Уроки математики в игровой форме
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

макарова галина степановна

Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

-стимулирование мотивации и интереса  в области предмета изучения, в общеобразовательном плане.

-развитие навыков,

С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков  самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.   

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://www.universetoday.com/wp-content/uploads/2009/06/earth_west.jpg

Цель: повторить, обобщить и  
    систематизировать знания по данной  теме.

Задачи: 
1. Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме; создать условия контроля (взаимоконтроля)  усвоения знаний и умений;
2. Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти 
3. Воспитывающие: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, организованности, умения взаимо- и самоконтроля своей деятельности, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности.

План урока 
1. Оргмомент, приветствие, пожелания. 

 2. Сообщение темы, типа и целей урока. 

3. Историческая справка.

4. Актуализация опорных знаний и умений.

5. Решение практических задач. 
6. Индивидуальная  работа с тестами.  
7. Выставление оценок. 
8. Рефлексия.

1. Добрый день всем;  ребята, настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, пожелайте себе мыслить ясно, вспоминать быстро и быть внимательными. 

2. Сообщаю тему урока, а девизом нашего урока  пусть будут следующие слова: слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать. 

3.  В прошлом учебном году мы с вами завершили процесс подготовки космонавтов. И сегодня мы отправляемся в первый космический полет на планету "Алгебра" и осуществим посадку на планету в том месте, где проживает племя степеней. Но мы не первые, кто хотел бы изучить эту планету и проживающие на ней племена. А потому воспользуемся накопленными знаниями о них. Прослушайте сообщение: Первые упоминания о степени встречаются в начале прошлого тысячелетия. Свойство а°= 1 впервые ввел в алгебру узбекский ученый ал-Каши в 15 веке. Слово показатель впервые встречается у немецкого математика Штифеля. А первые символы а², а³ и так далее ввел в начале 17 века Рене Декарт. В 1671 году для обозначения степени с произвольным показателем Исаак Ньютон ввел обозначение аn. А уже к концу 17 века европейскими учеными была создана полная теория степеней, в том числе рассмотрены и свойства степеней с одинаковыми основаниями. Давайте вспомним их.

4. Посмотрите на ваши вопросы и дополните ответ.

    1)  Степенью числа а с натуральным показателем n  называется ...(произведение n  одинаковых множителей, каждый из которых равен а).

    2) При умножении степеней с одинаковыми основаниями...(основание остается тем же, а показатели складываются).

    3) При делении  степеней с одинаковыми основаниями...(основание остается тем же, а из показателя делимого вычитается показатель делителя).

    4) Чтобы произведение возвести в степень, нужно...(каждый множитель возвести в эту степень и полученные результаты перемножить).

    5) При возведении степени в степень..(основание остается тем же. а показатели перемножаются).

     6) Любое число в нулевой степени дает ...(единицу).

    7) Любое число в первой степени дает ...(само это число).

Ну, что же, теоретическая подготовка космонавтов хорошая. Мы с вами садимся на корабль и отправляемся в полет.  

4http://www.liveinternet.ru/images/attach/2994/2994907.jpg

И вот пред нами незнакомая нам планета "Алгебра". Но чтобы совершить выход в открытый космос, нам нужно преодолеть неведомую силу, которая не позволяет открыть дверь космического корабля. А для этого выполните задание по упрощению выражений:

а3 * а8                  (а*в)7                      (а3)0

в4 * в5                 (х * у)12                  (а2в3)0

х9 * х                  (а3в2с)3                    (х2)1

с8 : с2                  (х2)3                         (а2в)1

(- с)5: (-с)2          (у7)2                        (х5)0 *х2

х20: х                  (х4)5                         (х2у2)1  * (ав)0

Ответы.

1 столбик: а11;  в9;  х10;  с6;  -с3;  х19;

2 столбик:  а7в7;  х12у12;  а9в6с3;  х6;  у14;  х20;

3 столбик:  1;  1;  х2;  а2в;  х2;  х2у2.

http://s.amur.net/images/forum/13619/58c356667f7bf39104a4b6123444dfad.jpeg

    Ну вот дверь открыта и мы спускаемся с корабля. Перед нами необозримая красота новой планеты. Дорога. по которой мы идем, устлана травой и листьями  деревьев, на которых написаны примеры со степенями. Наши ноги почему-то вязнут и утопают в этой траве. А...оказывается нужно решить пример на листочке, чтобы переступить на следующий.

http://pics.lj.ivanovo.ru/uploads3/0IfbJRnjRAsaALtoQea3/osina000.gifhttp://pics.lj.ivanovo.ru/uploads3/0IfbJRnjRAsaALtoQea3/osina000.gifhttp://pics.lj.ivanovo.ru/uploads3/0IfbJRnjRAsaALtoQea3/osina000.gif

На каждом листочке один пример.

1) 23*22                2)57:55               3))7:()6              4) 25*55            5) (32)2

6) (57)0            7) (-3)5:35           8) (-2)7: (-2)4        9) (-35)0

Ответы: 32;  25;  ; 100000;  81;  1;  -1;  -8;  1.

И этот путь мы преодолели. Но что это? Дальше перед нами развилка дорог. Необходимо разделиться на 4 группы, каждая из которых пойдет своей дорогой.

Ну вот мы и снова вместе. Сделаем небольшой привал, отдохнем и слегка разомнемся. Сначала зарядка для глаз. А затем устный счет с сигналами. Возьмите в левую руку красный сигнал, а в правую - зеленый. Если вы согласны с записью на карточке, то поднимите вверх руку с  зеленым сигналом, а если нет - то с красным.

 210 = 1024

 24 = 8

 (-3)3 = -27

 72 = 14

 52 = 25

 43 = 64

 (-1)7 = -7

 13 = 1

А теперь сосчитайте, сколько звездочек вы видите.

http://www.clker.com/cliparts/3/9/5/4/1194985853388078539star_sergio_luiz_araujo__01.svg.hi.pnghttp://www.clker.com/cliparts/3/9/5/4/1194985853388078539star_sergio_luiz_araujo__01.svg.hi.png

Ну что же, времени у нас остается не так много и нам пора дальше. Но перед нами озеро и каждый преодолевает его в одиночку.

Упростите:

1) (3a2в3с)3

2) 0,8а5вх2 * 4ав3х4

3) (2а2в3)3 * 5ав

   Ну, что же, вот мы и добрались до того места, где обитают жители планеты "Алгебра" из племени "Степени". И чтобы узнать о них побольше, вы должны пообщаться с ними. вам предлагается решить самостоятельную работу по вариантам.

Вариант 1

Вариант 2

1. Упростить

1. Упростить

а) а12 * а13 : а24

а) х9 : х6 * х8

б) (а6)8 : (а5)9

б) (у3)5 * (у2)4 

в) (3а3в2с7)3

в) (2х2уz3)4

2. Вычислить

2. Вычислить

а) (28)3 : 219

а) 512 * 57 : 516

б) з3 * 38 : 37

б) (37)3 : (35)4

Ответы: 1 вариант: а;  а3;  27а9в6с21;      32;  81.

                       2 вариант:  х11;  у23;  16х8у4z12;     125;  3.

Проверьте ответы и поставьте себе оценку: за каждый правильно выполненный пример вы зарабатываете  2 балла. Если все решено верно, то оценка "5". Если вы заработали 8 баллов - "4", если 6 баллов - "3", менее 6 баллов - "2".

http://zhiznjprekrasna.ucoz.ru/kosmonavt/___.jpg

Теперь мы знаем о жителях племени "Степени" довольно много, можем возвращаться на корабль и отправляться домой, чтобы там написать отчет о  проделанной работе во время полета. Дома вы должны будете по тетрадям с печатной основой выполнить работу П16.

      Рефлексия 

Наш полет подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь с нами  своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением). 
Вам для этого помогут слова: 
-Я узнал… 
-Я почувствовал… 
-Я увидел… 
-Я сначала испугался, а потом… 
-Я заметил, что … 
-Я сейчас слушаю и думаю… 

Спасибо за удачный полет. До новых встреч на планете "Алгебра".

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=167180251-66-72&n=21



Предварительный просмотр:

http://nskshop.ru/uploads/posts/2011-04/1302871701_kosm.jpg

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и  систематизация знаний по изученной теме, повторение алгоритмов выполнения умножения и деления положительных и отрицательных чисел.

ЗАДАЧИ УРОКА: а) образовательная: определить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями и алгоритмами решения практических задач на умножение и деление положительных и отрицательных чисел ;
б) воспитательная: воспитывать чувства красоты и гармонии; дисциплинированности, усидчивости;
в) развивающая: развивать у детей логического мышления, интереса к урокам математики.

Ход урока.

       Итак, сегодня на уроке у нас проходит следующий этап подготовки к космическому путешествию. Тема нашего урока "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел". Мы должны будем выяснить, насколько хорошо мы усвоили материал по данной теме, обладаем ли определенными знаниями, умениями и навыками по выполнению этих действий, умеем ли их применять при решении различных заданий, сможем ли в дальнейшем справиться с контрольной работой. В ходе подготовки вы должны будете проявить: ум, быстрота реакции, смекалку, находчивость , ловкость, выносливость и отвагу.

1. УМ.

Вы знаете, что без определенного запаса знаний космонавтом не станешь. Поэтому вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

1) Как перемножить два отрицательных числа? (Чтобы перемножить два отрицательных числа, нужно перемножить их модули).

2) Как перемножить два числа с разными знаками? (Чтобы перемножить два числа с разными знаками, нужно перемножить их модули и перед полученным результатом поставить знак минус).

3) Как отрицательное число разделить на отрицательное число? (Чтобы отрицательное число разделить на отрицательное число, нужно модуль делимого разделить на модуль делителя).

4) Как  выполнить деление чисел с разными знаками? (Чтобы выполнить деление чисел с разными знаками, нужно модуль делимого разделить на модуль делителя и перед полученным результатом поставить знак минус).

5) Что получится при делении нуля на число, отличное от нуля? (Получится 0).

6) какие числа называются рациональными? (Числа, которые можно представить в виде  где m - целое число, а  n - натуральное число, называются рациональными).

7) Свойства сложения рациональных чисел. ( а + в = в + а;  а + (в + с) = (а + в) + с;  а + 0 = 0 + а = а).

8) Свойства умножения рациональных чисел. (а * в = в * а;  а * (в * с) = (а * в) * с;  а * 0 = 0 * а = 0;  а * 1 = 1 * а = а;  а * (в + с) = а * в + а * с).

9) Когда произведение двух чисел равно нулю? (Произведение двух чисел равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю).

2. БЫСТРОТА РЕАКЦИИ.

Будущий космонавт должен уметь быстро выполнять любые задания, не раздумывая отвечать на вопросы. Вам предстоит пройти устный счет.

1) Вычислить:

2) Решить уравнение:

2 х = - 5

Х : 5 = - 4

50 : х = - 25

- 5 х = 100

Х : (_ 2) = 12

- 120 : х = - 30

8 х = 120

Х : (- 4) = - 4

- 64 : х = 16

- 16 х = - 16

Х : (-20) = 0

0,5 : х = 0,5

Ответы: -2,5;  - 20;  15;  1;           - 20;  - 24;  16;  0;              - 2;  4;  - 4;  1.

А пока мы с вами работаем устно, два человека проверят работоспособность ракеты - выполнят задания на карточках:

Карточка  №1

множ...тель                                                            

д...лимое                                                                

ра...тояние                                                              

                                                                 

               

    Карточка №2.

ча...ное

д...литель

ур...внение

        

Ответы на задания на карточках : 1) - ;  6,8;  - 16;  0,4;

                                                           2) - 18;  16;  2;  - 25,5.

3. СМЕКАЛКА.

А теперь проявите смекалку и найдите выход из лабиринта. Он один, но каждый идет своей дорогой.

4.НАХОДЧИВОСТЬ.

Космонавт должен быть человеком находчивым. Попытайтесь сообразить, как быстрее вычислить:

13,2 * ( - 5,6) + 5,2 * ( - 5,6) - 8,4 * ( - 5,6)                      (- 56)

5. ЛОВКОСТЬ.

Чтобы выяснить, обладаете ли вы этим качеством, вы должны будете решить следующие уравнения:

  Х * ( - 2,1) = 8,4

 - 100 :Х = - 25

- 5,5 * Х = - 11

 Х : 2,5 = - 4

25 : Х = - 5

 Х : ( - 50) = 0,2

Ответы: - 4;  2;  - 5;                                          4;  - 10;  - 10.

5. ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Следующее качество - выносливость. В вашем распоряжении 5 минут. Решите за это время как можно больше примеров.

1) 2,5 * (-0,4) : (-2,5)

2) (59 - 68) : 0,9

3) 3,2 : (-0,4 * 0,2)

4) -4,9 : (-0,2 * 0,3 - 0,64)

5) (-56,3 - 43,7) : (-0,01)

6) 1 : (-  + )

7) (-0,2 + ) : 3,2

Ответы: 0,4;  -10;  -40;  7;  10000;  -8;  .

7. ОТВАГА.

Только отважный человек, обладая всеми предыдущими качествами, может справиться с самостоятельной работой.

Вариант 1

Вариант 2

1. Вычислить

1. Вычислить

а) 8,5 * (-4,24)

а) -6,25 * (-5,4)

б) -5,2 : (-1,4)

б) -1 : (-5)

в) -2,79 : 3,1 + 24,24 : 2,4

в) 2,07 : (-2,3) + 13,13 : 1,3

2.Решить уравнение

2.Решить уравнение

а) -12,64 х = 120,08

а) х : (-6,08) = -2,25

б) - х =

б)  х = -0,12

в) -2,5 х =+ 4 = 1,5

в) х : (-6) + 5 = -11

Ответы: 1) -36,04;  3;  9,2;      - 9,5;    -;  1.

                2) 33,75;  ;  9,2;       13,68;  -1;  96.

Ну вот и подошел к концу четвертый этап подготовки к полету в космос. Завершили мы его со следующими результатами... ( оценки за работу на уроке).

Далее идет обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

http://www.chat-kontakt.ru/oboi/cosmos/cosmos_m/fa07c5c669e14a206b558d73ee832b22_m.gif

Ну что же, вы неплохо потрудились, из вас выйдут достойные космонавты. И совсем скоро мы начнем совершать полеты в космос.



Предварительный просмотр:

http://nskshop.ru/uploads/posts/2011-04/1302871701_kosm.jpg

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и  систематизация знаний по изученной теме, повторение алгоритмов выполнения сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

ЗАДАЧИ УРОКА: а) образовательная: определить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями и алгоритмами решения практических задач на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ;
б) воспитательная: воспитывать чувства красоты и гармонии; дисциплинированности, усидчивости;
в) развивающая: развивать у детей логического мышления, интереса к урокам математики.

Ход урока.

       Итак, сегодня на уроке у нас проходит следующий этап подготовки к космическому путешествию. Тема нашего урока "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". Мы должны будем выяснить, насколько хорошо мы усвоили материал по данной теме, обладаем ли определенными знаниями, умениями и навыками по выполнению этих действий, умеем ли их применять при решении различных заданий, сможем ли в дальнейшем справиться с контрольной работой. В ходе подготовки вы должны будете проявить: ум, быстрота реакции, ловкость, смелость, находчивость , ловкость, выносливость, отвагу и  мастерство.

1. УМ.

     Вы знаете, что без знаний космонавтом не станешь. Поэтому вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

1) Какие числа называются противоположными? ( Числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными).

2) Что такое модуль числа? (Модулем числа а называется расстояние от начала отсчета до точки с координатой  а).

3) Что мы знаем про модули противоположных чисел? (Модули противоположных чисел равны).

4) Какое число больше, если одно положительное, а другое отрицательное? (Любое положительное число больше любого отрицательного числа).

5) Как сравнить два отрицательных числа? (Из двух отрицательных чисел то больше, у которого модуль меньше).

6) Как сложить два отрицательных числа? (Чтобы   сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и перед полученным результатом поставить знак минус).

7) Как сложить два числа с разными знаками? (Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший и перед полученным результатом поставить знак того числа, модуль которого больше).

8) Как из одного числа вычесть другое? (Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к первому числу прибавить число, противоположное второму).

2. БЫСТРОТА РЕАКЦИИ.

Будущий космонавт должен уметь быстро, не задумываясь выполнять тот или иной вид работы. Поэтому мы проведем с вами устный счет.

1) Назвать число противоположное данному: -24;  32;  5,6;  -2;  0;  -8,23;  16.

(24;  -32;  -5,6;  2;  0;  8,23;  -16.

2) Найти модули этих чисел: -24;  32;  5,6;  -2;  0;  -8,23;  16.

(24;  32;  5,6;  2;  0;  8,23;  16).

3) Сравнить числа:   5,6 и 6,2     (                     -50 и 13     (  )

                                    8 и -15    (  )                    -24 и -12     (

                                    -90,2 и -90,13  (               -5,5 и 0       (

4) Выполнить действие:

-27 + (-4)                           -54 + 14                           16 - (-4)

-15 + (-25)                         60 + (-25)                         1,8 - (-2,2)

-4,2 + (-5,8)                       -5,6 + 8,6                          -6 - 4

- + (-)                             + (- )                           -  - ( - )

(Ответы: -31;  -40;  -10;  - ;     -40; 35;  3;  ;       20;  4;  -10;  - ).

А пока ребята работают устно, два человека попытаются починить ракету. Для этого вам нужно будет выполнить два задания: вставить в слова пропущенные буквы и выполнить действия на лепестках цветка.

http://www.pictureshack.ru/images/3458raketa2.pnghttp://www.pictureshack.ru/images/3458raketa2.png

прот . в . положные                                 сл . гаемое

ср . внение                                                выч . тание

отр . цательные                                        ур . внение

3. СМЕЛОСТЬ.

Только смелый человек сможет найти выход из лабиринта, не побоявшись войти в него.

4. НАХОДЧИВОСТЬ.

А теперь вы должны проявить находчивость, сообразить - как быстрее посчитать результат:

84,5 + ( - 14,3) + ( - 15,7) + 15,5 + ( - 70)                        (100 + ( - 100) = 0)

5. ЛОВКОСТЬ.

Сейчас мы проверим, обладаете ли вы ловкостью, сможете ли быстро решить уравнения:

х - 5 = - 7                            18 - х = 11

х + 7 = 3                              7 - х = 10

х + 12 = 11,5                       - 6 - х = - 9

Ответы: - 2; - 4; - 0,5;    7;  - 3;  3.

6. ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Конечно любой космонавт должен быть выносливым человеком. Вспомните, какие нагрузки ему приходится выдерживать. Ваша задача за 5 минут решить как можно больше примеров.

1) (- 4,5 + 44) + 0,5

2) 8,4 - 8,45 + 1,05

3) (-1 - 3) + 2,5

4) - 2,2 + 3,9 + 4,3

5) -5,25 - (- 6 + 3)

6) ( - 2,6 - 3,5) - ( -  + 6,9)

7) ( - ) - ( - 2,7 - 3,4) - 5,6

Ответы: 40;  1;  - 2,5;  6;  - 2,5;  - 12,8;  .

7. ОТВАГА.

Только отважному под силу справиться со всеми заданиями в самостоятельной работе.

Вариант 1

Вариант 2

1.Сравнить числа

1.Сравнить числа

а) 8,5 и 8,05    г) -1  и 0

а) 3,06 и 3,6    г) 0 и 2

б) - 4,7 и 3,7       д) 5,25 и 0

б) -4 и 3,5    д) 0 и -2

в) - 2,5 и - 4,5    е) - 1 и 1

в) - 12,4 и - 22,5    е) - 3,2 и 3,2

2.Решить уравнение

2.Решить уравнение

Х - 5,75 = - 7,25

8,135 - х = 10,635

3. Вычислить

3. Вычислить

1,54 + (- 2,64)

- 2,37 + 3,27

- 5,75 + ( - 2,25)

- 16,5 + (- 13,5)

8,64 - 9,34

7,4 - 9,45

5,65 - (- 2,35) - 8,5

- 8,24 - (- 9,1) - 2,06

Ответы:

- 1,5

- 2,5

-0,5

- 1,2

8. МАСТЕРСТВО.

А теперь попробуйте проявить свое мастерство и выполнить следующее действие, заменив умножение суммой одинаковых слагаемых: - 5,24 * 3

А как проще можно было бы посчитать? ( Забыв про минус, выполнить умножение, а затем перед полученным результатом поставить знак минус).

Вот этой темой "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" мы и займемся на последующих уроках.

Ну вот, подошел к концу и третий этап  подготовки к полету. Завершили мы его со следующими результатами... ( оценки за работу на уроке).

Далее идет обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Итог урока: итак, мы показали, что неплохо справились с третьим этапом подготовки к полету в космос, научились сравнивать, складывать и вычитать положительные и отрицательные числа. Впереди нас ждет контрольная работа.

http://www.chat-kontakt.ru/oboi/cosmos/cosmos_m/fa07c5c669e14a206b558d73ee832b22_m.gif



Предварительный просмотр:

http://nskshop.ru/uploads/posts/2011-04/1302871701_kosm.jpg

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и  систематизация знаний по изученной теме, повторение алгоритмов выполнения умножения и деления обыкновенных дробей.

ЗАДАЧИ УРОКА: а) образовательная: о определить уровень владения учащимися теоретическими знаниями и алгоритмами решения практических задач на умножение и деление обыкновенных дробей;
б) воспитательная:  воспитывать чувства красоты и гармонии; дисциплинированности, усидчивости;
в) развивающая: развивать у детей логического мышления, интереса к урокам математики.

Ход урока.

       Итак, сегодня на уроке у нас проходит следующий этап подготовки к космическому путешествию. Тема нашего урока "Умножение и деление обыкновенных дробей". Мы должны будем выяснить, насколько хорошо мы усвоили материал по данной теме, обладаем ли определенными знаниями, умениями и навыками по выполнению этих действий, умеем ли их применять при решении различных заданий, сможем ли в дальнейшем справиться с контрольной работой. Этапы урока вам знакомы6 знания, быстрота реакции, ловкость, смелость, находчивость, мастерство, выносливость и сила.

1. ЗНАНИЯ.

1) Как умножить дробь на натуральное число? (Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить тем же).

2) Как умножить дробь на дробь? (Чтобы умножить дробь на дробь, нужно найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей и первое произведение записать в числитель, а второе - в знаменатель).

3) Как перемножить смешанные числа? (Чтобы перемножить смешанные числа, нужно записать  их в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей).

4) Как найти дробь от числа? (Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь).

5) Какие числа называются взаимно обратными? (Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными числами).

6) Как разделить дробь на дробь? (Чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на число, обратное делителю).

7) Как найти число по его дроби? (Чтобы найти число по данному значению его дроби, нужно это значение разделить на дробь).

2. БЫСТРОТА РЕАКЦИИ.

(Устный счет)

1. Выполнить действие:

                       

*3

4*1

 

 

*2

3*2

:2

 

 

1*1

0:

1 -

 

5*0

2:

2. Найти дробь от числа:

 от 16

 от 24

0,7 от 50

40% от 200

3) Найти число, обратное данному: ;  ;  2;  4;  0,7;  2,1.

Ответы:

1) ;  ;  ;      4;  6;  2;  0;       ;  ;  0;  3.

2) 8;  16;  35;  80.

3) 1;  5;  ;  ;  1;  .

3. ЛОВКОСТЬ.

Решить уравнения:

1 ряд

2 ряд

3 ряд

х = 2

х = 2

х = 5

х =

:х =

Ответы:1) 4;  4    2) 4,4;  4,5        3)  6;  6.

4. СМЕЛОСТЬ.

5. НАХОДЧИВОСТЬ.

Сообразите, как быстрее вычислить:

1)    ().

2)  *      (1)

6. МАСТЕРСТВО.

Найти объем прямоугольного параллелепипеда со сторонами:

1 ряд: дм, 2дм, 1дм

2 ряд: м, 2м, 1м

3 ряд: м, 1м, 2 м.

Ответы: 3дм³; 2м³; 3м³.

7. СИЛА.

Только сильному человеку под силу решить любую задачу.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Колесо делает  25 оборота в минуту. Сколько оборотов оно совершит за 4 минуты?

За ч мотоциклист проехал 20км. Найти скорость мотоциклиста.

Девочка прошла на лыжах 400м, что составило  всей дистанции. Какова длина дистанции?

Ответы: 124 оборота, 30,6 км/ч, 3 км.

8. ВЫНОСЛИВОСТЬ.

И, наконец, только выносливый человек, пройдя все предыдущие испытания, может справиться и с последним - выполнить самостоятельную работу.

Вариант 1

Вариант 2

1. Вычислить

1. Вычислить

а)  *

а)

б)

б)

в)

в)

г) 10

г) 3

2. Найти число, если

2. Найти число, если

 его равны 144

 его равны 240

Ответы:

1 вариант: ;  216.

2 вариант: ;  1;  4;  320.

Таким образом, при подготовке к космическому полету мы с вами прошли второй этап  и показали следующие результаты ( оценки за работу на уроке).

Далее идет обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Итог урока: итак, мы показали, что неплохо справились со вторым этапом подготовки к полету в космос, научились умножать и делить обыкновенные дроби, находить дробь от числа и число по его дроби, а также показали, что готовы справиться с контрольной работой по данной теме.

http://www.chat-kontakt.ru/oboi/cosmos/cosmos_m/fa07c5c669e14a206b558d73ee832b22_m.gif



Предварительный просмотр:

http://nskshop.ru/uploads/posts/2011-04/1302871701_kosm.jpgТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и  систематизация знаний по изученной теме, повторение алгоритмов выполнения сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 
ЗАДАЧИ УРОКА: а) образовательная: определить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями и алгоритмами решения практических задач на сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; сокращения дробей; перевода неправильных дробей в правильную дробь;
б) воспитательная: воспитывать чувства красоты и гармонии; дисциплинированности, усидчивости;
в) развивающая: развивать  у детей логического мышления, интереса к урокам математики.

Ход урока.

       Сегодня на уроке мы с вами начинаем подготовку к будущему космическому путешествию. Она будет проходить в несколько этапов, первый из которых состоится сегодня. А старт путешествия будет назначен на 30 мая, когда мы совершим перелет из 6-ого класса в 7-ой. А сейчас нам нужно отобрать тех, кто сможет пройти все испытания при подготовке к полету.

        Будущий космонавт должен обладать следующими качествами:

  1. ум
  2. быстрота реакции
  3. смелость
  4. находчивость
  5. ловкость
  6. сила
  7. отвага

Именно по этим этапам мы и проводим подготовку к полету.

1. УМ.

Без знаний космонавтом не станешь. Поэтому вам нужно ответить на вопросы:

1. Сформулировать основное свойство дроби. (Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится дробь, равная данной).

2. Что значит - сократить дробь? (Деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же натуральное число называется сокращением дроби).

3. Какая дробь называется несократимой? (Это дробь, числитель и знаменатель которой взаимно простые числа).

4. Как привести дробь к новому знаменателю? (нужно числитель и знаменатель этой дроби домножить на дополнительный множитель).

5. Как найти дополнительный множитель к дроби? (Нужно новый знаменатель разделить на старый).

6. Как сравнить, сложить или вычесть дроби с разными знаменателями? (Нужно привести их к наименьшему общему знаменателю и выполнить сравнение, сложение или вычитание дробей с одинаковыми знаменателями).

2.БЫСТРОТА РЕАКЦИИ.

Будущий космонавт должен уметь быстро, не задумываясь выполнять тот или иной вид работы. Поэтому мы проведем с вами устный счет.

1. Привести дроби к новому знаменателю:   к 12;   к 45;   к 24;   к 60;   к 40. (;  ;  ;  ;  )

2. Сократить дробь: ;  ;  ;  ;  . (; ;  ; ;  )

3. Сравнить дроби:  и  ( и  ( );  и  (  );   и  (  ).

4. Выполнить действия:   +  (  );  -  (  ).

3. СМЕЛОСТЬ.

Насколько вы смелые, мы узнаем при прохождении вами лабиринта (каждый ряд по своему направлению)

Выход у лабиринта всегда один. Значит при правильном его прохождении в любом направлении и ответ у вас у всех должен быть одинаковым.

4. НАХОДЧИВОСТЬ.

А теперь вы должны проявить находчивость и сообразить - как быстрее посчитать:

( ;  )

5. ЛОВКОСТЬ.

А теперь посмотрим, обладаете ли вы ловкостью. Решите уравнения:

1)  х +      (  )

2)   х -  =       (  )

3)   х +  =       (  )

4)   х -  =      (  )

5)     - х =       (  ).

6. СИЛА.

Конечно, любой космонавт должен быть сильным человеком. Ваша задача за 5 минут набрать больший вес. Перед вами лежат гири весом 10 кг каждая. Вес считается поднятым, если вы решили верно написанные на ней задания. Подняв один вес, можете брать другой.

http://d2.endata.cx/data/games/13686/gir.pnghttp://d2.endata.cx/data/games/13686/gir.png

На обратной стороне задания:

1) Сократить дроби:  ;  ;  .  ( ;  ;   ).

2) Вычислить:  - ;   +  . ( ;   ).

3) Сравнить дроби:  и ;   и . ( ; ).

4) Привести дроби к знаменателю 60: ;  ;  . (;  ;  ).

5) Вычислить: . ().

6) решить уравнение:  х -  = .  ( ).

7. ОТВАГА.

Только отважным под силу быстро и ловко преодолеть все препятствия и решить самостоятельную работу.

1. Сократить дроби

;  

;  

2. Привести дроби к знаменателю 60

;  ;  

;  ;  

3. Решить уравнение

Х +  =

 - Х =

4. Вычислить

Проверьте и оцените себя сами.  (Все верно - оценка "5", 1-2 ошибки - "4", 3-4 ошибки - "3", более 4 ошибок - "2").

Ответы:

;  

;  

;  ;  

;  ;  

 

 

 

;  

Таким образом, при подготовке к космическому полету мы с вами прошли первый этап  и показали следующие результаты ( оценки за работу на уроке).

Далее идет обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Итог урока: итак, мы показали, что неплохо справились с первым этапом подготовки к полету в космос, научились сокращать дроби, приводить их к новому знаменателю, сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и готовы к новым испытаниям. Следующий этап после изучения всех  действий над смешанными числами.

http://www.chat-kontakt.ru/oboi/cosmos/cosmos_m/fa07c5c669e14a206b558d73ee832b22_m.gif


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения

Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...

Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы.

В методичекой разработке представлены разнообразные музыкальные игры для учащихся, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальных классах. Игры представлены по группам: "музыкальные инст...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Урок — зачет в игровой форме по теме «Причастие».

Урок — зачет вигровой форме по теме «Причастие»....

Обобщение опыта « Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии»

Обобщение опыта "Активизация познавательной детельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии"...

Урок математики по игровому проекту "Маркетинг" в 6 классе.

Изучение темы "Сложение чисел с разными знаками" в игровой форме....

Урок ПДД (в игровой форме)

МБОУ СОШ №2МО «Ахтубинский район»2018-2019 уч. год         урок в 5-А, 5 Б, 6А классах Тема:«Транспорт.Правила дорожного движения&ra...