Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Тема урока | «Класс Однодольные растения» |
Цели урока: | Содержательная Сформировать первичное представление о строении и жизнедеятельности представителей семейств Однодольных растений. |
Деятельностная Тренировать умение планировать свою деятельность, читать рисунки и схемы, сформировать опыт рефлексивной самоорганизации; | |
Задачи урока | - Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые; - Сформировать представление о многообразии цветковых растений; - Развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; - Развивать познавательный интерес к предмету; - Развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности - Воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Основное содержание темы, термины и понятия | Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые. |
Межпредметные связи (указать предметы) | география, экология |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы и методические приемы | словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации). |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их. Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока | Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению Регулятивные УУД Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. - активизировали мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»). - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. | Ребята, давайте вспомним, с какой те- мой вы знакомились на прошлом уроке? С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем: биологический диктант на тему «Семейства класса Двудольные». Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. Учитель предлагает решить биологическую задачу: Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения? Предлагает ответить на вопрос: Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете? Об особенностях этого класса мы уже знаем. Сегодня же мы изучим три из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения. Корректирует тему урока. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках Решают задачи, обсуждают и корректируют ответы. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). |
Создание проблемной ситуации | Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; | На какие вопросы мы узнаем ответы, изучая эту тему (знакомство с умениями)? – Выполните задание на с. 70 (заполнение таблицы по сравнению органов цветковых растений, изученных в этом году). Диалог Антошки и биолога на с. 71. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? (По каким признакам и для чего различают виды растений?) Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. Расскажите, что вы уже знаете о различении растений и важности этого для человека, что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения. Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. Как создают справочники растений? – Что для этого необходимо знать? О чём свидетельствуют сходные признаки у разных растений? | Дети предлагают пути достижения цели,т.е. определяют задачи Выполняют задание, оформляют таблицу Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем» | Познавательные: умение видеть и формулировать проблему Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; Регулятивные Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера |
Совместное открытие знаний | Обеспечение мотивации и принятия цели учащимися и познавательной деятельности. Подведение учащихся к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы. Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Семейство Злаки (или Мятликовые). Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации. Показ слайдов сопровождается объяснением учителя. Изучаем на примере пшеницы. В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Злаки”. Семейство Лилейные Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации Для изучения семейства Луковые учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах. Инструктивная карточка: 1. Изучите §26 учебника на стр. 139 «Семейство Луковые». 2. Рассмотрите предложенные вам изображения лука порея, лука репчатого, лука медвежьего, шнитт-лука. Отметьте сходства и различия этих представителей семейства «Луковые» 3. Пользуясь полученной информацией заполните таблицу. Результаты работы оформляются в рабочей тетради в виде таблицы “Семейство Луковые”. Учитель оценивает качество работы в группе по заполнению таблицы у доски (вызывая любого ученика). | Просматривают слайды и заполняют таблицу Основные признаки Просматривают слайды и заполняют таблицу Просматривают слайды и заполняют таблицу Самостоятельно изучают раздаточный материал, работают с иллюстрациями и раздаточным материалом, заполняют таблицу | Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, группе. Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Личностные УУД Сформировать умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Умение работать фронтально, индивидуально; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив. Умение работать в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников; Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив |
Самостоятельное применение знаний с самостоятельной проверкой эталоном. | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для обучающихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | Лабораторная работа «Мои биологические исследования. Словесный портрет двудольного растения» (работа с гербарием). Задачи 16.1–16.3 из задачника-практикума. | Выполняют лабораторную работу. Описывают расьение, создают «Портрет» Выполняют задания из практикума. | Регулятивные УУД Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Этап включения в систему знаний и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний - довести его до уровня автоматизированного навыка - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности | Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). Подготовка сообщения по плану «от первого лица»: соя, фасоль, арахис, горох, бобы, клевер, люцерна, вика, донник. План. 1. История происхождения. 2. Значение. | Высказывают версии. Делают сообщения | Регулятивные УУД Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Удалось ли вам выполнить Насколько самостоятельно вы справлялись с работой?
Прием «Рюкзак» Инструктаж по выполнению задания дома: на основе задания в рабочей тетради № 4 на стр. 28. Приготовить информацию с рисунками и иллюстрациями по теме «Злаки – главные производители луга». | Самооценка, взаимооценка, анализ работы и вывод | Регулятивные УУД соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать степень успешности своей индивидуальной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
Краткое обобщение опыта работы....
Урок русского языка с учетом дифференцированного подхода в обучении.
Тема "Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений". 6-й класс...
Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...
Проектно исследовательская технология на уроках биологии
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».
Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...
План по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»
Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает условия, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобрет...
Применение проектной и исследовательской технологии на уроке литературы при анализе произведения К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма» составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование ...