Урок — зачет в игровой форме по теме «Причастие».
план-конспект урока по русскому языку по теме

Маршанкина Татьяна Ивановна

Урок — зачет в

игровой форме по теме «Причастие».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-zachet.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок — зачет в

игровой форме по теме «Причастие».

Цель урока: активизировать деятельностьучащихся по обобщению сведений о причастии; вспомнить, как образуются причастия, какую синтаксическую роль они выполняют, какое грамматическое значение имеют; закрепить орфографические навыки, связанные с написанием причастий, а так же совершенствовать умение пользоваться причастиями в речи.

Ход урока:

Оформление: на доске плакаты с высказываниями о русском языке:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то- подарок. Н. В. Гоголь.

Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. Н.Т. Паустовский.

Эпиграф к уроку:

Причастие — это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В. Даль.

Слово учителя: Внимание! Внимание!

Начинаем наш урок. Урок — зачет в игровой форме по теме «Причастие».

Отгадаем загадку:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков.

Вопрос: о чём эта загадка? (о Причастии)

Слово учителя: Да, мы будем говорить о причастии. А эпиграфом к нашему уроку послужит слова В. Даля. Прочитаем их:

( Ребята читают эпиграф)

Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.

Вопрос: Как понять смысл этого высказывания?

  1. Что значит причастный? ( Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

Слово учителя: Сегодня мы должны выяснит, каково наше отношение к этой части речи, кто лучше знает причастие?

Представляю участников:

Команда №1...

Команда №2...

Но самая пристрастная часть наших зрителей, строгие и справедливые участники урока — это жюри. Да восторжествует справедливость на нашем уроке!

Главный судья, судьи —

Итак, жюри приступают к своим обязанностям. Но сначала они дадут клятву.

Клятва судей:

Мы, судьи уроки — зачета, клянёмся судить честно, без пристрастия, на основе правил русской грамматики. Клянёмся невзирая на звания, честно подсчитывать очки обеих команд, не подсказывать. Наш принцип: быть сильным — хорошо, умным — вдвое лучше.

Слово учителя: Болельщики и жюри представлены. И сейчас судьи желают зачитать свой меморандум болельщикам.

Судьи: Болельщики! Вы создаёте фундамент для своей команды, поэтому вы должны активно участвовать в конкурсах для вас. Вы не должны кричать, рычать, топать ногами, драться с болельщиками другой команды. Но в знак одобрения и поддержки своей команды обязаны громко аплодировать, подбадривать, смеяться, если будет смешно.

Слово учителя: А теперь пора представить главных виновников — команды.

  1. Идёт первый конкурс — представление и приветствие команд.

Защита плакатов.

Слово учителя: Слово главному судье.

Судья: Прежде чем сказать о результатах первого конкурса — приветствия, зачитываю меморандум командам.

  1. Чтобы жюри не пришлось прибегнуть к «физическим пыткам», члены команд должны выполнять задания без промедления.
  2. Когда задание выполняет одна команда, другая бережёт голосовые связки, равно как и болельщики.
  3. Мы судим по пятибалльной системе.

Слово учителя: Начинаем разминку для команд. Я буду задавать вопросы, связанные с русским языком, причастием. Каждая команда обдумывает вопрос 30 секунд и даёт ответ. Если он неправильный, другая команда имеет право ответить.

Вопрос и задания (кто быстрее?)

  1. Один ученик в письменной работе написал: необозримы и необходимы просторы нашей страны. Что он имел в виду над вторым причастием? В чём заключается его ошибка?

(Курьёз объясняется тем, что причастие необходимый ученик понял в прямом смысле под влиянием слова необозримый. В действительности это слово образовано от глагола обойтись, т. е. Такой, без которого нельзя обойтись, - очень важный.)

  1. Какие прилагательные отличаются от причастий? (Бесприставочные прилагательные типа жаренный, варенный, которые, в отличие от соответствующих причастий, пишутся с одним н).
  2. В каком известном вам художественном произведении встречается краткая форма страдательных причастий от глаголов любить и хранить?

(В сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».) Нами ты была любима и для милого хранима.

  1. Какие грамматические термины являются по происхождению причастиями?

(Подлежащее, сказуемое)

  1. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» производится такой детский диалог:
  1. Лампа уже зажгита.
  2. Зачем ты говоришь зажгита?

Надо говорить зажгина!

  1. Ну вот, зажгина. Зажгена!

Слово учителя: Скажите, как правильно образовать нужное причастие?

(Лампа зажжена).

  1. Назовите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные.

(Делить шкуру неубитого медведя. Ломаного гроша не стоит. За одного битого двух небитых дают. Шито белыми нитками.)

  1. Вспомните несколько устойчивых словосочетаний (технических терминов, названий художественных произведений), в состав которых входят прилагательные, по происхождению действительные причастия настоящего времени.

(Нержавеющая сталь, моющее средство, «Спящая красавица»).

Конкурс закончен. Жюри, вам слово.

Слово учителя: Итак, первые результаты соревнования между командами стали известны. Надеюсь, теперь участники команд будут ещё больше стараться и покажут прекрасное знание русского языка в следующих конкурсах.

  1. Придумайте и запишите причастия по схемам:

Корень-ащ-окончание; Приставка-корень-нн-окончание;

Корени-суффикс ющ-суффикс.

Слово учителя: Пока команды готовятся — конкурс болельщиков.

Различи значение

Истекающий Истёкший

(Окончившийся, прошедший - (Потерявший много чего- либо прилаг. - истекший период) (прилаг) Истёкший кровью.

Разряженный- Разряжённый-

разодетый лишённый заряда-

разряженный шёголь разряжённый револьвер

Растворенный Растворённый —превращённый

растворенное окно в раствор (прил)- растворённая

в воде соль

Совершенный - Совернённый -

превосходный — безукоризненный сделанный, осуществлённый

(совершенные формы; (совершённый подвиг).

совершенное равенство;

грамматический термин -

совершенный вид глагола).

Слово учителя: Молодцы! Болельщики принесли своим командам дополнительные очки. А теперь посмотрим, какие причастия составили участники команд.

(Проверяются выполнения заданий. Жюри подводит итоги.)

Слово учителя: Почти к каждому уроку русского языка вы, ребята, выполняете домашнее задание. И сегодняшний наш урок — не исключение. Дома команды подготовили задание «С улыбкой о русском языке».

(Выступление команд. Разыгрывание сценок.)

Сценка из «Недоросля» Фонвизина.

Вопросы:

  1. Как, на ваш взгляд, мог бы объяснит Митрофанушка, что такое причастие?
  2. Какие пословицы, поговорки, афоризмы напомнил вам герой нашей сцены? (На тему знание, умение).

Слово учителя: Также команды подготовили друг другу вопросы по русскому языку, смешные или серьёзные, лёгкие или трудные, простые или каверзные — это мы сейчас узнаем.

Итак, конкурс на самый интересный вопрос и самый правильный ответ.

На обдумывание — 1 минута.

Команды поочерёдно задают друг другу три вопроса:

Например:

1) Великий русский учённый М. Ломоносов писал, что причастия совмещают в себе «имени и глагола силу».

- О каком же имени говорит Ломоносов? - обращается учительница к ученикам.

- От имени прилагательном.

- Правильно! Вот и докажите, что причастия действительно совмещают «имени и глагола силу».

(Признаки прилагательного: обозначает признак предмета, является определением к существительному, согласуясь с ним в роде, числе и падеже, как прилагательное.

Признаки глагола: время, вид, залог, а также глагольное управление падежом зависимого слова).

2) В каком глаголе содержится сто отрицаний (сто — нет).\

  1. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами? (хоте — лось)
  2. Определите морфологические признаки выделенных слов и объясните их правописание в следующем отрывке:

«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». (П).

  1. (Ответ: Необразованного и ограниченного — причастия, перешедшие в разряд прилагательных; избалованны1 — причастие, т. к. имеет пояснительное слово — всем).

Слово учителя: Пока жюри обдумывает оценку этого конкурса, выполняем задание.

Конкурс капитанов.

Слово учителя: Конечно, наши капитаны — самые грамотные, умные ребята. Естественно они любят русский язык, хорошо усвоили тему «Причастие». В этом мы сейчас убедимся.

  1. С указанными словосочетаниями составьте предложения, поставив причастия после определяемого слова. Например: Поднимающееся солнце — Солнце, поднимающееся из-за гор, осветило поляну.

(Капитаны работает у доски)

Улыбающийся ребёнок Лопнувшие почки

Мерцающие звёзды Поющий соловей

Цветущая яблоня Протёртые овощи

  1. Назвать по очереди как можно больше крылатых выражений с использованием причастий, объяснить их толкование.
  2. С указанными причастиями составьте предложения так, чтобы в этих причастиях не писалось раздельно.

Незащищённый дом, незаконченное письмо, некошенный луг, недогоревшая заря, недопетая песня, неиспользованное время, неукрощённый зверь, неразгаданная тайна.

Жюри подводит итоги соревнования капитанов.

Слово учителя: Вновь задания командам. Всем известно, что очень часто ребята делают речевые, грамматические ошибки в сочинениях:

Исправьте их.

  1. Я готовился к собранию, состоящему очень поздно. (В русском языке нет причастия будущего времени. Надо (Я готовился к собранию, которое состоится)
  2. Для ребят, пожелавших бы поехать на экскурсию, заказали специальный автобус. (Надо (Которые пожелали бы)
  3. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.
  4. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

(Выполняется индивидуальная работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы в причастия).

Карточка (Вариант 1)

Язык народа — лучший, никогда не увядающ... и вечно вновь распускающ...ся цвет всей его духовной жизни, начинающ...ся далеко за границами истории. Язык - есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющ... отживш... и будущ... поколения народа в одно великое историческое живое целое.

Карточка (Вариант 2)

Есть такая наука - сравнительное языкознание. Специалистам, исследующ... какой-либо язык и сравнивающ... с другими, нелегко обнаружить родственные ему языки и определить, и какой группе языков принадлежит интересующ... их язык.

Ученые пытаются определить происхождение изучаем... ими языка, а следовательно, говорящ... на нем людей.

(Жюри подводит итоги)

Слово учителя: А теперь заключительные задания для команд.

(Учитель обращается по очереди к участникам команд, читает словосочетания. Отвечающий должен чётко произнести гласную в суффиксе причастий).

Стел...щийся туман, потер...нная книга, сдерж...нный смех, усып...нная листьями, разброс...нные вещи, слож...нный чемодан , убаюк...нный ребёнок, просеянная мука, нескош...нная трава.

Задание по фразеологии.

  1. Определить фразеологизм по рисунку (Участники команд приготовили рисунки).
  2. Назвать фразеологизм по толкованию.

1. Умеет хорошо говорить (Язык хорошо подвешен)

2. Лишён свободы действий, поступков (Связан по рукам и ногам)

3. Объединены чем-либо общим, неразрывным (Одной верёвочкой связаны)

4. Суждено, предопределено (На роду написано)

5. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (Из другого теста сделан)

6. Крайне важный, совсем необычный, особенный (Из ряда вон выходящий)

  1. Подобрать фразеологизм — синоним.

1. Сами с усами — не лыком шит;

2. Два сапога — пара(Одним миром мазаны)

3. От чистого сердца (С открытой душой)

4. Старого воробья на мякине не проведёшь (Стрелянный воробей, тёртый калач).

Слово учителя: Снова слово главному судье.

Учитель: Следующее задание.

Наша задача — за 2 минуты дать как можно больше ответов на вопросы:

  1. Все слова языка (Лексика);
  2. Раздел науки о языке, изучающий части речи (Морфология);
  3. Важнейшее слово человеческого общения (Язык);
  4. Правила постановки знаков препинания (Пунктуация);
  5. Начертания букв (Графика);
  6. Все надписи, кроме именительного (Косвенные).

Слово учителя: Наш урок — зачёт мы закончим призывом. Но каким? Прочитайте его, а мы выясним, кто быстрее читает.

К

И

С

А

И

Ы

И

У

Н

Б

З

К

Р

Е

Ю

Я

С

Ш

Т

Л

(Ответ: Любите наш русский язык)

Прочитаем высказывания о русском языке.

(Ребята читают высказывания о русском языке.)

(Обращается внимание на записи на доске. Учащиеся читают высказывания дригих авторов)

Русский язык в умелых руках и в опятных устах — красив,певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С. Тургенев.

Слово учителя: Просим жюри объявить результат оценок команд.

Урок заканчивается пожеланиями в достижении успехов по изучению русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие" "Путешествие с препятствиями через лес причастий"

Урок построен в форме путешествия (по карте Леса Причастий). Каждый ученик,преодолевая очередное препятствие , получает индивидуальное задание....

Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.

Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...

Методическая разработка урока английского языка в игровой форме по теме «Roud the clock» в 5 классе

Методическая разработка урока ориентирована на учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается в игровой форме совершенствовать лексические навыки говорения, развитие навыков в чтении, а...

Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм .  Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...

Презентация урока в игровой форме по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Использую при обобщении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей"в пятом классе и  при повторении темы в шестом классе....

Зачет в 7 классе по теме "Причастие и деепричастие"

Зачет  по теме "Причастие и деепричастие".  Русский язык. 7 класс. Билеты и задания к ним....