Урок алгебры в 8 классе "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Открытый урок по алгебре в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" К уроку представлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aa.ru_urok-trening_kvadratnye_uravneniya.docx | 52.72 КБ |
prezentatsiya_8_kl.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок тренинг «Квадратные уравнения»
Цели урока:
- Образовательные - систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
- развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, развивать коммуникативные навыки и волевые качества личности через работу в парах.
- воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели.
Ход урока:
Организационный момент
Добрый день дорогие друзья, гости! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке , и прошу всех вас улыбнуться друг другу, а ребят прошу, мысленно пожелать успехов и себе и товарищам. Садитесь.
Сегодняшний урок мы проведем с использованием рейтинговой системы контроля знаний. У вас имеются оценочные листы, в которых вы выставляете баллы, полученные за каждый этап урока. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл .
Предлагаю начать урок со следующего задания: каждой группе решить анаграммы (в словах изменен порядок букв).
Какие слова зашифрованы? СЛАЙД
- Таиимдкисрнн (дискриминант)
- Ниваренуе (уравнение)
- Фэкоцинетиф (коэффициент)
- Ерокнь (корень)
- Какая тема объединяет данные слова? ( Квадратные уравнения) СЛАЙД
- Да, сегодня мы с вами повторим тему «Квадратные уравнения», вспомним и обобщим все те знания, которые мы получили на предыдущих уроках.
- Ребята, скажите что должен уметь делать каждый из вас на сегодняшнем уроке? (уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения)
СЛАЙД Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»
Квадратные уравнения – тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала.
Вам дан ключ к решению квадратных уравнений, и если вы научились им пользоваться, вы сможете решить любое квадратное уравнение. А сегодня вы покажете, насколько готовы пользоваться этим ключом.
СЛАЙД На доске уравнение: 9х2+2х+2015=0
- Назовите вид данного уравнения. Назовите его коэффициенты.
О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата проведения урока)
Итак, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
1. Разминка Начинаем с вопросов теории
Проверка теоретической базы (За каждый верный ответ 1 балл.)
- Дайте определение квадратного уравнения. / Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx+c=0, где x – переменная, a, b, c некоторые числа, причем a≠0./
- Вы отметили, что a, b, c – некоторые числа, причем a≠0, а что произойдет, если b=0 или c=0, вдруг они оба станут равны 0?
/ Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов, b или c равен нулю, или оба одновременно равны нулю ,то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением./
- Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1?
- От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Как вычислить дискриминант
- СЛАЙД (2m-5)x2+(4m+8)x+36=0
При каких значениях параметра m данное уравнение:
А) является приведенным квадратным уравнением / m=3
В) является неполным квадратным уравнением /m=-2
С) не является квадратным уравнением /m=2,5
СЛАЙД
Одна из групп работает по теоретической базе в форме кроссворда /получится ответ на вопрос: В каком древнем городе ещё около 2000 лет до н.э первыми научились решать квадратные уравнения? Вавилон./
1.Как называется уравнение вида ах2 +вх+с=0?
2.Название выражения в 2- 4 а с
3.Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ?
4.Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0 ?
5.Чему равен корень уравнения ах 2 = 0 ?
6.Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в или с равны нулю?
7.Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1
к | В | а | д | р | а | т | н | о | е | ||||||||
д | и | с | к | р | и | м | и | н | А | н | т | ||||||
д | В | а | |||||||||||||||
о | д | И | н | ||||||||||||||
н | о | Л | ь | ||||||||||||||
н | е | п | О | л | н | о | е | ||||||||||
п | р | и | в | е | д | е | Н | н | о | е |
СЛАЙД Исторический момент
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх+с=0 , было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид
СЛАЙД Тест№1 : Установите связь между квадратным уравнением и способами его решения
Уравнение не имеет решения при - ах2+вх+с=0 х1=1, х2=
ах2+2kх+с=0
ах2+вх=0 х1,2
ах2+с=0 х1.,2 =, при -
ах2 =0 х=0
х1=0, х2= -
х1;2=
СЛАЙД Тест №1 проверьте правильность выполнения
СЛАЙД Тест №2 определение количества корней неполного квадратного уравнения
Один корень | Два различных по модулю корня | Два противоположных корня | Не имеют корней | |
3х2=0 | ||||
4х2-8х=0 | ||||
3х2=1/2 | ||||
х2 +49=0 | ||||
3х2 = -15 | ||||
2х2 -4=0 | ||||
3х2=15х |
СЛАЙД Тест №2 проверьте правильность выполнения
СЛАЙД Тест №3 определение количества корней полного квадратного уравнения
3х2-8х+5=0 | 36х2-12х+1=0 | 3х2-3х+4=0 | -Х2+6х+9=0 | |
Д=0 | ||||
Д>0 | ||||
Д<0 | ||||
2 корня | ||||
1 корень | ||||
Нет корней |
СЛАЙД Тест №3 проверьте правильность выполнения
СЛАЙД Найди «лишнее»
Каждой группе из предложенных уравнений выбрать «лишнее», объяснить, почему оно является «лишним» и решить его рациональным способом.
3х2+5х-8=0 х2-3х+4=0 4х2-5х+2=0 3х2-х=0
0,3х2-х+7=0 3х2+5х-8=0 -х2+5х-8=0 х2-81=0
х2-25=0 х2+х-8=0 3,5х2+х+1=0 х2-10х+25=0
(х-2)(х+3)=0 7х+ х2-8=0 х2+2х+8=0 2х2=0
СЛАЙД
Ответы
1-я группа уравнений
«лишнее» уравнение х2-25=0, так как является неполным квадратным уравнением
2-я группа уравнений
«лишнее» уравнение 3х2+5х-8 =0, так как является полным, не приведенным квадратным уравнением
3-я группа уравнений
«лишнее» уравнение х2+2х+8=0 – приведенное квадратное уравнение
4-я группа уравнений
«лишнее» уравнение х2-10х+25=0 – полное квадратное уравнение.
СЛАЙД
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится: "Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи".
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара.
СЛАЙД На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько же ты скажешь
Обезьян там было в роще?
(учащийся приводит решение этой задачи на доске)
Учащимся предлагается решить задачу самостоятельно, затем учитель продемонстрирует решение Бхаскары.
СЛАЙД
+12=х
Х2-64х=-768
Х2-64х+322=-768+1024
(х-32)2=256
Х-32=16 х-32=-16
Х=48 х=16
Ответ: 48 или 16 обезьян.
Сопоставьте свое решение и решение ученого. Сравните способы решения. Какой способ выбрал Бхаскара?
(Ответ – способ выделение квадрата трехчлена)
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
СЛАЙД
Практическая часть
Первый вариант Решить квадратное уравнение различными способами: | ||
| ||
Уровень А Х2-16х+15=0 | Уровень В -9=3х(2-х) | Уровень С -3=0 |
Второй вариант Решить квадратное уравнение различными способами: | ||
| ||
Уровень А Х2-14х-15=0 | Уровень В 10х=5(х2-3) | Уровень С -1 =0 |
За уравнение уровня В получают еще дополнительно 2 балла , за уровень С – 3 балла.
СЛАЙД Домашнее задание
- Задание – заполните таблицу. Попробуйте сделать вывод.
Уравнение | x1 | x2 | x1+ x2 | x1· x2 | b | c |
x2+x-2=0 | ||||||
x2-6x-16=0 | ||||||
x2+4x-32=0 | ||||||
x2-5x-14=0 | ||||||
x2-5x+6=0 |
2.Создать учебный проект на тему «Квадратные уравнения»
3.Существует ещё несколько способов решения квадратных уравнений. Рекомендую поискать их в математических книгах и поделиться своими находками на занятиях.
Итог Рефлексия ( каждая группа составляет синквейн ) Хочется отметить ,что никто из вас не отнеся к работе равнодушно, и если у кого-то не всё получилось не огорчайтесь : «Дорогу осилит идущий»
Сюрприз: закладка памятка «Азбука квадратного уравнений»
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________
Задание | Самооценка | |
1. | Анаграмма | |
2. | Теоретическая разминка | |
3. | Тест №1 | |
4. | Тест №2 | |
5. | Тест№3 | |
6 | Найди «лишнее» | |
7 | Решение задачи Бхаскары | |
8. | Тест (разноуровневые задания) а) Решение квадратных уравнений по свойству коэффициентов | |
9 | б) Решение квадратных уравнений по формуле | |
10 | в) Решение квадратных уравнений по формуле корней для четного коэффициента | |
11 | г) Решение квадратных уравнений способом выделения полного квадрата двучлена | |
Итого: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дискриминант Уравнение Коэффициент Корень
Урок тренинг «Квадратные уравнения» Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике. Лодж.О .
А. Эйнштейн :«Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»
9 x² + 2 x +201 5 = 0
(2 m-5 ) x 2 +(4m+8)x+36=0 При каких значениях параметра m данное уравнение: А ) является приведенным квадратным уравнением В) является неполным квадратным уравнением С) не является квадратным уравнением / m =3 / m = -2 / m = 2,5
В каком древнем городе еще около 2000 лет до н.э. первыми научились решать квадратные уравнения? Как называется уравнение вида ах 2 +вх+с=0? Название выражения в 2 - 4 а с Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ? Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0 ? Чему равен корень уравнения ах 2 = 0 ? Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в или с равны нулю? Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1
В каком древнем городе еще около 2000 лет до н.э. первыми научились решать квадратные уравнения? Как называется уравнение вида ах 2 +вх+с=0? Название выражения в 2 - 4 а с Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ? Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0 ? Чему равен корень уравнения ах 2 = 0 ? Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в или с равны нулю? Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Леонард Фибоначчи
Образовательный портал "Мой университет" - www.moi-universitet.ru edu-reforma.ru Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х²+вх+с=0 , было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем
СОВРЕМЕННЫЙ ВИД РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид 1596-1662 Р.Декарт 1643-1727 И.Ньютон 1540-1603 Ф.Виет
Тест№1 Установите связь между квадратным уравнением и способами его решения Уравнение не имеет решения при , - -
Тест №1 Проверьте правильность выполнения Уравнение не имеет решения при , - -
Тест №2 определение количества корней неполного квадратного уравнения Один корень Два различных по модулю корня Два противоположных корня Не имеют корней 3х² = 0 4х ²– 8х =0 3х² =1/2 х² + 49 = 0 3х² = - 15 2х² – 4 =0 3х² = 15х
Тест №2 проверьте правильность выполнения Один корень Два различных по модулю корня Два противоположных корня Не имеют корней 3х² = 0 4х ²– 8х =0 3х² =1/2 х² + 49 = 0 3х² = - 15 2х² – 4 =0 3х² = 15х
Тест №3 определение количества корней квадратного уравнения 3х² -8х+5= 0 36х²-12х+1 = 0 3х² -3х+4= 0 -х²+6х+9 = 0 Д=0 Д › 0 Д ‹ 0 2 корня 1 корень Нет корней
Тест №3 Проверьте правильность выполнения 3х² -8х+5= 0 36х²-12х+1 = 0 3х² -3х+4= 0 -х²+6х+9 = 0 Д=0 Д › 0 Д ‹ 0 2 корня 1 корень Нет корней
Какое уравнение «лишнее» (1) 3х 2 +5х-8=0 (2) х 2 -3х+4=0 0,3х 2 -х+7=0 3х 2 +5х-8=0 х 2 -25=0 х 2 +х-8=0 (х-2)(х+3)=0 7х+ х 2 -8=0 (3) 4х 2 -5х+2=0 (4) х 2 -10х+25=0 -х 2 +5х-8=0 2х 2 =0 3,5х 2 +х+1=0 х 2 -81=0 х 2 +2х+8=0 3х 2 -х= 0
Какое уравнение «лишнее» (1) 3х 2 +5х-8=0 (2) х 2 -3х+4=0 0,3х 2 -х+7=0 3х 2 +5х-8=0 х 2 -25=0 х 2 +х-8=0 (х-2)(х+3)=0 7х+ х 2 -8=0 (3) 4х 2 -5х+2=0 (4) х 2 -10х+25=0 -х 2 +5х-8=0 2х 2 =0 3,5х 2 +х+1=0 х 2 -81=0 х 2 +2х+8=0 3х 2 -х= 0 ,
Квадратные уравнения в Индии Бхаскара Агарья (1114-1185) В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара.
Задача Бхаскара На две партии разбившись, Забавлялись обезьяны. Часть восьмая их в квадрате В роще весело резвилась. Криком радостным двенадцать Воздух свежий оглашали. Вместе сколько же ты скажешь Обезьян там было в роще?
Решение: Сопоставьте своё решение и решение ученого. Сравните способы решения. Ответ: 48 или 16 обезьян
Тест (разноуровневые задания) Решить квадратное уравнение различными способами: а) по свойству коэффициентов; б)по формуле корней; в)по формуле корней для четного коэффициента; г)выделением квадрата двучлена За уравнение уровня «В» получают еще дополнительно 2 балла , за уровень «С» – 3 балла. Первый вариант Уровень А Х 2 -16х+15=0 Уровень В -9=3х(2-х) Уровень С -3=0 Второй вариант Уровень А Х 2 -14х-15=0 Уровень В 10х=5(х 2 -3) Уровень С -1 =0
Уравнение x 1 x 2 x 1 + x 2 x 1 · x 2 b c x 2 +x-2=0 x 2 -6x-16=0 x 2 +4x-32=0 x 2 -5x-14=0 x 2 -5x+6=0 Домашнее задание 1.Заполнить таблицу. Сделать вывод 2.Существуют ещё несколько способов решения квадратных уравнений. Рекомендую поискать их в математических книгах и поделиться своими находками на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Конспект урока алгебры " Решение квадратных уравнений по формуле". 8 класс
Уурок обобщения и систематизации знаний...
Технологическая карта урока алгебры "Определение квадратного уравнения"
Учебный предмет: математика (модуль «Алгебра»).Класс: 8 класс.Автор УМК (программы учебного курса): Ю.Н. Макарычев и др., под ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс&raq...
Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"
Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"...
Открытый урок алгебры "Решение квадратных уравнений по формуле"
Урок разработан по УМК Ю. Н. Макарычева...
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения.
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения...