ФУНКЦИЯ: просто, сложно, интересно
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»
Директор:_______ Адыгаева А.А. Руководитель ГМО:______ Конга Р.М.
«____»_______________ 20___г. «____»_______________ 20___г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ФУНКЦИЯ: просто, сложно, интересно
включая проектную и исследовательскую деятельность
«Исследовательские задачи по подготовке к ЕГЭ»
9 класс
(предпрофильная подготовка)
Всего: 17 часов
Элективный курс: 14 часов
Проектная и исследовательская деятельность: 3 часа
Основная функция курса: создание условия для обоснованного выбора профиля
обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей и способностей,
приобретение и развитие навыков проектной и исследовательской деятельности
Руководитель: Ооржак Уран Когеловна-
учитель математики,
высшая квалификационная категория
Ак-Довурак – 2011
Пояснительная записка
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объёме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
ЦЕЛЬ: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.
ЗАДАЧИ:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
- расширение представлений о свойствах функций;
- формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную практическую деятельность как фактор личностного развития.
Курс рассчитан на 17 часов аудиторного времени.
Включённый в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся, выполняет развивающую функцию.
Формами итоговой аттестации являются
дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» и представление
«Портфолио – портфеля достижений», который включает:
- конспекты занятий;
- схему исследования функции;
- самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырёх);
- «Применение функций в природе и технике» (информация в любой форме);
- тесты (не менее двух);
- анализ собственных успехов;
- описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ:
- исследуя функции, выполняя тесты, готовя сообщения учащиеся ознакомятся с витаминами, необходимыми нашему организму, с продуктами, наиболее богатыми с минеральными веществами; с тем, в каких продуктах содержится наибольшее количество витаминов, какие витамины необходимы для роста и развития;
- создание ситуации успеха на занятиях;
- формирование поведения, ориентированного на обеспечение здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ КУРСА
Учащиеся должны знать:
- понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
- определение основных свойств функции (область определения, область значений, чётность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д.)
Учащиеся должны уметь:
- правильно употреблять функциональную терминологию;
- исследовать функцию и строить её график;
- находить по графику функции её свойства.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- углубление знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также осознание школьниками новых знаний об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы;
- обоснованный выбор учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | тема | Кол-во часов | срок | Технология реализации |
1. | Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками | 1 | Беседа, тестирование | |
2. | Историко-генетический подход к понятию «функция» | 1 | Лекция с применением компьютера | |
3. | Способы задания функций | 1 | Беседа, практикум | |
4. | Чётные и нечётные функции | 2 | Беседа, практикум | |
5. | Монотонность функции | 2 | Лекция, практикум, тестирование | |
6. | Ограниченные и неограниченные функции | 2 | Семинар, практикум | |
7. | Исследование функции элементарными способами | 2 | Практикум, тестирование | |
8. | Построение графиков функций | 2 | Практикум, тестирование | |
9. | Функционально-графический метод решения уравнений | 2 | Беседа, практикум | |
10. | Функция: сложно, просто, интересно | 1 | Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» | |
11. | Функция: просто, сложно, интересно | 1 | Презентация «Портфеля достижений» |
Содержание программы
Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками(1ч): - ознакомление с целью, задачами курса, важности получаемых знаний для итоговой аттестации, как в основной, так и в средней школе; - объяснить значение «Портфолио – портфеля достижений», как получить зачёт; - ТЕСТ - проверка базовых знаний. |
Историко-генетический подход к понятию «функция»(1ч): - раскрытие сложного исторического пути понятия «функция»; - вызвать чувство сопричастности к поиску гениальных учёных – оформление и защита рефератов. |
Способы задания функций(1ч): - повторение и углубление знаний о способах задания функций; - осуществление эвристических проб по переходу от одного способа к другому. |
Чётные и нечётные функции(2ч): - формирование понятия чётности и нечётности функций; - использование и определение этих свойств. |
Монотонность функции(2ч): - осознание понятия «возрастание», «убывание» функции; - нахождение промежутков монотонности по графику и формулам; - ТЕСТ. |
Ограниченные и неограниченные функции(2ч) - введение понятия «ограниченность функций», «наибольшее и наименьшее значения функций»; - осуществление эвристических проб по нахождению множества значений функции. |
Исследование функции элементарными способами(2ч): - составление схемы исследования функции; - исследование по схеме элементарных функций; - ТЕСТ. |
Построение графиков функций(2ч): - практическое применение предварительного исследования функций; - более подробное исследование функций наглядно представленных с помощью графиков; - ТЕСТ. |
Функционально-графический метод решения уравнений(2ч): - закрепление знаний и умений по исследованию функций; - построение графиков в практической ситуации при решении уравнений; - тест1 «ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ, СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ»; - тест2 «СВОЙСТВА ФУНКЦИИ»; - тест3 «УСТАНОВИТЕ, ИСТИННЫЕ ИЛИ ЛОЖНЫЕ СЛЕДУЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» |
Функция: сложно, просто, интересно(1ч): игра «ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ ЗНАНИЙ» - создание ситуации успеха; - проверка, коррекция, демонстрация ЗУН. |
Функция: просто, сложно, интересно(1ч): - создание ситуации успеха; - самооценка ЗУН по темам курса; - тест на проверку уровня интереса к данному курсу. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Виленкин Н.Я. «Функции в природе и технике» книга для внеклассного чтения 9-10 классов-М., Просвещение, 1978.
- ЕГЭ математика (учебно-тренировочные материалы) 2004г.- 2010г.
- Журналы «Математика в школе»
- Ивлев Б.М. и др. «Дидактические материалы по алгебра началам анализа» для 10 кл. М., Просвещение, 1990г.
- Колмогоров А.Н. и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 кл., М., Просвещение, 2003г.
- Студенецкая В.Н., ГребнёваЗ.С. «Готовимся к ЕГЭ
- МАТЕМАТИКА «Решение и выполнение заданий с комментариями и ответами» часть 2, М., Учитель, 2003г.
- Тарымов А.А. «Методическое пособие по МАТЕМАТИКЕ для поступающих в ВУЗы» №3 «Учитель-Аст»
- Пособие для подготовки к ЕГЭ М., 2004г.
- Шахмейстер А.Х. «Множества. Функции. Последовательности»
С-Петербург, М., 2004г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Учебники алгебры, алгебры и начал анализа школьного курса математики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
ЖУРНАЛ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«ФУНКЦИЯ: ПРОСТО, СЛОЖНО, ИНТЕРЕСНО»
9 класс/ 2011-2012 уч.г.
РУКОВОДИТЕЛЬ: Ооржак Уран Когеловна
Ак-Довурак – 2011
№ | месяц дата ФИО учащихся | класс | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | дата | темы | |||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
Виды работ |
№ | ФИО учащихся | месяц дата класс | январь | февраль | март | апрель | май | дата | темы | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||
Виды работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...
Элективный курс Функция просто, сложно, интересно
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками...
Программа элективного курса «Функции: просто, сложно, интересно» для 9 классов (34 часа)
Курсы по выбору...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по математике для учащихся 8 класса «Функция: просто, сложно, интересно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по математике для учащихся 8 класса «Функция: просто, сложно, интересно»...
Программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно"
Представлена программа элективного курса...
Рабочая программа предпрофильного курса 9 класса «Функция: просто, сложно, интересно».
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не поз...