Урок по теме «Правила дифференцирования (f(x)+g(x)) и (c f(x))" - Конспект урока
план-конспект урока по математике (11 класс)

Жалыбина Елена Викторовна

Цели

Обучающая:

  • Осуществить контроль за усвоением и формированием ЗУН  учащихся по теме «Производная. Производная степенной функции»
  • Ввести правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(x))΄
  • Учиться применять новое знание при решении задач

 

Развивающая:

  • развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся
  • развивать способность к «видению» проблемы
  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли
  • формировать познавательные интересы и мотивы самосовершенствования

 

Воспитательная:

  • воспитывать умение работать с имеющейся информацией
  • воспитывать культуру труда общения, навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи

 

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

І. Этап 1. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний (10 минут).


ІІ. Этап 2. Объяснение нового материала, первичное закрепление с проговариванием вслух (15 минут).

ІII. Этап 3. Включение в систему знаний и повторение ( 7 минут).

V. Этап 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 10 минут).

VI. Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 205

Урок по теме

«Правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(x))΄.

Решение задач»

11 класс

Учитель: Жалыбина Е.В.

2012-2013 уч.год

Урок по теме

«Правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(x))΄. Решение задач»

Цели

Обучающая:

  1. Осуществить контроль за усвоением и формированием ЗУН  учащихся по теме «Производная. Производная степенной функции»
  2. Ввести правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(x))΄
  3. Учиться применять новое знание при решении задач

Развивающая:

  1. развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся
  2. развивать способность к «видению» проблемы
  3. формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли
  4. формировать познавательные интересы и мотивы самосовершенствования

Воспитательная:

  1. воспитывать умение работать с имеющейся информацией
  2. воспитывать культуру труда общения, навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

І. Этап 1. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний (10 минут).


ІІ. Этап 2. Объяснение нового материала, первичное закрепление с проговариванием вслух (15 минут).

ІII. Этап 3. Включение в систему знаний и повторение ( 7 минут).

V. Этап 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 10 минут).

VI. Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты).

Этап1.     10 МИНУТ

-Тема сегодняшнего урока «Правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(x))΄. Решение задач». Слайд №1. А это значит, нас ожидает новое знание. Постараемся «добыть» его совместно.

-Цели урока: Слайд №2

  1. Ввести правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(x))΄
  2. Учиться применять новое знание при решении задач

-Урок будет состоять из пяти этапов. Слайд №3.

-Урок начнем с организованной проверки знаний и изученных способов действий по теме «Производная». Одновременно будут выполняться разные задания: задание 1, задание 2, задание 3, задание 4. 7 МИНУТ

- После чего осуществим проверку заданий в различной форме. 3 МИНУТЫ 

Задание 1: записать формулу (выполняют 2 ученика за закрытыми досками).

1 ученик

2 ученик

Определение производной  функции f (x)

Определение мгновенной скорости

(x²)΄

(x³)΄

()

(

(

(kx+b)΄

(

(

 

Замечание: после выполнения взаимопроверка, оценка – среднее арифметическое между своей работой и проверенной.

Задание 2: найти производную степенной функции по формуле (задание на центральной доске).

1 вариант

2 вариант

Замечание: работы сдаются и проверяются учителем.

Задание 3: найти скорость движения в момент времени t = 7 оптимальным способом.

3 ученик

4 ученик

S (t) = 0,4t + 2

S (t) = + t

Замечание: далее 3 ученик выполняет задание 2, исключая первый пункт; 4 ученик выполняет задание 3, исключая первый и второй пункты.

Задание 4: задание ЕГЭ (задание В8 №119976  в открытом банке заданий ФИПИ). Слайд №4 - гиперссылка на открытый банк заданий.

Прототип задания B8 (№ 119976)

Материальная точка движется прямолинейно по закону , где — расстояние от точки отсчета в метрах, — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени  с.

Замечание: дополнительный вопрос: «Напомните, сколько прототипов по теме найдено в открытом банке? В чем их отличие?». Слайд №5 - гиперссылка на открытый банк заданий. 

Прототип задания В8 (№ 123717)

Материальная точка движется прямолинейно по закону , где — расстояние от точки отсчета в метрах, — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 1 м/с?

Этап 2. 15 МИНУТ

- При решении некоторых задач очевидна универсальность применения определения производной функции, с одной стороны. Но, с другой стороны, затраченное время снова заставляет задуматься о приобретении новых знаний. Каких?

-Итак, знать формулы, заявленные в теме урока.

-Выведем формулу (f(x)+g(x))΄. Чем будем для этого пользоваться?

-Итак, используя определение производной, получим результат.

Задание 1 Слайд №6: заполнить пропуски в раздаточном материале. Работаем в парах. 5МИНУТ

1 шаг 

Пусть  f(x)+g(x) = p(x);

Составим разностное отношение

  =    +

2 шаг

Устремим h → 0, тогда  → f΄(x),  → …

Таким образом,         (f(x)+g(x))΄= f΄(x) + ...

3 шаг

Аналогично можно доказать, что производная суммы (разности) нескольких функций равна         …         производных этих функций.

Замечание: проверку осуществляем по заготовке на экране. Слайд №6.

-Итак, результат запишем в таблицу производных. Слайд №7. 

-Теперь запишем без вывода формулу (c f(x))΄. Ваши предложения?

-Итак, (c f(x))΄= c f ΄(x).

-Желающие могут вывести эту формулу дома.

Задание 2: продолжим заполнять таблицу по теме «Производная». Слайд №7. Опорный конспект готов.  

Задание 3: продолжим заполнять опорный конспект (XMIND). Слайд №8.

-Вернемся к заданиям, имеющим более рациональный способ решения. Каким?

Задание 4 Слайд №9: найти скорость движения в момент времени t = 7,

если S (t) = + t.

Замечание: запись на доске ведет учитель.

Задание 5 Слайд №10: материальная точка движется прямолинейно по закону

 , где — расстояние от точки отсчета в метрах, — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени  с.

Замечание: один ученик записывает решение на доске, остальные самостоятельно на местах. В ходе решения обсуждается знак «-», соответственно делается вывод о производной разности. Три первые тетради оцениваются «+».

Этап 3. 7 МИНУТ

-Продолжим учиться находить производные функций, требующие применения новых правил.

Задание 1. Слайд №11: найти производную функции a)    ;  b)  .

Замечание: решение обсуждается вслух, затем записывается учениками на доске.

Этап 4. 10 МИНУТ

-Вернемся к экзаменационным заданиям. В чем отличие второго прототипа от первого?  Слайд №12

-Составим план решения второго вида заданий. Слайд №13

Задание 1. Слайд №14: выполнить задание ЕГЭ. 7 МИНУТ

1Вариант - задание B8 (№ 123717)

Материальная точка движется прямолинейно по закону , где — расстояние от точки отсчета в метрах, — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 1 м/с?

2 Вариант - задание B8 (№ 123719)

Материальная точка движется прямолинейно по закону , где — расстояние от точки отсчета в метрах, — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 93 м/с?

Замечание: по окончании работы, готовые решения появляются на экране. Учащиеся осуществляют самоконтроль и выставляют себе «+, ,».Слайд №16 

Этап 5.

-Итак, подведем итоги проделанной работы. Что нового узнали?

-Сделайте предположение по новым правилам дифференцирования, которые нам предстоит изучить.

-Домашнее задание: § 46 (таблица); № 802, 803, 805, 810, 818 (четные);                                 известные прототипы В8 (по 2 различных) из банка ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Права ребенка"

Урок обществознания по теме "Права ребенка"...

Конспект урока по теме "Право". 10-11 класс.

Позволяет систематизировать изученный материал,повторить основные понятия, подготовиться к сдаче зачета, экзамена по обществознанию....

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс...

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс Презентация

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс Презентация...

Конспект урока на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» 9 класс

Конспект урока на тему«ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»Цель урокаСоздать условия для формирования представления о  значении права в жизни человека, общества, государств...