Урок алгебры в 11 классе "Правила дифференцирования"
план-конспект урока по алгебре на тему
Обобщающий урок по теме «Правила дифференцирования»
Цель:
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Правила дифференцирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_kl_pravila_diff.docx | 79.52 КБ |
urok_v_11_klasse_pravila_diff.ppt | 397 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Правила дифференцирования»
Цель:
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Правила дифференцирования»
Цели урока.
Образовательная:
- Обобщить и систематизировать правила дифференцирования;
- Проверить сформировавшиеся умения и навыки:
- применения правил вычисления производной функции и нахождения значения производной в данной точке.
- Развивать навыки устной работы.
Развивающая:
- Развивать интеллектуальные способности учащихся, логическое и алгоритмическое мышление, внимание, память.
- Формировать такие качества, как самостоятельность; развивать умения учащихся действовать в незнакомой ситуации.
Воспитательная:
- Повышать уровень ответственности отношения к учебному труду,
- Способствовать развитию интереса к математике.
- Методы и приемы: словесный, наглядный.
- По типу: урок обобщения и систематизации знаний.
- Оборудование: раздаточный материал (разноуровневые карточки с практическими заданиями), плакат “Производная. Правила дифференцирования” с основными формулами. Компьютер, меловая доска, слайдовая презентация урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Постановка целей. Эпиграф. Слайд 2.
- Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)
- Какой путь к знанию выбираете для себя вы?
- Какой из путей вы считаете самым продуктивным?
Сегодня мы посмотрим, по какому из путей к знанию движетесь вы.
2. Актуализация знаний.
а) Теоретический опрос.
- Дайте определение производной функции.
- Записать определение производной с помощью математических символов.
- Ответить на вопрос: «Когда функция дифференцируема в точке х?»
- Что называется дифференцированием?
- Записать правила дифференцирования.
- Производная суммы;
- О постоянном множителе;
- Производная произведения;
- Производная частного;
- Производная сложной функции.
6. Запишите производную степенной функции.
б) Устные упражнения. Слайд 3 - 4.
Чему равны производные следующих функций:
- у = 2х – 3
- у = х2 – 5х + 4
- у =
- у = (х – 3) 12
- у = х2 – 3х + 4
- у = x4-3x2-7
- у = (3 – 4х)2
- у =
- у = 4x5- 6x3+ 15x2_ 27
- у =
- у = 305
- у = (х + 8)25
- у = 5х6 +36x2-7
- у =
в) « Верю – не верю».
Каждому ученику выдается карточка белого и черного цвета. При утвердительном ответе поднимается белая карточка, при отрицательном – черная.
- Верно ли, что производная суммы функций равна сумме производных этих функций?
- Верно ли, что производная 3 равна 0?
- Верно ли, что производная равна ?
- Верно ли, что производная Х равна 1?
- Верно ли, что производная функции у = х–5 равна ?
- Верно ли, что производная произведения функций равна произведению производных этих функций?
3.Тренировочные упражнения. Тест «Установи соответствие». Слайд 5.
1в | 1. f(x) = (4 – 3x) 2. f(x) = 3. f(x) = 4. f(x) = (9x – 3x + 7) 5. f(x) = | а) f '(x) = (144x – 24)(9x – 3x + 7) б) f '(x) = в) f '(x) = г) f '(x) = д) f '(x) = - 30(4 – 3x) |
2в | 1. f(x) = 2. f(x) = 3. f(x) = 4. f(x) = (20x + 4) 5. f(x) = | а) f '(x) = б) f '(x) = 420(20x + 4) в)f '(x) = г) f '(x) = д) f '(x) = -15(4 - 1,5x) |
Ответ. 1 вариант. 1-д, 2-б, 3-г, 4-а, 5-в.
2 вариант. 1-в, 2-д, 3-а, 4-б, 5-г.
4.Работа у доски. Слайды 6- 7.
№ 1. Найти производную функции:
а) f (x) = 4х2 + 5х + 8;
б) f (x) = (3x + x2) · x2;
в) f (x)= ;
г) f (x) = (9-х3) 6 + .
№ 2. Найти производную функции f (x) и значение производной в точке х0=1:
.
№ 3. Найти значения переменной х, при которых верно равенство: f´ (x)=0.
f (x) =( х-3)· х2 .
№ 4. Выяснить, при каких значениях х производная функции f (x) принимает отрицательные значения, если:
f (x) = х2- 7х +10.
Историческая справка. Слайды 8 - 9.
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу.
Чтобы исследовать и выражать законы физики, Ньютону приходилось заниматься и математикой. Он, решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, создает общий метод решения таких задач – метод флюксий, т.е. производных. В книге «Метод флюксий» (1670-1671), которая была опубликована уже после его смерти, были заложены основы математического анализа.
Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление. По его инициативе создается журнал, в котором группа математиков оттачивает методы нового математического анализа.
Физминутка:
- Немного отдохнем. Упражнение, которое я вам предлагаю, помогает активизировать мыслительную деятельность. Их можно использовать при подготовке к экзаменам и даже во время их сдачи.
«Кулак – ребро – ладонь»
Показать три положения рук на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребята выполняют пробу вместе с педагогом, а затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.
5.Работа по карточкам (разноуровневая работа, выполняется учащимися на местах):
Карточка №1 (уровень А).
Найдите производную функции:
- у = 7х2 +5х – 12
- у = (х – 5)(2х – 5)
- у =
- у = (2х + 4)3
- Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х3 - 3х2 - 25
Карточка №2 (уровень В).
Найдите производную функции:
- у = (х3 – 2х2 + 5)6;
- у = (х3 – 1)(х2 + х + 1)
- у =
- у =
- Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х4 - 2х2 + 1
Карточка №3 (уровень С).
Найдите производную функции:
- y =
- у = (х2 + 6)
3. y =
4. y =
5.Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = -
6. Резерв. Программированный контроль. Слайд 10.
- Необходимо найти производную и вычислить ее значение в данной точке. Выбрать правильный ответ и записать его номер. Номера правильных ответов нужно написать в строчку, чтобы получилась запись из трёх цифр.
Задания | Варианты ответов | ||||
Вариант I | Вариант II | 1 | 2 | 3 | 4 |
f(x)=(1+2x)(2x-1) Найдите | f(x)=(3-2x)(2x+3) Найдите | -16 | 17 | 16 | -17 |
Найдите | Найдите | 27 | 9 | 6 | 81 |
Найдите | Найдите | 3 | 1 | -1 | -3 |
Ответы:
I вариант: 1, 2, 3 II вариант: 3, 1, 4
7. Рефлексия
- Вспоминая эпиграф урока, ответьте на вопрос: каким путем к знанию двигались сегодня вы?
8. Домашнее задание
Составить проверочную карточку из трёх заданий по данной теме (разноуровневую) и карточку с ответами.
9.Итог урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)
у = 2х – 3 у = х 2 – 5х + 4 у = √ х у = (х – 3) 12 у = х 2 – 3х + 4 у = x 4 -3x 2 -7 у = (3 – 4х) 2 у = Устные упражнения Чему равны производные следующих функций:
у = 4x 5 - 6x 3 + 15x 2_ 27 у = х у = 305 у = (х + 8) 25 у = 5х 6 +36x 2 -7 у =
Установи соответствие 1в 1. f(x) = (4 – 3 x ) 2. f(x) = 3. f(x) = 4. f(x) = (9 x – 3 x + 7) 5 . f(x) = а) f '( x ) = (144 x – 24)(9 x – 3 x + 7) б) f '( x ) = в) f '( x ) = г) f '( x ) = д) f '( x ) = - 30(4 – 3 x ) 2 в 1. f(x) = 2. f(x) = 3. f(x) = 4. f(x) = (20 x + 4) 5. f(x) = а) f '( x ) = б) f '( x ) = 420(20 x + 4) в) f '( x ) = г) f '( x ) = д) f '( x ) = -15(4 - 1,5 x )
№ 1. Найти производную функции а) f (x) = 4 х 2 + 5 х + 8; б) f (x ) = (3 x + x 2 ) · x 2 ; в) f (x)= ; г) f (x) = (9- х 3 ) 6 +
№ 2. Найти производную функции f (x) и значение производной в точке х 0 =1: № 3. Найти значения переменной х, при которых верно равенство: f´ (x)=0. f (x ) =( х-3) · х 2 . № 4. Выяснить, при каких значениях х производная функции f (x) принимает отрицательные значения, если: f (x ) = х 2 - 7х +10.
Историческая справка Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Чтобы исследовать и выражать законы физики, Ньютону приходилось заниматься и математикой. Он, решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, создает общий метод решения таких задач – метод флюксий, т.е. производных. В книге «Метод флюксий» (1670-1671), которая была опубликована уже после его смерти, были заложены основы математического анализа. Исаак Ньютон (1643- 1727 гг.)
Известен не только как математик, но и философ, доктор права. Изобрел механический калькулятор (арифмометр), чертежи подводной лодки. Создал комбинаторику как науку, описал двоичную систему счисления. Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление. По его инициативе создается журнал, в котором группа математиков оттачивает методы нового математического анализа. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716 гг.)
Задания Варианты ответов Вариант I Вариант II 1 2 3 4 f ( x )=(1+2 x )(2 x -1) Найдите f ( x )=(3-2 x )(2 x +3) Найдите -16 17 16 -17 Найдите Найдите 27 9 6 81 Найдите Найдите 3 1 -1 -3 Резерв. Программированный контроль Необходимо найти производную и вычислить ее значение в данной точке. Выбрать правильный ответ и записать его номер. Номера правильных ответов нужно написать в строчку, чтобы получилась запись из трёх цифр.
С П А С И Б О !!! УРОК ОКОНЧЕН! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.
Урок открытия новых знаний...
Урок по теме «Правила дифференцирования (f(x)+g(x)) и (c f(x))" - Конспект урока
ЦелиОбучающая:Осуществить контроль за усвоением и формированием ЗУН учащихся по теме «Производная. Производная степенной функции»Ввести правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(...
Из опыта работы по организации дифференцированной самостоятельной работы на уроках алгебры.
Необходимым условием образовательного процесса является дифференциация и индивидуализация обучения. На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого. Эта задача ...
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"
«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...
Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».
Из выступления на методическом объединении учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М....
Дифференцированная самостоятельная работа к уроку алгебры в 7 классе по теме: "Умножение одночленов".
Самостоятельная работа обеспечивает индивидуальный подход к учащимся....
«Организация дифференцированного подхода на уроках алгебры и начал математического анализа в 11 классе. Производная и её применение»
Тип урока: урок-практикумДидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и активизации обучения....