – М, 7 - А

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Оцените работу одноклассника.

Критерии оценивания:

0 ош. – «5»

1-2 ош. – «4»

3-4 ош. – «3»

Итак, скажите, пожалуйста, как звали автора картины «Утро в сосновом бору»?

Шишкин Иван Иванович – русский художник-пейзажист 19 века.

Один учащийся выполняет работу на доске. Остальные работают в тетрадях. Консультанты отвечают на вопросы одноклассников.

Ответы:

Проверяют работы друг друга, анализируют результаты, выставляют оценки.

Заполните столбцы «З» таблицы и скажите, какие умения мы развивали на данном этапе урока.

Заполняют столбцы под буквой «З»

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, проанализируйте, пожалуйста, вашу таблицу, а именно, ответы в столбцах под буквами  «Н» и «З». Все ли задания вы смогли выполнить верно? В чем были допущены ошибки? Как вы думаете, что следует сделать, чтобы в дальнейшем не допускать подобных ошибок?

Анализируют свои знания и умения по  таблице. Отвечают на вопросы учителя. Делают предположение о том, каким образом корректировать свои знания и умения.

  1. Этап реализации построенного проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 6. На данном этапе я предлагаю вам поработать самостоятельно, пользуясь помощью консультантов.

Консультанты  - учащиеся, которые выполняли у доски Индивидуальные задания и задание о художнике.

Они будут давать подсказки и объяснять, как выполнить решение примеров, в которых у вас возникнут трудности.

Если у вас в таблице напротив какого-либо пункта в разделе «Умею» стоят минусы, значит, вам необходимо выполнить задания под номера на карточках:

-пункт 1 – № 1

-пункт 2 – № 2

-пункт 3 – № 3

-пункт 4 – № 4

-пункт 5 – № 5

-пункт 6 - № 6

-пункт 7 – № 7

-пункт 8 - № 8

№ 1

  1. 6+x=20-10
  2. 5+x=14+36
  3. 45+x=90-35
  4. 8+x=100:5

№ 2

  1. x-5=20-15
  2. x-10=3+13
  3. x-4=3*4
  4. x-15=20:5

№ 3

  1. 15-x=20-15
  2. 20-x=2*3
  3. 50-x=60:10
  4. 4-x=5-3

№ 4

  1. 10*x=50
  2. 15*x=45
  3. 6*x=48
  4. x*12=60

№ 5.

  1. x:3=6
  2. x:6=5
  3. x:15=3*2
  4. x:5=15:3

№ 6

  1. 50:x=10
  2. 60:x=12
  3. 100:x=25
  4. 45:x=3*5

№ 7

  1. 5x+3x=8
  2. 7x-5x+3=13
  3. 8x+2x-5x+5=25
  4. 4x-3x+x-6=10

№ 8

  1. 4+(5x+6)=20
  2. 15+(3x-4)=44
  3. (6x+5)-3=14
  4. 5x-(3x+2)=10

Если у вас возникли затруднения в нескольких номерах, то решайте номера по порядку. Те пункты, которые вы не успеете отработать, будут вашим домашним заданием.

Если у вас в таблице только «+», то вы можете выполнить по учебнику № 356 (1-4).

Обратите внимание на то, что на доске есть образцы выполнения заданий.

Проверьте получившиеся ответы, сверив их с моими ответами на доске.

Какие умения мы отрабатывали на данном этапе урока?

Выполняют задание в соответствии со схемой. Консультанты помогают учащимся, дают подсказки, объясняют сложные места.

На доске решают номера.

Сравнивают свои ответы, с теми, которые указаны в презентации.

Оценивают свою работу.

a

b

c

d

1

4

45

10

12

2

10

26

16

19

3

10

14

44

2

4

5

3

8

5

5

18

30

90

25

6

5

5

4

3

7

1

5

4

8

8

2

11

2

4

№ 1

  1. 6+x=10;

x=10-6;

x=4.

№ 2

  1. x-5=20-15;

x-5=5;

x=5+5;

x=10.

№ 3

  1. 15-x=20-15

15-x=5

x=15-5

x=10

№ 4

  1. 10*x=50

x=50:10

x=5

№ 5

  1. x:3=6

x=6*3

x=18

№ 6

  1. 50:x=10

x=50:10

x=5

№ 7

  1. 5x+3x=8

8x=8

X=8:8

X=1

№ 8

  1. 4+(5x+6)=20

4+5x+6=20

10+5x=20

5x=20-10

5x=10

X=10:5

X=2

№ 356 (1-4)

  1. Х=77
  2. Х=23
  3. Х=5712
  4. Х=203
  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполните небольшую самостоятельную работу.

Вариант 1

1) 5+x=14+36

2) x-10=3+13

3) 20-x=2*3

4) 15*x=45

5) x:15=3*2

6) 60:x=12

7) 7x-5x+3=13

8) 15+(3x-4)=44

Вариант 2

  1. 45+x=90-35
  2. x-4=3*4
  3. 50-x=60:10
  4. 6*x=48
  5. x:15=3*2
  6. 100:x=25
  7. 8x+2x-5x+5=25
  8. (6x+5)-3=14

Критерии оценивания:

0-1ош. – «5»  

2-3 ош. – «4»

4-5 ош. «3»

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Оцените работу одноклассника.

Проанализируйте свою работу.

Заполните столбец «К» в таблице.

Выполняют тест. Проверяют работы друг у друга. Анализируют работу одноклассника. Выставляют оценку.

Ответы

В1

В2

1

45

10

2

26

16

3

14

44

4

3

8

5

30

90

6

5

4

7

5

4

8

11

2

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок подходит к концу.

Домашнее задание: повторить решение уравнений, выполнить номера в соответствии с таблицей. Творческое задание: придумать, записать и вычислить по 2 уравнения на каждое правило (всего 16 уравнений).

Проанализируйте свою деятельность на уроке по таблице и скажите, каких результатов вы достигли за урок.

Наш урок мы начинали с цитаты Рене Декарта «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Надеюсь, что мы с вами сегодня еще раз подтвердили верность этого высказывания.

В завершение урока я хочу предложить вам небольшую игру «Чемодан, мясорубка, корзина». Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Записывают домашнее задание. Заканчивают заполнение таблицы. Анализируют свою деятельность на уроке. Играют в игру «Чемодан, мясорубка, корзина».




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эпиграф Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять Рене Декарт

Слайд 3

Тема? Цель? План? Уравнения

Слайд 4

Знаю. Могу Нахождение неизвестного: 1. слагаемого 2. уменьшаемого 3. вычитаемого 4. множителя 5. делимого 6. делителя 7. Уравнения с приведением подобных членов 8. Уравнения с раскрытием скобок

Слайд 5

Уравнение - это равенство с неизвестными, значение которого нужно найти набор букв, чисел и арифметических знаков Решить уравнение - значит найти все буквы все его корни или убедиться, что корней нет Выбери правильные ответы и построй два домика герою!

Слайд 6

a:0= 0 нельзя Выбери правильные ответы и построй два домика герою! a*0=: a 0

Слайд 7

a +0= a нельзя Выбери правильные ответы и построй три домика герою!

Слайд 8

Утро в сосновом бору

Слайд 9

Отгадайте художника 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 1 – Н 2 – С 3 – Ш 4 – К 5 – И 6 – М 7 - А

Слайд 10

Критерии оценивания 0 ош . – « 5 » 1-2 ош . – « 4 » 3-4 ош . – « 3 »

Слайд 11

Шишкин Иван Иванович

Слайд 12

Знаю. Могу Нахождение неизвестного: 1. слагаемого 2. уменьшаемого 3. вычитаемого 4. множителя 5. делимого 6. делителя 7. Уравнения с приведением подобных членов 8. Уравнения с раскрытием скобок

Слайд 13

Тренировка пункт 1 – № 1 пункт 2 – № 2 пункт 3 – № 3 пункт 4 – № 4 пункт 5 – № 5 пункт 6 - № 6 пункт 7 – № 7 пункт 8 - № 8 № 356 (1-4)

Слайд 14

Тренировка П. 1 № 1 Образец: А) 6+x=10; x=10-6; x=4. Проверка: 6+4=10. Ответ: 4 П. 2 № 2 Образец: А) x-5=20-15; x-5=5; x=5+5; x=10. Проверка: 10-5=20-5. Ответ: 10 П. 3 № 3 Образец: В) 15-x=20-15 ; 15-x=5 ; x=15-5 ; x=10 . Проверка: 15-10=20-15. Ответ: 10 П. 4 № 4 Образец: А) 10*x=50 ; x=50:10 ; x=5 . Проверка: 10*5=50. Ответ: 5 П. 5 № 5 Образец: А) x:3=6 ; x=6*3 ; x=18 . Проверка: 18:3=6. Ответ: 18 П. 6 № 6 Образец: А) 50:x=10 ; x=50:10 ; x=5 . Проверка: 50:5=10. Ответ: 5. П. 7 № 7 Образец: А) 5x+3x=8 ; 8x=8 ; X=8:8 ; X=1 . Проверка: 5*1+3*1=8. Ответ: 1. П. 8 № 8 Образец: А) 4+(5x+6)=20 ; 4+5x+6=20 ; 10+5x=20 ; 5x=20-10 ; 5x=10 ; х =10:5 ; х =2 . Проверка: 4+(5*2+6)=20. Ответ: 2.

Слайд 15

Решение

Слайд 16

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 1) 5+ x =14+36; 2) x -10=3+13; 3) 20- x =2*3; 4) 15* x =45; 5) x :15=3*2; 6) 60: x =12; 7) 7 x -5 x +3=13; 8) 15+(3 x -4)=44. 45+x=90-35 ; x-4=3*4 ; 50-x=60:10 ; 6*x=48 ; x:15=3*2 ; 100:x=25 ; 8x+2x-5x+5=25 ; (6x+5)-3=14 .

Слайд 17

Ответы 0-1ош. – « 5 » 2-3 ош . – « 4 » 4-5 ош . – « 3 »

Слайд 18

Знаю. Могу Нахождение неизвестного: 1. слагаемого 2. уменьшаемого 3. вычитаемого 4. множителя 5. делимого 6. делителя 7. Уравнения с приведением подобных членов 8. Уравнения с раскрытием скобок

Слайд 19

Домашнее задание Повторить правила и формулы; Творческое задание: придумать, записать и вычислить по 2 уравнения на каждое правило (всего 16 уравнений); выполнить номера в соответствии с таблицей.

Слайд 20

Эпиграф Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять Рене Декарт

Слайд 21

Чемодан, мясорубка, корзина

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия

познавательные

Владеть смысловым чтением

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  

Устанавливать аналогии для понимания закономерностей

регулятивные

Определять цель, проблему в деятельности

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально 

Планировать деятельность

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки

Оценивать степень и способы достижения цели

коммуникативные

Излагать своё мнение

Понимать позицию другого

Корректировать своё мнение

Создавать устные и письменные тексты

Организовывать работу в паре

Преодолевать конфликты: договариваться с людьми 

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

личностные

оценивать свои и чужие поступки

Осознавать свои эмоции

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя

Осваивать новые социальные роли и правила

Выбирать, как поступить

Универсальные учебные действия

познавательные

Владеть смысловым чтением

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  

Устанавливать аналогии для понимания закономерностей

регулятивные

Определять цель, проблему в деятельности

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально 

Планировать деятельность

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки

Оценивать степень и способы достижения цели

коммуникативные

Излагать своё мнение

Понимать позицию другого

Корректировать своё мнение

Создавать устные и письменные тексты

Организовывать работу в паре

Преодолевать конфликты: договариваться с людьми 

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

личностные

оценивать свои и чужие поступки

Осознавать свои эмоции

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя

Осваивать новые социальные роли и правила

Выбирать, как поступить



Предварительный просмотр:

Слова и фразы – подсказки                                                                                             Слова и фразы – подсказки

Слова-связки. Выражение:

Выражение согласия/несогласия

Полезные выражения

Слова-связки. Выражение:

Выражение согласия/несогласия

Полезные выражения

1. собственного мнения

  • По-моему мнению…
  • Я думаю…/Я полагаю…
  • Мне кажется…

2. перечисления

  • Во-первых…
  • во-вторых…
  • в-третьих…
  • затем…
  • в заключении, …наконец…

3. дополнительной информации

  • Более того…
  • кроме того…
  • не только…
  • как… так и…

4.  причины…

  • Так как…
  • из-за…
  • благодаря…

5. следствия

  • Таким образом… следовательно…
  • в результате…

6. фактической информации

  • разумеется…
  • на самом деле…
  • Как правило…
  • в общем…
  • в целом…
  • Полностью с Вами согласен.
  • Я разделяю Ваше мнение.
  • Я считаю так же.
  • Боюсь, я не могу с этим согласиться.
  • Я не совсем в этом уверен.
  • Я не могу с этим согласиться.
  • Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и....
  • Трудно (нельзя) не согласиться с …в том, что ...
  • Я готов(а) согласиться с мнением автора...
  • Я готов(а) разделить точку зрения автора...
  • Я готов(а) поспорить с мнением автора…
  • Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора, по поводу... но не могу согласиться...
  • Я имею иную точку зрения, отличную от авторской...

Актуальность проблемы:

  • Данная проблема является актуальной в условиях...
  • В своей жизни я неоднократно задумывался над этим...
  • Данная тема актуальна для меня лично...
  • Для общества в целом...

Объяснение смысла выражения

  • Смысл данного высказывания состоит в том, что...
  • Автор обращает наше внимание на то, что...
  • Автор убежден в том, что...

Вывод

  • Таким образом, можно сделать вывод...
  • Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...

1. собственного мнения

  • По-моему мнению…
  • Я думаю…/Я полагаю…
  • Мне кажется…

2. перечисления

  • Во-первых…
  • во-вторых…
  • в-третьих…
  • затем…
  • в заключении, …наконец…

3. дополнительной информации

  • Более того…
  • кроме того…
  • не только…
  • как… так и…

4.  причины…

  • Так как…
  • из-за…
  • благодаря…

5. следствия

  • Таким образом… следовательно…
  • в результате…

6. фактической информации

  • разумеется…
  • на самом деле…
  • Как правило…
  • в общем…
  • в целом…
  • Полностью с Вами согласен.
  • Я разделяю Ваше мнение.
  • Я считаю так же.
  • Боюсь, я не могу с этим согласиться.
  • Я не совсем в этом уверен.
  • Я не могу с этим согласиться.
  • Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и....
  • Трудно (нельзя) не согласиться с …в том, что ...
  • Я готов(а) согласиться с мнением автора...
  • Я готов(а) разделить точку зрения автора...
  • Я готов(а) поспорить с мнением автора…
  • Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора, по поводу... но не могу согласиться...
  • Я имею иную точку зрения, отличную от авторской...

Актуальность проблемы:

  • Данная проблема является актуальной в условиях...
  • В своей жизни я неоднократно задумывался над этим...
  • Данная тема актуальна для меня лично...
  • Для общества в целом...

Объяснение смысла выражения

  • Смысл данного высказывания состоит в том, что...
  • Автор обращает наше внимание на то, что...
  • Автор убежден в том, что...

Вывод

  • Таким образом, можно сделать вывод...
  • Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...



Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

математика

Класс

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Тема

Уравнения

Цель(и)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Содержательная цель: закрепление, при необходимости коррекция, обобщение умений и навыков решения линейных уравнений.

Основные понятия

Уравнения, корни уравнения

Ресурсы:

– основные

–дополнительные

  • Муравин Г.К. Математика 5 кл.: учебник/Г.К. Муравина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 318 с.
  • Муравин Г.К. Математика 5 кл.: рабочая тетрадь к учеб. Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика. 5 кл.» В 2 ч. Ч. 1/Г.К. Муравина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 94 с.
  • раздаточный материал с тренажером
  • клише с фразами-подсказками
  • карточки с перечнем УУД
  • электронный тренажер «Смешарики»
  • тетрадь
  • сигнальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа

Этапы урока

(в зависимости

от типа урока)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

(учебная ситуация)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формирование и развитие

УУД

Организационный этап

Проанализировать эпиграф урока. Определить тему и цель урока, спланировать свою деятельность.

Задает наводящие вопросы, объясняет правила работы на уроке: «На нашем уроке будут присутствовать консультанты, которые будут помогать решать возникающие проблемы. А кто же будет этими консультантами, мы определим с помощью нескольких заданий»

Учащиеся отвечают на вопросы.

Делают вывод. Взаимодействуют с учителем во время опроса, взаимодействие с одноклассниками.

Контролируют правильность ответов обучающихся. Планируют свою деятельность на урок

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Определять цель, проблему в деятельности.

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

Планировать деятельность 

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Заполнить в таблице «Знаю. Могу» столбцы «Н».

Объясняет правила заполнения таблицы: «На уроке вам будет необходимо заполнить таблицу «Знаю. Могу». Она поможет вам выявить именно те моменты, в которых вы испытываете затруднения и во время урока обратить внимание на эти вопросы.

Столбец «Н» - ваши знания и умения на начало урока.

Столбец «З» - ваши знания и умения по результатам выполнения задания.

Столбец «К» - ваши знания и умения в конце урока.

Пожалуйста, напротив каждого вопроса в соответствующем столбце поставьте знак «+» в ячейке, если утверждение соответствует действительности, и знак «-», если не соответствует.

  1. Нахождение неизвестного слагаемого
  2. Нахождение неизвестного уменьшаемого
  3. Нахождение неизвестного вычитаемого
  4. Нахождение неизвестного множителя
  5. Нахождение неизвестного делимого
  6. Нахождение неизвестного делителя
  7. Уравнения с приведением подобных членов

Уравнения с раскрытием скобок»

Учащиеся, следуя инструкции учителя, выполняют работу, заполняют таблицу.

Каждый ученик оценивает уровень своих знаний.  

Осуществлять самоконтроль.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Индивидуальное задание 1. (индивидуальное для 1 ученика, записано на доске).  Вычислить

Задание 1. Помогите герою построить домики. Для этого дополните правила. Если вы отвечаете на вопрос правильно, строится домик. Если же вы отвечаете на вопрос неверно, то вылетают кирпичи. Чтобы ответить на вопрос поднимите руку. (Фронтальное выполнение).

А. Уравнение - это

1) равенство с неизвестными, значение которого нужно найти

2) набор букв, чисел и арифметических знаков

Б. Решить уравнение -  значит найти

1) все буквы

2) все его корни или убедиться, что корней нет

В. a*0=:

1) a

2) 0

Г. a:0=

1) 0

2) нельзя

Д. a+0=

1) a

2) нельзя

Проверка с помощью сигнальных карточек: «Поднимите, пожалуйста, карточки зеленого цвета те, кто не испытал затруднений при выполнении данного номера. Если что-то забыли, то поднимайте красную карточку».

Проверка индивидуального задания осуществляется классом после выполнения ими задания 1. Исправьте ошибки, если они есть на доске

Переключает слайды с вопросами, в случаях затруднений у учащихся задает наводящие вопросы.

Один ученик самостоятельно работает у доски. Остальные учащиеся работают фронтально.

Учащиеся отвечают на вопросы теста, подбирая правильные окончания правил. Каждый ученик оценивает собственную успешность выполнения задания.

Ответы:

А – 1

Б – 2

В – 2

Г – 2

Д – 1

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Владеть смысловым чтением.

Оценивать степень собственной успешности.

Излагать собственное мнение.

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Оценивать свои и чужие поступки

Индивидуальное задание 2 (индивидуальное для 1 ученика, записано на доске). Найдите и исправьте ошибки в примерах

1)

2)

3)                            

4)      

5)

Задание 2. Установите соответствия между началом формул и их окончанием.

 Обратите внимание, что в левой части окна есть окошко, в котором высвечивается количество допущенных вами ошибок, а в правой вы увидите свою оценку. Старайтесь выполнять задание таким образом, чтобы ошибок было как можно меньше. Для начала работы необходимо нажать кнопку «Начать». Работу выполняйте в парах, т.е. советуйтесь друг с другом и принимайте совместные решения. Как только вы закончите игру, поднимите руку, я к вам подойду, и мы посмотрим, какой же у вас результат получится. Пар много, поэтому мне в работе поможет консультант. Им будет ученик, который решал Индивидуальное задание 1. Он также будет подходить к вам, когда вы поднимете руку для проверки или для помощи.

(Работа в парах)

А.

1.

2.

3.

4.

5.

  1.  

Поднимите, пожалуйста, карточки зеленого цвета те, кто не испытал затруднений при выполнении данного номера, т.е. получил «5»? А кто получил «4»? Какие ошибки вы допустили? Если что-то забыли, то поднимайте красную карточку.

Проверка индивидуального задания 2. Ребята, а вы согласны с исправленной работой? Какую оценку вы бы поставили ученику, выполнившую эту работу?

Проанализируйте, пожалуйста, вашу работу: что получилось, что вызвало затруднения. Какие умения мы отрабатывали на этом этапе урока? Можем ли мы перейти к следующему этапу урока?

Консультирует учащихся, задает наводящие вопросы

Один ученик работает у доски индивидуально, остальные работают в парах, выполняя задание на ноутбуках. Один учащийся выполняет роль консультанта. Анализируют свою деятельность, делают вывод. Проверяют работу ученика, который работал индивидуально.

Работать в парах

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

Излагать своё мнение

Преодолевать конфликты: договариваться с людьми

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Оценивать свои и чужие поступки

Осваивать новые социальные роли и правила

Физминутка

Давайте сделаем паузу и пофантазируем. (Звучит тихая музыка) Закройте глаза. Представьте лесную чащу. Утренний туман, могучие стволы и размашистые ветви сосен, сломанное бурей старое дерево, медведица с медвежатами.

Откройте глаза и посмотрите на экран. Перед вами известная картина «Утро в сосновом бору». Совпал ли образ, который вы себе представили, с картиной?

Какие умения мы отрабатывали на этом этапе урока?

Включает музыка, зачитывает художественный текст, задает наводящие вопросы.

Закрывают глаза, фантазируют. Отвечают на вопросы учителя

Воображение.

Анализировать и делать выводы

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Задание 3. У каждой картины есть художник. И у нашей картины тоже. Давайте узнаем его фамилию и инициалы, решив уравнения. Один учащийся у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Консультантами при выполнении данного задания у нас будут ребята, которые уже были сегодня у доски и решали Индивидуальные задания.

Для того чтобы воспользоваться помощью консультанта, необходимо, молча, поднять руку. Консультант подойдет. Не забывайте о правилах вежливости и о том, что помощь может быть нужна не только вам, но и вашим одноклассникам.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

1 – Н, 2 – С, 3 – Ш, 4 – К, 5 – И, 6 – М, 7 - А

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Оцените работу одноклассника.

Критерии оценивания:

0 ош. – «5»

1-2 ош. – «4»

3-4 ош. – «3»

Итак, скажите, пожалуйста, как звали автора картины «Утро в сосновом бору»?

Шишкин Иван Иванович – русский художник-пейзажист 19 века

Заполните столбцы «З» таблицы и скажите, какие умения мы развивали на данном этапе урока.

Объясняет задание. Задает наводящие вопросы. Отвечает на вопросы учащихся

Решают примеры, устанавливают соответствия, составляют ФИО художника. Отвечают на вопрос, фиксируют индивидуальное затруднение. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Оценивают работу одноклассника в паре. Консультанты помогают учащимся выполнять задания, отвечают на вопросы учащихся, объясняют материал. Заполняют столбцы «З» в таблице рефлексии

Самостоятельно выполнять задания

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

Оценивать действия другого учащегося

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки

Корректировать своё мнение

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение

Осваивать новые социальные роли и правила

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Проанализировать ответы в таблице, ответить на вопросы учителя

Задает вопросы: «Ребята, проанализируйте, пожалуйста, вашу таблицу, а именно, ответы в столбцах под буквами  «Н» и «З». Все ли задания вы смогли выполнить верно? В чем были допущены ошибки? Как вы думаете, что следует сделать, чтобы в дальнейшем не допускать подобных ошибок?»

Обсуждают возникшую проблему, определяют причину затруднения. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Приходят к мнению, что необходимо повторить материал и отработать те правила.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Этап реализации построенного проекта.

Задание 6. На данном этапе я предлагаю вам поработать самостоятельно, пользуясь помощью консультантов.

Консультанты  - учащиеся, которые выполняли у доски Индивидуальные задания и задание о художнике.

Они будут давать подсказки и объяснять, как выполнить решение примеров, в которых у вас возникнут трудности.

Если у вас в таблице напротив какого-либо пункта в разделе «Умею» стоят минусы, значит, вам необходимо выполнить задания под номера на карточках:

-пункт 1 – № 1

-пункт 2 – № 2

-пункт 3 – № 3

-пункт 4 – № 4

-пункт 5 – № 5

-пункт 6 - № 6

-пункт 7 – № 7

-пункт 8 - № 8

№ 1

  1. 6+x=20-10
  2. 5+x=14+36
  3. 45+x=90-35
  4. 8+x=100:5

№ 2

  1. x-5=20-15
  2. x-10=3+13
  3. x-4=3*4
  4. x-15=20:5

№ 3

  1. 15-x=20-15
  2. 20-x=2*3
  3. 50-x=60:10
  4. 4-x=5-3

№ 4

  1. 10*x=50
  2. 15*x=45
  3. 6*x=48
  4. x*12=60

№ 5.

  1. x:3=6
  2. x:6=5
  3. x:15=3*2
  4. x:5=15:3

№ 6

  1. 50:x=10
  2. 60:x=12
  3. 100:x=25
  4. 45:x=3*5

№ 7

  1. 5x+3x=8
  2. 7x-5x+3=13
  3. 8x+2x-5x+5=25
  4. 4x-3x+x-6=10

№ 8

  1. 4+(5x+6)=20
  2. 15+(3x-4)=44
  3. (6x+5)-3=14
  4. 5x-(3x+2)=10

Если у вас возникли затруднения в нескольких номерах, то решайте номера по порядку. Те пункты, которые вы не успеете отработать, будут вашим домашним заданием.

Если у вас в таблице только «+», то вы можете выполнить по учебнику № 356 (1-4).

Обратите внимание на то, что на доске есть образцы выполнения заданий.

Задает наводящие вопросы, отвечает на вопросы учащихся.

Выполняют задание в тетради по образцу. Один учащийся выполняет задание на доске. Консультанты помогают учащимся, дают подсказки, объясняют сложные места.

 № 1

  1. 6+x=10;

x=10-6;

x=4.

№ 2

  1. x-5=20-15;

x-5=5;

x=5+5;

x=10.

№ 3

  1. 15-x=20-15

15-x=5

x=15-5

x=10

№ 4

  1. 10*x=50

x=50:10

x=5

№ 5

  1. x:3=6

x=6*3

x=18

№ 6

  1. 50:x=10

x=50:10

x=5

№ 7

  1. 5x+3x=8

8x=8

X=8:8

X=1

№ 8

  1. 4+(5x+6)=20

4+5x+6=20

10+5x=20

5x=20-10

5x=10

X=10:5

X=2

№ 356 (1-4)

  1. Х=77
  2. Х=23
  3. Х=5712
  4. Х=203

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Выполнять работу по образцу.

Самостоятельно выполнять задания

Устанавливать аналогии для понимания закономерностей

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к одноклассникам

Осваивать новые социальные роли и правила

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Проверьте получившиеся ответы, сверив их с моими ответами на доске.

Какие умения мы отрабатывали на данном этапе урока?

Задает вопросы

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Контролируют правильность ответов обучающихся и своих собственных.

Проверяют ответы по образцу. Анализируют свою деятельность, делают выводы, оценивают свою работу.

Ответы:

a

b

c

d

1

4

45

10

12

2

10

26

16

19

3

10

14

44

2

4

5

3

8

5

5

18

30

90

25

6

5

5

4

3

7

1

5

4

8

8

2

11

2

4

Сверять ответы с эталоном

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы

Оценивать степень и способы достижения цели

Корректировать своё мнение

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Выполните небольшую самостоятельную работу.

Вариант 1

1) 5+x=14+36

2) x-10=3+13

3) 20-x=2*3

4) 15*x=45

5) x:15=3*2

6) 60:x=12

7) 7x-5x+3=13

8) 15+(3x-4)=44

Вариант 2

  1. 45+x=90-35
  2. x-4=3*4
  3. 50-x=60:10
  4. 6*x=48
  5. x:15=3*2
  6. 100:x=25
  7. 8x+2x-5x+5=25
  8. (6x+5)-3=14

Критерии оценивания:

0-1ош. – «5»  

2-3 ош. – «4»

4-5 ош. «3»

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Оцените работу одноклассника.

Проанализируйте свою работу.

Заполните столбец «К» в таблице.

Проверяет правильность выполнения задания

Выполняют работу. Проверяют работу в парах. Оценивают работу одноклассника. Анализируют свою работу и заполняют столбец «К» в таблице.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки

Организовывать работу в паре

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к одноклассникам

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание: повторить решение уравнений, выполнить номера в соответствии с таблицей. Творческое задание: придумать, записать и вычислить по 2 уравнения на каждое правило (всего 16 уравнений).

Проанализируйте свою деятельность на уроке по таблице и скажите, каких результатов вы достигли за урок.

Наш урок мы начинали с цитаты Рене Декарта «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Надеюсь, что мы с вами сегодня еще раз подтвердили верность этого высказывания.

В завершение урока я хочу предложить вам небольшую игру «Чемодан, мясорубка, корзина». Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Помогает сделать вывод по уроку. Дает домашнее задание

Делают вывод о том, достигнута ли цель урока, анализируя свою деятельность, играют в игру.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. 

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.



Предварительный просмотр:

№ 1

  1. 6+x=20-10
  2. 5+x=14+36
  3. 45+x=90-35
  4. 8+x=100:5

№ 2

  1. x-5=20-15
  2. x-10=3+13
  3. x-4=3*4
  4. x-15=20:5

№ 3

  1. 15-x=20-15
  2. 20-x=2*3
  3. 50-x=60:10
  4. 4-x=5-3

№ 4

  1. 10*x=50
  2. 15*x=45
  3. 6*x=48
  4. x*12=60

№ 5.

  1. x:3=6
  2. x:6=5
  3. x:15=3*2
  4. x:5=15:3

№ 6

  1. 50:x=10
  2. 60:x=12
  3. 100:x=25
  4. 45:x=3*5

№ 7

  1. 5x+3x=8
  2. 7x-5x+3=13
  3. 8x+2x-5x+5=25
  4. 4x-3x+x-6=10

№ 8

  1. 4+(5x+6)=20
  2. 15+(3x-4)=44
  3. (6x+5)-3=14
  4. 5x-(3x+2)=10

№ 1

  1. 6+x=20-10
  2. 5+x=14+36
  3. 45+x=90-35
  4. 8+x=100:5

№ 2

  1. x-5=20-15
  2. x-10=3+13
  3. x-4=3*4
  4. x-15=20:5

№ 3

  1. 15-x=20-15
  2. 20-x=2*3
  3. 50-x=60:10
  4. 4-x=5-3

№ 4

  1. 10*x=50
  2. 15*x=45
  3. 6*x=48
  4. x*12=60

№ 5.

  1. x:3=6
  2. x:6=5
  3. x:15=3*2
  4. x:5=15:3

№ 6

  1. 50:x=10
  2. 60:x=12
  3. 100:x=25
  4. 45:x=3*5

№ 7

  1. 5x+3x=8
  2. 7x-5x+3=13
  3. 8x+2x-5x+5=25
  4. 4x-3x+x-6=10

№ 8

  1. 4+(5x+6)=20
  2. 15+(3x-4)=44
  3. (6x+5)-3=14
  4. 5x-(3x+2)=10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Тема 18. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Уравнения, решаемые понижением степени. Однородные уравнения и приводимые к ним. Универсальная подстановка.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Презентации по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложения для решения систем уравнений" .

Презентации проедполагает использование при проведении онлайн урока по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложени...