Урок-соревнование по математике для 6 класса по теме «Нахождение дроби от числа»
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Цель урока: обеспечить закрепление понятий: числитель дроби, знаменатель дроби, закрепить правило нахождения дроби от числа, понятие взаимно простых чисел

Скачать:


Предварительный просмотр:

Якунина Л.А.

Открытый урок по математике в 6 классе по теме:

«Нахождение дроби от числа»

Девиз урока: «Решая, играя – познаем!»

Тип урока:        познавательная игра – соревнование четырех команд; урок обобщения и систематизации знаний.

Образовательные цели урока:        обеспечить закрепление понятий: числитель дроби, знаменатель дроби, закрепить правило нахождения дроби от числа, понятие взаимно простых чисел.

Воспитательные цели урока:        способствовать воспитанию любви к родному Краснодарскому краю через решение задач урока, способствовать выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых задач, научить работать в команде одноклассников.

Развивающие цели урока:        развивать самостоятельность и творчество при выполнении краеведческих задач.

Оформление урока:        географическая карта Краснодарского края с материалом путешествия на уроке, мультимедийная презентация «Краснодарский край – жемчужина России»

  1. Организационный момент

Учитель сообщает учащимся цели и задачи урока, анализирует их творческую деятельность при подготовке к открытому уроку по составлению краеведческих задач, рассказывает о Краснодарском крае.

  1. Вводное слово учителя о Краснодарском крае – жемчужине России (показ презентации)

Объявление этапов соревнования для команд на уроке.

На доске табло соревнований

Команды

Разминка

Задача №1

Задача№2

Задача№3

Команда №1

Команда №2

Команда №3

Команда №4

  1. Проведение соревнования – игры между командами
  2. Объявление команды – победительницы и вывод по работе учащихся на уроке
  3. Итог урока, стихи о Краснодарском крае

                         

План – конспект урока

  1. Организационный момент

Учитель:

        «Ребята! Сегодня на нашем уроке по математике мы повторим тему «Нахождение дроби от числа» и будем путешествовать по Краснодарскому краю. На уроке у нас предстоит игра – соревнование 4-х команд, они будут путешествовать по маршруту».

  1. Рассказ о Краснодарском крае

Учитель:

        Обратимся к географической карте Краснодарского края. Только благодаря математике мы можем четко представить себе величину нашего родного края, оценить его местоположение, территорию.

        Краснодарский край расположен очень выгодно. Он находится в умеренной зоне восточного полушария на  пути между экватором и полюсом, между 430 30’ и 460 50’ северной широты и 360 30’ - 410 45’ восточной долготы.

        С северо-запада и юго-запада он омывается Азовским и Черным морями соответственно.

        Азовское море – самое маленькое из морей Евразии. Площадь его составляет всего 37800 км2. Кроме того, оно самое мелкое (глубина от 8 до 13, 5 м).

        Черное море известно человечеству с древних времен. Площадь его составляет 413488 км2, то есть оно почти в 5 раз больше Краснодарского края.

        Черное море в 150 раз глубже Азовского. В Черном море водится около 180 видов рыб.

        Самая длинная и многоводная река нашего края – Кубань. Зарождаясь на склонах седого Эльбруса, она рассекает наш край пополам и впадает у Темрюка в Азовское море, проделав путь 870 км.

        От столицы нашей Родины – Москвы Краснодар находится на расстоянии 1539 км. Ближайшее расстояние до Краснодара от Азовского моря составляет 118 км, а от Черного моря – 82 км.

         Сегодня на уроке мы пройдем такой маршрут: г. Краснодар – г. Горячий ключ – г. Цахвоа – самая высокая гора в крае, проедем по равнине и увидим наши красивые поля и возвратимся в г. Краснодар. Команды готовы?

Тогда в путь!

  1. Проведение соревнования – игры между командами

Учитель:

Первый конкурс называется «Разминка»

Каждой команде по 2 вопроса.

  1. Дать название числа, содержащего целую и дробную часть.

(ответ: смешанное)

  1. Что показывает знаменатель дроби?

(ответ: на сколько равных частей разделили)

  1. Что показывает числитель дроби?

(ответ: сколько равных частей взяли)

  1. Каким элементом обратной дроби будет знаменатель данной дроби?

(ответ: числителем)

  1. С помощью какого действия из любой неправильной дроби можно выделить целую часть?

(ответ: с помощью деления)

  1. Какой частью смешанного числа называется неполное частное, получаемое при этом делении?

(ответ: целой частью)

  1. Чему равно произведение двух взаимно обратных чисел?

(ответ: единица)

  1. Как находят дробь от числа?

(ответ: действием умножением)

Учитель:

Переходим ко второму конкурсу.

Задача №1: посмотрите на карту Краснодарского края, читайте задачу.

Задача №1

Для устройства дороги г. Горячий Ключ – Джубга было завезено 4200 т грунта, песка и щебня. Сколько было завезено щебня, если грунта было  от общей массы, а песка  от общей массы завезенных материалов?

Схема на доске:

Решение:

  1. (т) – грунта
  2. (т) – песка
  3. (т) – всего грунта и песка
  4. (т) - щебня

        Ответ: 1600т.

Учитель вызывает игрока из команды №1 решать задачу к доске.

Учитель:

Переходим к задаче №2.

Наше путешествие продолжаем около самой высокой вершины Краснодарского края – г. Цахвоа.

Задача №2

Одна из групп, покоривших самую высокую вершину края – г. Цахвоа, состояла из спортсменов, проводников и носильщиков.

Схема на доске:

Решение:

  1. (чел) – проводников
  2. (чел) – спортсменов и проводников
  3. (чел) – носильщиков

        Ответ: 10 человек

Учитель вызывает игрока из команды №2 решать задачу к доске

Учитель:

Переходим к задаче №3.

Наше путешествие продолжаем по бескрайним кубанским полям.

Задача №3

        Масса початка кукурузы 280г. масса зерна составляет  массы початка. Сколько зерен содержит початок, если масса 100 зерен кукурузы равна 35г.?

На доске схема:

Решение:

  1. (г.)
  2. (раз) – по 100 зерен
  3. (зерен) – содержит початок

Ответ: 600 зерен

Учитель вызывает игрока из команды №3 решать задачу к доске

Учитель:

Переходим к заключительному этапу соревнований – «Самоконтроль»

Вызывается игрок из команды №4 к доске отвечать на вопросы самоконтроля. Напоминаю, если ответ «Да», то , если нет, то         

Вопросы самоконтроля:

  1. Верно ли, что 0,07 – это 7% от числа?        Ответ:
  2. Верно ли, что чтобы найти дробь от числа, надо разделить число на дробь?        

Ответ:         

  1. Верно ли, что  ?                        Ответ:
  2. Верно ли, что 120% - это 0,12?                Ответ:
  3. Верно ли, что                 Ответ:        
  4. Верно ли, что знаменатель обратной дроби будет стоять в числителе первоначальной дроби?                 Ответ:

В итоге получается цепочка ответов на доске:

  1. Объявление команды – победительницы и вывод по работе учащихся на уроке

Учитель объявляет команду – победительницу, выставляет оценки в журнал.

  1. Итог урока, стихи о Краснодарском крае

Учитель:

Сегодня мы на уроке повторили тему «Нахождение дроби от числа» и связали ее с краеведческими задачами.

Таким образом, только благодаря математике мы можем четко представить себе территория края, его местоположение, вести разговор о численности населения, высоте гор, глубине морей и т.д.

При оценке богатств лесов и природных ресурсов нам опять на помощь приходит математика. С ее помощью мы можем рассчитать, каким количеством этих богатств мы можем воспользоваться и сколько нужно восстановить, чтобы не нанести природе края непоправимый ущерб.

Не будь «царицы наук» - математики, не могло бы быть полной картины объяснения красоты, величия нашего края. Ведь только по цифрам можно судить о размерах Краснодарского края, которым мы гордимся.

Любовь к нашей маленькой Родине и математике одновременно можно передать через стихи.

Через цифры и решения

Мы природу познаем.

Связь науки с нашим краем

Все мы с Вами признаем.

Год созданья Краснодара

Глубину морей и рек,

И длину пещер в разломе –

Знает каждый человек.

Математика поможет,

Четко цифры указав,

И вершины гор представить,

Даже их не повидав.

Климат в крае благодатный,

Много солнца и тепла

Математика поможет

Рассчитать и здесь всегда.

Краеведенье, природу

Края нашего смогла

Передать во всем величье

Наука – математика!

Дополнительный материал

Оформление доски к открытому уроку

Число:                                Тема: «Нахождение дроби от числа»

        Девиз: «Играя, решая – познаем!»

г.Краснодар основан в 1793 году (450 с.ш.; 390 в.д.)

Краснодарский край образован 13 сентября 1937 года

Территория: 76000 км2

Разделен на 38 районов

На доске расчерчено табло соревнований

Цифры по Краснодарскому краю

Краснодарский край протянулся с севера на юг на 370 км; а с запада на восток – на 410 км.

Длина морских границ края 740 км. Сухопутных – 800 км.

Наибольшая глубина Черного моря 2245 м. Самая длинная многоводная река – Кубань. Она собирает воды с обширного бассейна и ежегодно изливает в море около 12000000000 м3 своих вод. Всего в бассейнах Кубани и границах нашего края насчитывается более 10000 рек.

Если исходить из средней цифры, то за секунду р. Кубань пропускает 8 железнодорожных систем весом по 50 тонн каждая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме: "Нахождение дроби от числа"

Тема урока: Нахождение дроби от числа.Тип урока: обобщающий урок.Цели урока: - повторить, что показывает знаменатель и числитель дроби; умножение обыкновенных дробей; знать правило нахождения др...

Тесты по теме "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

Тесты по математике для 6 класса выполнены с использованием табличного редактора Excel...

Урок в 6 классе по теме: «Нахождение дроби от числа»

Это последний урок по теме: «Нахождение дроби от числа»...

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...

Урок математики в 6 классе по теме «Нахождение дроби от числа».

Урок математики в 6 классе по теме «Нахождение дроби от числа».Урок – пресс-конференция....