Проектные и исследовательские технологии на уроках биологии с учетом дифференцированного подхода.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Лепко Ольга Валерьевна

Урок открытия новых знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Биология

Класс

6

Тема урока

«Класс Однодольные растения»

Цели урока:

Содержательная

Сформировать первичное представление о строении и жизнедеятельности  представителей семейств Однодольных растений.

Деятельностная

Тренировать умение планировать свою деятельность, читать рисунки и схемы, сформировать опыт рефлексивной самоорганизации;

Задачи урока

- Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые;

- Сформировать представление о многообразии цветковых растений;

- Развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы;

- Развивать познавательный интерес к предмету;

- Развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности

- Воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Основное содержание темы, термины и понятия

Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.

Межпредметные связи (указать предметы)

география, экология

Формы работы

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и методические приемы

словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации).

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности. 

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их.

Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока

 Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению

Регулятивные УУД

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий.

- активизировали  мыслительные операции  (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.

Ребята, давайте вспомним, с какой те- мой вы знакомились на прошлом уроке?

 С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем: биологический диктант на тему «Семейства класса Двудольные». Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -.

Учитель предлагает решить биологическую задачу:

 Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения?

Предлагает ответить на вопрос: Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете? Об особенностях этого класса мы уже знаем.

Сегодня же мы изучим три из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения.

Корректирует тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках

Решают задачи, обсуждают и корректируют ответы.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД

 Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ

схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Создание проблемной ситуации

Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;

На какие вопросы мы узнаем ответы, изучая эту тему (знакомство с умениями)?

– Выполните задание на с. 70 (заполнение таблицы по сравнению органов цветковых растений, изученных в этом году).

 Диалог Антошки и биолога на с. 71. 

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? (По каким признакам и для чего различают виды растений?)

Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.   

Расскажите, что вы уже знаете о различении растений и важности этого для человека, что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой.

Как создают справочники растений?

– Что для этого необходимо знать?

О чём свидетельствуют сходные признаки у разных растений?

Дети предлагают пути достижения цели,т.е. определяют задачи

Выполняют задание, оформляют таблицу

Версии школьников.

Выбор лучшей формулировки.

В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем»

Познавательные:

умение  видеть и формулировать  проблему

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач;

Регулятивные Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии;

Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера

Совместное открытие знаний

Обеспечение мотивации и принятия цели учащимися и познавательной деятельности. Подведение учащихся к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Семейство Злаки (или Мятликовые). Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации.

Показ слайдов сопровождается объяснением учителя.

Изучаем на примере пшеницы.

В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Злаки”.

Семейство Лилейные Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации

Для изучения семейства Луковые учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах.

Инструктивная карточка:

1. Изучите §26 учебника на стр. 139 «Семейство Луковые».

2. Рассмотрите предложенные вам изображения лука порея, лука репчатого, лука медвежьего, шнитт-лука.

Отметьте сходства и различия этих представителей семейства «Луковые»

3. Пользуясь полученной информацией заполните таблицу.

Результаты работы оформляются в рабочей тетради в виде таблицы “Семейство Луковые”.

Учитель оценивает качество работы в группе по заполнению таблицы у доски (вызывая любого ученика).

Просматривают слайды и заполняют таблицу Основные признаки

Просматривают слайды и заполняют таблицу

Просматривают слайды и заполняют таблицу

Самостоятельно изучают раздаточный материал, работают с иллюстрациями и раздаточным материалом, заполняют таблицу

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, группе.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Личностные УУД

 Сформировать умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Умение работать фронтально, индивидуально; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив.

Умение работать

в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив

Самостоятельное применение знаний с самостоятельной проверкой эталоном.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

для обучающихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

Лабораторная работа «Мои биологические исследования.

Словесный портрет двудольного растения» (работа с гербарием).                  

Задачи 16.1–16.3 из задачника-практикума.                                 

Выполняют лабораторную работу. Описывают расьение, создают «Портрет»

Выполняют задания из практикума.

Регулятивные УУД

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Этап включения в систему знаний и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.
Для этого необходимо:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

- довести его до уровня автоматизированного навыка

- при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

Подготовка сообщения по плану «от первого лица»: соя, фасоль, арахис, горох, бобы, клевер, люцерна, вика, донник.

План.

1. История происхождения.

2. Значение.

Высказывают версии.

Делают сообщения

Регулятивные УУД

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:

-  организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Удалось ли вам выполнить
намеченный в начале урока
план?

Насколько самостоятельно вы справлялись с работой?

  • Какие умения формировались у вас при выполнении
    заданий?

Прием «Рюкзак»

Инструктаж по выполнению задания дома: на основе задания в рабочей тетради № 4 на стр. 28.

Приготовить информацию с рисунками и иллюстрациями по теме «Злаки – главные производители луга».

Самооценка, взаимооценка, анализ работы и вывод

Регулятивные УУД

 соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать степень успешности своей индивидуальной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с учетом дифференцированного подхода в обучении.

Тема "Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений". 6-й класс...

Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...

Проектно исследовательская технология на уроках биологии

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».

​Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...

План по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает условия, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобрет...

Применение проектной и исследовательской технологии на уроке литературы при анализе произведения К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма»  составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование ...