Математика в классах физико-химического профиля.
статья по алгебре (10, 11 класс) на тему
Методика преподавания (ее особенности) математики в классах физико-химического профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodovanie_matematiki_v_profilnom_klasse.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание математики в классе
физико-химического профиля.
Сегодня выпускник средней школы оказывается в ситуации непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности. Формы профильного обучения должны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленное изучение математики. Профильная подготовка школьников позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка. Профильное образование создает прецедент и реальный шанс преодоления ряда накопившихся издержек, порожденных кризисом образования. Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. В рамках этих требований система профессионального образования и обучения призвана решать триединую задачу развития :
- личности, способной реализовать свой потенциал в профессиональном и личном плане;
- общества – за счет уменьшения различий и неравенства между гражданами;
- экономики –путем обеспечения соответствия умений на рынке труда.
Целью профильного обучения в 10 А классе является создание условий для образования ребят с учетом их склонностей и способностей, для их обучения в соответствии с профильным интересом и намерениями в отношении продолжения образовании. Поэтому, приступая к работе в данном классе, я задумалась над вопросом «Как сделать так, чтобы обучение детей было непрерывным, интересным и полезным?».Главное – отказ от обучения по принципу «Эту задачу нужно решать так». Акцент делаю на том, почему задачу нужно решать именно так, почему не проходит какой-то иной способ, зачем в решении столько, казалось бы, лишних условий. Активно использую методики, в которых учащимся предлагаются ошибочные способы решения задач ( или решения с какими-то недочетами).Это позволяет держать класс «в тонусе» : ученики привыкают к тому, что нельзя принимать «на веру» ни одну из фраз учителя. Тем самым в школьниках воспитывается абсолютно необходимый самоконтроль и критическое отношение к материалу.
В течении работы с физико-химического профиля классом я столкнулась со следующими проблемами :
- неумение отличить то, что они понимают, от того, что они не понимают;
- неумение логически мыслить, отличать истинное рассуждение от ложного, необходимые условия и достаточные;
- неправильное представление о главном и второстепенном;
- неумение вести диалог : понять вопрос преподавателя и ответить именно на него , а также сформулировать свой вопрос.
И в профильных классах основной формой обучения, да и всей учебной деятельности, остается урок-форма организации учебной деятельности учителя и ученика – логически законченный. В своей работе я применяю следующие виды уроков:
- урок-лекция. Мне нравится блочно-модульная система обучения, где этот вид урока используется в самом начале блока(тема). А дальше блок делится на модули, где идет конкретизация темы, выработка умений и навыков с различными формами самостоятельной работы. На вводной лекции излагаю материал в логической последовательности, даю целостное представление о содержании темы, ее взаимосвязи с другими темами, практическое значение. Методика вводной лекции разработана достаточно подробно и дает хорошие результаты.(«Числовые последовательности», «Показательная функция», «Логарифмическая функция»);
- урок- семинар. Такую форму урока применяю при изучении тем : «История развития числа», «Способы решения уравнений и систем уравнений»;
- урок поабзацной проработки текста, особенно часто использую на уроках геометрии, приучая работать с книгой при знакомстве с новым пособием;
- бинарный урок. Особенно удачен при изучении темы «Показательная функция» математика+биология;
- система повторительно-обобщающих уроков. На этих уроках основное время занимает самостоятельная работа учащихся, поэтому они чаще всего переходят в уроки-практикумы, охватывающие задания разной сложности : от обязательного уровня, до задача повышенной сложности.
На своих уроках я использую следующие технологии:
- технология уровневой дифференциации. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание. Ученики постоянно заняты посильным трудом. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации;
- технология проблемного обучения. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну и важность объекта познания. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока : при объяснении, закреплении, контроле;
-групповые технологии позволяют организовать активную самостоятельную работу на уроке. Например, решение геометрических задач у доски в паре. Учащиеся при этом чувствуют себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов приводит к тому, что успеваемость по математике – 100 процентов, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.
Основные задачи курса математики в профильном классе :
1)успешное овладение навыками решения различных задач курсов «Алгебра», «Геометрия», «Физика», «Химия»;
2)полнее развивать потенциальные творческие способности выпускников, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала;
3)качественная подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, а так же учиться дальше не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 8 класс,социально-экономический профиль
Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...
Рабочая программа по математике для 10 класса физико-химического профиля
Планирование составлено на основе _«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 классы.» Составитель Т. А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение», ...
Исследовательская работа на тему: Мотивация участников образовательного процесса профильных классов физико-химического направления как необходимый фактор их успешного функционирования
Объектом исследования является образовательный и воспитательный процессы в профильных (лицейских) классах....
календарно-тематическое планирование по математике 10 класс физико-математический профиль
Поурочное планирование по математике для физико-математического профиля...
рабочая программа по математике 11 класс физико-математического профиля
рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....
Рабочая программа. Математика. 10 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....