«Современный урок современным детям» по теме: " ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ " 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Урок обобщения по теме "Тригонометрические формулы". Направлен на совершенствование навыков использования и применения формул
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trigonometricheskie_formuly_10_klass.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока математики на конкурс
«Современный урок современным детям»
по теме: " ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ "
10 класс
Работу выполнила
учитель математики первой
квалификационной категории
Лихоносова Наталья Сергеевна
Миллерово
Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости.
С. Ковалевская
Цели урока:
Обучающие:
- уметь находить четверть и знак тригонометрических функций;
- уметь использовать основные формулы тригонометрии при упрощении тригонометрических выражений;
- совершенствование навыков использования и применения формул приведения;
Развивающие:
- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
- организовывать себя на работу, пользоваться умением самопроверки;
- развивать познавательный интерес;
- познакомить с историей становления математиком С. В. Ковалевской, ее достижениями;
- вызвать интерес к урокам математики.
Воспитательные:
- воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели;
- показать красоту математики;
- эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание в тетради, через наглядные и дидактические пособия.
Тип урока: Урок - совершенствования и закрепления знаний.
Формы учебной работы:
- индивидуальная;
- индивидуально – коллективная (парами).
Оборудование:
- компьютер, презентация;
- мультимедийный проектор;
- рабочая карта урока;
- таблица значений тригонометрических функций;
- кроссворд;
- экран;
- рабочие тетради;
- алфавит
План урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели.
3. Повторение опорных знаний (диктант с проверкой, Электронный тест).
4. Обобщение и систематизация знаний. Решение задач
5. Творческое применение знаний, умений и навыков (кроссворд).
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов.
Ход урока
.
- Организационный момент. Приветствие
Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что это взаимно, и в доказательство оного улыбнемся, друг другу и начнём урок.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.
МАТЕМАТИКЕ УЧИТЬСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТЬСЯ.
2) Ребята, а зачем заниматься математикой?
Не зря говорят: МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА НАУК!
БЕЗ НЕЁ НЕ ЛЕТЯТ КОРАБЛИ,
БЕЗ НЕЁ НЕ ПОДЕЛИШЬ НИ АКРА ЗЕМЛИ,
ДАЖЕ ХЛЕБА НЕ КУПИШЬ, РУБЛЯ НЕ СОЧТЁШЬ,
ЧТО ПОЧЁМ, НЕ УЗНАЕШЬ, А УЗНАВ, НЕ ПОЙМЁШЬ! (мультфильм)
Слайд 1
От слов к действию.
Однажды Сократ, окруженный учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. « Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной». Мудрец же ответил так: « Да, но ты зовёшь их вниз, в теплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам».
Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, изучив формулы сложения
Наш урок проходит в преддверии самого замечательного праздника, который только могли придумать для женщин – это весенний день 8 марта. И поэтому мы на уроке будем говорить и о математике, и о женщинах. При этом мы должны будем применить знания с прошлых уроков. В тетрадях записываем число и тему занятия. «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ» (слайды 2 и 3), цели урока
Слайд 4
2. В центре внимания на уроке будет «Рабочая карта урока» (приложение 3). Она находится у каждого из вас. Сюда вы будете вносить знак «+», вписывать год, фамилию, букву за каждое верно выполненное задание на уроке. Таких заданий будет несколько. В конце урока сами подведёте итог своей работы и поставите оценку за усвоение темы «Тригонометрические формулы».
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Поэтому сегодня будем работать много самостоятельно.
- Повторение опорных знаний.
Слайд 5
- Три человека выполняют электронный тест (Бойченко Е, Смирнова С., Романцова О, Стебленко К, Вьющенко И., Кубышкин М.)
- Математический диктант. (диктант с проверкой)
Думать придётся много, записывать мало. При ответе на любое предложение «да» и «нет» не говорите, лучше сразу напишите.
Записываем первые итоги в «Рабочей карте урока» в строке № 9
1. Абсцисса точки, лежащей на единичной окружности называется синусом. (нет)
2. Синус 600 равен 0,5. (нет)
3. Отношение синуса к косинусу – это тангенс. (да)
4. Sin2x + cos2x = 1 – основное тригонометрическое тождество. (да)
5. Математика – мой любимый предмет.
IV. Обобщение и систематизация знаний. Решение задач.
В истории науки - немало имен известных ученых-женщин. Это гречанка Гипатия (V в. н. э.), читавшая лекции по философии и математике; француженка Эмилия Дю-Шатле (1706-1749), переведшая на французский язык «Начала» Ньютона. Итальянка Мария Гаетана Аньези (1758-1799), в честь которой одна из кривых третьего порядка названа «локон Аньези», Эмми Нетер - самая крупная женщина-математик когда-либо существовавшая, профессор Гёттингенского университета в Германии, и многие другие. Но ни одна из них не пользуется такой известностью и славой, как та, о которой мы с вами будем сегодня говорить. Она считала, что «…среди всех наук, открывавших человечеству путь к познанию законов мира, самая могущественная и самая важная наука, - математика».
В заданиях, которые будут предложены, вам необходимо ответить на вопрос «Знаете ли вы?» К ответу даются «подсказки»: несколько вариантов и математическое задание, правильное выполнение которого указывает на нужный выбор.
Слайд 6
1. Знаете ли вы имя первой женщины – математика, члена – корреспондента Санкт – Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского университета, литератора и публициста?
Ее жизнь – это увлекательная история о девушке, полюбившей свободу и математику, история о женщине, проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы. Облик этой женщины многогранен. Прекрасная женщина: хрупкая, небольшого роста, с темно-каштановыми волосами, одухотворенным лицом и великолепными сияющими серо- зелеными глазами. Читает лекции на шведском, французском и немецком языках, дает частные уроки. И, конечно же, посещает светские, балы. А как она танцует! В танцах, как и в математике, ей не было равных. Сверх того она еще и литератор, писательница, автор ряда литературных произведений. Выберите ее имя из четырех имен известных женщин, каждому из которых соответствует набор из единиц и нулей:
1. Ада Августа Лавлейс – 11001 2. Софи Жермен – 10101
3. Екатерина Дашкова – 01110 4. Софья Ковалевская - 10111
Правильному ответу на вопрос соответствует набор, имеющий некоторое отличительное свойство по сравнению с тремя другими наборами. Угадайте это свойство и назовите имя профессора Стокгольмского университета. Правильность выбора ответа проверьте, выполнив задание: Определите, какие предложения истинны, а какие ложные.
- Если угол содержит радиан, то его градусная мера равна 300.
- Если угол содержит 1500, то его радианная мера равна .
- Угол, равный , лежит в третьей четверти.
- Поворот на 0 рад означает, что точка остается на месте
- Площадь кругового сектора вычисляется по формуле где
Истинному предложению поставьте в соответствие 1, а ложному – 0. Получив упорядоченный набор из единиц и нулей, вы узнаете верный ответ.
Набор (10111) отличается от трех других тем, что состоит из четырех единиц и нуля, а другие – из трех единиц и двух нулей.
Ада Августа Лавлейс, дочь Байрона, - «первая программистка», сотрудничала с изобретателем вычислительных машин Ч. Бейбиджем, в честь ее один из языков программирования назван «Ада».
Софи Жермен в 1808 году получила Наполеоновскую премию Парижской Академии наук за исследования по теории упругости.
Екатерина Романовна Дашкова – русская княгиня, директор Санкт – Петербургской Академии наук.
Не забыли заполнить первую строку рабочей карты?
Слайд 7
2. Знаете ли вы в каком году родилась Софья Васильевна Ковалевская?
Год рождения Софьи Васильевны записан в таблице и является годом, который нарушает общее свойство, присущее другим годам. Угадайте этот год
1848 | 1850 | 1852 |
2 | 3 | 4 |
Проверьте правильность догадки, вычислив значение выражения:
.
В строке №2 запишите год рождения.
1848 и 1852 годы – високосные, а 1850 – не високосный.
Отец Софьи Васильевны генерал – лейтенант артиллерии Василий Корвин – Круковский вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье, которое находится на границе с Литвой. Сейчас – это псковская земля. Красота имения была необычной: вокруг его на сотни километров простирались леса, богатые ягодами, грибами, зайцами, птицами и барсуками. Большой господский дом стоял на пригорке. Два флигеля, трехъярусная башня, увенчанная шпилем, балконы, фонари, веранды украшали дом. С одной стороны к усадьбе примыкал мачтовый бор, с другой – дубовая роща, дом был окружен садом с беседками, утопающими в сирени и жасмине, а с северной стороны зарастал травами большой пруд.
Слайд 8
3. Знаете ли вы название имения Круковских?
Оно записано в таблице:
Карелино | Ливоново | Палибино | Марьино |
3 | 2 | 4 | 1 |
Число, записанное под названием имения Круковских, равно количеству верных формул:
- Sin2x + cos2x = 1, 2. tgx*ctgx = 0, 3. sin2x = 2*sinx*cosx,
4., 5. . 6.
В строке №3 проставьте знаки «+», если формула верная по-вашему мнению или знак «-», если считаете, что она неверная.
Известно, что мать Сони, Елизавета Федоровна, была внучкой петербургского академика, астронома Федора Ивановича и дочерью почетного академика Федора Федоровича … Дед Софьи Васильевны был крупным ученым и военным деятелем, известным своими работами по геодезии и изданиям географических карт России.
Слайд 9
4. Знаете ли вы фамилию прадеда и деда Софьи Ковалевской по материнской линии.
Фамилия Федора Федоровича зашифрована. Каждому ответу соответствует число – порядковый номер буквы в русском алфавите.
Вычислите | Номер буквы | Буква |
В строке №4 впишите буквы
Первые уроки математики Соня и ее старшая сестра Анна получили в семье. Для воспитания и обучения сестер был приглашен домашний учитель Иосиф Игнатович – сын мелкопоместного шляхтича Витебской губернии, который после окончания шестиклассного училища посвятил себя учительству, обучая детей помещиков.
Слайд 10
5. Знаете ли вы фамилию первого учителя сестер Круковских.
Эта фамилия записана в таблице:
Булевич | Малевич | Рашевский |
I | III | II |
Каждой фамилии соответствует число. Фамилия учителя Софьи Ковалевской соответствует номер четверти на тригонометрическом круге, в которой находится угол в .
В строке №5 впишите фамилию учителя
Первым учителем С. В. Ковалевской был И. И. Малевич. Это был талантливый педагог. К своему труду он относился с увлечением, любил детей и к каждому из них находил особый подход. Он был убежден в том, что обязанностью домашнего учителя является воспитание трудолюбия, развитие познавательных способностей детей. Он считал, что русский язык – важнейший из предметов, ибо занятия русским языком развивают мышление и дар речи. Соня писала под диктовку учителя, излагала самостоятельно устно и письменно свои мысли, училась декларировать, читала произведения русских авторов, статьи критиков. До десяти с половиной лет Соня изучала арифметику. Впоследствии она считала, что именно изучение арифметики дало ей основу математических знаний. И. И. Малевич был прекрасным учителем. На уроках истории учитель и ученица читали отрывки из трудов Н. Карамзина, С. Соловьева, журнальные статьи. Играя в «путешествия», Соня знакомилась с окружающей природой. Ее интересовало все – маленькие ручейки и большие озера, земля в цветнике или в саду, булыжники и драгоценные камни, домашние животные и дикие звери. «Путешествуя» с учителем, Соня побывала в «европейских столицах, посетила и осмотрела музеи, библиотеки, ученые общества, университетские лекции» - все, о чем Малевич рассказывал, он все видел и пережил сам. С первых уроков И. И. Малевич увидел в Соне очень внимательную, исполнительную и трудолюбивую ученицу.
Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей математикой. Случилось так, что стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет С.В. Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти». Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся: «Как скоро она усвоила понятие предела и производной, точно она их наперед знала».
Слайд 11
6. Знаете ли вы имя знаменитого немецкого математика, главы Берлинской математической школы, ставшего научным сотрудником Софьи Васильевны?
Его имя записано в таблице среди других знаменитых немецких ученых XIX века:
Давид Гильберт | Карл Вейерштрасс | Феликс Клейн |
Имени учителя Ковалевской соответствует число, равное tg α, если
sin α =0,6, cos α = - 0,4. Найдите tg α.
Фамилию немецкого математика впишите в строку №6
Закончились для Софьи недолгие ученические годы. Перед ее отъездом на родину К. Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении С. В. Ковалевской докторской степени без защиты диссертации. По ходатайству Вейерштрасса в Геттинском университете С. В. Ковалевской заочно была присуждена ученая степень доктора философии с «наивысшей похвалой».
Слайд 12
7. В каком году Софье Васильевне была присуждена ученая степень доктора наук философии?
Этот год записан в таблице:
1873 | 1874 | 1875 |
Запишите все углы, на которые нужно повернуть точку (1;0), чтобы получить точку (– 1; 0); решение этого задания приведет вас к верному ответу.
Год присуждения запишите в строке №7 1874
V.Мини проект «Тригонометрия в ладони Романцова Оксана
VI.Творческое применение знаний, умений и навыков
Мини проект «Тригонометрия в ладони»
Вашему вниманию предлагается кроссворд (приложение 2), разгадав его вы получите слово – разгадку к большому разделу математики, который мы с вами изучаем, (в парах за партой). Слайд 14
VII. Домашнее задание Слайд 15
7. Вот и закончился наш не совсем обычный урок, на котором мы повторили материал по прошедшей теме, а также познакомились с биографией С. В. Ковалевской.
Нам необходимо подвести итоги и поставить те оценки, которые вы заработали.
Проверяем правильность заполнения рабочей карты. Считаем количество верных ответов и ставим себе оценки.
Вы могли получить по две оценки каждый. Итак, какие же оценки вы получили.
Приложение 1
Из биографии С. В. Ковалевской
Ученая степень доктора философии была наградой за интересные математические труды, написанные С. Ковалевской в то время. Одна из этих работ была посвящена исследованию формы кольца планеты Сатурн.
Двадцати четырех лет, «с докторским дипломом в кармане», С.В. Ковалевская приехала в Санкт – Петербург. По существующим в России законам женщина имела право преподавать только арифметику в младших классах гимназии. Личная и научная жизнь Ковалевской в этот период сложилась так, что ей пришлось отойти от занятий математикой. В то время началась ее литературная деятельность: она начала писать стихи, романы, рассказы и статьи. Сама Софья Васильевна писала, что она всю жизнь не могла решить, «к чему у нее больше склонности – к математике или литературе».
Русские ученые оказывали моральную поддержку Софье Васильевне. Ей было предложено выступить на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей, на котором она прочитала доклад «О приведении абелевых интегралов 3-го ранга к эллиптическим» С.В. Ковалевская чтением своего доклада «произвела общее впечатление» и заслужила одобрение ученых – математиков.
В царской России для первой женщины – математика не нашлось университетской кафедры. С. В. Ковалевская вынуждена была принять предложение занять кафедру из университетов за границей.
Чтение лекций в Стокгольмском университете С. В. Ковалевская совмещала с научной работой над задачей о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки, давно привлекавшей внимание таких ученых как Эйлер и Лагранж.
Парижская Академия наук объявила премию Бордена в 3 000 франков за дальнейшее усовершенствование задачи в каком – нибудь существенном пункте. На конкурс было предоставлено 15 работ. Для обеспечения объективной оценки работы на конкурсе представляли под девизом. С. В. Ковалевская для своей работы выбрала девизом высказывание: «Говори, - что знаешь, делай, - что должен, будь – чему быть». Она внесла существенные дополнения к результатам, полученным до нее лучшими математиками. Именно ей была присуждена премия. Автором блестящей работы оказалась русская женщина. Ее имя стало известно всему культурному миру, о ней писали газеты и журналы. Премия была увеличена до 5 000 франков.
В 1886 году С.В. Ковалевская за свою работу получила премию.
С. В. Ковалевская стала знаменитостью. Однако все чаще и чаще она стала думать и хлопотать о возвращении в Россию для научной работы в качестве члена Академии наук. С. В. Ковалевская, эта исключительная женщина, душой и сердцем принадлежала России, которую она беззаветно любила. О возвращении С. В. Ковалевской в Россию хлопотали ее друзья. Петербургская академия наук, по настоянию П. Л. Чебышева, приняла специальное постановление о присуждении женщинам академических званий. Звание члена – корреспондента Академии наук не давало ей возможности вернуться в Россию.
Софья Васильевна ушла из жизни внезапно, в Швеции, не испытав радости возвращения на родину. Умерла С. В. Ковалевская в 1891 году.
Через 5 лет на холме Линдтаген в Стокгольме, где похоронена Софья Васильевна Ковалевская, был воздвигнут памятник, средства на который собрали русские женщины.
Памятник этот стоит на скате холма. Его основа – поднявшаяся волна, сделанная из обломслоистого гранита. На гребне волны – чёрный мраморный крест. У его подножия на доске из черного мрамора надпись вязью: «Профессору математики С. В. Ковалевской, 3.1.1850 – 29.1.1891 г. Её русские друзья и почитатели». С холма открывается пейзаж, напоминающий русский: две пересекающиеся дороги, вдали перелесок с липами и трогательными молодыми берёзками, ещё дальше горизонт пересекает тёмная линия бора. У подножия памятника стоят два огромных венка из искусственных цветов, множество венков и живых цветов. Их всегда так много, что не видно земли. Могила Ковалевской всегда украшена цветами.
После Ковалевской мало кто из учёных мужей брался утверждать, что гениальность – это вторичный мужской половой признак. Потеряли актуальность заявления английского философа Герберта Спенсера, убеждённого в том, что женщина и математика – «две вещи несовместимые».
Софья Васильевна Ковалевская прожила короткую, но яркую жизнь. Много ей довелось пережить: научную славу и литературное признание, сомнение и неуверенность, недовольство собой и одиночество.
Говорят, что время, в котором человек живёт, почти ничто, а важна только сама прожитая жизнь. Она у Софьи, несомненно, прошла подобно тому, как мгновенно выпитый до краёв кубок прекрасного вина.
Кроссворд
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 |
| |||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
12 | ||||||||||||||
13 |
1. Кофункция тангенса.
2. От него зависит значение функции.
3. Мера измерения угла.
4. Какой функции недостает: sin x, cos x, ctg x….
5. Значение тригонометрических функций повторяется через.
6. Cos x - тригонометрическая…..
7. Как называется график функции sin x?
8. (0;) - что это?
9. Есть в каждом слове, у растения а также есть у уравнения.
10. Предложение, требующее доказательства.
11. Ось ОУ.
12. Ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол α.
13. Sin x - нечетная функция, а cos x -......
1 | к | о | т | а | н | г | е | н | с | |||||
2 | а | р | г | у | м | е | н | т | ||||||
3 | р | а | д | и | а | н |
| |||||||
4 | т | а | н | г | е | н | с | |||||||
5 | п | е | р | и | о | д | ||||||||
6 | ф | у | н | к | ц | и | я | |||||||
7 | с | и | н | у | с | о | и | д | а | |||||
8 | п | р | о | м | е | ж | у | т | о | к | ||||
9 | к | о | р | е | н | ь | ||||||||
10 | т | е | о | р | е | м | а | |||||||
11 | о | р | д | и | н | а | т | |||||||
12 | с | и | н | у | с | |||||||||
13 | ч | ё | т | н | а | я |
Рабочая карта урока
Учащегося группы ________________________________
Количество примеров (решён верно, ставим «+»или вписываем год, фамилию, букву) | Сумма верных ответов | |||||||||||||||||||||||||
1 | Определение имени | |||||||||||||||||||||||||
2 | Год рождения | |||||||||||||||||||||||||
3 | Название имения | |||||||||||||||||||||||||
4 | Фамилия прадеда, деда | |||||||||||||||||||||||||
5 | Фамилия первого учителя | |||||||||||||||||||||||||
6 | Фамилия немецкого математика | |||||||||||||||||||||||||
7 | Год присуждения учёной степени | |||||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||||||
8 | Кроссворд | |||||||||||||||||||||||||
9 | Диктант, электронный тест | |||||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||||||
Отметка |
Рабочая карта урока
Учащегося группы ________________________________
Количество примеров (решён верно, ставим «+»или вписываем год, фамилию, букву) | Сумма верных ответов | |||||||||||||||||||||||||
1 | Определение имени | |||||||||||||||||||||||||
2 | Год рождения | |||||||||||||||||||||||||
3 | Название имения | |||||||||||||||||||||||||
4 | Фамилия прадеда, деда | |||||||||||||||||||||||||
5 | Фамилия первого учителя | |||||||||||||||||||||||||
6 | Фамилия немецкого математика | |||||||||||||||||||||||||
7 | Год присуждения учёной степени | |||||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||||||
8 | Кроссворд | |||||||||||||||||||||||||
9 | Диктант, электронный тест | |||||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||||||
Отметка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Тригонометрические формулы"
Урок систематизации и обобщения материала по теме "Тригонометрические формулы" в 10 классе представлен в форме турнира. В урок включены занимательные упражнения, дифференцированные зад...
презентация к уроку по теме "тригонометрические формулы
"Тригонометрические формулы" 10 класс...
Открытый урок по теме: "Тригонометрические формулы".
Интегрированный урок по алгебре и геометрии в 9 «А» классе. Тема урока: «Тригонометрические формулы»...
Урок-зачет по теме "Тригонометрические формулы" для 10 класса
Урок обобщения и систематизации знаний....
Воспитание как приоритет современного образования. Современные модели социализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.
Отчет об информации полученной на курсах повышения квалификации, по данной теме....
Проект современного урока по информатике на тему: Объекты операционной системы в инклюзивном классе для облегчения социализации детей в процессе обучения.
МБОУ Школа им.Б.И.СевериноваПлан-конспект открытого урока по информатике для 6-го класса Учитель информатики: Иванова В.М.Дата: 09.09.2021 год Цель проекта: Проект современного урока в инклю...
Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Тригонометрические формулы"
Урок по теме "Тригонометрические формулы" с презентацией...